14 августа судебное заседание продолжилось. Суд удовлетворил ходатайства адвокатов митрополита Валентина о назначении в отношении их подзащитного сексологической и урологической экспертиз, имеющих своей целью установить, имел ли обвиняемый физическую и психическую способность к совершению инкриминируемых ему деяний... Но уже 23 августа, не дождавшись результатов экспертиз и взяв за основу показания последнего из ранее раскаявшихся "потерпевших", страдающего олигофренией в степени дебильности, судья Мысягина выносит обвинительный приговор - четыре года и три месяца условно.
Все это время суздальский процесс протекал на фоне дикого давления на Российскую православную автономную церковь и ее главу со стороны отцов города, представителей Московской Патриархии и полубандитской организации "Наше дело", приехавшей в Суздаль наводить "православный порядок". Угрозы физического уничтожения Русанцова, поджоги храмов, избиения священников, расклеивание листовок и демонстрация силы на каждом судебном слушании - вот далеко не полный перечень деяний "Нашего дела", переводимого на итальянский язык как "Коза ностра"... Именно эта доморощенная "Коза ностра" открыто потребовала от Русанцова "очистить Суздаль для Московской Патриархии и вернуть в лоно правильной церкви мощи святых Евфросинии и Евфимия". В то же время эмиссары "правильного" архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия передали Русанцову пожелание владыки "все позабыть, буде он вернется в лоно Матери Церкви".
Снявший фильм-покаяние, где подкупленные им дети шельмуют Русанцова, затем бежавший из РПАЦ в Московскую Патриархию, священник Осетров ныне торжествует победу. Еще бы, за ним стоят сильные фигуры церковного и политического бомонда страны... Однако ситуация воистину трагикомическая - 64-летнего митрополита, больного диабетом и артритом, обвиняют в насилии над юношей в главном кафедральном соборе Суздаля в присутствии 15 человек прихожан. Тогда почему не судят и этих 15 за пассивное соучастие в грехе? В своем обращениии, прозвучавшим на прессконференции в Доме журналистов в Москве 27 августа, митрополит Суздальский и Владимирский Валентин сказал: "Суд признал меня виновным в тех мнимых "преступлениях", которые отрицают сами потерпевшие.
Слабым местом приговора являются также постоянные ссылки на показания "свидетеля Осетрова", являющегося главным заинтересованным лицом со стороны обвинения и фактически инициатором процесса. Адвокаты также отмечают, что судья заявила свою полную солидарность с утверждениями обвиняющей стороны и дружественной ей прессы о том, что все показания против Русанцова даны свободно и добровольно, а все показания в пользу митрополита - "под давлением защиты". Вывод - "обвинительный уклон" приговора является отражением давления, оказанного на судью.