Трудно придумать что-либо тоскливей бракоразводного процесса, хотя в христианском мире эта юридическая сухомятка имеет длинную и славную историю.
Негативное отношение к разводу христианских церквей известно. Тем не менее в православии полного запрета на развод не существовало. На Руси до XVII века мужья писали женам разводные письма, которые заверялись священником, после чего брак считался расторгнутым. Но, как это бывало у великороссов, к одной цели вели два пути: прямой и окружной, но более верный. Национальным способом избавиться от супружеского бремени стало принудительное пострижение жен в монахини. Популярность такого "развода" росла так быстро, что уже в 1681 году патриарх Иоаким ввел ограничение, согласно которому нельзя было постригать одного супруга при жизни другого, а если такое и случалось, то супруг, оставшийся в миру, не имел права вступать в новый брак.
Если брак был расторгнут по причине прелюбодеяния, виновник также не имел права на повторное супружество. На практике жертвами этого закона становились представительницы прекрасной половины человечества.
В XVIII-XIX веках браки расторгали особые церковные управления - консистории, а их решение утверждалось Святейшим Синодом. В 1850 году Николай I утвердил список официальных оснований, достаточных для развода: в частности, "доказанное прелюбодеяние", неспособность одного из супругов "к брачному сожитию", отсутствие одного из супругов в течение 5 лет, лишение "свободы и прав состояния", наконец, пострижение в монашество.
В отличие от Третьего Рима в Первом отношение к разводу было однозначным - запрет. Но итальянцы тоже большие изобретатели во всем, что касается подзаконных актов, - одни индульгенции чего стоят. И на этот раз верующим был оставлен единственный выход, позволявший разорвать опостылевшие узы. Вместо развода официально дозволялось так называемое аннулирование брака. Основанием для него служила, во-первых, супружеская измена, а во-вторых, противопоказания для законного брака, ставшие известными уже после его заключения. Например, слишком близкое родство. Если брак становился обоим супругам в тягость, то отыскать такое противопоказание не составляло для них особого труда. В Средневековье этот способ часто использовали в королевских семьях и в среде высшего дворянства. Имелось лишь одно условие: разрешение на расторжение должен дать Ватикан.
С недавнего времени разводами в католических странах начинают заниматься светские власти. В Италии разводы разрешены в 1971 году, в Испании - в 1982-м. Из прежнего свода правил сохранилось одно, но существенное: разведенный больше не может пройти обряд венчания. В протестантских государствах (Англии, Германии, Скандинавских странах и проч.) еще в XVIII веке были приняты законы о разводе. В большинстве из них существовал и перечень оснований для разводов. Лишь в Англии суды использовали не строго прописанные нормы, а накопленные процессуальной практикой прецеденты. Право, действующее в протестантских странах, называется англосаксонским или "островным". Согласно этому праву вся собственность заранее разделена между мужем и женой по брачному контракту.
Прошли те времена, когда законы о разводе были одним из яблок раздора между Ватиканом и странами, вышедшими из-под его юрисдикции. Но их отголоски иногда дают о себе знать. Вот лишь один пример. Полтора года назад одна британская компьютерная компания создала первую бракоразводную программу. Заявление на развод открывается в программном окошке. Щелчок мышью по кнопке "измена" - и появляется полный набор документов для развода по причине супружеской неверности. Так же легко и просто обслуживаются и другие бракоразводные дела. Заполненные документы направляются в суд электронной почтой. Однако Ватикан не был бы Ватиканом, если бы не возражал и против этого нововведения. Недавно католическая церковь в очередной раз обвинила создателей программы в попытке "до предела механизировать болезненный процесс расторжения семейных уз".