itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

КОНСТРУКТОР РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ИСАЕВ

Общество 
0
685
Время на чтение 13 минут
К теме освоения космоса ?Московский журнал? обращался не раз. Как бы подытоживая ряд посвященных этому журнальных публикаций, в 1998 году к 60-летию подмосковного Калининграда (Королева) наше издательство в сотрудничестве с администрацией города выпустило книгу Р.Д.Позамантир и Л.К.Бондаренко ?Королев - Калининград. К космическим высотам из глубины веков?.
Сегодня космическая отрасль России испытывает серьезные трудности. Параллельно идет процесс искажения самой истории отечественной космонавтики. В угоду ?стратегическому партнеру? нынешней РФ - США - занижаются достижения нашей страны и ставится под сомнение ее приоритет в ключевых сферах космоплавания. Доходит даже до оспаривания за Юрием Гагариным звания первого космонавта планеты. Историческая правда безбожно (именно так!) извращается, что вновь и вновь утверждает нас в убеждении: она нуждается в защите, о ней необходимо без устали напоминать, ее нужно отстаивать.
В настоящее время по поручению администрации города Королева готовится к печати вторая книга, условно называющаяся ?Калининград - Королев. Полвека, ставшие эпохой? и содержащая большое количество нигде ранее не публиковавшихся архивных материалов. В предисловии авторы отмечают: ?Ряд самых значительных событий в развитии предприятий (космической отрасли. - Ред.), а также в экономической, социальной, культурной сферах ?засекреченного? города оставались за пределами видимого. Сегодня появилась возможность рассказать как об известном, так и малоизвестном, а то и вовсе забытом...?
В книге есть обширный раздел под названием ?Соратники великого С.П.?. В самом деле, если об основоположнике практической космонавтики Сергее Павловиче Королеве написано достаточно много, то о тех, кто трудился рядом с ним - также выдающихся конструкторах, инженерах, ученых, - широкая общественность до сих пор не знает почти ничего. ?Московский журнал? под рубрикой ?Соотечественники? начинает публикацию серии статей об этих людях - журнальные варианты соответствующих глав книги. Сегодня наш рассказ - об одном из создателей отечественных ракетно-космических двигателей, Герое Социалистического Труда, лауреате Ленинской и Государственных премий, кавалере четырех орденов Ленина и ордена Октябрьской Революции Алексее Михайловиче Исаеве.

13 мая 1946 года вышло постановление Совета Министров СССР с грифом ?совершенно секретно? за подписью И.В.Сталина об организации новой отрасли народного хозяйства - ракетной промышленности. В том же году близ станции Подлипки на территории завода № 88 появился НИИ-88. Ему отводилась роль основной базы научно-исследовательских, конструкторских и опытно-производственных работ по созданию баллистических ракет.
13 мая 1946 года по праву считается днем рождения ракетостроения в нашей стране. Место рождения - подмосковный город Калининград (с 1996 года - Королев).
...В 1970-х годах на экраны страны вышел художественный фильм ?Укрощение огня?. Люди, причастные к космонавтике, узнали в образах главных героев черты характера и некоторые факты биографии Сергея Павловича Королева и конструктора жидкостных реактивных двигателей (ЖРД) Алексея Михайловича Исаева. Космонавт В.А.Шаталов, посмотрев фильм, сказал: ?Это сценарий о первых... Они были первыми?.
С.П.Королев и A.M.Исаев жили в Калининграде с момента создания НИИ-88 до середины 1950-х годов, возглавляя два крупнейших космических предприятия - ОКБ-1 (ныне ракетно-космическая корпорация ?Энергия? имени С.П.Королева) и ОКБ-2 (ныне КБ химического машиностроения имени А.М.Исаева). Исаев со своим отделом - небольшим, всего 22 человека - был переведен из Химок в НИИ-88 в 1948 году. Появление ?исаевцев? вызвало переполох среди сотрудников двигательного отдела института. Распространился слух о слиянии двух отделов под руководством нового начальника, который и на начальника-то не похож: ходит в засаленной кепке, постоянно возится с рабочими - помогает сгружать, нагружать, перетаскивать... Одни говорили о нем: самодур, другие - душа-человек. Многие подумывали о переходе в смежные подразделения. Словом, переживаний было предостаточно. Все ждали: что же будет?
