"Монастырь леп и пространен"

Святыни Назарета глазами русских паломников

Религия 
0
369
Время на чтение 10 минут
С давних пор русские паломники, добиравшиеся до Святой земли, стремились посетить Назарет. Здесь, по церковному преданию, архангел Гавриил возвестил Деве Марии о скором рождении Спасителя. Этот скромный, но навеки прославленный город расположен между двумя хребтами Галилейских гор. В этом месте в скромном доме плотника Иосифа провел свое детство, отрочество и юность Иисус Христос. Потомки Иосифа продолжали долгое время жить в Назарете после Вознесения Спасителя. Один из них, Конон, диакон Иерусалимский, построил на месте памятного дома церковь. Это было в 249 г. при римском императоре Декии, о чем свидетельствует мозаичная надпись, найденная при раскопках в конце XIX в.
Строители-крестоносцы
Один из наместников Константина Великого по приказу императора построил здесь базилику в 352 г. Вторжение персов в 614 г. в Палестину миновало Галилею, и назаретский храм Благовещения избежал разрушения. Паломники, посещавшие Палестину, упоминали о нем вплоть до 670 г. Но впоследствии на древнюю базилику начали посягать мусульмане. Участники Первого крестового похода (1096-1099 гг.) нашли Назарет в полном упадке.

Восстановлением базилики занялся знаменитый рыцарь Танкред (ум. в 1112 г.). За свою храбрость он получил от предводителя Крестового похода Готфрида Бульонского в ленное владение Галилею - от Хайфы до Тивериады. Танкред восстановил базилику, частично использовав остатки прежней.

Как известно, в 1054 г. произошел раскол между Западной и Восточной Церквами, не упраздненный и доныне. Но в своей повседневной жизни православные и католики продолжали поддерживать добрые отношения. Об этом свидетельствуют строки из "Хождения" игумена Даниила (начало XII в.), относящиеся к посещению назаретских святынь. Древнерусский паломник пишет: "Над пещерой создана церковь во имя Благовещения. Место это сначала было заброшенным, но католики его обновили и устроили хорошо; здесь находится католический епископ, очень богатый, он владеет этим святым местом". Местные католики оказали православному игумену радушный прием. "Здесь угостили нас хорошо и питьем, и едой, и всем возможным, - пишет он. - В этом городе мы ночевали. И, хорошо отдохнув, встали и пошли в церковь поклониться святому месту".

Обитель начинает возрождаться
После взятия Назарета египетскими войсками (1263 г.) храм Благовещения долгое время лежал в развалинах. Восстанавливать его начали лишь в 1620 г., когда в Назарете поселились францисканцы. Об одном из них монахе Фоме де Новария писал русский ученый-паломник А.С. Норов: "Благочестивые труды, подъятые Фомою де Новария для ограждения от язычников святых мест в Назарете, достойны всегдашней благодарности христиан". Но в 1638 г. храм Благовещения снова был разрушен арабами-кочевниками. Работы по возрождению церкви и монастыря были предприняты в 1730 г. Новопостроенный храм Благовещения и обитель при нем дошли почти без изменений до середины XIX столетия, и большинство русских паломников имели возможность лицезреть именно эти сооружения.

Киевский паломник В.Г. Барский был одним из тех, кто посетил храм Благовещения и обитель францисканцев в 1729 г., до начала строительных работ. Вот что пишет он о католическом монастыре, выстроенном при храме Благовещения: "Есть же паки внутрь веси (селения. - Прим. авт.) монастырь леп (красив) и пространен, иногда при Елени царици благочестивой создан, последи же от басурманов вся раззорен, и ныне паки от римлян, аще не яко первее, но лепо обновлен, и сложен от тех же каменей и разрушенных останков... Внутрь же монастыря, в Назарете обретаемого, в нем же обитают римскии (католические. - Прим. авт.) иноци".

