И не война тому причина

Общество 
0
142
Время на чтение 7 минут
История всегда проецируется на настоящее. Миф о неспокойном Кавказе с его исторической межнациональной неприязнью сегодня стал чуть ли не официальной доктриной. Но история вариативна, и если хорошо поискать, то можно найти подтверждение тому, что нынешний "чеченский узел" существовал не всегда. Сегодня "Ставропольская правда" знакомит читателей с малоизвестными прежде историческими документами, к которым мы рискнули присоединить документы сиюминутные. Оцените их вместе. Около 10 лет на Кавказе идет кровопролитная война, унесшая многие тысячи человеческих жизней. Едва ли не каждый день средства массовой информации сообщают о террористических актах в Чечне. Военные обвиняют чеченцев, и, наоборот, чеченцы обвиняют военных во множествах постоянных кровавых столкновений, грабежах. И этому не будет конца до тех пор, пока эта ненавистная война не закончится. Она унесла не только жизни десятков тысяч человек, но сотни тысяч заставила покинуть свои родные места. Война всегда осуждалась. Будь она "справедливой" или "несправедливой". Потому что на ней гибли люди, разрушалось все то, что человек создавал много сотен лет. На начальном этапе, когда к власти пришел Д. Дудаев, некоторые СМИ постоянно пытались нас убедить, что Россия - это тюрьма народов, которая, "закабалив" народы Кавказа, превратила их в бессловесную массу и если не дать им прав самостоятельных республик, то они в скором времени исчезнут. И только на небольших научных конференциях иногда звучали слова прямо противоположные. Ряд ученых с исторической достоверностью сообщали, что если бы народы, народности, национальности не вошли в состав России, то многие уже давно бы действительно исчезли. Как можно говорить о тюрьме народов по отношению, например, к чеченцам, если в начале XVIII века их насчитывалось чуть более 45 тысяч человек, а сейчас их уже более миллиона. Как можно вообще говорить на Кавказе о "чистых" национальностях, если в каждой семье предками были представители многих народов. Найдите здесь "чистого" даргинца, аварца, чеченца, лезгина, казака, ингуша, лакца. Только, пожалуй, язык устанавливает принадлежность к той или другой национальности, поэтому вернее следует говорить здесь, не о национальностях, а о народах, в том числе и о чеченском народе, в крови которого течет кровь и казаков, и аварцев, и тавлин, и ингушей, и осетин, и т.д. Д. Дудаев, З. Яндарбиев, М. Удугов, Ш. Басаев и другие убеждали свой народ и мировое сообщество в необходимости независимости Ичкерии. Разумеется, вокруг термина "независимая Ичкерия" и ее "завоевания" Россией можно долго и бесполезно спорить. Тот, кто занимался по-настоящему, без национальных пристрастий, историей чеченского народа, знает, что чеченцы с появления их на Кавказе были одними из мирных жителей. Они жили тейпами (родами) и зачастую не находили даже средств для своей защиты от набегов соседних народов. Набеги эти разоряли многие семейства и даже тейпы. И вот однажды собрались старейшины тейпов, сильных родов и решили отправить депутацию в Дагестан, в село Гумбет, чтобы пригласить князей Турловых управлять чеченцами. Турловы согласились и приехали в Чечню. Их власть там вскоре окрепла и принесла чеченцам благодатные плоды. Именно при правлении князей Турловых чеченцы впервые осознали свое народное единство, сплотились на долгое время. И если раньше кумыки и кабардинцы нередко опустошали чеченские селения, то теперь они стали их бояться, т.к. чеченцы стали вторгаться уже на их территорию и также опустошать ее. Но княжеская власть вскоре стала для чеченцев обузой, и они предложили Турловым покинуть горную территорию. Таким образом, чеченцы, проживающие южнее Сунжи, возвратились к своему старинному быту. Никакого единого государства Ичкерия не существовало, когда на этой территории в конце XVIII века стали появляться российские войска. Однако чеченцам вместе с русскими и казаками пришлось вместе жить, и притом дружно, гораздо раньше, а именно в конце XVI - начале XVII веков. В Чечне в 1588 году появилась крепость Терки III, возведенная на речке Тюменке (один из рукавов Терека). Эта крепость