На встрече с итальянскими журналистами Президент дал понять, что его встреча с Папой будет носить не формальный характер и четко обозначил ее повестку - "роль России в объединении христианского мира". Таким образом, В.Путин сделал заявку на активное участие в принципиальном споре о тексте будущей Европейской Конституции, в проекте которой тезис о христианских истоках европейской цивилизации был заменен на нечто "общечеловеческое". Причина этого странного "беспамятства" понятна - дряхлеющая Европа рассматривает в качестве перспективного ресурса исламский мир и новая европейская Конституция должна была это обстоятельство учитывать.
Как известно, против такого умолчания в Европе достаточно резко выступают все католические страны (в первую очередь Италия и Польша). Мнение Ватикана на это счет также не нуждается в пояснениях. Это обстоятельство позволяет Президенту использовать встречу с Папой для того, чтобы накануне саммита "Россия-ЕС" изменить расстановку сил в Евросоюзе в пользу России. Предложения С.Берлускони о "Большой Европе с Россией и европейскими странами СНГ" могут неожиданно получить настолько мощную поддержку, что от них уже просто так не отмахнешься.
Вообще, влияние Папы в Объединенной Европе не стоит недооценивать. Во-первых, Римско-католическая Церковь, если можно так выразиться, "исторический и идеологический спонсор европейской интеграции". "Европа без границ" для католиков является каждодневной реальностью вот уже скоро тысячу лет (независимо от национальной и государственной принадлежности у них один богослужебный язык, один первоиерарх и т.д.). Крайне показательно то, что, например, в США к католикам относятся весьма настороженно, видя в них "агентов Европы" (достаточно вспомнить последние "сексуальные" скандалы вокруг католических епископов, бурно обсуждавшиеся американскими СМИ). В конце концов, католические страны - это фактически пол-Европы, в том числе, нынешняя страна-председатель ЕС - Италия и будущая - Ирландия.
С другой стороны, декларация В.Путина о единстве европейской христианской цивилизации восстанавливает баланс, пошатнувшийся было в ходе его азиатского турне. Россия претендует на активную, созидательную роль и в исламском мире (шире - в Азии) и в христианской Европе. Такая взвешенная позиция полностью соответствует природе России как евроазиатского государства. В то же время, актуализируя вопросы цивилизационной и религиозной идентичности В.Путин, содействует разрушению связки "Европа-арабский мир" или, если угодно "Европа-радикальный ислам", создающей для России массу проблем (достаточно вспомнить Чечню). Вообще, "христианская Европа" и "цивилизованный ислам" (проект Махатхира Мохамада) - идеальные партнеры для России. В этом случае, "радикальный ислам" оказывается в изоляции и окончательно маргинализируется.
Разумеется, в ходе визита в Ватикан В.Путиным будут возобновлены усилия по организации пастырского визита Папы в Россию (от государственного визита Папа последовательно отказывается). Как известно, существующий уровень межцерковного диалога такого рода визит исключает. Отсюда можно сделать вывод, что В.Путин для обеспечения своей внешнеполитической линии готов идти на конфликт с Церковью и Патриархом. Такого рода выводы мне представляются поспешными и необоснованными. Во-первых, между декларацией о намерении и директивой, обязательной к исполнению, существует достаточный зазор для дипломатического маневра. И пока нет никаких оснований говорить о том, что В.Путин выходит за его рамки. Кроме того, и папа, и Патриарх - пожилые люди. В этом контексте, новость о кончине митрополита Питирима (ровесника Алексия II) - лишнее напоминание о том, что избрание нового Папы и нового Патриарха не за горами. В таких условиях, любое решение "с отсрочкой исполнения" с высокой долей вероятности не будет исполнено никогда. Это обстоятельство дает основания полагать, что в ходе этой встречи с Папой коридор возможностей у Президента будет шире, чем обычно. Если глава РПЦ накануне визита дал согласие обсудить саму возможность пастырского визита Папы в Россию, этого уже достаточно для успеха дипломатической миссии Президента. Сам пастырский визит при этом скорее всего не состоится. По крайней мере, этот вопрос будет решаться уже не действующими первоиерархами, а их приемниками.