itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

VI Корнилиевские православные образовательные чтения

Религия 
0
222
Время на чтение 7 минут
С 4-6 марта 2004 года в городе Печоры Псковской области проходили очередные Корнилиевские Православные образовательные Чтения. Уже шестой год подряд по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия педагоги школ города Печоры и Печорского района собираются для того, чтобы обсудить вопросы православного образования и воспитания своих подопечных. Следует подчеркнуть, что речь на Чтениях идет именно о проблемах светской системы образования. Устроителями Чтений являются Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Печерское православное педагогическое общество, созданное в октябре 1998 года, и Печерская городская гимназия. В нынешнем году в Чтениях принимало участие около ста человек из города Печор и Печорского района, Пскова и Великих Лук. Для участия в работе педагогического форума также прибыла большая группа гостей из Москвы, в том числе доктор философских наук, профессор Московского государственного медицинского университета И.В. Силуянова, доктор исторических наук, секретарь Правления союза писателей России С.В. Перевезенцев, доктор филологических наук, профессор Института русского языка им.А.С. Пушкина В.И. Аннушкин и целый ряд других представителей академической науки. К VI Корнилиевским Чтениям был приурочен выпуск очередного номера журнала "Глагол", издаваемого Православным педагогическим обществом Печор, а также открытие интернет-сайта общества по адресу www.glagol-online.ru.

По традиции перед открытием Чтений, которые всегда начинаются в день памяти преподобномученика Корнилия, их участники присутствовали на молебне у мощей святого игумена Псково-Печерской обители. После литургии в Михайловском соборе монастыря молебное пение совершил митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий, отмечающий в этот праздник свое тезоименитство.

Начиная первое пленарное заседание, к участникам Корнилиевских Чтений обратился архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, который передал присутствующим благословение и напутствие архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия. Архимандрит Тихон также выступил с докладом: "Исторические свидетельства о мученической кончине преподобномученика Корнилия". Как отметил докладчик, обратиться к этой теме его побудили утверждения некоторых лиц, считающих вымыслом гибель преподобного Корнилия от рук царя Ивана Грозного. Об этом, в частности, заявила недавно посетившая Печорский монастырь Ольга Куликовская-Романова. На основе обширного исторического материала настоятель Псково-Печорского монастыря обрисовал политическую ситуацию, сложившуюся на Руси во второй половине XVI столетия, дал яркую характеристику личности Иоанна Грозного, а также детально изложил обстоятельства мученической кончины преподобного Корнилия. Отец Тихон подчеркнул, что утверждения о непричастности Ивана Грозного к этому преступлению противоречат фактическим данным и, в первую очередь, выгодны политизированным группировкам, которые настаивают на канонизации этого царя.

Директор Печорской гимназии, заслуженный учитель России О.М. Тумановская поделилась накопленным в рамках Корнилиевских Чтений опытом работы с родителями, в сфере духовно-нравственного воспитания детей. Основной формой такой деятельности является проведение тематических открытых родительских собраний, имеющих по ее словам, большую результативность. На этих собраниях родители имеют возможность откровенно обсуждать свои, зачастую схожие проблемы друг с другом и с учителями, и, в конечном счете, начинают более ответственно подходить к самому процессу воспитания. Нередко родители печорских школьников сами становятся инициаторами мероприятий, направленных на приобщение детей к духовным ценностям Православия.

Значительный интерес слушателей вызвало выступление катехизатора Псково-Печерского монастыря иеромонаха Августина (Заярного), который рассказал о своем понимании целесообразности преподавания в школе предмета "Основы православной культуры". Как отметил отец Августин, в нынешнем своем виде этот предмет, рекомендованный к преподаванию в школе Министерством образования, немногим отличается от курса "Закона Божия". Между тем детская аудитория светской школы в большинстве своем неподготовлена для восприятия этих знаний. "Дети, которым мы будем преподавать должны иметь живую веру в Бога, а иначе преподавание будет формальным и может не только не достигнуть своей цеди, но и навредить", - подчеркнул он. Вместо "Основ православной культуры" по мнению отца Августина в школьную программу нужно ввести "Основы русской духовной культуры", где можно изучать факты русской культуры, сами по себе не являющиеся религиозными, но, тем не менее, в подавляющем своем большинстве самым тесным образом связанные с Православием. Кстати сказать, в Печорской гимназии этот курс успешно преподается им в разных классах уже в течении нескольких лет.

Президент межрегиональной общественной организации "Родители, педагоги, ученые за нравственную традиционную Российскую школу" Ф.Н. Савельева обрисовала перспективы сотрудничества с Печорским православным педагогическим обществом. Это сотрудничества продолжается уже более четырех лет и уже принесло благие плоды. Оно во многом способствует повышению научного уровня Корнилиевских Чтений, в частности участию в них представителей ведущих ВУЗов Москвы.

Всего на первом пленарном заседании прозвучало более десяти докладов. Одним из последних стало выступление доктора биологических наук, профессора МГУ А.Н. Камнева, который рассказал о работе в детских летних лагерях. Основная идея этого доклада заключалась в необходимости приобщать детей к православным традициям через конкретное живое дело, например, полевые краеведческие исследования. История каждого старинного русского города или села, близ которых, как правило, расположены летние детские лагеря, обязательно включает историю его святынь. Их изучение способствует пробуждению у детей и подростков интереса к своим корням и родной культуре, сложившейся на основе православных духовных ценностей. Проведение таких исследований не требует значительных финансовых затрат, но имеет огромное воспитательное значение и по силам любому педагогу.

