- Глубокие общественные потрясения, природные катаклизмы всегда способствуют проявлению религиозного чувства, изначально присущего человеку. Вспомним Великую Отечественную войну, когда наш народ, за время антицерковных пятилеток забывший, казалось, само слово "Бог", вновь заполнил православные храмы, а под бомбежками и обстрелами даже политруки втихомолку молились: "Господи, помоги..."
Нечто подобное мы наблюдаем и сейчас: "церковный ренессанс" не в последнюю очередь связан с тем, что многие россияне тяжело переживают выпавшие на их долю экономические и социальные испытания. В этих условиях наша Церковь вовсе не стремится "играть на трудностях"; она всегда выступала и выступает за то, чтобы каждый человек имел достойные условия жизни. Эта твердая позиция отражена в "Основах социальной концепции Русской православной церкви". В этом документе Церковь призывает общество к справедливому распределению продуктов труда, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый - больного, трудоспособный - престарелого.
В заключение приведу мудрые святоотеческие слова: "Бог не оставляет людей ни в несчастии, чтобы они не изнемогли, ни в счастии, чтобы они не сделались беспечными, но различными способами устрояет их спасение". В них и заключается ответ на поставленный вами вопрос.
Ваше Высокопреосвященство! Некоторые наши телевизионные ведущие не упускают случая порассуждать о том, что Русская Церковь, дескать, не вписывается в новые реалии жизни, что Православие не способно развивать предпринимательские качества в людях. Как вы относитесь к таким "вещунам"? (Галина Дементьева, Ставропольский край).
- Действительно, на телеэкране, да и в печатных СМИ время от времени появляются выступления, авторы которых затрагивают такую, безусловно, важную тему, как влияние Церкви, религии на формирование менталитета народа. Православие при этом подвергается критике, ему в вину ставятся едва ли не все наши беды, вплоть до революции 1917 года и последующих десятилетий тоталитаризма: дескать, слишком уж терпеливыми, чрезмерно надеющимися на Бога, а потому безынициативными и безвольными воспитывала Православная Церковь многие поколения русских людей, вот и не можем мы догнать те народы, мировоззрение которых строится на основе "продвинутой" протестантской этики...
Ничего оригинального в подобных рассуждениях нет. В свое время в Западной Европе достаточно много говорилось об "отсталости" католичества и "прогрессивности" протестантизма, аграрные католические Испания и Португалия противопоставлялись промышленно развитым Великобритании, Дании, Скандинавским странам. Вроде бы логично. Но к какой категории - передовых или отсталых - отнести традиционно католическую Францию? А что делать с безусловно католической Италией, сельскохозяйственный юг которой по либеральной оценочной шкале значительно уступает индустриальному северу? Чем католическая духовная традиция помешала австрийцам? Ну а Германия... "Мерседес" производится в ее северной, протестантской части, а "БМВ" - в южной, католической, и это различие никак не влияет на качество выпускаемых автомобилей: оно одинаково высокое.
Что же касается нашей страны, то хорошо известно: в начале XX века она была одним из наиболее динамично развивающихся государств мира. И православная вера, являвшаяся стержнем жизни русского купечества, вовсе не мешала развитию и проявлению в этом достойном сословии качеств, необходимых для успешной деятельности на рынке, в том числе и международном.
Так что аргументация противников Православия не выдерживает критики. Печально, что подобные высказывания людей, не любящих, не знающих и не желающих знать истории своей страны, благодаря СМИ становятся всеобщим достоянием и претендуют на некую объективность. Это ложь, способная лишь дезориентировать наш народ, лишить его подлинных целей в жизни.
Если не ошибаюсь, еще накануне празднования 2000-летия Рождества Христова вами, уважаемый Владыка, высказывалась идея о создании Православной академии наук. Для чего необходимо такое учреждение? Сделаны ли реальные шаги по его формированию? (Павел Струкин, Астрахань).
- В последние 10-15 лет в России появилось много академий, так что под угрозой девальвации оказывается само понимание академии как авторитетнейшего сообщества признанных ученых, элиты научного мира. Поэтому идея Православной академии наук не должна быть скомпрометирована ни в коем случае. Мы не имеем права сформулировать нечто, вызывающее снисходительную улыбку и у серьезных ученых, и у серьезных представителей Церкви.
Думаю, необходимо создать такое научное учреждение, которое можно было бы сопоставить с Папской академией наук, уже давно существующей в католическом мире. Членами этой академии являются и католические, и некатолические ученые, в том числе и наши соотечественники. Избрание в Папскую академию становится для ученого знаком всемирного признания его трудов. Примечательно, что в рамках Папской академии наук осуществляется серьезный диалог между богословами и представителями светской науки. И возникает вопрос: если такой диалог возможен там, то почему бы не организовать его и здесь, в России? Уверен, что идея создания Православной академии наук найдет понимание у наших ученых. Я уже имел возможность обсуждать ее с руководством РАН, в различных кругах и знаю, что она воспринимается с большим энтузиазмом. Конечно, для реализации этой инициативы необходима поддержка Российской академии наук и должны быть приложены большие усилия.