Образованная русским духовенством, оказавшимся в изгнание в ходе трагических событий начала ХХ в., Русская Православная Церковь Заграницей немедленно вступила в жесткую конфронтацию с осколками Церкви, мучительно пытавшейся выжить на Родине. Отторжение вызвали попытки Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) вступить в диалог с богоборческой властью. С того времени никаких отношений между РПЦ и РПЦЗ не было. Вернее были, но такие, что лучше бы их не было. В основном эти отношения сводились к гневным декларациям направленным друг против друга и непрерывным имущественным конфликтам. Сам факт наличия двух непримиримых Русских Церквей - красноречивое свидетельство того, что последствия Гражданской войны России так и не удалось до конца преодолеть. Если в этом ключевом для национальной самоидентификации большей части населения России вопросе присутствует деление на "красных" и "белых" говорить о консолидации общества явно преждевременно. Именно этим обстоятельством объясняется особое внимание Президента к теме возможного объединения двух до сих пор враждовавших Церквей.
Сейчас РПЦЗ присутствует в России в лице нескольких приходов. Но это далеко не главная форма ее присутствия. Дело в том, что среди прихожан и клира РПЦ существует многочисленная и очень активная группа церковных консерваторов. Их отличает идеализация дореволюционной России, особое почитание Царской семьи - словом, все те элементы, которые до последнего времени резко отличали РПЦЗ от РПЦ. Формально находясь в рамках РПЦ, церковные консерваторы всегда относились в РПЦЗ с большим сочувствием и бурная коммерциализация Русской Православно Церкви, болезненно воспринимавшаяся верующими, эту тенденцию усиливала.
Однако, нельзя не признать, что РПЦ за последнее время очень много сделала для того, чтобы "уврачевать" рану раскола, резко изменив свою политику в отношении РПЦЗ. В свою очередь, торжественная канонизация Царской семьи и новомученников Российских создала полноценную базу для начала диалога. Нужен был только толчок, чтобы процесс пошел. Его и сделал Путин в ходе своего последнего визита в США...
Визит делегации РПЦЗ с четко заявленной "объединительной повесткой" - это серьезный успех и Президента и самих Церквей. Дело в том, что само начало объединительного процесса, не зависимо от сроков, дает основания говорить о прекращении церковного конфликта. Церковь все-таки особое явление, язык международного права для его описания не вполне пригоден. Объединительный Собор, конечно, будет очень важным событием, но он лишь закрепит де-юре то, что уже состоялось де-факто в сознании верующих. Для формального же объединения пока сохраняется ряд препятствий, главное из которых - экуменическая деятельность РПЦ в рамках Всемирного совета Церквей (ВСЦ). Но это - вполне разрешимая проблема. Сотрудничество с ВСЦ в советский период было важным инструментом давления на атеистическую власть, которая перед лицом международного общественного мнения стеснялась чинить в отношении РПЦ откровенную расправу (как это делалось во времена Н.Хрущева). С тех пор отношения власти и Церкви изменились кардинально. Почему бы сегодня, ради воссоединения Русской Церкви, не отказаться от этого утратившего свое значение элемента "церковной внешней политики"? Ведь кроме, церковных чиновников, курирующих в РПЦ это направление, в продолжении экуменической деятельности не заинтересован никто.