?И вот в отдел, - вспоминала ветеран КБ Ирина Владимировна Шомовская, - пришел Алексей Михайлович, представился. Присел на край стола и сказал примерно следующее: вы, очевидно, знаете, что наши отделы сливаются. Раз уж так получилось, будем работать вместе. Мы привыкли работать много, не считаясь со временем. Если вас такие условия устраивают, хорошо. Если кто-то желает перейти на другое предприятие - постараюсь помочь.
В итоге после объединения почти никто не ушел. И никто никогда не жалел, что остался.?

+ + +

Алексей Михайлович Исаев родился 24 октября 1908 года в Петербурге. Его отец, Михаил Михайлович, профессор юриспруденции, преподавал право в Петербургском, затем в Московском университете, а впоследствии состоял членом Верховного суда СССР. Мать, Маргарита Борисовна, окончив Бестужевские курсы, работала учительницей истории, но после замужества всецело посвятила себя семье, воспитанию детей.
В 1919 году Исаевы переехали в город Мстеру Владимирской области. Вскоре Михаила Михайловича вызвали в Москву - читать в университете лекции по уголовному праву. Вместе с отцом для продолжения учебы поехали дети - Вера и Алеша. Мать вместе с младшим сыном Борей некоторое время оставалась в Мстере. Алеша часто писал им, сопровождая письма забавными рисунками.
В 1925 году Алексей окончил школу и поступил в Московский горный институт, с последнего курса которого, захваченный всеобщим порывом, уехал на строительство Магнитки. О своем решении сообщил родным так:
?Посвящаю вас в круг своих теперешних интересов. Он не богат! И это не круг, а всего лишь узкий сектор, узкий до остроты, но очень сильный, глубокий, поглотивший меня с руками и ногами.
Я ни о чем больше не могу думать... кроме первой очереди Магнитостроя - 2 домны к 1 октября...?
8 марта 1931 года, уже с Магнитки, Алексей Исаев писал своему другу детства Юрию Беклемишеву (впоследствии известному прозаику Юрию Крымову, автору повестей ?Танкер ?Дербент? и ?Инженер?):
?Ну вот, сейчас у нас нет водопровода, нет умывальника, уборной, но какая беда! В одной грязной до последней степени ковбойке я выпрыгиваю на улицу, яркое солнце слепит мне глаза, морозный воздух колок и звонок. Я перепрыгиваю с победным кличем через кучу досок, щебня, бетона, бегу по чистому снегу... смело хватаю снег, натираю им рожу. В несколько прыжков я достигаю двери, вешаю бирку, прыгаю наверх в свой проектный отдел и принимаюсь за работу. Начинается трудовой день. День с 9 утра и до сна, заполненный Магнитостроем...
Какую гигантскую работу предстоит нам проделать в такие короткие, жесткие, неумолимые сроки!.. Но мы сделаем это дело! Мы расшибемся в лепешку, а сделаем!..
Я не могу отсюда уехать... Это дело чести. Когда запылают восемь гигантских домен, когда с визгом из блюмингов будут вылетать красные балки, когда мартены будут выливать реки стали... - тогда я скажу: мавр сделал свое дело, мавр может уйти. Даешь 5 в 4! Есть! Догнать и перегнать! Есть! Даешь другую новостройку - Байкал! Тагил! Якутию! Фу-фу... какие перспективы...?
Послания эти в комментариях не нуждаются. В них - весь Алексей Исаев, с его энтузиазмом, жаждой больших свершений и верой в свои силы и талант.
