Богословие в образах

Графика Юлии Майстренко

Религия 
0
154
Время на чтение 3 минуты
Популярность (иначе, к сожалению, не скажешь) религиозной тематики в современном искусстве - явление сложное и крайне неоднозначное и в отношении причин, и в отношении результатов. Среди этих многочисленных обращений (как в буквальном, так и в переносном смысле слова) графика молодой художница Юлии Майстренко стоит особняком. ЕЈ серии и отдельные листы воспринимаются почти как своеобразные труды по богословию, демонстрирующие удивительную эрудицию и непрерывную, напряженную работу мысли. При этом художница сознательно и почти демонстративно избегает какой бы то ни было полемичности (не говоря уже о политизированности) своих религиозных офортов.
Уже очень ранняя серия "Тайная Вечеря", созданная 23-летней студенткой, поражает своей Јмкостью и серьЈзностью, почти суровостью. Об "Агнце", входящем в эту серию, известный киевский искусствовед Леся Авраменко пишет: "И композиция, замкнутая в медальон, и пластическое и образное решение всего произведения напоминает монументальные храмовые росписи. В этой работе тема жертвы звучит чрезвычайно пронзительно и драматично, особенно когда осознаЈшь, что агнец, съЈжившийся на жертвенном блюде в окружении суровых ликов апостолов, имеет вместо овечьих ног людские стопы и ладони". Но в первую очередь это относится к диплому Юлии Майстренко, о котором - чуть ниже.
+++
Диплом состоит из пяти монументальных графический листов: "Сошествие Святого духа на апостолов. Христос - Учитель"; "Врата Рая. Христос - Мессия"; "Сошествие во Ад. Христос - Сын Человеческий"; "Чаша Грааля. Христос - Добрый Пастырь"; "Всевидящее Око. Христос - Пантократор". Их предельная символическая насыщенность и одновременно - стройная логика и кристальная ясность общего замысла напоминают чем-то сложные и красочные видения Хильдегарды Бингенской - великого немецкого мистика XII века.
При этом архитектоника, если можно так выразиться, этих офортов строится на каком-то одном, выразительном и глубоко символичном образе, которому подчинена, более того - в который как бы "вписана" вся композиция в целом. Иногда этот символ вполне ясен - таковы врата ("Врата Рая. Христос - Мессия") или чаша ("Чаша Грааля. Христос - Добрый Пастырь"). Иногда же символ оказывается более сложным - как истекающий слезами глаз в офорте "Всевидящее Око. Христос - Пантократор" - или вовсе необычным, как в офорте "Сошествие Святого духа на апостолов. Христос - Учитель", композиция которого в целом напоминает песочные часы.
В эту общую структуру разнообразно, очень изобретательно, а порой и просто виртуозно, вписано великое множество маленьких фрагментов и эпизодов - своего рода "клейм", имеющих отношение к проблеме, разрабатываемой в офорте. Но "значимость" и даже важность каждой из этих деталей не мешает им образовывать в целом богатейшее узорочье, напоминающее те драгоценные старинные вышивки, стежок на которых приравнивался к перебору четок.
+++
Именно в этих пяти офортах определилась графическая авторская манера Юлии Майстренко. С этого момента творчество молодой художницы сделалось узнаваемым - и уникальным.
Первое и важнейшее его условие - отсутствие пустого пространства, которое кажется Юлии Майстренко, решившей (решившейся) говорить о таких важнейших вещах, просто непозволительной роскошью. Даже облегченные части своих офортов она заполняет (заплетает) сложнейшим и символически значимым орнаментом. Другое условие - существование композиции не только в пространстве, но и, если можно так выразиться, во времени. Религиозные работы художницы, как это не парадоксально звучит, предназначены не для пассивного медитирования, а для активного рассматривания, более того - для расшифровки, и только после этого - для размышления. Столь же активен и сложный колорит картин, который кажется порой даже резковатым и одновременно, несмотря на обилие цветов, традиционно считающихся тЈплыми, - неизменно холодным.
Определить источники графической манеры Юлии Майстренко кажется простым делом только на первый взгляд. Аллюзии, связанные с византийским и романским искусством, а также искусством Киевской Руси, несомненны, однако уже не подлежат вычленению и даже, по большому счЈту, - отделению друг от друга, составив единый, вполне органический художественный "сплав".
Этой, непрерывно совершенствующейся, но в целом неизменной графической манере художница хранит верность на протяжении вот уже 5 лет - по-видимому, вполне удовлетворяясь еЈ образными и смысловыми возможностями.
+++
Однако прежде всего в основе графики Юлии Майстренко - предельно внимательное чтение первоисточника. Это особенно заметно в еЈ последней (на настоящий момент) работе - диптихе о чудесах в Синайской пустыне: манне небесной и перепелах. При этом манна трактуется как благотворная пища, собранная пока в старозаветные чаши, но уже символически таящая в себе великое будущее. На эпизод с манной сошлЈтся Иисус, называя себя "истинным хлебом". "Сокровенная манна" появится и в Апокалипсисе. Перепела же оставят по себе другую память. У появившихся по "прихоти" неудовлетворЈнных манной "сынов Израилевых" птиц в трактовке Юлии Майстренко не птичьи головы. Это странные, жуткие, зловещие существа. Они вызовут мор, и место их появления будет названо Киброт-Гаттаава (Гробы прихоти) - "ибо там похоронили прихотливый народ".
+++
В заключение - наиважнейшие "анкетные данные". Юлия Майстренко родилась в Киеве, в 1975 году. В 1986 - 1993 гг. - училась в Республиканской художественной средней школе им. Шевченко, в 1994 - 2000 гг. - в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (графический факультет, мастерская свободной графики профессора А. В. Чебыкина), в 2000 году - поступила в ассистентуру- стажирование НАИИА. Член Союза художников Украины с 2000 г. С 2001 г. Юлия Майстренко - преподаватель Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.12.2024 21:23
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
19.12.2024 20:40
Славный город Чебоксары
Новый комментарий от Владимир С.М.
19.12.2024 20:22
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Русский Иван
19.12.2024 20:11
«На фронтах Украины сражается вся Русь»
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.12.2024 20:03
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Владимир С.М.
19.12.2024 19:51
«Русские моряки первое, что сделали – пропели "Отче наш"»
Новый комментарий от Дмитриев
19.12.2024 19:31