itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

В поисках вечной России

В новой книге известный писатель размышляет о национальной идее

Общество 
0
120
Юрий Мамлеев известен не только как прозаик, чьи книги переведены на многие языки мира, но и как самобытный мыслитель. Именно в этом качестве он предстает в своей новой книге "Россия вечная", выпущенной издательством "АиФ-Принт".
Автор исследует "русскую идею" как на вневременном, вечном уровне, так и в ее конкретных жизненных, культурных и иных проявлениях. "Погружение в бездну русского духа" начинается с литературы, ибо именно в ней "присутствует тайная мощь пророчества, видение всего потока и сути жизни, а также потому, что образ бывает нередко глубже самой мысли или, во всяком случае, не уступает самым глобальным прозрениям". Именно это, cчитает Ю.Мамлеев, свойственно произведениям Пушкина и Лермонтова, Гончарова и Достоевского, Блока и Есенина, Горького и Платонова, Белого и Волошина.
По убеждению автора, с особой полнотой тайну России выразил Сергей Есенин: "именно эта тайна вызвала из небытия есенинскую поэзию". Рассуждения о ней интересны и порой неожиданны, например, в книге говорится о близости поэта с Достоевским: "Самый великий русский урбанист и самый великий русский деревенщик соединяются в своих глубинах". В частности, в их творчестве "самые негативные и даже разрушительные образы и символы... скрывают в себе неожиданные светоносные начала". В то же время автор отдает отчет, что тут обычный анализ недостаточен, потому что "стихи Есенина выводят к истокам, где уже язык бессилен и наступает власть великого молчания ("Я молчанью у звезд учусь")". Это же относится и к прозе Платонова. Поэтому наряду с толкованием некоторых ее мотивов автор предлагает "читателю провести глубокую медитацию, размышление" над конкретным отрывком.
Автор "России вечной" уверен: то, что недоступно мысли, слову, постигается с помощью интуиции - здесь сказывается влияние индийской философии (Ю.Мамлеев - признанный авторитет в этой области) с ее мистикой, космизмом и т.д. Особенно с этой стороны интересны главы, посвященные религиозным сектам, язычеству, духовным связям России и Востока. В книге, например, говорится о том, в чем проявляется "капитальная" близость России и Индии: "это сосредоточение на своей душе, духовный вектор, направленный внутрь, интерес к самопознанию, к безднам собственной души". В то же время ему близки традиции отечественной философии. Ключевые фигуры здесь - Сковорода, Данилевский, Леонтьев и особенно Бердяев. Собственно, попытка творческого развития их идей и предпринята в книге. Особая статья - Православие, о котором автор высказывает немало интересных и в чем-то неожиданных суждений. Впрочем, о том, насколько плодотворна попытка расширить границы привычных представлений в этой области, - судить в первую очередь богословам.
Эти исторические, культурологические, философские размышления о сути и "тайне" России служат основой, на которой автор строит здание Русской доктрины. Одна из ее сторон обращена "к социально-историческим реалиям". Об этом, кстати, Ю.Мамлеев писал ранее в "Труде". Напомним, что речь идет о национальной идее и ее "проведении" на государственном уровне. А это прежде всего самосохранение - не только национально-государственное, но и "на уровне экономики культуры и духа". Автор говорит также о своем понимании патриотизма как национально-государственной идеологии, из которой должна вытекать "справедливая и сбалансированная социальная политика, обеспечивающая и защищающая население страны". А что касается политического строя, то, по мнению Ю. Мамлеева, Русская доктрина "совместима с любым политическим строем (исключая предательский), имеющим высшую цель не политическую как таковую, а саму Россию".
Эти идеи варьируются и развиваются в философских, литературно-критических статьях и интервью писателя, вошедших в сборник. Завершает его небольшой поэтический раздел, включающий стихи Есенина, Пушкина, Цветаевой, Тютчева, Блока, Волошина, Хомякова - о России.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Александр Неверов
Петр Краснов: выстраданное - крепче
Известный писатель считает: пока жива культура, жив и народ
18.01.2005
Церковь строили купцы
Продолжат ли их дело нынешние предприниматели?
03.12.2003
Все статьи Александр Неверов
Общество
Что мы приносим Господу?
Если наши дороги проходят мимо храма, мы на небо не попадём
05.12.2022
Православные люди не могли нести смерть, разрушения, насилие
Именно Православие явилось той скрепой, которая соединила два народа – русский и якутский
05.12.2022
«Волшебный посох» в руках Путина?
Наши сказки надо не просто читать, но и правильно понимать
05.12.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Европа достигла дна, но мы снизу постучались
Новый комментарий от Александр Волков
06.12.2022 12:01
Глобальные вызовы современности и русский ответ
Новый комментарий от РомКа
06.12.2022 11:32
Ответ молодому романтику-коммунисту
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.12.2022 11:22
Почему с русскими беда?
Новый комментарий от ОСт
06.12.2022 10:31
Ревизия государственной тайны
Новый комментарий от Наталья Сидорина
06.12.2022 09:16