Вернувшись в Москву, он защитил наконец диплом. Работал на строительстве и участвовал в проектировании крупнейших объектов черной металлургии, но, чувствуя, что еще не обрел своего истинного призвания, продолжал искать, пробовать себя в разных направлениях, пока наконец не связал свою судьбу с... авиацией! В 1934 году на стол директора авиационного завода легло уникальное в своем роде заявление:
?...Авиацией я увлекаюсь давно и могу сказать, что я в ней не совсем профан. Я не могу доказать Вам это иначе, чем работой в конструкторском бюро. Во всяком случае, рискуете Вы меньшим, чем можете приобрести, ибо Вы знаете, что всякое дело движется людьми, горящими желанием. Одного года мне будет достаточно, чтобы стать авиаинженером... Я не претендую на большой оклад и, наконец, на квартиру. Могу приступить к работе немедленно.
Если мое заявление покажется Вам убедительным, попросите секретаря известить меня об этом по адресу...?
Так Алексей Исаев начал работать в авиационном конструкторском бюро. На заводе он встретился с первым своим учителем и наставником - главным конструктором КБ Виктором Федоровичем Болховитиновым, а также с Анатолием Алексеевичем Толстовым, ставшим впоследствии верным соратником Исаева. Толстову было интересно наблюдать, как горный инженер перековывался в самолетостроителя. Исаев схватывал все на лету. Через четыре года он уже начальник конструкторской группы при разработке скоростного бомбардировщика ?С? (?Спартак?), а в 1940 году вместе с А.Я. Березняком приступает к созданию самолета с жидкостным реактивным двигателем - ?БИ? (?Березняк-Исаев?).
Двигатель Исаева РД-1 оказался более совершенным по сравнению с разработанными ранее в КБ известного двигателиста Л.С.Душкина. Повысилась надежность зажигания, что практически исключило опасность взрыва при запуске, возросла долговечность сопла. 15 мая 1942 года БИ-1 поднялся в небо. То был первый в мире полет с применением реактивного двигателя, ознаменовавший рождение советской реактивной авиации. Управлял самолетом летчик-испытатель Г.Я.Бахчиванджи. Спустя 20 лет Юрий Гагарин скажет: ?Если бы не было 15 мая 1942 года, не было бы и 12 апреля 1961 года?. Ныне легендарный ?БИ? установлен на привокзальной площади екатеринбургского аэропорта в поселке Кольцове, откуда он отправился в свой исторический полет.
Среди главных конструкторов ракетных двигателей А.М.Исаев по праву стоит сразу после академика В.П.Глушко, основоположника отечественной школы ЖРД. Академик Б.Е.Черток в своей книге ?Ракеты и люди? писал, что Алексей Исаев в высшей степени обладал качествами, обязательными для двигателиста: интуицией и инженерным здравым смыслом, мужеством в признании собственных ошибок, неутомимостью в проведении сотен и сотен испытаний. ?Он перепробовал много профессий и специальностей, пока не влюбился в ЖРД, и это осталось его увлечением до конца дней?.
В 1952 году фронт работ по ЖРД был расширен. В НИИ-88 появилось два конструкторских бюро: ОКБ-2 (главный конструктор A.M.Исаев) и ОКБ-3 (главный конструктор Д.Д.Севрук).
?Докосмический? период работы своего ОКБ Исаев в шутку называл ?каменным веком ракетной техники?. Тем не менее именно тогда им были выдвинуты фундаментальные идеи, позволившие совершить переворот в сфере реактивного двигателестроения как у нас в стране, так и за рубежом. Одна из них - знаменитый ?исаевский крест?. При разработке в 1946 году 8-тонного двигателя для зенитной управляемой ракеты ?исаевцы? впервые столкнулись с явлением высокочастотных колебаний давления в камере сгорания, в считанные секунды после запуска разрушавших изделие. Исаев предложил, по общему признанию, гениальное решение - крестообразно установить антипульсационные перегородки на форсуночную головку, после чего на высокочастотных колебаниях, как шутили сотрудники, ?навсегда был поставлен крест - в прямом и переносном смысле?.
