Исламский фундаментализм в Центральной Азии

Полемика с Владимиром Комаевым ("НГ", 23.06.2001)

Религия 
0
236
Время на чтение 3 минуты

В статье "Ислам в Казахстане: правда и вымыслы" с подзаголовком "Местные власти активно борются с попытками насадить идеи религиозного экстремизма" автор пишет, что, несмотря на то что ислам стал проникать на территорию Казахстана еще "...в период правления первого омейядского халифа Муавии Ибн-Суфьяна...", то есть с 661 по 680 гг., "ислам по-казахски" так и не стал "чистым", а представлял собой смесь ислама и местных языческих религий..." Ислам не носит у казахов "ортодоксального характера", а религиозные традиции "...тесно переплетаются с национально-бытовыми, а в последних до сих пор сохраняются живучие черты прежних верований: шаманизма и тенгрианства, своеобразных течений пантеизма..."
Из этих рассуждений видно, что автор знакомился с ситуацией действительно очень "непродолжительно". Начну с того, что ислам реально стал проникать на территорию современного Казахстана лишь в VIII в.
В быту казахов вплоть до самого последнего времени сохранялись, как и у всех других народов, исповедующих ислам, многочисленные пережитки доисламских или неисламских по происхождению обычаев и представлений. Можно найти среди них элементы шаманизма и даже следы так называемого тенгрианства, то есть поклонения древнетюркскому богу Тенгри. Правда, никакого отношения ни то ни другое к пантеизму не имели. Тенгрианство (существование которого, кстати, как самостоятельной религии пока остается под вопросом) - пример политеизма, то есть религии, признающей множество различных божеств. Что же касается шаманизма, то это скорее не вероучение, а особая техника общения с духами и божествами.
Впрочем, даже наличие пережитков шаманизма и тенгрианства не дает никаких оснований сомневаться в достаточной "чистоте" казахского ислама. В исламе нет "ортодоксии", то есть общепринятого, освещенного божественным авторитетом "символа веры", в соответствии с которым можно было бы отделить настоящий ислам от ненастоящего. Любой человек, признавая формулу "Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед - Пророк Его", формально должен считаться "ортодоксальным" мусульманином. В то же время единого с точки зрения второстепенных догматов, многочисленных правовых, культурных норм и ритуальной жизни "ислама по-казахски", да и вообще ислама, никогда не существовало и не существует.
Следующий довод Комаева в пользу отсутствия причин для исламского фундаментализма заключается в том, что в Казахстане "...преобладает умеренный ислам суннитского толка..." При этом автор добавляет, что шииты в республике представлены в основном азербайджанцами, чеченцами и ингушами. Из этой фразы можно понять так, что шиитам автор отказывает в "умеренности". Как Комаев различает степень "умеренности" или "радикальности" того или иного направления в исламе - остается загадкой. Во всяком случае история дает многочисленные примеры радикализма как со стороны шиитов, так и суннитов. Надо полагать, шиизм провинился тем, что его, как считает автор, исповедуют чеченцы и ингуши. В действительности же чеченцы и ингуши никакого отношения к шиизму не имели и не имеют. Они - шафииты, то есть принадлежат к одному из толков того же самого суннитского ислама.
Главный методологический просчет или стереотип - это отождествление исламского фундаментализма и экстремизма. В действительности же это два разных явления, а значит, у них разные корни.
Что такое фундаментализм? Признаками фундаментализма в исламе считаются: идея очищения ислама от новшеств (отказ от многих народных ритуалов), в том числе нередко всего того, что связано с суфизмом и культом святых (поклонение могилам, радения и прочее); источником регулирования жизни верующего признается только Коран и Сунна, отсюда часто происходит отрицание роли мазхабов; особая роль приписывается джихаду. Считается, что все это противоречит "традиционному исламу", а значит - родилось не на местной почве, а привнесено извне. Различие между сторонниками этой точки зрения состоит лишь в том, какое иностранное государство, по их мнению, пытается насадить ислам в Центральной Азии.
Однако несомненным является тот факт, что фундаментализм в том понимании, как это было оговорено выше, созревал в самой Центральной Азии вполне самостоятельно. В частности, распространение фундаментализма в этом регионе было связано с учением, которое восходило к философским и политическим воззрениям Ахмада Фаруки Сирхинди (жил на рубеже XVI-XVII вв. в могольской Индии), носившего прозвище Муджаддиди-алф-и-сани. Ахмад Сирхинди принадлежал к суфийскому братству Накшбандийа и сформировал в его рамках новое направление, которое получило название Муджаддидийа. Одним из наиболее известных его последователей был Шах Валиаллах (XVIII в.), взгляды которого были наиболее близки к ваххабизму. В XVIII-XIX вв. Муджаддидийа широко распространилось по Среднему и Ближнему Востоку и стало идейной базой антиколониального движения в Индии, идеологией имамата Шамиля на Северном Кавказе, знаменем национальных движений в Курдистане и Афганистане (к нему, кстати, восходят нынешние талибы). Между прочим, в XIX в. англичане и многие русские ученые называли последователей Муджаддидийа ваххабитами, имея в виду некоторые схожие взгляды и политическую активность. В XVIII-XIX вв. учение Муджаддидийа получило большую популярность в Центральной Азии.
Все это означает, что та форма ислама, которая существовала в Центральной Азии и сохранилась до начала откровенных гонений на публичную религиозную деятельность, имела во многих своих проявлениях вполне фундаменталистские черты.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии