itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

АВГУСТЕЙШАЯ ХУДОЖНИЦА

Общество 
0
154
Время на чтение 3 минуты
В музейно-выставочном комплексе Московской государственной специализированной школы акварели С.Н. Андрияки развернута уникальная экспозиция под названием ?Искусство Великой княгини? - собрание живописных работ Ольги Александровны Романовой, а также исторические документы, фотографии, реликвии. Выставка, привезенная из Канады невесткой августейшей художницы, возглавляющей благотворительный фонд Великой княгини, дает представление не только о творчестве действительно незаурядного мастера, но и о судьбе дочери Александра III, которую Ольга Александровна, несмотря на все потрясения, сумела принять с благородным достоинством...

Ее детство прошло большей частью в Гатчине, где предпочитал жить Александр III. Рисовать девочка начала рано. Пробуждению и развитию врожденного художественного таланта способствовала поэтическая красота окрестностей и изысканность дворцовой обстановки, а также влияние отца, искренне любившего искусство. Дворец постоянно посещали известные живописцы М.Зичи и Л.Премацци, позднее - замечательный акварелист Альберт Бенуа. Уроки рисования вел художник-передвижник К.Лемох.

Из листов, созданных в Гатчине, на выставке представлены ?Дворцовый привратник?, ?Русский ветеран Н.Г.Щегол?, ?Часовой?, ?Дворцовый арап? и другие. В них еще ощущаются приметы ученичества. Вместе с тем стремление передать характерность позы, выявить пластику модели - налицо.

После смерти отца гатчинский дворец опустел. Между тем жизнь шла своим чередом. Великая княжна подросла, вышла замуж за принца П.А.Ольденбургского. Однако брак не сложился, супруги разъехались. Ольга Александровна много сил и времени отдавала делу благотворительности - и, конечно, не прекращала занятий живописью. Характерный пример ее творчества этой поры - полотно ?Осень в парке? (холст, масло), исполненное светлой грусти.

В 1914 году, с началом первой мировой войны, Великая княгиня уходит на фронт сестрой милосердия - работает в госпитале в Ровно, затем во Львове. Здесь застает ее Февральская революция. Ольга Александровна переезжает в Киев к матери - вдовствующей императрице Марии Федоровне. Время до эмиграции в Данию - время тревог и волнений. На выставке демонстрируются несколько произведений периода войны и революции, в их числе выполненные масляными красками ?Сестра милосердия на прогулке?, ?Осенний ландшафт в Малороссии?, ?Река Днепр? и два акварельных листа ?Станица Новоминская?.

Жизнь в Дании, в уютной резиденции матери Видор (Хвидер) в окрестностях Копенгагена и на купленной позже под Копенгагеном ферме, была наполнена заботой о семье, о детях (еще в 1916 году Ольга Александровна вышла замуж за гвардейского полковника Н.А.Куликовского). Ольга Александровна по-прежнему много пишет - в основном свои излюбленные цветочные натюрморты и пейзажи (?Пионы перед домом?, ?Цветочная клумба в саду?, ?Сад Видора?, ?Набережная с цветами?, ?Балкон?, ?Старинный итальянский колодец в саду летнего королевского дворца в Видоре?). Постепенно ее работы получают известность. Ольга Александровна посещает выставки, следит за художественной жизнью Европы. Однако столь модные тогда модернистские течения в живописи не затронули ее - она понимала искусство не как конъюнктурную суету, но как высокое служение, оставаясь в современной ей западной культуре художником для немногих.

В 1940 году Данию оккупировала гитлеровская Германия. Семье, известной своей любовью к оставленной Родине, приходится жить крайне замкнуто. В эти годы Ольга Александровна создает ряд композиций (маслом) на тему России - Руси: монашеские скиты, старинные церкви...

В 1949 году семья переезжает в Канаду. Новые впечатления воплощаются в традиционно любимых мотивах: склоненные над водой кроны деревьев, зелень трав, даль полей под светлым небом, изгиб русла небольшого ручейка, заснеженный дворик с прислоненными к стене детскими санками, горячий свет солнца на дорожках сада, прозрачная глубина летних теней, томный жар летнего дня (?Ландшафт?, ?Ручей?, ?Уютный уголок в саду?, ?Сноп?, ?Няня?, ?Весенний пейзаж с мать-и-мачехой?, ?После стирки?).

С возрастом Ольга Александровна, затрудняясь совершать поездки на этюды, все чаще работает в интерьере - пишет опять же преимущественно цветочные натюрморты (?Цветы на подоконнике?, ?Чайный столик?). В то же время память все чаще возвращается к образам далекого прошлого: лица давних друзей, дни безоблачного детства, липы Летнего сада, революционные потрясения, беженцы гражданской войны - одним словом: Россия (?Княгиня Вяземская?, ?Тихон Николаевич за пасхальным столом?, ?Красный угол? и другие работы). Чувство Родины с особой пронзительностью воплотилось в акварели ?Елка с шарами и мишурой?. Стоит пушистая рождественская елка, сияют на ней гирлянды, рядом - неизменные букеты цветов, а в глубине, на каминной полке - небольшой портрет императора Александра III. В творческом наследии Ольги Александровны, с детства боготворившей отца, это - единственное его изображение.

Сегодня искусство Великой княгини вновь возвращается в Россию...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:56
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54