"На молитву становись!"

Известный юрист Анатолий Пчелинцев рассуждает о свободе вероисповедания в Вооруженных силах

0
199
Время на чтение 3 минуты
Анатолий Васильевич Пчелинцев (род. в 1955 г.) - известный юрист, правозащитник, кандидат юридических наук. С 1994 г. директор Института религии и права, главный редактор журнала "Религия и право", сопредседатель Славянского правового центра. Полковник запаса.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (РПЦ) сотрудничество, или "соработничество", с Вооруженными силами РФ зафиксировано как одна из сфер деятельности Церкви в обществе. 26-29 июня в Калининграде прошли IV учебные сборы военного духовенства с участием представителей других традиционных религий - ислама, буддизма, иудаизма. Однако законодательная база для введения института капелланов в России отсутствует. О проблемах взаимоотношений РПЦ с Вооруженными силами "НГР" рассказал главный редактор журнала "Религия и право" адвокат Анатолий Пчелинцев.

- Анатолий Васильевич, в конце июня митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) заявил, что у традиционных религий должно быть законодательное право работать в государственных институтах, в первую очередь в армии. Как это соотносится с действующим законодательством?

- К вопросу о внедрении института военных капелланов надо подходить крайне осторожно. Мы уже знаем резкое заявление Союза советских офицеров, в котором говорится, что "проведение этого мероприятия (учебных сборов военного духовенства. - "НГР") на военном объекте грубо попирает принципы свободы совести, светскости государства и является незаконным". Не считаться с этим заявлением нельзя. Подавляющее большинство российских военнослужащих - вообще неверующие. Поэтому надо учитывать и их мнение, а не только верующей части населения. Государство должно быть более гибким во всех этих вопросах.

- Считаете ли вы возможной деятельность военных капелланов в России?

- В принципе я считаю это положительным моментом. Но для этого нужно создать условия, к чему мы на сегодняшний день не готовы. В свое время я изучал историю военного духовенства в царской России, исследовал эту проблему в странах Западной Европы и в США. Там я посетил сухопутную академию в Вест-Пойнте, морскую академию в Аннаполисе и военно-воздушную академию в Колорадо-Спрингс.

Я наблюдал, как там работают военные священники. К примеру, в Колорадо-Спрингс работали представители девяти религий и христианских конфессий, в том числе православный священник в звании капитана. Государство платило ему приличную зарплату для того, чтобы он духовно окормлял девять человек, которые идентифицировали себя как православные. На самом деле, военный капеллан - это не только духовник и священнослужитель, но и психолог, который занимается социальной работой.

- Но в российских воинских частях работают психологи, есть и заместители командира по воспитательной работе.

- Да, и если мы откажемся от тех, кого смогли подготовить за все эти годы, оставшись только с военными священниками, то как бы не получился обратный результат - дедовщина, но уже на религиозной почве. Процесс введения института капелланов нужно осуществлять очень аккуратно, иначе все закончится провалом.

На сегодняшний день в Федеральном законе о статусе военнослужащих есть статья 8 о свободе совести и вероисповедания, которая не выдерживает никакой критики. В пункте 4 этой статьи сказано: "Государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов". Теперь давайте посмотрим статью 28 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что "каждому гарантируется свобода совести". Возникает противоречие: Конституция говорит одно, а федеральный закон о статусе военнослужащих - совсем другое. Это очень серьезное противоречие.

- А как вы оцениваете проведение учебных сборов военного духовенства без соответствующей законодательной базы, явочным порядком?

- Это нарушение конституционного принципа светскости государства. Давайте вспомним статью 14 Конституции, где сказано, что "Россия - светское государство" и что "религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Я боюсь, что проведение таких сборов явочным порядком, без надлежащего обсуждения может принести большой вред. Я бы в первую очередь исправил Федеральный закон о статусе военнослужащего.

Давайте откроем Женевскую конвенцию 1949 года об обращении с военнопленными. Там есть статьи 31-34, где говорится, что пленные военнослужащие имеют право беспрепятственно встречаться со священнослужителем, иметь религиозную литературу, предметы религиозной атрибутики и т.д.

Теперь откроем Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, статью 14 об обеспечении свободы совести и вероисповедания осужденных. Я просто восхищаюсь объемом их прав, когда читаю эту статью: "Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию и не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними". Далее подробно расписывается, что они имеют право делать. Получается, что российский военнослужащий с юридической точки зрения более ущемлен в праве на свободу вероисповедания, чем военнопленный и отбывающий уголовное наказание!

Павел Круг

http://religion.ng.ru/society/2006-07-05/4_molitva.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Васильевич Пчелинцев
Пророк, ты не в своем Отечестве!
Армию спасения в России сочли военизированным формированием
11.06.2004
Минобразования одержимо Законом Божьим
Россию хотят отбросить на столетие назад
04.12.2002
Все статьи Анатолий Васильевич Пчелинцев
Последние комментарии
Отсутствие профессионализма
Новый комментарий от Александр Уфаев
13.05.2025 03:26
В Обнинске дети мигрантов растоптали Георгиевский стяг
Новый комментарий от Александр Уфаев
13.05.2025 03:13
Почему сохраняется советская топонимика?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.05.2025 01:41
Царицын нельзя Сталинград!
Новый комментарий от Nicola
12.05.2025 22:04
Верните нашу акваторию, промысловый потенциал и нефть!
Новый комментарий от Русский Иван
12.05.2025 20:57
Сможет ли монархическое движение снова стать силой?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
12.05.2025 20:11