Взаимоотношения Н.П.Краснова и Императора Николая 2 дополняют и под новым углом зрения раскрывают уже известные черты личности и деловые качества Государя Великой Державы. При строительстве Ливадийского дворца проявились и бытовые привычки Государя, и его подход к государственным делам, и, наконец, его эстетические вкусы.
Как известно, Николай Александрович мечтал возродить в стране ту гармонию сословий, которая существовала в Святой Руси в 17-м веке, когда имело место прямое общение Самодержца с народом. Дело в том, что в условиях конца 19 - начала 20 века между Императором и простыми людьми возникло "средостение" - так называли тогда собирательно чиновников государственного аппарата. И Государь постоянно искал возможности опереться в своей работе на людей из гущи народной.
Его отец - Александр III - избрал для строительства дворца в Крыму петербургского архитектора. Николай Александрович поручил столь ответственное дело провинциальному - ялтинскому зодчему, выходцу из крестьян.
Николай Петрович родился в селе Хонятино Коломенского уезда Московской губернии. Как крестьянский мальчик сумел получить образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, учиться в котором было, по словам современников, "неслыханной честью для молодежи 70-80 гг" 19 века? Об этом мало известно. Высказываются предположения, что этому могли способствовать либо Сергей Михайлович Третьяков, который в то время являлся попечителем всех учебных заведений Коломенского уезда, либо известный уроженец Коломенского уезда, тоже выходец из крестьян, ставший миллионером, - Петр Ионович Губонин.
Как бы то ни было, Петру Николаевичу пришлось доказывать свое право стать "зодчим-счастливцем", а именно, строить дворцы, храмы, крупные общественные сооружения, неутомимым трудом, начиная с самых скромных сооружений.
12 лет он занимал хлопотную должность городского архитектора небольшого по тем временам городка - Ялты. Правда, Ялта расстраивалась очень быстро, и кто-то называл ее даже "русским Чикаго". Но это только подчеркивало контраст в работе зодчего - при видимой скромности, "провинциальности" должности, ее меньшего права на ошибку.
Надо сказать, что тогда исподволь уже нарастал конфликт между столичными и провинциальными архитекторами, который явно проявился в начале ХХ века и нашел отражение на Всероссийских съездах зодчих. Петербург терял свою монополию на всероссийское строительство. Богатела страна, богатела провинция, местные архитекторы получали не худшее образование по сравнению со столичными, и у них уравнивались шансы в деле получения строительных материалов, связи с европейскими фирмами, наконец, оплаты труда. Провинциальные архитекторы немедленно улавливали новейшие тенденции развития строительства в России и за рубежом. В частности, как свидетельствуют все постройки Н.П.Краснова, архитектор шел в ногу с передовыми тенденциями своего времени. Они были четко сформулированы на 2-м съезде русских зодчих в 1895 году представителем "московской школы" - известным русским архитектором К.М.Быковым: "Задачи архитектуры нашего века сводятся к тому, чтобы на основании современного развития научных знаний и усвоения прошлого строительного опыта идти на помощь насущным духовным и материальным запросам современной жизни. Побольше света, больше тепла, больше здоровых условий жизни, больше духовного и гармонического единения".
При этом собственно художественная задача ставилась так, чтобы избежать двух крайностей - или мелочного копирования исторических форм или строительства чисто функционального.
Н.П.Краснов создавал сооружения изумительные по своей целесообразности, творчески используя элементы исторических культур, бытовавших в Крыму: русской, итальянской, крымско-татарской.
Государь оценил Н.П.Краснова как специалиста, посетив владение великого князя Георгия Михайловича в Хараксе. Запись в дневнике Его Величества об этом посещении выявляет эстетические вкусы Николая Александровича, которые, как видно, совпадают с принципами архитектора: "...поехали в имение Георгия и Минни. Осматривал их дом, сад, маленькую церковь, помещение для свиты. Все красиво, просто, устроено со вкусом". Более развернуто Его Величество раскрывает свои взгляды в письме к матери после завершения строительства Ливадийского дворца: "Мы не находим слов, чтобы выразить нашу радость и удовольствие иметь такой дом, выстроенный именно так, как хотели. Архитектор Краснов удивительный молодец - подумай, в 16 месяцев он построил дворец, большой Свитский дом и новую кухню. Кроме того, он прелестно устроил и украсил сад со всех сторон новых построек вместе с нашим отличным садовником, так что эта часть Ливадии очень выиграла. Виды отовсюду такие красивые, особенно на Ялту и на море. В помещениях столько света, а ты помнишь, как было темно в старом доме...Что редко бывает - Краснов сумел угодить всем: дамы, свита и даже femmes de chambre (горничные - фр. - ред.) и люди довольны своими помещениями. Все приезжающие, после осмотра дома, в один голос хвалят то, что видели, и, конечно, самого виновника - архитектора".
Как видно, во вкусах императора важное место занимает демократическое требование того времени, которое представитель московской городской управы С.В.Челноков на 5-м Всероссийском съезде зодчих сформулировал в виде краткого лозунга: "больше света и воздуха!"
Строя виллы, дворцы, охотничьи домики для аристократов и великих князей, Н.П.Петров, не ведая того, создал в Ялте и ее окрестностях идеальную культурную и гигиеническую среду для нескольких поколений советских граждан, которые пользовались ей, предав забвению имя ее творца.
Поэтому крымская фирма "Бизнес-Информ" сделала благородное дело, издав к 140-летию русского зодчего монографию "Архитектор Высочайшего Двора". Написана она международным коллективом - покойным Н.Н.Калининым, М.А. Земляниченко и сербом А.Кадиевичем. Профессор истории архитектуры Белградского Университета Александр Кадиевич осветил архитектурную деятельность Н.П.Краснова в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев в период между двумя мировыми войнами.
В издании монографии большую помощь оказали заместитель Председателя Совета Министров АР Крым В.А.Дзоэ, Министерство архитектуры и строительства АР Крым и заместитель директора Ливадийского дворца-музея А.Н.Кутищева.
24 февраля 2004 г.