Casa nova
В первой половине XIX в. русские паломники стали чаще посещать Галилею. В 1819 г. сюда добрались две отважные паломницы из Шуйского уезда Владимирской губернии: "села Лежнева девица Анна Алексеевна и вдова Прасковья Степановна". По возвращении в Россию их рассказ о святых местах был напечатан отдельной брошюрой. В нее вошли и сведения о храме Благовещения: "Ходили мы во граде Назарете, где Божия Матерь жила в дому Иосифове. Тут церковь французская (францисканская. - Прим. авт.) увешана вся атласами, а где Божия Матерь читала книгу, на том месте положено наподобие звезды сребряной, а над звездой престол французский".

Многие русские паломники мечтали посетить Палестину хотя бы один раз в жизни. Немногим из них довелось побывать в Святой земле дважды. Но даже из этого ряда выделяется Виктор Каминский, который исходил Ближний Восток вдоль и поперек, причем Назарет он посетил трижды. Его первое путешествие в Святую землю относится к 1851 г. Прибыв в Назарет вместе с группой русских богомольцев, Виктор Каминский направился в католическую обитель Благовещения.

Пока русские паломники поклонялись местным святыням, храм начал заполняться прихожанами - близилось время вечернего богослужения. И посланцы из православной России остались в церкви, чтобы присутствовать на католической вечерне. "Едва послышались гармонические звуки органа, вторимые несколькими певчими, набожные назаретяне опустились на колени и, скрестив руки, во все продолжение вечерни молились с самым искренним чувством, - повествует Виктор Каминский. - Наконец вся церковь вместе с органом пропела "Аве Мария".

Второй раз Виктор Каминский побывал в Назарете в 1857 г. В это время при францисканском монастыре Благовещения уже было учреждено большое странноприимное заведение, называемое Casa nova. "В Назарете существует такая же Casa nova, как и в Иерусалиме, снабженная такими же обильными средствами и составляющая единственный приют для путешественников всех различных исповеданий, - сообщалось в русской печати в 1858 году. - Таким образом католическое гостеприимство имеет здесь тот именно характер общности, которого латины отыскивают во всем; для путешественников высших сословий есть действительно заведение как бы вселенское, кафолическое".

Виктор Каминский, посещавший святые места Палестины, чувствовал себя как дома и в православных, и в католических храмах, воздвигнутых в память евангельских событий. Сознание того, что место, над которым построен храм, освящено стопами Спасителя и Божией Матери, невольно сближало представителей Восточной и Западной Церквей. Об этом и ведет речь русский богомолец в своем дальнейшем повествовании.

"Вошел в храм священник для совершения обедни; за ним хлынул народ; и я удалился во внутренний покой Пресвятой Девы, и там продолжал свое моление пред ложем Богомладенца, - продолжает Виктор Каминский. - Как отраден мне был полусвет этого покоя, как сладок воздух, которым дышало здесь Святое Семейство, как священны мне были стены, хранившие его!.. Пришел и сюда патер - поправил лампаду, зажег две свечи, стоявшие на ложе Спасителя, и стал в стороне, смотря на молящегося странника. Не зная его мыслей, я встал, приложившись к святому ложу, поцеловал стены покоя и хотел было идти, но он удержал меня и, отбив большим ключом, бывшим у него в руке, несколько кусочков от стен святого покоя, предложил их мне, к великой моей радости; потом повел меня вверх, в следующий покой, и объяснял, что там жил Иосиф, полагая, что я в этом месте в первый раз".

Православные акафисты в католическом храме
Чувство сопричастности святым местам, находящимся в ведении католиков, побуждало русских паломников обращаться с просьбой к местным насельникам о разрешении совершить здесь православное богослужение. Виктор Каминский, в третий раз посетивший Назарет в 1862 г., вспоминал впоследствии: "Все желали отслужить акафист Божией Матери на месте Ее Благовещения (то есть в католическом монастыре). С вечера 27 апреля отправлен был переводчик к латинским монахам с просьбой о сем... Один испанский монах сказал, что "храм Божий всегда и везде должен быть открыт для молитвы каждого, лишь бы это не препятствовало общественному богослужению". Положено было после латинской литургии позволить нам отслужить акафист".

