Известно, что именно из Ипатьевского монастыря в 1613 году юный князь Михаил Федорович Романов был взят на царство. А потому Кострома, имеющая к 400-летию царской династии самое непосредственное отношение, должна выглядеть на сто долларов, решили костромские чиновники. Первым делом взялись за наведение порядка в центре города. Учитывая скудость местной казны, времени на это потребуется немало, десять лет как минимум. А потому суетиться начали уже сейчас. И вот архитектурный отдел Костромской мэрии закончил проект обновления исторической части города. Современные архитекторы решили изменить город до неузнаваемости, а именно: убрать ныне существующие памятники Сусанину и Ленину, выкорчевать зеленый сквер и возвести огромный торговый центр, состоящий из пластиково-стеклянных павильонов. Проект застройки центра Костромы уже прошел все согласования и потихоньку воплощается в жизнь. В нынешнем году начнется установка временных торговых павильонов в сквере Ивана Сусанина.
Хотя в постановлении мэра эти ларьки и названы "временными павильонами", сам проект их строительства подразумевает, что постройки там всерьез и надолго. К новым сооружениям подведут все коммуникации, в том числе и канализацию, а территорию вокруг выложат тротуарной плиткой. Пока ларьки просто подвинут к Сусанину, а в дальнейшем возьмутся за демонтаж памятника.
"Репрессируя" Сусанина к 400-летию царской династии, чиновники, видимо, забыли, что крестьянин из костромской деревеньки имеет непосредственное отношение к воцарению Романовых. Вспомним эту историю. Когда в феврале 1613 года Великий Земский собор в московском Успенском соборе единодушно избрал на царство 16-летнего Михаила Федоровича Романова, внучатого племянника царицы Анастасии Романовны, самого юного князя в столице не было - вместе с матерью Марфой Иоанновной он бежал из захваченного поляками Московского Кремля в Кострому, а оттуда - в свою вотчину, село Домнино, за 65-70 верст от Костромы. По преданию, Марфа Иоанновна оставила сына в Домнино под присмотром Ивана Сусанина и его зятя Богдана Собинина, а сама поселилась неподалеку от Макарьево-Унженского монастыря, куда Михаил приезжал по воскресным дням.
Поляки, узнав об избрании Михаила Федоровича на царство, направили в Домнино отряд захватить Михаила Романова. Верные люди донесли Ивану Сусанину о приближении врага. Он спрятал Михаила в ямнике сгоревшего овина. Интервенты устроили дознание местным крестьянам, подвергнув их пыткам, а бурмистра Ивана Сусанина заставили идти с ними проводником до Домнина. Дальше все знают: Сусанин повел отряд в сторону от Домнина, к болотам, где принял мученическую смерть - "стали пытать его великими, немерными пытками, посадя на столб, рубили на части...".
Надо сказать, что подвиг Ивана Сусанина не был по достоинству оценен царской фамилией. Пожалованная Богдану Собинину, зятю Ивана Сусанина, деревня Деревнище уже через 11 лет, в 1630 году, по духовному завещанию матери царя инокини Марфы Иоанновны отошла к Новоспасскому монастырю, где были похоронены Романовы. Потомки спасшего жизнь царя крестьянина лишились "вечных прав" на обрабатываемый ими земельный надел и снова обязаны были платить подати и нести натуральные повинности.
В ХХ веке при советской власти руководители Костромы неожиданно вспомнили о крестьянине из Домнино, который очень удачно вписался в систему новых ценностей. Правда, коммунисты придали подвигу Сусанина несколько иную идеологическую подоплеку - дескать, он спасал не царя, а Россию от польской интервенции. На центральной площади Костромы был возведен памятник Ивану Сусанину, установленный на пьедестале, где ранее стоял Николай Второй. А деревню Домнино, к тому времени разросшуюся до размеров большого села, переименовали в Сусанино и сделали районным центром. Сама же центральная площадь Костромы и по сей день носит название Сусанинской.
И вот спустя чуть более полувека лик Костромы опять подвергается радикальной операции. Принимая столь революционное решение, как реконструкция старинной части города, нынешние чиновники почему-то забыли не только русскую историю, но и правила архитектуры. В историческом центре города есть сложившийся архитектурный ансамбль XIX века, нарушать его нельзя ни при каких обстоятельствах. Можно только реставрировать и реконструировать, сохраняя внешний облик памятников архитектуры, коими являются все без исключения здания центра. Кстати, год назад Комитет по охране памятников решительно подтвердил невозможность строительства торговых павильонов в историко-культурной заповедной зоне территории города Костромы, ибо "установка павильонов нарушает целостность восприятия историко-архитектурного ансамбля центра города". Что же изменилось за год? Почему мэрия Костромы принимает решения, явно противоречащие здравому смыслу и общественному мнению? Порыв возвести торговый центр на месте памятника ничем, кроме коммерческих интересов, объяснить нельзя.
Общественность города уже возвысила голос в ответ на чиновничий произвол. Созданный Комитет по защите Ивана Сусанина планирует провести общественные слушания, на которых будет вынесено решение о запрете сноса памятника Сусанину. Вот только прислушаются ли чиновники к общественному мнению?