Так что же предлагает Министерство образования? Внимательное ознакомление с содержанием учебного предмета "Православная культура" позволяет прийти к выводу, что предлагается не православная культура, а Закон Божий, правда, с элементами культурологии.
При этом оптимальным с точки зрения полноты и качества освоения учащимися содержания курса по мнению Министерства образования считается объем в количестве 544 часов. Давайте задумаемся. На изучение информатики, права, иностранного языка, отечественной литературы и истории вместе взятых выделяется всего лишь чуть-чуть больше учебного времени, чем на предлагаемый курс.
Некоторые из предлагаемых тем способны спровоцировать серьезный социальный конфликт. Например, тема "Ересь, раскол, секта". С точки зрения авторов многочисленных публикаций и брошюр, которые продаются в любой церковной лавке РПЦ, сюда попадают все неправославные религии - старообрядцы, католики, протестанты, не говоря уже о новых религиозных движениях. Причем авторы в выражениях не стесняются, приписывая так называемым сектантам все мыслимые и немыслимые грехи.
Проблема еще и в преподавательских кадрах. Предлагаемый предмет чрезвычайно насыщен по содержанию и сложности, требует фундаментальной подготовки.
И тут возникает естественный вопрос, а что, собственно, мешает преподавать религию, в том числе и Закон Божий, в негосударственных школах? Закон такое право предоставляет. На сегодняшний день, например, имеется несколько сотен таких школ, в том числе православных, иудейских, исламских, протестантских. Преподавание общеобразовательных дисциплин осуществляется в них, как правило, за государственный счет, а религиозных предметов за счет религиозных объединений.
Религия за государственный счет в истории нашего Отечества уже была. Ни к чему, кроме цинизма и равнодушия к официальному православию, это не привело.
Когда Министерство образования вводило предмет "Теология" в высших учебных заведениях, общество смирилось с этим, поскольку у студентов оставался выбор - изучать или не изучать это. Сейчас такого выбора нет. И голоса протеста слышатся все громче. Главы крупнейших конфессий уже обратились в различные федеральные органы власти с просьбой приостановить беззаконие, творимое Министерством образования.
Парламент Татарстана требует отменить нововведение, либо ввести соответствующий исламский курс во всех школах республики. Одним словом, общество не молчит. Что явно напрашивается в школьную программу, так это курс истории религий, который бы давал полноценные знания о различных мировых религиях, в том числе и о православной с ее великой многовековой культурой. Задача школы - формировать если не уважительное, то как минимум терпимое отношение к представителям различных религий, а не сеять вражду и недоверие.
Думаю, Министерство образования просто не просчитало всех последствий своих инициатив.