Недавно Ватикан принял решение преобразовать действовавшие до последнего времени в России апостольские администратуры Римско-католической церкви в епархии. Предполагается, что они войдут в единую церковную провинцию, которую возглавит в качестве митрополита архиепископ Тадеуш Кондрусевич.
Это решение вызвало большое беспокойство в Русской православной церкви, а политики заговорили о том, что России грозит экспансия католицизма.
Ситуацию усугубил и разгоревшийся в США скандал, о котором мы писали в предыдущем номере "КП", - в связи с обвинениями в развращении несовершеннолетних, предъявленными многим видным католическим священнослужителям в этой стране. Хотя, конечно, ставить знак равенства между склонностью к педофилии и принадлежностью к католической церкви было бы нелепо.
Так угрожает ли России католицизм?
Зампредседателя отдела внешних церковных связей Московской патриархии протоиерей Всеволод Чаплин:
Католики хотят "поживиться" нашими душами!
Начиная с 1990-х годов Ватикан потратил огромные средства на то, чтобы в нашей стране развивалось католическое миссионерство. Итог мизерный. Одни представители Римско-католической церкви утверждают, что в России более миллиона католиков, другие настаивают на 600 тысячах. Но мы считаем, что реально практикующих католиков у нас не больше ста тысяч.
Католическая церковь в свое время вроде бы признала нашу церковь равной себе и отказалась от обращения православных в католичество. Тем не менее католические священники по всей стране создают детские приюты, проникают в лечебные и образовательные учреждения.
В школе N 84 Волгограда католические миссионеры ведут пастырскую работу с детьми, большая часть которых крещена в православной церкви. Детдом "Радуга" в Петропавловске-Камчатском постоянно посещает католическая монахиня, которая учит воспитанников молиться. А в Москве в детском медцентре мальчиков и девочек наставляет католический священник.
В большинстве случаев миссионеры (их несколько сотен, в основном иностранные граждане) действуют тайно, дети, подростки, молодежь ограждаются от православных священнослужителей.
Я не думаю, что католическая миссия в России в дальнейшем будет иметь какой-то успех. А опасность в том, что подобные действия могут на десятилетия, если не навсегда, лишить православную и католическую церкви возможности сотрудничества.
Печалит и то, что католический архиепископ Тадеуш Кондрусевич стал католическим "митрополитом в Москве". Это то же самое, как если бы мы сейчас назначили альтернативного папу: вот, мол, тот ненастоящий, а наш - настоящий.
И если говорить о возможной встрече Святейшего Патриарха и Папы Римского, то это не должно быть шоу перед телекамерами, которое бы лишь создавало иллюзию открытости и сотрудничества. Контакт на высшем уровне станет возможен только после того, как будут урегулированы все межцерковные проблемы, когда католики перестанут считать нас "христианами второго сорта" и "скупать наши души".
Генеральный секретарь Конференции католических епископов России, канцлер курии в Москве отец Игорь Ковалевский:
Мы не крадем души православных
Преобразование администратур в епархии - нормальный канонический процесс. Реально ничего нового в стратегию и тактику нашей пастырской работы он не вносит. Цель этого шага - нормализация деятельности Римско-католической церкви здесь, в России. Мы как были религиозным меньшинством, так и останемся.
Субъектом нашего канонического права являются только католики, так что раздел России на четыре епархии относится только к ним. Митрополита Тадеуша Кондрусевича нельзя считать главой всех русских, российских католиков, реальной юридической власти над другими епископами у него нет. Он наделен лишь определенными полномочиями. Глава всех католиков - епископ Рима Папа Римский, поэтому митрополит Тадеуш Кондрусевич - это не аналог Патриарха Московского и всея Руси.
Россия не является для Римско-католической церкви миссионерской страной. Я не могу себе представить, чтобы католический священник проводил в школе уроки религиоведения - церковь в России отделена от государства. Что касается преподавания религии в культурологическом ее аспекте, в этом я ничего предосудительного не вижу.
Создание приютов - одна из многих форм нашей благотворительности, которая направлена на нуждающихся, а не на католиков. Это никак не связано с переманиванием неверующих, а тем более уже исповедующих определенную религию, в лоно католической церкви.
