Пастыри слишком далеки от паствы

Доживет ли РПЦ до 2050 года?

Общество 
0
174
Время на чтение 4 минуты

"Вася, к тебе фраерок идет с балаганчиком", - сообщил по сотовой связи охранник напарнику. Впрочем, стоявший рядом с патриархом Алексием II человек в штатском и так не дремал - с быстротой молнии подлетел к седобородому старцу и, выхватив у него из рук письмо, которое тот пытался вручить первоиерарху, демонстративно его скомкал. Дело происходило на всенощной, во время миропомазания, в один из немногих моментов, когда простые верующие могут приблизиться "к телу".
Раньше некоторые из них, пользуясь редким случаем, старались высказать какую-то просьбу или пожелание. Так было. Но в последнее время и эта возможность улетучилась. Не успеет кисточка с благовонным маслом коснуться лба богомольца, как сильные руки влекут его уже куда-то в сторону. Следующий. Следующий. Комбинат ритуальных услуг.
Сверкающий золотом и мрамором Храм Христа Спасителя бесспорно поражает размерами и великолепием. Патриаршие богослужения в самом большом в России храме, который теперь все чаще именуют, по аналогии с Кремлевским дворцом съездов, ХХС, собирают огромные толпы. Но, по признанию многих православных, молиться здесь тяжело. Почти вся центральная часть отгорожена для клириков, народу остаются одни углы. В ХХС хорошо приходить просто на экскурсию, Храм того стоит: рассмотреть внутреннее убранство, послушать оперные рулады, полюбоваться праздничной, театрализованной процессией духовенства, наконец, поставить свечки за здравие и за упокой. И уйти. Видимо, такой экскурсионный стиль устраивает многих. В том числе и служителей алтаря. И хотя на последнем юбилейном Архиерейском соборе принято несколько важных документов, призванных активизировать внутриприходскую жизнь, разрыв между мирянами и духовенством продолжает углубляться.
Этому есть свои основания. В том числе и экономические. Взять, например, затраты на содержание того же ХХС. В месяц они составляют 150000 "зеленых". Или 1800000 долларов в год. При общей бедности населения такую сумму с прихожан собрать невозможно. Конечно, Храм Христа Спасителя по-своему уникален, и нет ничего зазорного в том, что его поддерживают независимые коммерческие организации. Но, к сожалению, тысячи других приходов живут по такой же схеме. Так что лишись РПЦ помощи государства и крупных спонсоров - церковный бюджет затрещит по швам. Что же удивляться тому, что Московская Патриархия зависит от властей предержащих, что патриарх поддерживает гимн на музыку Александрова и возражает против выноса "святыни" из мавзолея. Да начни он совершать резкие жесты, на другой же день Церковь окажется в долговой яме.
Российская специфика (прихожанин не влияет на формирование церковного бюджета) позволяет выстраивать вертикаль власти чисто административными средствами, без участия мирян. Мне уже приходилось писать о том, что только в Москве за последние годы разогнано немало общин, которые занимались миссионерством и социальным служением, и чья "вина" состояла в стремлении адекватно ответить на вызовы времени. Скажем, в храме Феодора Студита еще совсем недавно кипела молодежная работа, читали лекции, собирали вещи для бедных, работал кружок церковных ремесел. Теперь храм пуст. Угодному Патриархии настоятелю прихожане не нужны.
Казалось бы, впору ставить вопрос: "Доживет ли РПЦ до 2050 года?" Но не будем драматизировать ситуацию. В Церкви немало здоровых сил, осознающих, что без актуализации подлинной общинной жизни РПЦ окажется в культурном и социальном гетто. Не случайно на последнем соборе в докладе патриарха Алексия II и в выступлениях членов Синода подчеркивалось, что завершилось время воссоздания стен и пришла пора для более активного миссионерского и социального служения. На юбилейной встрече архиереев были приняты "Основы социальной концепции", стимулирующие разговор о месте и роли православия в современном обществе. Социальная доктрина активно обсуждалась на страницах интернет-журнала "Соборность" (www.sobor.ru). Недавно благодаря усилиям главного редактора этого журнала Сергея Чапнина увидел свет сборник "Церковь: шаг в новый век". Здесь собраны статьи по многим ключевым проблемам церковной жизни, а также интересные комментарии к "Основам социальной концепции". Большинство авторов сходятся во мнении, что документ достаточно сырой и слишком заряжен внутрицерковной политикой. Он выражает мнение и левых, и правых сил. Скажем, в нем нет явного осуждения коммунизма и фашизма, говорится, что Церковь приемлет и демократию, и монархию.
Согласно документу, Церковь признает многообразие форм собственности. Отказывается Она от участия в политике (это не красивые слова - как социальная институция Церковь не делегирует священников в выборные органы власти, воздерживается от политической агитации и т. п.). При этом Церковь может призвать население к гражданскому неповиновению. (С точки зрения церковно-государственных отношений последних столетий это звучит революционно.) В то же время в тексте мы встречаем отчетливые антилиберальные суждения. Как справедливо пишет игумен Вениамин (Новик), авторы умудрились ничего не сказать о христианском понимании гражданского общества, то есть не сказали о самом главном.
Конечно, документ сырой. Но важно, что Церковь ясно и недвусмысленно выразила в нем свою открытость миру. Правда, здесь уместно задать отнюдь не риторические вопросы: "А кто, собственно, говорит от имени Церкви? Не путают ли клирики свои интересы с нуждами церковного народа? Где подлинный церковный голос?"
В истории мы знаем примеры, когда, например, мнение Церкви выражал один человек, и не какой-нибудь иерарх, а простой монах Максим Исповедник. Или, наоборот, этот голос звучал на Поместном соборе, как было это в 1917-1918 гг. В отрыве от экклесиологии (учения о Церкви), от жизни реальных церковных общин, социальная доктрина обречена выражать корпоративные интересы. Без стремления к общинному финансированию Церковь рискует стать игрушкой в руках различных финансовых групп. Чтобы выработать действительно работающую концепцию, архиереям, видимо, уже в ближайшее время придется пересмотреть стратегию приходского строительства и изменить некоторые формы церковного управления.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Колымагин
Головой о балку
Почему у православных нет женщин-священников?
16.12.2005
Скандал на Святой земле
Дело патриарха Иринея
01.07.2005
Слезинка ребенка
Сретенский монастырь и окрестности
03.03.2005
Все статьи Борис Колымагин
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03