О чем звонит колокол

Религия 
0
251
Время на чтение 5 минут
Каждые утро и вечер люди, живущие рядом с Владимирской площадью или случайно оказавшиеся в этом месте, слышат удивительной красоты звон, несущийся с колокольни собора Владимирской иконы Божией Матери. Иногда, даже далекие от религии, они останавливаются, чтобы послушать колокола собора. А постоянные прихожане по звону легко определят, какой сегодня день - будничный, постный или праздничный. 1 октября этого года исполнится десять лет с того дня, когда Владимир Кайчук (ныне лауреат российских и международных фестивалей колокольных звонов) первый раз поднялся на звонницу церкви и ударил в колокол.

Служба без графиков
Основная гражданская специальность Кайчука - реставратор художественной позолоты. В церковь он пришел в сентябре 1989 года, его тогда пригласили золотить царские врата. Последующие четыре года Владимир реставрировал различную церковную утварь - киоты, рамы. И - учился звонить.

- Как вышло, что реставратор стал звонарем?

- Сказать, что я всю жизнь мечтал звонить, будет неправдой. Это произошло неожиданно для меня самого. Когда я пришел в церковь, меня просто потянуло на колокольню. А потом я понял: это мое. Официально звонарем церкви я стал в октябре 1993-го, когда прежний звонарь, Иван Аверьянов, ушел на пенсию. Он звонил только в воскресные и праздничные дни. Первые уроки я получил именно от него. Сейчас Иван Антонович живет в Белоруссии, но часто бывает в Питере и непременно заходит к нам. <

- Вы звоните каждый день?

- Да, по будним дням в 9 утра и в 6 вечера. По воскресным - утренние звоны в 7 и в 10 утра. А в праздники еще чаще, там и в начале службы, и во время нее: Ну, и венчальные, погребальные звоны.

- И все десять лет - вы один?!

- Нет (смеется). Это невозможно. Хотя первый год я отзвонил в одиночестве. Чуть плашмя не лег. Мы ведь в самом начале с настоятелем договорились, что звонить я буду каждый день, он благословил меня. Но планка оказалась поднятой слишком высоко. Казалось бы, ну отзвонил десять минут утром, пятнадцать вечером - что такого тяжелого? На самом деле это постоянное напряжение. Выходных, считай, нет, в субботу-воскресенье, если с семьей выедешь за город, ты уже в два часа дня начинаешь думать о том, что в шесть звонить. Возвращаешься в город - нервничаешь, поезд торопишь.

Потом пришли Андрей Иванов, Марат Капранов - стало легче. Сейчас у нас в штате три звонаря.

- Как вы распределяете, кому когда звонить?

- Никак. У нас нет графиков. Все по дружбе, по договору. Ну, и жизнь диктует. Здравый смысл и бытовые обстоятельства. А если звонишь по графику, это уже не служение.

Компания колоколов
Владимир убежден, что каждая колокольня индивидуальна и неповторима. Потому что одинаковых колоколов нет и быть не может.

- Колокола - как люди. Нет среди них плохих, есть те, которые ты еще плохо освоил. У каждого свой голос, свой характер, норов. Есть наука, исследующая историю колокольных звонов. Ее название - кампанология - похоже на слово "компания". (Кампань - область в Италии, где появился первый в христианстве колокол). Колокола в звоннице должны быть как люди в дружной компании. Иначе они начнут конфликтовать, "сжирать" друг друга. Каждый по отдельности может "реветь", "квакать", но в аккорде звучит совсем иначе. И первая задача звонаря - подобрать такую компанию, чтобы колокола жили дружно между собой и были созвучными.

- Какой звон "самый главный"?

- Самый древний и самый главный - благовест. Он зовет верующих в храм. Это самый простой звон, равномерные удары в колокол. (Напевает.) Бом-м-м. Бом-м-м. К нам-м-м. В храм-м-м-м. Вообще благовесты бываю разными: праздничными, постными, будничными, елейными. Когда идет Великий пост, в постном благовесте паузы в два раза дольше - чтобы можно было произнести между ударами Иисусову молитву (Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго). Праздничный благовест бьется в большой колокол. Да, есть еще всполошный звон, он звучит, когда произошла беда, чтобы созвать людей, предупредить их о чем-то. Удары очень частые. (Напевает.) Дамм-дамм-дамм. Беда-беда-беда-а-а.

- А погребальный звон?