Русские паломники, посещавшие Назарет, внимательно знакомились с повествованиями о Святой земле, составленными теми путешественниками, которые побывали здесь ранее. Видимо, поэтому в последующих описаниях паломники стараются не повторять сказанное их предшественниками и, посещая Назарет, кратко сообщают об увиденном. Таковы записки Д.А. Скалона, который посетил Святую землю в 1872 г. в свите великого князя Николая Николаевича. В Назарете почетных гостей пригласили посетить монастырь францисканцев.

В этой обители великий князь и его свита осмотрели все традиционные места поклонения; насельники монастыря радушно приняли гостей из России: "Великого князя встретил настоятель монастыря, худенький старичок француз и остальная братия (преимущественно испанцы). Монастырь обнесен высокою оградой, ворота которой выходят на площадку", - так повествуется об этом в записках Д.А. Скалона.

Умеренность и аккуратность
В 1881 г. в Назарет прибыла очередная группа русских богомольцев во главе со священником Александром Анисимовым из города Изюм Харьковской губернии. Когда они вошли в храм Благовещения, месса уже подходила к концу: "Пять седовласых патеров, служивших соборне, приобщались, а громадный орган немилосердно ревел, мотивируя причастный стих, при мелодическом подпевании малюток".

Отец Александр и его спутники не решились нарушить величие чинопоследования, и до конца богослужения оставались в верхнем храме. Но вот месса закончилась, и российские пилигримы направились в пещеру Благовещения, как это делали сотни и тысячи их предшественников. "С чувствами духовной радости и глубокого умиления, - пишет о. Александр, - приложился к напольному мраморному кругу с крестом в средине и с латинской надписью на серебряном широком ободке: "Слово плоть бысть". На этом месте, по преданию, молилась Пресвятая Дева во время явления Ей архангела Гавриила, и здесь же приняла от него благовестие о зачатии и рождении от Нее Сына Божия".

Будучи приходским священником, о. Александр желал излить свои религиозные чувства в традиционной богослужебной форме. И вот в стенах католического храма зазвучали православные молитвы и песнопения на церковно-славянском языке. "Направляясь к выходу из храма, мы еще раз окинули его взором и мысленно похвалили образцовую чистоту, опрятность и благообразность, соблюдаемые здесь францисканцами", - так заканчивает о. Александр свое повествование.

И как бы продолжая мысль священника Александра Анисимова, другой православный священник Андрей Коровицкий, посетивший этот храм в 1889 году, пишет: "Вы входите в него и удивляетесь: золото, мрамор, огромные художественные картины, сюжетом которых служат события из жизни Богоматери, - и все это содержится в такой безукоризненной чистоте, что и пылинки не найдете здесь; такая обстановка усугубляет ваше благоговейное настроение; совершенно забываешь, что находишься не в православном храме, а в костеле".

Насельники католической обители, как всегда, радушно встретили очередного гостя из России и показали ему и его спутникам все места, связанные с евангельским повествованием о Благовещении. "Понятно, что православный, а особенно священник, чувствует себя на первых порах неловко при чужой обстановке; хочется со всеми познакомиться, а между тем стесняешься обратиться с просьбой к монахам инославным, - продолжает русский пастырь, - но любезность и предупредительность их выручает нас из затруднительного положения; нам немедленно назначили патера, который любезно и терпеливо познакомил нас со всеми достопримечательностями храма начиная с жилища Святого Семейства".

Старообрядцы на Святой земле
В начале ХХ столетия среди русских паломников уже укоренилась традиция совершать краткие богослужения в католическом храме Благовещения. Но они имели такую возможность лишь по будним дням, после того как в церкви заканчивалась месса. А в те дни, когда здесь начинались продолжительные богослужения Страстной седмицы (по западному календарю), православные богомольцы лишались этой возможности, и францисканцы старались ограничить приток русских верующих к святыням, находящимся в стенах их обители.

Вполне понятно, что это вызывало огорчение пилигримов из России. Их мысли и чувства хорошо выразил профессор Киевской духовной академии А.А. Дмитриевский, который в 1908 г. писал: "Мы уверены, что вместо затруднений доступа паломникам в эти желанные и таинственные пещеры было бы гораздо целесообразнее и во много крат полезнее для них добиться у начальника францисканского монастыря разрешения, особенно в день праздника Благовещения, служить для наших паломников здесь, под сводами этих чудных пещер молебен Богоматери с чтением обычного акафиста в честь Ее".