вскоре стала городом, не уступающим по своей значимости Астрахани. Терки был не только русским городом, но и городом кавказских народов. В конце XVI - начале XVII веков у стен Терского города, в его Заречной области, за рекой Тюменкой, стали возникать слободы различных народов. Первая слобода была основана кабардинцами и носила название Черкасской, вторая - чеченцами (окоченами) - названа Окоцкой, третью основали кумыки, и она носила название Татарской. Многие горские народы крестились, и ими была основана слобода Новокрещейская. В Терках находился военный гарнизон, в который входил конный отряд кабардинцев и чеченцев. Этот отряд нередко получал задание по сопровождению посольств, торговых караванов и со своими обязанностями справлялся исправно. И с казаками притеречные аулы чеченцев жили мирно. Чеченцы-гуноевцы - предки гребенских казаков, которые в первой половине XVIII века не захотели перемещаться на левый берег Терека, ушли в горы, приняли мусульманскую веру. Лишь светлые волосы и голубые глаза напоминают об их иной родословной. А вот чеченцы горной части нередко совершали набеги на казачьи станицы и даже крепости, уводили в горы пленных, овец, лошадей. Конец XVIII века заставил Россию принимать меры к возможному присоединению горцев, ведь Турция и Иран стремились к захвату горских земель, чтобы затем использовать народы этой территории против русского царя. Многие народы добровольно вошли в состав Российской империи, среди них - грузины, абхазы, осетины, армяне и др. (известно, что Кабарда вошла в состав России еще во время царствования Ивана Грозного - 1557 г.). Добровольность вхождения в состав России изъявила и Чечня. Об этом говорят документы, обнаруженные в 1997 году в архивно-правовом департаменте Министерства иностранных дел РФ, которые датированы 1806-1807 годами. Основываясь на них, можно не только юридически фиксировать факт добровольности, но и определить условия, на которых чеченцы обязались быть под скипетром "Белого царя". Эти документы подписали старейшины сел Большие и Малые Атаги, Гехи и еще двенадцати селений, а также Моздока. Вот что писали в постановлении чеченские старшины, которые были уполномочены подписывать эти документы: "1. Мы, нижеподписавшиеся старшины, избранные от лица всего народа деревень чеченских, возчувствовав наши прежние преступления и зная неизреченное милосердие Его Императорского Величества Государя Императора и Самодержца Всероссийского Александра Павловича, подвергаем себя со всем народом чеченским с чистосердечным раскаянием в вечное верноподданство всеавгустейшему Всероссийскому Императорскому престолу, в чем и даем присягу по нашему обычаю на святом Коране по приложенной у сего форме. 2. Обязуемся всем тем, что для нас священно, быть на вечные времена верными и отнюдь не только оружие, но даже ничего зловредного не предпринимать противу российских подданных, не делать им малейших хищничеств, как то увоза людей, отгона скота или какова либо грабительства в российских границах. В достоверность чего даем первейших из нас аманатами по выбору российского в здешнем крае начальника. 3. Всех без изъятия российских подданных, как захваченных нами, так и бежавших, у нас теперь находящихся, обязуемся по чистой совести, без малейшего промедления времени представить, кроме тех, кои назад тому 15 лет, считая с сего числа, у нас находятся, принявших магометанскую веру по обстоятельствам или принуждению и водворившихся уже между нас и имеющих семействы, сим представляем его собственной их воле остаться у нас или возвратиться в недры своего отечества со всем своим семейством. 4. Отбитые нами лошади и захваченный какой-либо скот в российских границах, весь, что у нас есть теперь налице, клянемся святым Кораном по нашей чистой совести тот час собрать и представить. 5. Будь сверх нашего чаяния кто-либо из народа нашего осмелится, нарушив свою присягу, делать хищничества в российских границах, о таковых немедленно объявлять и представлять начальству. 