На первый взгляд, озабоченность башкирских татар - и в целом, и Таджутдина как их видного представителя - имеет очевидные причины: в Башкортостане переход татар на латиницу скорее всего не будет санкционирован местными властями, и для татар возникает угроза невольного национального раскола "по алфавиту". Однако если вспомнить другие шаги Таджутдина, станет ясно, что причины могут быть и иными. Глава самого старого в России Духовного управления мусульман (ЦДУМ является правопреемником Магометанского духовного управления, основанного еще указом Екатерины II) часто стремится показать себя менее "радикальным", чем главы конкурирующих духовных управлений, возникших в 90-е годы. Отсюда его "недоумение" по поводу того, что некоторые муфтии выступили против введения предмета "православная культура" в школах. А также протесты по поводу создания конкурентами на Урале якобы ваххабитских учебных заведений. На этот раз Таджутдин выступает прежде всего в пику Духовному управлению мусульман Татарстана, которое поддерживает Минтимера Шаймиева, ратующего за латиницу. Однако значительная часть духовенства Татарстана считает Таджутдина "ненастоящим" муфтием, и его "успокаивающие" заявления на деле могут только углубить имеющийся внутримусульманский конфликт.
Что же касается "массового" обращения башкирских татар, то стоит вспомнить, что несколько лет назад они боролись с президентом Муртазой Рахимовым за признание татарского государственным языком (наравне с русским и башкирским). В последнее время татарское национальное движение в Башкирии заметно "сникло" и надежды на возрождение может связывать только с поддержкой со стороны федерального центра. Таковую башкирские татары, очевидно, надеются получить, выступив за "правильный" алфавит. Так вопрос о латинице окончательно перемещается из области языковой политики в область политики вообще. Но решен он, очевидно, будет не скоро. Депутаты Госсовета Татарстана собираются сейчас опротестовать новый закон в Конституционном суде.