Как видим, рассказывая об Исаеве, нередко приходится употреблять слово ?шутка?. Да, Алексей Михайлович любил и умел шутить. К примеру, созданное им целое семейство упрощенных ракетных одноразовых двигателей, широко применявшихся в 1940 - 1950-х годах, он так и назвал: УРОД. Или ?канальская схема?. Идея этой схемы, которая никак не вырисовывалась, родилась на канале имени Москвы, куда Исаев, еще работая в Химках, отправился со всем отделом (опять же, по его выражению) ?топиться с горя?.
Исаевский юмор действовал на сотрудников намного эффективнее разносов, в которых те, впрочем, и не нуждались.
Сам Генеральный обладал феноменальной работоспособностью. Целыми днями находился в КБ. Всех конструкторов знал по именам. Если появлялась свежая идея - толпой шли в кабинет начальника и начинали обсуждать. Шумели и спорили допоздна. Исаев - не за своим рабочим столом, а в гуще спорящей братии верхом на стуле (любимая поза). Но вот пора расходиться. И Алексей Михайлович выдает решение - как делать, кому и в какие сроки. На следующий день в отделах закипает работа. Исаев - тут же. Когда нужно - сам садится за кульман.
Расслабиться не давал ни себе, ни другим. На обеденный перерыв затрачивал не более получаса. Смахнет крошки со стола и, улыбаясь, скажет: ?Ну, давай посмотрим твои чертежи, что получилось?.
Табличка с расписанием приема по личным вопросам на двери кабинета Алексея Михайловича отсутствовала. К нему можно было прийти в любой день и час. Однажды его личный секретарь попыталась было пресечь эту ?анархию? - и получила выговор.
Когда один из руководителей отдела пожаловался Исаеву, что присланный к нему недавно молодой специалист как конструктор пока ничем себя не проявил, Генеральный пригласил парня к себе и в присутствии начальника, а также заместителя по кадрам спокойно, дружелюбно стал расспрашивать, нравится ли ему работа, а если нет - чем бы он хотел заняться. В заключение сказал: ?Будут какие-либо пожелания - обращайтесь ко мне?. Вскоре этот инженер попросился в испытательный отдел, где впоследствии успешно трудился.
Такое отношение к молодежи не прошло незамеченным. В ректоратах вузов ракетно-космического профиля пачками лежали заявления выпускников с просьбой направить их в КБ A.M.Исаева.
О нашумевшей истории с премией вспоминает ветеран ОКБ-2 Алексей Ананьевич Леонов:
?Исаев получил большую премию. Конструкторам, принимавшим участие в работе, министерство распорядилось выделить небольшую часть, можно сказать, крохи. Никому и в голову не приходило возражать: идеи были исаевские, руководство - тоже. Но Алексей Михайлович думал иначе. Он пригласил к себе замов, парторга и заявил, что половину своей премии решил отдать тем, кто трудился с полной отдачей. Обратившись к заместителям, добавил: ?Прошу вас сделать то же самое?. Те сразу же согласились. Возражал парторг:
- Вы, Алексей Михайлович, эту премию заслужили, она ваша. Думаю, в министерстве правильно решили.
Исаев стоял на своем:
- Премию должны получить все, а не я один.
В разгар спора на пороге кабинета появился директор института А.С.Спиридонов. Он был категоричен:
- Премия Исаеву определена не нами, а Правительством. Никто не имеет права здесь что-то перераспределять.
Исаев спокойно и твердо отвечал:
- Если премию получу я один, мне стыдно будет показаться коллективу на глаза. Допустить подобное я не могу.
Так продолжалось, пока директор окончательно не выдохся. Наконец спросил:
- Сколько тебе надо денег для сотрудников?
- Сто тысяч.
Пауза была долгой.
- Хорошо, деньги будут.
О том, как Алексей Михайлович боролся с бюрократизмом и бумаготворчеством, ходили легенды.