6. В заключение сего за малейшее, что замечено будет от нас неисполнение по сему данному нам постановлению, подвергаем себя, как неверный и нарушивший присягу народ, строжайшему за оное наказанию и в жилищах наших разорению без сопротивления" (следует 52 отпечатка пальцев с пояснительными записями). А вот что сказано в Клятвенном обещании чеченских старшин: "Я, нижепоименованный, обещаюсь и клянусь перед всемогущим Богом великим пророком Магомедом сильным с четырьмя Его преемниками и святым Его Кораном в том, что хощу и должен Его Императорскому Величеству своему истинному всемилостивейшему Великому Государю Императору Александру Павловичу Самодержцу Всероссийскому и Его Императорского Величества Всероссийского престола наследнику, который назначен будет верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови и все к Высокому Его Императорского Величества самодержавству силе власти принадлежащие права и преимущества узаконенные и впредь узаконяемые по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять и при том по крайней мере стараться споспешествовать все что к Его Императорского величества верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может о ущербе Его Величества интереса вреде и убытке как скоро в том уведаю не токмо благовременно объявлять и всякими мерами отвращать и не допущать тщатися и всякую мне вверенную тайность хранить буду и безмолвно повиноваться высочайшим повелениям и поставленных начальников и по ним надлежащим образом по совести своей исправлять и для своей корысти свойства дружбы и вражды противно должности своей и присяги не поступать и таким образом себя весть и поступать как верному Его Императорскому Величества подданному благопристойно есть и надлежит как я пред Богом и судом его страшным в том и всегда ответ дать могу как суще мне Господь Бог душевно и телесно да поможет в заключение сей моей клятвы целую книгу святый Коран и во оном страшные слова валлай..." (далее неразборчиво). Следует 51 отпечаток пальцев с пояснительными надписями на арабском языке. (Орфография сохранена согласно документам. - п.ф.). В этом же архиве найдено и письмо генерала, графа Ивана Гудовича, астраханского губернатора, к имперскому канцлеру России Николаю Петровичу Румянцеву, датированное январем 1807 года, в котором также отмечаются "Обязательства чеченского народа". В письме подтверждаются вышеприведенные документы и сообщается, что "С продаваемых и покупаемых чеченцами товаров пошлин не брать, а будет взыскиваема с тех, кто купят у чеченцев, или продадут им. Если чеченцы будут верны, то будет отпускаема соль наравне с кабардинцами и прочими горскими народами, Высочайшему престолу Его Императорского Величества верными. Наконец если чеченцы не перестанут производить хищничеств, то должны ожидать совершенного себе разорения и истребления". Так что в 2006 году исполнится 200 лет с момента добровольного вхождения Чечни в состав России, и, отмечу, не в результате многолетней кровопролитной Кавказской войны, продолжавшейся свыше 50 лет, как это утверждается многими обывателями. Как прошлую, так и особенно нынешнюю войну можно было предотвратить. Ее начало решили не народы с их многовековыми, ставшими родственными традициями и обычаями, а политики, выполнявшие волю финансовых воротил. Еще в июне 1991 года в г. Черкесске представители многих народов Северного Кавказа постановили провести в августе специальную конференцию, на которой предусматривалось обсудить комплекс межнациональных проблем, избрать совет старейшин и исполнительный орган, наделив их многими полномочиями. К сожалению, тогда ГКЧП не позволил осуществить это важное мероприятие. А теперь вопрос о скором установлении порядка на Северном Кавказе (особенно в Чечне) отодвинут на очень отдаленные времена. Жаль, что мы, коренные жители многострадального Кавказа, лишены права воздействовать на трагические события. Было в нашей истории множество негативных явлений, но все они, как правило, благодаря народной мудрости заканчивались благополучно. Как бы некоторым радикалам ни хотелось разжигать национальные раздоры, мы все равно найдем способы их урегулирования. Северный Кавказ - благодатная земля, на которой проживают многие народы. И нам, только нам, следует решать насущные задачи нашего здесь жития.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40