itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

10 лет возрождения Католической церкви в России

Беседа с архиепископом Тадеушем Кондрусевичем

Религия 
0
198
Время на чтение 6 минут

13 апреля 1991 г. Папа Иоанн Павел II подписал декрет о восстановлении канонических структур католической Церкви в России. По случаю десятилетия этого события в Москве 25-27 мая прошли юбилейные торжества, центром которых стал библейcко-экклезиологический симпозиум под девизом ?И врата ада не одолеют ее?.
Незадолго до открытия симпозиума на вопросы корреспондента ?РМ? ответил председатель Конференции католических епископов Российской Федерации, апостольский администратор для католиков латинского обряда севера европейской части России, архиепископ Тадеуш Кондрусевич.

- Как существовала католическая Церковь на территории Российской Федерации до восстановления ее канонических структур в 1991 году?
- Непосредственно перед восстановлением структур состояние католической Церкви в России было плачевным, подобно состоянию многих других Церквей и религиозных общин. Во времена преследований был такой период, когда оставалось только два действующих храма - в Москве (Св. Людовика) и в Ленинграде (Лурдской Божией Матери) - с двумя совсем пожилыми священниками. К 1991 г. официально было зарегистрировано 10 приходов; в них работали восемь священников, двое из которых были старше 80 лет. Было четыре храма и две часовни - это все, что мы имели. За годы советской власти на территории СССР не было издано ни одной католической книги на русском языке. Русскому католику очень трудно было приобщиться к Церкви.
Когда я работал священником в Литве, я видел, как много католиков приезжало из различных областей России, чтобы побывать в католическом храме, исповедаться, причаститься, потому что у себя они такой возможности не имели.
- Кому тогда канонически подчинялись эти немногие католические приходы в РСФСР?
- Насколько мне известно, приход в Москве подчинялся литовскому епископату, приход в Ленинграде - латвийскому. Но епископ в Риге имел юрисдикцию на всю территорию Советского Союза, за исключением Литвы, где были свои епископы.
- ?Восстановление? канонических структур означает, что они когда-то существовали, но были утрачены. Что это были за структуры?
- До революции 1917 г. в России были епископские кафедры. Практически вся территория России относилась к Могилевской архиепархии, хотя фактически кафедра находилась в Петербурге. Приходы на Волге принадлежали к Тираспольской епархии, но кафедра находилась в Саратове. После революции начались преследования, и, хотя тогда были учреждены Владивостокская епархия и несколько апостольских администратур [церковных управлений] (Московская, Петроградская, Казанская и другие), реально в них не было епископов, и де-факто они не существовали.
Поэтому после прекращения гонений канонические структуры понадобилось восстановить. И Папа восстанавливает их: в начале 1991 г. он учредил в РСФСР две апостольские администратуры с центрами в Москве и в Новосибирске.
- Что сейчас кажется самым трудным из тех проблем, с которыми вы столкнулись тогда?
- Одно дело - трудности, которые удалось преодолеть. Но куда хуже те трудности, которые остаются по сей день. Для меня одной из самых больших проблем была и остается проблема отношений с Русской Православной Церковью. До сих пор нормальные отношения еще не установились.
А вообще трудностей было много. Ни храмов не было, ни священников, ни литературы. С нуля нужно было начинать. Прежде всего нужны пастыри. Конечно, я начал приглашать из-за рубежа, но я понимал, что нужны свои священники, родом из России. Поэтому немедленно была создана семинария. Подготовка мирян также была необходима, поэтому очень скоро был организован колледж. Благотворительность надо было развивать - был создан ?Каритас?. Литературу надо было издавать, и мы начали мало-помалу это делать. И - что несвойственно другим странам мира - епископ здесь должен постоянно что-то ?пробивать?, хотя этому слову не подобало бы иметь место в нашем лексиконе, но что поделаешь, раз приходится это делать.
- Как я понимаю, отношения с чиновничеством входят в число основных трудностей.
- Да. Но многое зависит от конкретного региона. Например, в Петербурге нам возвращено пять храмов, в Москве - только один: другой - храм Свв. Петра и Павла - так и не возвращен. Мы благодарны, конечно, и за то, что один храм получили, но... В Москве сейчас каждое воскресенье совершается 26 месс. Реально ли чисто физически провести их в двух храмах? А появляются всЈ новые этнические группы, которые хотят, чтобы у них была месса на их языке. Вот сейчас пришли вьетнамцы, и они хотят молиться на своем языке. Не говоря уже о наших русских католиках, которые имеют право на совершение богослужений.
В основном диалог с властями удается вести, но есть места, где он идет очень трудно.