Второй день работы Чтений был посвящен обсуждению практических и методических аспектов преподавания. В Печорской гимназии состоялись заседания тематических секций: православной педагогики, естественнонаучной и историко-филологической, а также прошли открытые уроки и классные часы. Замечательный пример нестандартного подхода к изучению обычного предмета школьной программы показала учитель начальных классов Печорской гимназии С.Н. Ежова. Урок математики, проведенный ею в 4 классе, был посвящен арифметическим действиям с многозначными числами, а назывался "Страницы истории моего города". В качестве условий задач фигурировали не абстрактные ситуации с трубами А и В, из которых вытекает некое количество воды, а конкретные сведения о городе Печоры и Печорском монастыре. Под руководством учителя школьники, определяли периметр монастыря, высоту его башен, вычисляли памятные даты истории обители.

Высокую оценку участников Чтений получило факультативное занятие по "Основам духовной русской культуры", проведенный в 11 классе гимназии иеромонахом Августином (Заярным). Для обсуждения на этом уроке он выбрал одно из самых непростых произведений русской литературы XX века- роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Анализируя содержание романа, печорские подростки пытались сформулировать собственные ответы на вопросы: "что есть зло?", "может ли зло быть привлекательным?", "можно ли принести кому-нибудь добро ценой преступления нравственных норм?". Примечательно, что в ходе дискусии отец Августин прибегал к примерам из современной жизни. Так он рассказал о письме, направленном архимандриту Иоанну (Крестьяникину) одним из бывших лидеров диссидентского движения ныне живущем на Западе. Этот человек, обратившийся к Православию, хотел знать: нужно ли ему каяться за то, что он столько лет боролся с советской властью. Нужно, ответил отец Иоанн, потому, что ваша борьба в конечном итоге привела к демократии.

Переходя от вопроса к вопросу, отец Августин побудил одиннадцатиклассников задуматься об отношении автора "Мастера и Маргариты" к Евангельским событиям, а также о том, какое место занимают эти события в их собственной жизни, насколько для них самих важны христианские заповеди.

Большой интерес вызвала работы секции православной педагогики, которой руководила Ф.Н. Савельева. На заседании секции прозвучало выступление председателя Печорского православного педагогического общества, заместителя директора Печорской гимназии по воспитательной работе Т.И. Перовой. Она рассказала о методах наполнения внеклассных и внешкольных мероприятий православным духовно-нравственным содержанием. Как известно, существует множество форм проведения таких мероприятий-школьных огоньков, вечеров, КВНов. По мнению педагога необходима цензура сценариев внеклассных мероприятий, которые сегодня во многом строятся в формате, аналогичном "взрослым" программам, существующим на ТВ. Задача классного руководителя не только тактично исключить из сценария школьного праздника двусмысленные моменты, которые подчас копируются с телеэкрана, но и объяснить ребятам почему именно это недопустимо. Осуществлять цензуру необходимо с максимальной искренностью, без назидания и категоричных запретов. Благодаря такому подходу учителям гимназии в нынешнем году удалось свести на нет проблему празднования "дня святого Валентина". В предверии 14 февраля учащимся старших классов, которые более всего были заинтересованы в проведении "дня влюбленных" объясняли, что в русском церковном календаре нет такого праздника и такого святого. Альтернативой западному "покровителю влюбленных" явились русские святые, прославленные Церковью за благочестивую и целомудренную жизнь. Именно их жизнеописания и иконы украсили стены гимназии в канун "Валентинова дня". Примечательно, что это решение встретило понимание со стороны учащихся. Чтобы не смущать христианской совести многочисленных верующих учеников педагоги гимназии стараются не проводить увеселительные мероприятия в периоды церковных постов. Более того, даже музыкальное сопровождение работы избирательных участков, которые расположены в школах, по настоянию учителей 14 марта будет строиться исходя из требований Великого поста.

Педагог дополнительного образования Писковской средней школы Н.В. Богданова рассказала коллегам о работе по совершенствованию сотрудничества школы и Церкви в Псковской области, подчеркнув, что оно основывается на существующих государственных нормативных актах. Взаимодействие осуществляется в разнообразных формах. Псковская земля, изобилующая православными святынями, дает школьникам богатый материал для изучения русской истории и культуры. Уже проделана большая работа по изучению детьми истории псковских храмов. Объем собранного материала таков, что юные участники исследований готовы проводить экскурсии по храмам для своих сверстников. Духовенство Псковской епархии по словам Богдановой активно идет навстречу сотрудничеству с учебными заведениями. Например, весьма интенсивно развиваются контакты районного отдела образования со Спасо-Преображенским Мирожским монастырем, в иконописной мастерской которого дети постигают историю и технику иконописи. Выездные уроки по русской литературе проводятся в Святогорском женском монастыре, где находится могила поэта А.С. Пушкина. Настоятель Псковского храма Александра Невского протоиерей Олег Тэор помогает школьникам больше узнать о личности и подвиге святого благоверного князя. Хорошие результаты дают летние православные детские лагеря, проводимые на Псковщине при участии священнослужителей. Летом 2004 года планируется организовать такой детский лагерь в областном масштабе. Одной из эффективных форм сотрудничества является организация паломнических поездок учителей и учеников по святым местам родного края и по России.

Различные аспекты взаимодействия школы и Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания затрагивались в большей части сообщений, прозвучавших на секционных заседаниях Корнилиевских Чтениях. В последний день работы Чтений учителя и священнослужители приняли участие в круглом столе "Проблемы современного православного образования в школе".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Кирьянова
Все статьи Ольга Кирьянова
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54