В один прекрасный день в ОКБ прислали из министерства бумагу с требованием составить на каждую инженерно-техническую должность подробную инструкцию - кто чем должен заниматься в течение дня. Времени и сил это отняло бы немало. Алексей Михайлович на полученном документе написал: ?Начальнику отдела кадров тов. Леонову А.А. По этому приказу ничего не делать?. (Впрочем, вопреки указанию Генерального, задание министерства все же было выполнено - сработали бюрократические инстинкты. В итоге получилась толстенная и, как оказалось, никому не нужная книга.)
В другой раз А.В.Флеров, начальник отдела, получил письмо со следующей исаевской резолюцией: ?Тов. Флерову. Развести руками и пожать плечами?. Флеров письмо прочитал и убедился, что никакой важности оно не представляет. Больше того, совершенно невозможно было понять, чего хотел автор. Подумал-подумал и написал: ?Руками развел, плечами пожал. В дело?.
Так письмо и осталось пылиться в архиве.
А.М.Исаев в своей работе исходил из высших государственных интересов. На этом, в частности, строились его отношения с заказчиками. Он всегда интересовался, не собираются ли они вносить по ходу дела изменения в свои изделия. Если предполагал, что изменения будут, не дожидался официальных извещений и останавливал работы. В результате экономились огромные средства. Другие главные конструкторы в подобных случаях чаще всего поступали наоборот: никаких изменений, пока заказ не будет выполнен. Получите то, что требовали. Если вас не устраивает - делайте новый заказ!
Последние годы Алексей Михайлович, как и многие сотрудники КБ Химмаша и королЈвского ОКБ, жил в Москве. Ему нравилось ездить на работу на мотоцикле, против чего категорически протестовала жена. В конце концов партком вынужден был принять по данному поводу специальное решение и Исаеву пришлось пересесть на закрепленную за ним легковую машину, в которую по пути набивалось народу, что называется, ?под завязку?: ?исаевцы? и здесь не упускали случая обсудить с начальником свои проблемы.
До сих пор помнят калининградцы байдарочные походы Исаева. О том, как все начиналось, любят рассказывать их участники - уже известный нам А.В.Флеров и сотрудник КБ П.П.Андреев. В один из летних дней они попробовали пройти на донной байдарке по Химкинскому водохранилищу и получили такое удовольствие, что не смогли удержаться от обсуждения своих дальнейших ?байдарочных? планов прямо на техническом совете у Исаева. Алексей Михайлович сначала сделал им замечание, а затем вдруг поинтересовался, что же столь сильно их занимает, не давая покоя даже на совете. ?К этому времени совещание закончилось, и я стал рассказывать о нашем плавании на Химкинском водохранилище, - вспоминает П.П.Андреев. - Кончилось тем, что решили разработать байдарку собственной конструкции. ?Главным конструктором? утвердили Флерова. Материалы на собранные деньги взялся приобрести Исаев. Проектировать договорились в неурочное время в кабинете Алексея Михайловича. К весне 1954 года десять байдарок было изготовлено. В мае их опробовали на Клязьме. И в последующие годы байдарочные походы под руководством А.В.Флерова и с участием A.M.Исаева стали традицией КБ Химмаша?. В походах Алексей Михайлович готовил еду на костре, драил посуду, таскал свою часть общей ноши - короче говоря, не пользовался никакими ?привилегиями?.
Еще в 1950-х годах А.М.Исаеву без защиты была присвоена ученая степень доктора технических наук. Исаев возражал: ?Мне это звание не по плечу. Я мыслю металлом?. С большим трудом удалось преодолеть его упрямство.
Сообщение об избрании его академиком Алексей Михайлович получил по телеграфу, находясь в отпуске, и тотчас отправил ответную телеграмму: ?Оскорблен незаслуженным доверием?. Главный аргумент: ?Я конструктор и хочу им оставаться?.
