Уже очень ранняя серия "Тайная Вечеря", созданная 23-летней студенткой, поражает своей Јмкостью и серьЈзностью, почти суровостью. Об "Агнце", входящем в эту серию, известный киевский искусствовед Леся Авраменко пишет: "И композиция, замкнутая в медальон, и пластическое и образное решение всего произведения напоминает монументальные храмовые росписи. В этой работе тема жертвы звучит чрезвычайно пронзительно и драматично, особенно когда осознаЈшь, что агнец, съЈжившийся на жертвенном блюде в окружении суровых ликов апостолов, имеет вместо овечьих ног людские стопы и ладони". Но в первую очередь это относится к диплому Юлии Майстренко, о котором - чуть ниже.
+++
Диплом состоит из пяти монументальных графический листов: "Сошествие Святого духа на апостолов. Христос - Учитель"; "Врата Рая. Христос - Мессия"; "Сошествие во Ад. Христос - Сын Человеческий"; "Чаша Грааля. Христос - Добрый Пастырь"; "Всевидящее Око. Христос - Пантократор". Их предельная символическая насыщенность и одновременно - стройная логика и кристальная ясность общего замысла напоминают чем-то сложные и красочные видения Хильдегарды Бингенской - великого немецкого мистика XII века.
При этом архитектоника, если можно так выразиться, этих офортов строится на каком-то одном, выразительном и глубоко символичном образе, которому подчинена, более того - в который как бы "вписана" вся композиция в целом. Иногда этот символ вполне ясен - таковы врата ("Врата Рая. Христос - Мессия") или чаша ("Чаша Грааля. Христос - Добрый Пастырь"). Иногда же символ оказывается более сложным - как истекающий слезами глаз в офорте "Всевидящее Око. Христос - Пантократор" - или вовсе необычным, как в офорте "Сошествие Святого духа на апостолов. Христос - Учитель", композиция которого в целом напоминает песочные часы.
В эту общую структуру разнообразно, очень изобретательно, а порой и просто виртуозно, вписано великое множество маленьких фрагментов и эпизодов - своего рода "клейм", имеющих отношение к проблеме, разрабатываемой в офорте. Но "значимость" и даже важность каждой из этих деталей не мешает им образовывать в целом богатейшее узорочье, напоминающее те драгоценные старинные вышивки, стежок на которых приравнивался к перебору четок.
+++
Именно в этих пяти офортах определилась графическая авторская манера Юлии Майстренко. С этого момента творчество молодой художницы сделалось узнаваемым - и уникальным.
Первое и важнейшее его условие - отсутствие пустого пространства, которое кажется Юлии Майстренко, решившей (решившейся) говорить о таких важнейших вещах, просто непозволительной роскошью. Даже облегченные части своих офортов она заполняет (заплетает) сложнейшим и символически значимым орнаментом. Другое условие - существование композиции не только в пространстве, но и, если можно так выразиться, во времени. Религиозные работы художницы, как это не парадоксально звучит, предназначены не для пассивного медитирования, а для активного рассматривания, более того - для расшифровки, и только после этого - для размышления. Столь же активен и сложный колорит картин, который кажется порой даже резковатым и одновременно, несмотря на обилие цветов, традиционно считающихся тЈплыми, - неизменно холодным.
Определить источники графической манеры Юлии Майстренко кажется простым делом только на первый взгляд. Аллюзии, связанные с византийским и романским искусством, а также искусством Киевской Руси, несомненны, однако уже не подлежат вычленению и даже, по большому счЈту, - отделению друг от друга, составив единый, вполне органический художественный "сплав".
Этой, непрерывно совершенствующейся, но в целом неизменной графической манере художница хранит верность на протяжении вот уже 5 лет - по-видимому, вполне удовлетворяясь еЈ образными и смысловыми возможностями.
+++
Однако прежде всего в основе графики Юлии Майстренко - предельно внимательное чтение первоисточника. Это особенно заметно в еЈ последней (на настоящий момент) работе - диптихе о чудесах в Синайской пустыне: манне небесной и перепелах. При этом манна трактуется как благотворная пища, собранная пока в старозаветные чаши, но уже символически таящая в себе великое будущее. На эпизод с манной сошлЈтся Иисус, называя себя "истинным хлебом". "Сокровенная манна" появится и в Апокалипсисе. Перепела же оставят по себе другую память. У появившихся по "прихоти" неудовлетворЈнных манной "сынов Израилевых" птиц в трактовке Юлии Майстренко не птичьи головы. Это странные, жуткие, зловещие существа. Они вызовут мор, и место их появления будет названо Киброт-Гаттаава (Гробы прихоти) - "ибо там похоронили прихотливый народ".
+++
В заключение - наиважнейшие "анкетные данные". Юлия Майстренко родилась в Киеве, в 1975 году. В 1986 - 1993 гг. - училась в Республиканской художественной средней школе им. Шевченко, в 1994 - 2000 гг. - в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (графический факультет, мастерская свободной графики профессора А. В. Чебыкина), в 2000 году - поступила в ассистентуру- стажирование НАИИА. Член Союза художников Украины с 2000 г. С 2001 г. Юлия Майстренко - преподаватель Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры.