РАЗМЫШЛЕНИЯ В ПРЕДДВЕРИИ ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА

0
109
Время на чтение 6 минут
На конференции "Православие и экономическая этика", которая прошла 19 ноября этого года в конференц-зале гостиницы "Даниловская", председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Кирилл объявил о проведении 16-17 декабря в Москве очередного VII Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС). Была заявлена и тема Собора: "Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России". Митрополит Кирилл отметил, что конференция носит подготовительный характер перед готовящимся форумом и направлена на выявление актуальных вопросов для вынесения на обсуждение Собора.
Экономические и социальные реформы на фоне антитеррористической борьбы
Экономическая и социальная темы последнее время неотвратимо преследуют российских граждан. То земельный вопрос решается, то изменения в налоговом законодательстве проводятся. Теперь подоспели реформы энергетики и жилищно-коммунального комплекса. Когда основной политический диапазон зашумлен, конечно, не без оснований, но, видимо, и не без умысла, антитеррористической борьбой в национальном и глобальном масштабах, то устройство мирной жизни как-то отходит на второй план. А оно-то в первую очередь и является основным залогом выживания и успешного развития нашего общества. Главное, чтобы не получилось, как в 70-е и 80-е годы, когда думали о "победе" в "звездных войнах", а экономические проблемы ушли на второй план. В результате - развал огромной державы.
В силу различных причин в 90-е годы получилось так, что граждане России оказались в условиях экономического эксперимента, условия и методы которого обсуждались государством больше с Международным валютным фондом и Всемирным банком, чем с широкой общественностью в России. Казалось, что западный опыт является единственно правильным воплощением универсальных экономических законов, поэтому стоит только применить их чудодейственные рецепты, и будут достигнуты ожидаемые результаты. Игнорирование и нежелание выявлять и использовать собственный "потенциал добра"[1] обрекает нас на дальнейшее прозябание за счет природных ресурсов в век информационных технологий. Для ведения этого поиска можно и следует обратиться, среди прочего, за посредничеством к Православной Церкви и другим традиционным религиям России, как носителям этических ценностей, способных вдохновить людей на творческий и созидательный труд. "Мирные" обсуждения экономического развития России, социальных отношений в стране как раз свидетельствуют о желании общества жить в условиях мира. Кроме того, это не позволяет обществу сорваться в воронку смятения и страха. Именно об этом говорили те, кто призывал москвичей и российских граждан вести свою повседневную жизнь и не поддаваться запугиванию боевиков, захвативших людей в "Норд-Осте".
От Маркса к Веберу, от Вебера к...
Сознанию, воспитанному на марксистском тезисе о "базисе" и "надстройке", покажется странным, что религия может помочь в возрождении российской экономики. Но еще в начале XX веке один из хорошо известных идейных оппонентов Карла Маркса - Макс Вебер - утверждал в своей знаменитой работе "Протестантская этика и дух капитализма", что протестантское христианство имеет прямое отношение к генезису буржуазного общества с рыночной системой регулирования. Хотя это исследование и выявило механизм влияния религии на формирование экономической системы, но одновременно оно породило среди отдельных ученых и политиков в России и на Западе мнение, - о котором с горечью сказал митрополит Кирилл на упомянутой конференции, - гласящее, что "все беды России от того, что у нас православие". В этом смысле Собор с заявленной темой будет вынужден принять вызов и дать на него четкий и ясный ответ.
Путь к общенациональному согласию
Политика - сфера публичная, которая призвана объединять общество, поэтому религиозное многообразие России накладывает определенные ограничения на возможный резонанс от обсуждения экономической темы на Русском соборе. В вопросах отношений с религиозными общинами России у представителей государственной власти и политических деятелей срабатывает правило "семь раз отмерь - один раз отрежь", но не в положительном понимании как необходимая тщательность при подготовке решения, а в отрицательном смысле, как затягивание принятия назревших мер. Чего только стоит полемика, разразившаяся вокруг недавнего письма министра образования В.М.Филиппова на счет содержания факультативного курса "Православная культура".
Но может ли в принципе обсуждение экономических вопросов на Соборе иметь общенациональный резонанс, а не только касаться православного большинства России? Найдут ли соборные "общие места" живой отклик в широких слоях населения России?
За свою историю, начиная с 1993 года, Собор проделал определенный путь в направлении общенационального признания важности своих решений.
Прежде всего, основную роль в этом играла формулировка общественно значимых проблем, важных для всех граждан России независимо от их вероисповедания и мировоззренческих взглядов. За прошедшие годы поднимались темы науки, образования, культуры, осмысления исторического прошлого России, отношений власти и народа, межцивилизационных отношений в России и мире. Теперь планируется обсудить экономическую жизнь общества.
Второе правило общенациональной ориентации работы Собора заключается в приглашении участников, представляющих различные структуры, слои и группы общества. Однако к работе первых Соборов заинтересованность проявляли в основном оппозиционно настроенные силы общества. На определенном этапе среди либерально-демократического крыла российского общества за Собором закрепилась репутация трибуны радикалов. Разнообразие политических и общественных сил наблюдалось только тогда, когда проведение Собора предшествовало каким-либо федеральным выборам. Например, так было на V ВРНС, проходившим в декабре 1999 года перед выборами в Государственную Думу. Тогда своим присутствием Собор почтили главы почти всех основных политических партий. Таким образом, явно наметилась тенденция использования соборной трибуны для привлечения "электората" из нравственно ориентированной среды российского общества. Перелом наступил в 2001 году, когда впервые ВРНС собрался в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Вместимость помещения и смена курса позволили собраться мировоззренчески разнообразной публики.
Главным фактором, который позволяет удержать соборную трибуну от превращения в сцену банальной политической борьбы, является Православная Церковь, которая и выступает организатором этой дискуссионной площадки. С одной стороны, заявленная Церковью позиция "неучастия в политической борьбе" предохраняет ее от использования селективности при приглашении участников на Собор и установлении партнерских отношений. А с другой стороны, ее нравственный авторитет является определенной морально сдерживающей силой против сползания дискуссии к распрям и взаимные обвинениям.
Собирание добра
Но возможно ли в условиях плюрализма мнений, чтобы Православная Церковь сохранила принципиальность в общественных вопросах, не следуя безвольно за политической конъюнктурой? Очевидно, что Православие как религиозная вера не является центральным звеном мировоззрения многих людей, собирающихся обычно на Собор. Причем среди участников бывали наряду с глубоко верующими людьми, церковными иерархами и клириками неверующие, нецерковные и люди, принадлежащие к другим религиям.
И если между ними, так же, как и в обыденной жизни между соседями и друзьями в России, присутствуют различия в исповедуемом ими символе веры, то на уровне принципов организации общественной жизни между ними складывается общий этос, приверженность к которому делает вообще возможной их жизнь в едином государстве. Он включает такие ценности, как патриотизм, справедливость, свобода, правопорядок, честность, семья, общинность.
На мой взгляд, сегодня перед верующими людьми в России стоит реальная проблема выбора попутчиков по созидательному общественному строительству среди многочисленного светского мира. Это могут быть люди, живущие по совести (Рим. 2,14-15), но еще не пришедшие или вообще никогда "неидущие" к православному христианству. Если политик, ученый, бизнесмен, художник, писатель живет по совести, то он, не зная Бога, по своей природе исполняет Божественный закон. Эту апостольскую "стратегию" другими словами выразил Святейший Патриарх на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Характеризуя отношения Церкви со светским обществом, он отметил, что часто Церковь в мире руководствуется принципом "критической солидарности"[2] с теми силами, которые выражают мнения, созвучные церковной позиции в отношении сохранения и развития добра. На конференции 19 ноября митрополит Кирилл назвал эту стратегию развитием "потенциала добра", который есть, как правило, в любом человеческом обществе. Это не уступка идеям мира сего, а скорее собирание добра в современной России. Потому что истинное добро не может относиться враждебно к Церкви, узнав подробно и целостно о ее деятельности.
Плоды соборной работы и ее перспективы
Собор задает направление развития церковной мысли по поводу актуальных проблем современности. Это уже принесло свои плоды, к которым относится появление Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Иногда приходится слышать в православной среде: что, мол, "Основы" появились из какой-то скрытой лаборатории, и весь церковный народ был поставлен перед этим документом, как перед свершившимся фактом. При этом упускается из вида, что, начиная с 1993 года, многие из тем и положений отраженных в "Основах" прошли важную "обкатку" и обсуждение на Соборах, не только Архиерейских, но и на Всемирных русских народных.
В политическом плане Собор может сыграть важную роль в формировании нравственной составляющей политической деятельности в России. Специфика Собора как бы выводит политические и общественные силы из поля политической борьбы, заставляет их без взаимных препирательств искать точки соприкосновения друг с другом.
Однако трудно будет поддерживать успехи Собора, если не наладить работу по их закреплению в межсессионный период, особенно через средства массовой информации: печатные издания, фильмы или телепередачи, а также через поддержку конкретного опыта на регионом и федеральном уровне. До сих пор эта работа велась слабо и не дала сколь ни будь заметных результатов.

[1] Выражение митрополита Кирилла на конференции 19 ноября, обозначающее потенциал положительного развития определенного исторически сложившегося общества.
[2] Алексий, Патриарх Московский и всея Руси, Доклад "Русская Православная Церковь на рубеже веков" // Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. - М.: Издательский Совет Московского Патриархата, 2000, С.62
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Рябых
Состоится ли возвращение атеизма в российскую школу?
Критический анализ подхода к изучению религии, представленного в учебнике "Основы религиоведения" под редакцией профессора И.Н. Яблокова
12.08.2005
Все статьи Юрий Рябых
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11