Одними из последних русских пилигримов, посетивших Назарет накануне Первой мировой войны, были старообрядческие епископы Мелетий и Александр. Описание святынь Назарета принадлежит сопровождавшему их в этой поездке мирянину С.И. Быстрову.

Русские старообрядцы посетили и католической храм Благовещения. Необычные гости из России, как водится, с радушием были приняты насельниками обители: "Пожилой монах-францисканец, с выстриженной маковкой и длинной бородой, одетый в длинный коричневого цвета халат, подпоясанный толстым поясом, предупредительно встретил нас и повел по обширному, богато убранному храму", - вспоминал А.С. Быстров.

Другие святыни города
Назарет и его окрестности полны мест, связанных с земной жизнью Спасителя. Поэтому можно продолжить посещение местных католических святынь вместе с православными богомольцами из России.

Русский автор Виктор Каминский, посетивший Назарет с группой паломников, повествует о том, как им довелось побывать в храме, устроенном на месте мастерской праведного Иосифа. "Когда богомольцы возвратились в соборную церковь, очень приветливый служитель храма, органист, предложил свои услуги - сводить нас во все прочие назаретские храмы, - вспоминал Каминский. - Напрасно и говорить, что это предложение мы приняли с особенною благодарностью. Прежде всего привел он нас в римско-католический храм, находящийся вблизи главного монастыря, на месте дома Праведного Иосифа, в котором этот старец занимался плотничеством, и где, по преданию, помогал ему в трудах Сам Иисус Христос, когда пришел в возраст. От этого домика сохранилась еще одна настоящая стена, из крупных диких камней, связанных вечным цементом и совершенно выполированных временем, если не поцелуями усердных посетителей. К этой стене и пристроен настоящий храм".

Тот же русский паломник сообщает о посещении другого памятного места. Он и его спутники побывали в церкви, устроенной там, где, по местному преданию, совершал трапезу Господь со своими учениками.

Поклоняясь назаретским святыням, русские богомольцы стремились выразить свои чувства в православных песнопениях, и францисканские привратники, как правило, не препятствовали этому. У русских паломников, которые бывали у назаретских святынь, находящихся в ведении католиков, оставались самые благоприятные впечатления от увиденного. Как бы подводя итог сказанному, один из них - протоиерей Виктор Гуляев, писал в своих заметках, относящихся к 1890 г.: "В Назарете посетили мы принадлежащие католикам святыни с храмами при них... Храмы католические чисты, светлы, убраны со вкусом. Сопровождавшие нас монахи-католики гораздо любезнее греческих монахов, сопровождавших нас при Гробе Господнем".

Новое время
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война и последовавшие вслед за этим социальные потрясения в России пресекли поток русских паломников в Святую землю. Лишь небольшое число христиан русского зарубежья смогли побывать здесь в период между двумя мировыми войнами. После 1945 г. возобновилась деятельность Русской Духовной миссии в Иерусалиме (Московский Патриархат), и снова редкие гости из России стали посещать Назарет и его святыни.

Ныне паломники, приближающиеся к Назарету, уже не увидят прежнего храма Благовещения, возведенного францисканцами в XVIII веке. В 1960-х гг. здесь была возведена громадная базилика Благовещения в виде многоугольной ротонды. Выстроенная по проекту итальянского архитектора Музио, она увенчана бетонным конусообразным куполом, который стал новой эмблемой Назарета. Сегодня эта базилика, освященная в день праздника Благовещения 25 марта 1969 г., является крупнейшей на Ближнем Востоке, и под ее своды по-прежнему притекают богомольцы из многих стран мира, в том числе и русские паломники.
Об авторе: Архимандрит Августин (Никитин) - преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Августин (Никитин)
Забытые храмы Харбина
Было время, когда Православная Церковь в Китае сплачивала людей и вселяла надежду в сердца
17.08.2006
Почему мусульмане не верят в Святую Троицу
К разговору о христианской и мусульманской нравственности
13.06.2006
Все статьи Архимандрит Августин (Никитин)
Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07