itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Развод по...

Общество 
0
127

Трудно придумать что-либо тоскливей бракоразводного процесса, хотя в христианском мире эта юридическая сухомятка имеет длинную и славную историю.
Негативное отношение к разводу христианских церквей известно. Тем не менее в православии полного запрета на развод не существовало. На Руси до XVII века мужья писали женам разводные письма, которые заверялись священником, после чего брак считался расторгнутым. Но, как это бывало у великороссов, к одной цели вели два пути: прямой и окружной, но более верный. Национальным способом избавиться от супружеского бремени стало принудительное пострижение жен в монахини. Популярность такого "развода" росла так быстро, что уже в 1681 году патриарх Иоаким ввел ограничение, согласно которому нельзя было постригать одного супруга при жизни другого, а если такое и случалось, то супруг, оставшийся в миру, не имел права вступать в новый брак.
Если брак был расторгнут по причине прелюбодеяния, виновник также не имел права на повторное супружество. На практике жертвами этого закона становились представительницы прекрасной половины человечества.
В XVIII-XIX веках браки расторгали особые церковные управления - консистории, а их решение утверждалось Святейшим Синодом. В 1850 году Николай I утвердил список официальных оснований, достаточных для развода: в частности, "доказанное прелюбодеяние", неспособность одного из супругов "к брачному сожитию", отсутствие одного из супругов в течение 5 лет, лишение "свободы и прав состояния", наконец, пострижение в монашество.
В отличие от Третьего Рима в Первом отношение к разводу было однозначным - запрет. Но итальянцы тоже большие изобретатели во всем, что касается подзаконных актов, - одни индульгенции чего стоят. И на этот раз верующим был оставлен единственный выход, позволявший разорвать опостылевшие узы. Вместо развода официально дозволялось так называемое аннулирование брака. Основанием для него служила, во-первых, супружеская измена, а во-вторых, противопоказания для законного брака, ставшие известными уже после его заключения. Например, слишком близкое родство. Если брак становился обоим супругам в тягость, то отыскать такое противопоказание не составляло для них особого труда. В Средневековье этот способ часто использовали в королевских семьях и в среде высшего дворянства. Имелось лишь одно условие: разрешение на расторжение должен дать Ватикан.
С недавнего времени разводами в католических странах начинают заниматься светские власти. В Италии разводы разрешены в 1971 году, в Испании - в 1982-м. Из прежнего свода правил сохранилось одно, но существенное: разведенный больше не может пройти обряд венчания. В протестантских государствах (Англии, Германии, Скандинавских странах и проч.) еще в XVIII веке были приняты законы о разводе. В большинстве из них существовал и перечень оснований для разводов. Лишь в Англии суды использовали не строго прописанные нормы, а накопленные процессуальной практикой прецеденты. Право, действующее в протестантских странах, называется англосаксонским или "островным". Согласно этому праву вся собственность заранее разделена между мужем и женой по брачному контракту.
Прошли те времена, когда законы о разводе были одним из яблок раздора между Ватиканом и странами, вышедшими из-под его юрисдикции. Но их отголоски иногда дают о себе знать. Вот лишь один пример. Полтора года назад одна британская компьютерная компания создала первую бракоразводную программу. Заявление на развод открывается в программном окошке. Щелчок мышью по кнопке "измена" - и появляется полный набор документов для развода по причине супружеской неверности. Так же легко и просто обслуживаются и другие бракоразводные дела. Заполненные документы направляются в суд электронной почтой. Однако Ватикан не был бы Ватиканом, если бы не возражал и против этого нововведения. Недавно католическая церковь в очередной раз обвинила создателей программы в попытке "до предела механизировать болезненный процесс расторжения семейных уз".

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Александр Неверов
Петр Краснов: выстраданное - крепче
Известный писатель считает: пока жива культура, жив и народ
18.01.2005
Церковь строили купцы
Продолжат ли их дело нынешние предприниматели?
03.12.2003
В поисках вечной России
В новой книге известный писатель размышляет о национальной идее
22.10.2002
Все статьи Александр Неверов
Общество
Что мы приносим Господу?
Если наши дороги проходят мимо храма, мы на небо не попадём
05.12.2022
Православные люди не могли нести смерть, разрушения, насилие
Именно Православие явилось той скрепой, которая соединила два народа – русский и якутский
05.12.2022
«Волшебный посох» в руках Путина?
Наши сказки надо не просто читать, но и правильно понимать
05.12.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Европа достигла дна, но мы снизу постучались
Новый комментарий от Александр Волков
06.12.2022 12:01
Глобальные вызовы современности и русский ответ
Новый комментарий от РомКа
06.12.2022 11:32
Ответ молодому романтику-коммунисту
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.12.2022 11:22
Почему с русскими беда?
Новый комментарий от ОСт
06.12.2022 10:31
Ревизия государственной тайны
Новый комментарий от Наталья Сидорина
06.12.2022 09:16