- Диалог с Русской Православной Церковью, как вы уже говорили, идет нелегко. Как известно, против католической Церкви выдвигаются все время одни и те же обвинения: ?прозелитизм?, ?создание параллельных структур на канонической территории православия? и т.п. Старается ли католическая иерархия что-то ответить на это, как-то аргументировать свою позицию?
- Отношения действительно сложные, но не такие уж безнадежные. С 1994 г. существует Христианский межконфессиональный консультативный комитет. Он провел уже четыре конференции - последняя состоялась две недели назад. Это была молодежная конференция, и я очень доволен ею, потому что молодежь внесла совершенно новую струю в эти отношения: молодые христиане совершенно по-другому смотрят на вопросы наших отношений, и, мне кажется, в этом большая надежда. Но само то, что этот комитет существует, уже очень важно.
Есть и другие аспекты сотрудничества. Например, в образовании: у нас в католической семинарии и в колледже много православных преподавателей. Бывает, что и наших преподавателей приглашают в православные учебные заведения прочитать тот или иной курс лекций. Мы сотрудничаем также в делах благотворительности, в издательской деятельности.
На высшем уровне в течение последних лет проводятся встречи между делегациями Ватикана и Московского Патриархата - примерно один-два раза в год.
- Вы сами как-то конкретно отвечаете на обвинения в ?прозелитизме?, в ?создании параллельных структур??
- Да, и сделаю это и сейчас. Я считаю, что все эти обвинения абсолютно необоснованны. Католическая Церковь в России не была создана в 1991 году. Она существует на протяжении многих веков. Да, она никогда не была здесь преобладающей, Россия - это православная страна. Но в ней есть католики. Мы хотим вместе с нашими братьями-православными восстанавливать, улучшать нравственный облик общества.
Далее: ?прозелитизм? - что это такое, как это понять? Если имеется в виду переманивание, то это не имеет никакого смысла. Мы признаЈм, что в православной Церкви имеются те же таинства, что и в католической: через эти таинства человек получает ту же самую спасительную благодать. Когда я прихожу в католический храм, то я преклоняю колени, потому что в Святых Дарах пребывает живой Христос. Я делаю то же самое, когда вхожу в православную церковь, потому что для меня это Тот же Самый Христос, Который несет ту же самую благодать. Так что переманивать совершенно незачем. Надо оставить человеку свободу выбора. Если почему-то кто-то хочет быть в католической Церкви, мы никогда не смотрим в паспорт, не проверяем графу ?национальность?. Мы спрашиваем того, кто хочет у нас креститься: ?Почему ты хочешь быть верующим? Готов ли ты?? И, как правило, подготовка ко крещению длится целый год, а не то чтобы сразу взяли и окрестили. Согласно моему декрету, подготовка взрослого человека ко крещению должна длиться не меньше года. Человек имеет время все хорошо осмыслить.
Если человек выбирает католичество, что я могу сказать? Если какой-нибудь литовец или поляк выберет православие - ну пусть будет православным, я только радоваться буду. Пусть он будет хорошим христианином. Православный живет на тех же нравственных устоях. И, будучи хорошим христианином, он помогает созидать это общество. Я здесь не вижу никакой проблемы. Но, к сожалению, у многих православных другой подход. Наверное, нужно время.
- Католическая Церковь в России через 10 лет после восстановления структур - что мы имеем в цифрах?
- Сегодня это четыре апостольских администратуры с центрами в Москве, Саратове, Новосибирске и Иркутске, четыре епископа, 220 приходов, 215 священников (из которых 8% - российские граждане, остальные - иностранцы из 19 стран мира), 230 монахинь из разных стран. Духовная семинария в Санкт-Петербурге, в которой сейчас 70 семинаристов; два года назад я рукоположил первых священников, подготовленных в самой России (впервые за 81 год!). Есть у нас колледж. Есть СМИ - газета ?Свет Евангелия?, радио в Москве и Петербурге. Издано около 400 наименований различных книг на русском языке. Имеется благотворительная организация ?Каритас?. Эти цифры говорят о движении вперед. Но есть и много трудностей. 40% приходов не имеют места для совершения Евхаристии. Очень мало священников. У священников и монашествующих, приехавших из-за границы, постоянная проблема виз. С благотворительностью тоже проблемы: законы, которые действуют у нас, мягко говоря, не способствуют развитию благотворительности. Вот сейчас случилась эта трагедия на Лене - и кто придет с помощью? Сегодня эта помощь будет очень ограниченной, потому что слишком много препятствий. Масса других проблем: отношения с государством, отношения с братьями православными... Но я остаюсь оптимистом.
Москва

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Сахаров
Паломники мира
Межрелигиозный День молитв о мире
31.01.2002
Все статьи Иван Сахаров
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25