- Это другой вид, он называется перебором. Колокола перебираются - от самого маленького до самого большого. А заканчивается все резким одновременным ударом сразу во все колокола. Опытные звонари так звонят, что людей от этого звука просто передергивает. Погребальный звон символизирует рождение человека, его жизнь и пресечение жизни. Он звучит во время похорон. А когда тело уже предано земле, начинается радостный трезвон. Радостный - потому что в христианстве смерти нет. Переборы всегда погребальные, а есть еще перезвоны. Они, наоборот, всегда торжественные, праздничные. Известен Господский перезвон - он звучит, когда в Страстную седмицу выносят Плащаницу. И ни в коем случае нельзя путать и Господский перезвон применять к людям.

- Что нужно для того, чтобы стать звонарем? Музыкальный слух, чувство ритма?

- Это банально прозвучит, но самое главное здесь - искреннее желание. А что касается слуха... Музыкой я не занимался, даже нот не знаю. Чувство ритма - безусловно. На Западе колокола настроены по нотам, там можно сыграть любую мелодию - хоть Баха, хоть "Битлз". Там основа - мелодия. А в русском звоне главное - ритм и тембры.

Служение и самовыражение
Вижу на столе у Владимира диски и кассеты с записями колокольных звонов. Спрашиваю о них. Владимир оживляется.

- Прослушивание записей других звонарей - это очень важно! Ведь это передача опыта! Но мы не только слушаем записи. Звонари нашего собора состоят в Ассоциации колокольного искусства России. Она устраивает фестивали, поездки. Встречаются звонари, общаются, слушают друг друга. Это так много для нас значит!

- А какой из услышанных вами звонов поразил вас более всего?

- Это Большой праздничный звон Троице-Сергиевой Лавры. Звонил отец Михей. Это та пасхальная радость, которая просто переполняет тебя. Ее невозможно скрыть, она всепроникающая. Это невозможно описать на словах. Он звучит всего минуту с небольшим, но лучше звона я не слышал, для меня это идеал. Мне нравятся многие пасхальные трезвоны. Православие пасхоцентрично, Пасха - это его стержень. На Западе главный праздник - Рождество. А для православия важен не материальный приход, а то, что нет смерти. Вообще я считаю, что у нас самая радостная религия.

- Может ли звонарь, служащий в Церкви, ощущать себя музыкантом, творцом?

- Нет.

- Почему же тогда есть знаменитые звонари, славящиеся свои искусством?

- Звонари изначально помещены в строгие рамки, они соблюдают Устав, каноны. Как звонарь может показать свое искусство? Вот, например, есть звон, где в каждый колокол бьют семь раз. И звонарь может совместить последние два в один с первыми двумя в другой. С одной стороны, все соблюдено, с другой, звучит совершенно по-другому. Но здесь необходимо помнить, что мы все-таки служим Богу, а не исполняем музыку - не показываем: вот, мол, какие мы хорошие звонари. Это в светской жизни ключевое слово для художника - "самовыражение". В Церкви оно исключено, здесь главное - служение Богу. А так на колоколах можно сыграть все что угодно - рок, джаз. Только зачем?

- Но где эта грань, отделяющая творчество-служение от творчества-самовыражения?

- Этот вопрос меня волнует все время, что служу в соборе. Между ними очень тонкая грань. Но где-то там, внутри, я чувствую ее, эту границу.

"Все слышно"
В 2000 году звонари собора Владимир Кайчук и Андрей Иванов основали школу звонарей. Уроки проходили там же, в соборе, но, естественно, не на самой колокольне, а в учебной звоннице, колокола которой - уменьшенные копии "настоящих". Некоторые ученики звонарей уже работают в храмах города - Успения Пресвятой Богородицы на Охте, в новом храме на Пискаревском. Кто-то звонит в других городах. <

- Какие-нибудь ЧП происходили за десять лет службы?

- Происходили и происходят. Мы ведь все люди. Вот недавно я заболтался со служителем. Смотрю на часы - вижу, что уже три минуты как звонить должен! Я все бросаю, бегу на колокольню, язык на плече:

- На звоне это как-то отразилось?

- Конечно! Ведь по правилам надо спокойно подняться, отдышаться, сосредоточиться, сотворить молитву. А в тот раз, когда опоздал, вышло дежурно, механически. По звону легко определить, в каком состоянии звонарь, что он испытывает. Звон может выдать робость человека. Или его раздражение. Или радость. Или боль. Все слышно.

Поставить точку в разговоре с Кайчуком оказалось просто - время на часах было уже без десяти шесть. Когда я из реставраторской спускался вниз, Владимир поднимался на колокольню. И спустя какое-то время колокола начали созывать прихожан. И запели: "К нам-м-м... В храм-м-м..."
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Артем Костюковский
Все статьи Артем Костюковский
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
25.04.2024 12:39
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41