Аятоллизация как главный путь

От религиозного фундаментализма пострадают и сытый Запад, и беспокойный Восток

Религия 
0
140
Время на чтение 4 минуты
Взлет влияния клерикалов - всеобщая тенденция. В России бесконтрольный рост влияния конфессиональных групп и течений происходит уже около 15 лет. Долгое время общественное мнение и власть были склонны недооценивать опасность политических притязаний религий, считая "запрос" на религиозность естественной реакцией на засилье атеизма до 1991 года. Российский религиозный фундаментализм в его исламской, а в меньшей степени иудаистской и православной версиях, некоторое время выступал инструментом стабилизации общественного сознания в условиях идейно-политического вакуума после распада официальной советско-коммунистической идеологии. В дальнейшем, однако, стала происходить быстрая политизация конфессий, и разные политические группы, апеллируя к религиозным идеям и лозунгам, стали претендовать на существенное место в политическом пространстве страны. Российский исламизм при этом сумел одержать ряд крупных побед, фактически став важной консолидирующей политической силой в ряде ключевых регионов Федерации от Поволжья до Северного Кавказа. Кровавые кризисы - не исламские по происхождению, но демонстративно исламистские по обличью - не заставили себя ждать.

В США и Западной Европе рост значения религиозно-конфессиональных составляющих политической жизни происходил приблизительно с семи-восьмилетним отставанием по сравнению с Россией. Там не было мгновенного краха официальной идеологии и усиление религиозности проявляло себя в общем потоке очередного возвратного цикла консерватизма. Сам же этот консерватизм был во многом спонтанной "низовой" реакцией общественных масс на запоздалое осознание болезненно негативных последствий глобализации, которой активно содействовали общественные "верхи" западных стран. Бесконтрольные миграции населения из Азии и Африки в зоны Северной Америки, Западной и Северной Европы породили в последних массу социально-культурных, а затем социально-экономических и политических проблем, вылившихся в усложнение взаимоотношений между коренным и пришлым, но настроенным на укоренение населением. В итоге и коренное, и пришлое население метнулось к религиозности, увидев в ней средство предохранить себя от чужеродных культурных и, конечно, не только культурных воздействий. И для тех, и для других "бегство в религию" было защитной психологической реакцией.

В Европе инструментальное возрождение интереса к самой что ни на есть традиционной, некосмополитичной, неглобализированной культуре - и культам - сыграло на рост популярности консервативно-националистических партий. Их электоральные успехи заметны прежде всего во Франции, Австрии и Нидерландах. Осторожные попытки французского правительства законодательно ограничить влияние религиозного консерватизма на образование, культуру и политику, равно как и не менее аккуратные и строго дозированные шаги британского кабинета ни много ни мало к реабилитации атеизма (!) - не что иное, как первые здоровые реакция европейских элит на осознание опасности религиозного консерватизма. Реакции, заметим, не имеющие, увы, аналогов в США и России.

В США по сравнению с Европой веер партийно-политического плюрализма предельно усечен и сведен к масштабу жесткой двухпартийности. Поэтому излиться в "простой и классической" электоральной форме, как в Европе, всплеск консервативной религиозности в Америке не мог. Но он, конечно, дал о себе знать. Во-первых, в виде роста замкнутости, непрозрачности и нарастания религиозной ортодоксии в нетрадиционных для США этно-религиозных общинах, прежде всего азиатско-исламских (но не исламских общинах черных американцев!).

Во-вторых - в усилении консервативно-традиционалистских настроений традиционных этнических групп американского населения (белых и небелых), ставшего, как на рубеже 70-х и 80-х годов прошлого века, (на время?) ценить религиозную обрядность, библейские ценности, патриархально-семейные отношения, условно-традиционный жизненный уклад выше светских свобод, реформ, движения вперед, конкуренции и перемен, свободы самовыражения.

В-третьих - в эволюции программных установок обеих главных политических партий страны. Сегодня, оперируя российскими понятиями, американские "национал-патриоты" (республиканцы) и "либералы" (демократы) фактически конкурируют между собой за роль выразителей патриархальных и сильно окрашенных религиозностью устоев нравственности и семейных отношений. Лидеры двух партий дружным хором ратуют за евангельскую чистоту нравов, ограничение абортов, осуждают однополые "браки", присягают на верность "своим" конфессиям, осуждают атеизм. Растерявшееся было после 11 сентября, американское общество судорожно и отчасти безрассудно метнулось к войне. Прошло два с половиной года, конца войне не видно, американцев убивают в Ираке и Афганистане каждый день. Нация все острее испытывает потребность ощутить твердость моральных оснований своей сомнительной внешней политики. Поскольку найти их в сфере рационального все сложнее, американская элита обращается к религиозности. Это тоже своего рода "иммунный ответ" американского общества болезни, сопряженные с глобализацией.

На этом фоне уже не странно, что традиционализм в форме воинственного политического ислама продолжает одерживать победы. Талибы вовсе не побеждены и, по оценкам аналитиков, в состоянии сорвать предстоящие летом выборы в Афганистане. Пакистан, первое в мире исламское ядерное государство, с трудом балансирует у фатальной черты стихийной клерикальной революции. Аятоллы без прошлой экзальтации, но прочно держат в узде Иран. И самое дикое - американцы собственными руками вымостили путь к победе исламистов в Ираке, где сегодня со стен всех домов на ошалелых (от вранья иракских и американских официальных лиц) журналистов смотрят портреты бородатого человека в черной чалме, точь-в-точь напоминающего незабвенного иранского аятоллу Хомейни - этого, без сомнения, самого радикального и успешного клерикала прошлого столетия!

Можно утешать себя тем, что американские, русские или французские церковники в политике менее опасны, чем иракские, пакистанские или афганские. Нельзя не видеть: под гимны о глобализации в мире поднялась глобальная волна религиозного фундаментализма, способного во всех странах, с соответствующими поправками, дать выбросы политического мракобесия. Пострадают от него и сытый Запад, и беспокойный Восток.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Богатуров
Спор о нефтегазовом оружии
Сильная Россия не вписывается в существующий мировой порядок
30.06.2006
В Ираке возможна исламская революция
У Буша есть три варианта: война до победного конца, "глубокий" компромисс с муллами или же конфликт с "революцией фанатиков"
28.04.2004
Москва учла "исламский опыт" США
Присоединение России к ОИК будет работать на ограничение влияния радикалов
18.08.2003
Все статьи Алексей Богатуров
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Сергей
16.04.2024 12:14
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
16.04.2024 11:38
«Не будет (у иудеев) ни священника, ни царя», сказал Златоуст
Новый комментарий от Калужанин
16.04.2024 11:35
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 10:41
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от РОНОЛ
16.04.2024 10:41