В январе 1959 года ОКБ-2 выделилось из НИИ-88 и стало самостоятельной организацией. Первый ?космический? заказ поступил от С.П.Королева. Заказ чрезвычайно ответственный - тормозные двигательные установки (ТДУ) для спуска космического корабля с орбиты. Как вспоминают разработчики ТДУ Ф.В.Цейтлин и B.C.Варенников, Королев на собранном по этому поводу совещании сказал: ?Так вот, Алексей Михайлович, мы собираемся запустить в космос корабль с человеком на борту. Но не вечно же ему находиться на орбите. Он должен быть возвращен на землю! Надежно и безопасно! Нам необходим тормозной двигатель, причем срочно?. В ОКБ-2 немедленно приступили к делу. Путь от разработки технической документации до готового изделия был пройден всего за год. Такой высокой производительности не достигало ни одно двигательное КБ в стране.
Старт Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года, как известно, прошел успешно. Но те два часа, в течение которых корабль находился в космосе, были, по словам Исаева, до предела насыщены ?прелестью инфарктной обстановки?. Создатели ТДУ не имели права на ошибку. В случае отказа тормозной установки космонавт становился пленником орбиты.
На праздничном вечере в честь гагаринского полета С.П.Королев так представил собравшимся Алексея Михайловича: ?Это тот человек, который надежно тормозит все мое дело?. Юрий Гагарин при встрече выразил создателю ТДУ благодарность и подписал ему свою фотографию. В музее КБ Химмаша имени A.M.Исаева хранятся фотографии и многих других космонавтов с их автографами: ?Спасибо за ТДУ - отлично работает! В.Терешкова?, ?С благодарностью за ?импульс? и с пожеланием новых импульсов в жизни и работе! В.Быковский?, ?Большое спасибо коллективу ОКБ за посадку! К.Феоктистов, В.Комаров, Б.Егоров?.
Исаевская установка работала в космосе 75 раз - на кораблях ?Восток? и ?Восход?, орбитальных станциях ?Салют?, космических аппаратах ?Зонд?, ?Молния?, ?Полет?, ?Космос?, автоматических межпланетных станциях ?Луна?, ?Венера?, ?Марс?. Этими двигателями были оснащены базовый блок станции ?Мир? и все ее модули.
12 июня 1971 года в конференц-зале КБ состоялся митинг по случаю награждения группы сотрудников орденами и медалями. Исаеву вручили орден Октябрьской Революции. А 25 июня в ?Правде? был помещен его некролог, подписанный высшими руководителями государства.
Проститься с Алексеем Михайловичем Исаевым пришел весь город. Очередь бесконечной лентой тянулась по улицам. Гроб из Дворца культуры пришлось вынести на центральную площадь - огромный Дворец не мог вместить моря людской скорби.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Р. Позамантир
Часовня-памятник в наукограде
В центре подмосковного города Королева 6 декабря 1999 года освятили часовню-памятник во имя Александра Невского.
01.01.2000
Болшевская трудовая коммуна
В 20-х годах нынешнего века была создана трудовая коммуна в Болшеве, спасшая от гибели многих юных беспризорников и правонарушителей
01.07.1999
Все статьи Р. Позамантир
Общество
«Россия должна жить по своим правилам»
Согласно опросу ВЦИОМ, более половины граждан отметили, что специальная военная операция России на Украине скорее сплотила российское общество
06.05.2022
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Все статьи темы
Последние комментарии
Пора вернуть смертную казнь!
Новый комментарий от Владимир Петрович
28.09.2022 20:57
О «гнилом мясе» на «Потемкине»
Новый комментарий от C. Гальперин
28.09.2022 19:23
Что сказал бы Вася Тёркин, заглянув в наши экраны?
Новый комментарий от Адриан Послушник
28.09.2022 19:02
Осень тревоги нашей
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
28.09.2022 18:18
Запасаясь терпением, не теряем надежду
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
28.09.2022 17:35
«Заморозка» конфликта и «рассерженные патриоты»
Новый комментарий от Георгий Н.
28.09.2022 17:25
Кем же хочет стать Россия?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.09.2022 17:06