Основу экспозиции составили рассекреченные документы Центрального архива ФСБ РФ - от подлинника записки Ленина наркому юстиции Курскому с предложением добавить в УК "право замены расстрела высылкой за границу (на срок или бессрочно)" до рисунков, сделанных на борту отплывающего судна. Интересны возражения Дзержинского, который пишет: "Лучше 100 раз ошибиться в сторону либеральную, чем послать неактивного в ссылку", статья Троцкого "Диктатура, где твой хлыст?" с оригинальной правкой. Редкие фотографии верхушки ГПУ 20-х годов, личные вещи Ленина.
Чем была вызвана необходимость подобной акции? Почему Ленин, в 22-м году уже проживавший в Горках и интересовавшийся далеко не всеми насущными проблемами страны и партии, с таким пылом просто бомбардирует ЦК и ГПУ письмами и записками с предложением "арестовать несколько сот и без объявления мотивов - выезжайте, господа!"? Ведь высланные не были врагами советской власти, не нарушали установленных ею законов, не занимались политикой. Они были просто инакомыслящими, но это-то и казалось очень опасным Ленину, Троцкому и другим членам ЦК.
Высылка интеллигенции совпала с процессом по делу левых эсеров. Фактически вместе с многопартийностью ликвидировалось инакомыслие. Начинало строиться тоталитарное общество. Стремление ограничить свободу дискуссии рамками ВКП(б) закончилось тем, что и эта тень свободы канула в Лету.
И если старую профессуру считали неисправимо буржуазной, то высылаемым студентам разрешили вернуться через определенный срок, так как искренне полагали, что "столкновение с капиталистической действительностью превратит молодежь в убежденных сторонников советской власти".
К слову, устоявшийся термин, которым называют высылку интеллигенции, - "философский пароход" довольно условен. Во-первых, пароходов было два: "Обербургомистр Хакен" и "Пруссия". Во-вторых, на них уехали всего 120 человек вместе с членами семей. Основная же масса высланных уезжала поездами с Николаевского вокзала. При этом большей части из них было настоятельно рекомендовано купить билеты на собственные деньги.
Надо сказать, что, когда Троцкий говорил о "беспрецедентном гуманном акте" большевиков, он не преувеличивал. Далее, как в анекдоте, он пишет: "И мы будем вынуждены расстрелять их по законам войны. Вот почему мы предпочитаем сейчас в спокойный период выслать их заблаговременно". На высланных опробовали печально известную 58-ю статью УК (измена Родине), по которой в качестве наказания предполагалась либо смертная казнь, либо высылка за границу. Впоследствии о высылке забыли. Большинство из тех, кого по тем или иным причинам вычеркнули из списков высылаемых и кому позволили остаться в СССР, 37-й год не пережили. Те же, кто уехал, пусть и в чужих странах, но сохранили и даже развили русскую философскую мысль, науку и литературу.
Среди изгнанников были представители самых различных отраслей знания: и врачи, и историки, и литераторы. Однако с их высылкой и медицина, и история, и литература продолжали существовать в России. Но невосполнимой потерей стала эмиграция русских религиозных мыслителей, которые, конечно же, были идеалистами. Русская философия прекратила свое существование на родине. Ее место занял диалектический материализм. Коммунистам, строившим свой "рай на земле", не нужны были свободомыслящие интеллектуалы и философы. Именно в сентябре 1922 года закончилась эпоха русского религиозного ренессанса и наступило всевластье научного атеизма.