Музей Хиллвуд пригласил в качестве куратора и автора выставочного каталога Венди Сэлмонд, профессора истории искусства в университете Чапмэн (Орандж, Калифорния). "Эта выставка стала возможна благодаря тому, что только такие иконы могли приобрести иностранцы в СССР в 30-е годы XX века, - говорит Венди Сэлмонд. - Именно тогда три американца - посол США в Москве Лоренс Стайнхарт, а до него супруга американского посла Дэвиса и итальянского посла Руссо - коллекционировали предметы русской старины и православные иконы, которые, по мнению советских властей, не представляли художественной ценности". В Эрмитаже и в Русском музее хранятся шедевры русской иконописи, такие, как "Троица" Андрея Рублева. Однако воинственный атеизм большевиков мог бы привести к безвозвратной утрате целого пласта в истории развития российской живописи и прикладного искусства, если бы не энтузиазм западных коллекционеров, - таких, как Марджори Мэрриуэзер Пост. На пыльных полках советских комиссионок и в кучах хлама она находила иконы с облупившейся краской, почерневшие оклады, истоптанные грязными сапогами ризы с золотым шитьем и многие другие предметы, которые составили основу коллекции в ее вашингтонском поместье Хиллвуд.
"Я считаю, что пришло время, - и Хиллвуд самое подходящее для этого место, - для того, чтобы добавить еще одну главу в историю русской иконописи, - говорит профессор Венди Сэлмонд. - Эта глава протяженностью в триста лет свидетельствует о том, что 1650-й год не стал последним в судьбе русской иконы. Русские не перестали быть православными. Они не забыли традиции мастеров-иконописцев".
Изучение русских икон и сакральной живописи XVII - XX веков, сохранившихся в западных коллекциях, позволило профессору Сэлмонд сделать ряд новых научных выводов, которые важны для углубления знаний по истории русской иконописи. Она надеется, что выставка станет свидетельством драматических изменений, которые проходили в русской православной церкви и в российском обществе в эпоху династии Романовых.
Безуспешные попытки усилить влияние католицизма, предпочтение модных западных стилей и упорное, несгибаемое противостояние глубоких традиций византийского искусства в русской иконописи - все это нашло отражение в хиллвудской коллекции. После иконы Казанской Богоматери XVII века, с удлиненными чертами лица и миндалевидными глазами, заметен радикальный отход от двухмерности ранней иконописи в созданной позднее иконе Богоматери "Взыскание погибших". Ее белая вуаль с короной на западный манер, а также украшенный жемчугом оклад иконы, отвечали предпочтениям российской аристократии того времени в той же мере, как и поразительно большое количество икон Святой Екатерины, написанных в период правления Екатерины Великой, говорит Вэнди Сэлмонд.
"Типична реакция на эти иконы, что они "не представляют никакой художественной ценности", что они - свидетельство упадка после окончания "Золотого Века" иконописного искусства в России, пронизанного высокой духовностью. Я с этим не согласна, - говорит профессор Сэлмонд. - Действительно, их не сравнишь с шедеврами Андрея Рублева. Однако эти иконы поразительно значительны и выразительны. Они позволяют увидеть, как и чем жили разные слои общества в имперской России: аристократия, духовенство, простой люд. Порой эти иконы гораздо более откровенны, чем монументальные образцы ранней российской иконописи".
Выставка в Доме-музее Хиллвуд "Меняющаяся традиция: русские иконы в эпоху Романовых" откроется для публики 1 июня этого года.
Портал-Credo.Ru