- Биография самого великого кенигсбержца полна коллизий и курьезов. Не всякий человек, при жизни ни разу не выезжая за пределы своей малой родины, мог побывать гражданином сразу двух империй. Канту это удалось. В середине XVIII века Пруссия на несколько лет вошла в состав России и ученый, как и остальные жители города, оказался подданным русской царицы Елизаветы Петровны. Эти годы дали возможность России впервые узнать о Канте, и наоборот. Когда все вернулось на круги своя, философ продолжал поддерживать связь с цветом русской интеллигенции. Его гостями в Кенигсберге в разное время бывали и Карамзин, и Державин, и Милорадович. Будущий генералиссимус Александр Суворов не смог отказать ученому и по личной рекомендации профессора принял на службу молодого человека, который, к слову сказать, оказался приличным разгильдяем. Кант со свойственным только ему талантом сумел придать своей размеренной и педантичной жизни ореол таинственности, которая проявлялась буквально во всем. Но если бы философ знал, какие метаморфозы произойдут с его могилой после кончины, наверняка бы с присущей ему иронией создал еще при жизни очередной емкий труд под названием "Критика короткой памяти" или "Критика блуждающего тела". Во всяком случае события тех далеких лет дали серьезный повод к вековому спору: кто покоится в современной могиле Канта?
- В принципе, возможно ли, что при погребении самого великого сына Кенигсберга была допущена какая-либо оплошность?
- Первый парадокс произошел как раз во время погребения в феврале 1804 года: несмотря на то что город провожал своего почетного жителя, несмотря на то что процедура похорон была торжественной и помпезной, для Иммануила Канта не нашлось персональной усыпальницы, и его погребли в общем склепе профессоров местного университета - Альбертины. По злой иронии судьбы сразу же после смерти философа в Кенигсберге о его последнем пристанище забыли. Подобное забвение иногда доходило до откровенного цинизма. Через три года после смерти Канта наполеоновская армия, оккупировавшая город, заняла этот пантеон под конюшню. Особого внимания к могиле философа не было со стороны местных властей вплоть до 1880 года. Только тогда было решено извлечь прах ученого из братского захоронения ученых мужей и идентифицировать его. Комиссия, состоявшая из известных кенигсбержцев, под руководством директора Ольштадтской гимназии Карла Витта проводила раскопки на месте профессорского пантеона в течение двух июньских дней. Не буду вдаваться в деликатные детали этого мероприятия, но изначально на месте упокоения гения философии были обнаружены части скелета пожилого человека, а неподалеку половинка таблички с посвящением от душеприказчика Иммануила Канта. Результаты идентификации праха вызвали шок у членов комиссии: останки принадлежали современнику философа - профессору теологии Иоганну Шульцу. Каким образом табличка Канта оказалась не на своем месте, объяснить было невозможно. Но на этом сюрпризы раскопок не закончились. По свидетельствам многочисленных очевидцев, Кант был погребен справа от Шульца, однако поиски в этом направлении результата не дали. Отчаявшись, решили копать в противоположную сторону и через некоторое время наткнулись на скелет еще одного человека преклонного возраста. По мнению комиссии, которое определилось не за один день полемики и споров, именно эти останки и принадлежали Канту. К такому выводу ученые пришли, изучив череп и посмертную маску Канта.
- И все же комиссия могла допустить ошибку в идентификации?
- Человеку вообще свойственно ошибаться. Выводы комиссии оспариваются некоторыми кантоведами до сих пор. Шум по этому поводу систематически поднимает пресса. Тем не менее, слепки лобной части и челюсти умершего полностью совпали с маской Канта. Экспертиза длилась почти четыре месяца, взвешивались все за и против. Разумеется, члены комиссии пытались и найти объяснение подобной ротации тел под землей, и отыскать вторую половину таблички Иммануила Канта. Однозначных убедительных объяснений этим парадоксам никто дать так и не сумел.
- Правда ли, что нацистские идеологи в конце 30-х годов прошлого века потревожили вечный сон Канта и использовали череп гения для описания арийского экстерьера?
- Это байка, к сожалению, очень живучая. Нацисты действительно кичились именем великого ученого, но эксгумировать прах Канта все-таки не решились. Во-первых, в ноябре 1880 года идентифицированные останки были запаяны в цинковый гроб вместе со стеклянной капсулой, в которой находилось подробное описание всего процесса, а затем помещены во второй металлический гроб. Далее громоздкая конструкция была опущена в каменный саркофаг. Все это многотонное сооружение было сделано таким образом, чтобы исключить любую возможность проникновения в могилу желающих вольно или невольно потревожить прах философа. В 1924 году по проекту Фридриха Ларса вокруг могилы возвели портик, фундамент которого усложнил возможность тайного подкопа к захоронению. Поэтому проникнуть тайно к останкам Канта невозможно, а на открытые демарши подобного порядка никто не решился. Второй аспект, который сейчас уже доказан и в немалой степени разочаровал бы антропологов Третьего рейха: Кант не был истинным арийцем. В жилах его предков текла и шотландская кровь, и кровь малой прибалтийской народности - куршей. По сути своей он был великим гражданином великого мира. Неслучайно на склоне лет Иммануил Кант сформулировал для будущих поколений собственное понимание смысла нашей с вами жизни: "Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мною и моральный закон во мне"...