Денис Белецкий изучает древнюю христианскую архитектуру и живопись уже больше десяти лет. С 1991 года стал ездить в Дигорское ущелье вместе с Северокавказской археологической экспедицией Государственного исторического музея. И в итоге заболел Кавказом. Для него стало находкой, что здесь сохранилось столько древних памятников, связанных с христианством, причем не очень хорошо исследованных.
- Много нового я узнал, изучая росписи Нузальской церкви в Осетии, - говорит Денис. - А два года назад я выбрался в Сентинский храм. Все мои знакомые говорили, что от его фресок почти ничего не осталось. Но оказалось, что этот храм - непаханое поле для исследователя. Я нашел там много интересных надписей на греческом языке. Самая важная из них - так называемая "строительная надпись". Прочесть тексты мне помог друг - эпиграфист и историк Андрей Виноградов. Он вместе со мной выезжал в Карачаево-Черкесию. Перевод сентинской "строительной надписи" (кстати, он публикуется впервые) таков:
Освящен, обновлен храм
пресвятой Богородицы
в царствование
Никифора, императора и августа...
и Давида, эксусиократора Алании,
и Марии эксусиократориссы
2 апреля, в день святой антипасхи,
рукою Феодора,
митрополита освященного Алании,
от сотворения мира в 6473 г.
Написано рукой имярек,
апокрисария Патрикия.
Древние художники рисовали всего тремя красками
Значение новой находки для истории Северного Кавказа и Алании переоценить трудно. "Строительные" надписи вообще довольно редки.
- Я прочел порядка 300 надписей на стенах крымских пещерных церквей, но текста, подобного сентинскому, не встречал, - пояснил Денис Белецкий. - Письменных материалов по истории алан крайне мало. В основном информацию приходится добывать из византийских, грузинских, арабских и даже китайских источников. Поэтому новый источник - необычайная удача.
Кстати, все сентинские надписи, а их, кроме упомянутой строительной, довольно много (это и подписи к изображениям святых, и процарапанные посетителями храма в X-XI веках по штукатурке граффити и т.п.), сделаны по-гречески и там очень много имен, причем исключительно христианских.
По мнению ученых, сентинские фрески уникальны. Они - фактически единственный памятник монументальной живописи Алании домонгольского времени.
- Нам удалось установить, что украшался Сентинский храм в четыре этапа, - рассказывает исследователь. - Самый последний относится к концу XI века. А самый первый был как раз во время обнаруженной нами "строительной надписи". Получается, что интерьер обновляли примерно каждые 40-50 лет.
В двух самых ранних слоях нет человеческих фигур, только изображения крестов, орнаментов и надписей. Это единственные росписи такого типа на территории России. Да и вообще в мире их сохранилось не так уж много.
Под третьим и четвертым слоем скрываются росписи явно профессиональных художников, скорее всего, из Малой Азии. Видно, что у них был явный дефицит материалов - они пользовались всего тремя(!) красками.
9 апреля 2004 г.