Большинство сотрудников благотворительной организации "Каритас" в Москве не являются католиками, и никто не заставляет их переходить в католическую церковь. То же самое касается наших учебных заведений, например, колледжа философии, теологии и истории в Москве.
Мне известны случаи, когда наши монахи и монахини занимаются детьми из трудных семей, сиротами и крестят их в православной церкви, а потом водят на катехизацию в православные приходы.
Я думаю, со временем недоразумения развеются и отношения между нашими церквами опять войдут в нормальное русло.
Из истории вопроса
Православие - католицизм: пять основных отличий
Главные различия касаются трактовки Троицы. Обе церкви считают, что Бог един и в то же время триедин. Он проявляется в трех лицах или ипостасях. Однако в то время как православие признает, что Дух Святой - одна из ипостасей Троицы, исходит от Бога Отца, католицизм еще в раннем средневековье сделал добавление: и от Сына.
В 1870 году католицизм принял добавление о примате Папы в христианском мире, о его верховенстве, а также о его безошибочности в вопросах веры и морали, чего, разумеется, православная церковь не признает.
Православное духовенство делится на "белое" (которое может вступать в брак) и "черное", не вступающее в брак. А в католицизме все духовенство монашествующее, поскольку дает обет безбрачия.
В православии во время литургии хор поет без музыкального сопровождения. В католицизме же со времен средневековья пение сопровождается звучанием органа, а сегодня используются и другие музыкальные инструменты, в том числе и эстрадные.
Православные крестятся сверху вниз и справа налево тремя перстами - в знак почитания троичности Бога: Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого. Католики крестятся сверху вниз, слева направо пятью перстами - в знак воспоминания о пяти язвах Христовых, которые он получил, когда был схвачен и затем распят на кресте.
Председатель Союза православных граждан России, главный редактор журнала "Православная беседа" Валентин ЛЕБЕДЕВ:
То, что делают посланцы Папы, похоже на оккупацию
Решение Ватикана об учреждении русской католической церкви, "параллельной" каноническим структурам Московской патриархии, похоже на план оккупации. Ведь, по сути, речь идет о создании на территории России государственных структур другой страны, которой является Ватикан. Союз православных граждан будет противодействовать духовной экспансии католицизма. Это наше право.
Но мы не собираемся прибегать к методам, которые применяли и применяют наши оппоненты. Я имею в виду разгром греко-католиками (католиками, использующими православные обряды) нескольких православных епархий на западе Украины, насильственный захват православных храмов, применение при этом слезоточивого газа и резиновых дубинок, массовые избиения православных священников и мирян. Те, кто такое вытворял, имеют тесные контакты с националистическими экстремистами из УНА-УНСО.
По всем этим фактам нет ни одного уголовного дела. Никто не наказан, ни один храм не возвращен, мало того - не дают строить новые. Участники и вдохновители погромов занимают на Украине важные государственные посты. А католическая церковь, по призыву и во имя которой развязан террор, в России пытается предстать в качестве мирного посланца "цивилизованного человечества".
Расширение миссии Римско-католической церкви беспокоит еще и потому, что оно происходит на фоне явного давления Запада на Россию, когда возникают новые угрозы для российской государственности. Под предлогом борьбы с терроризмом американские военные обживают территории СНГ, намереваются расположиться вдоль наших южных границ. В прозападной отечественной журналистике "вдруг" вспоминают идеи Бжезинского, призывающего - якобы для нашего же блага - к расчленению России. Есть неоспоримые свидетельства того, что США не оставили планов "международного освоения Сибири" и расчленения в этих целях России на несколько "республик".
В таких условиях решение Римско-католической церкви воспринимается как очередная попытка создания в нашей стране "пятой колонны", тем более что мы знаем уже, как проявил себя Ватикан в отношении РПЦ на Украине. Поэтому считаю, что вопрос регистрации католических структур в России должен быть обусловлен отношением к правам православных верующих на Украине.
Пора объявить бойкот тем политическим силам, которые пренебрегают позицией православных граждан. На Украине это прежде всего блок Виктора Ющенко, в списке которого прямые противники православия, виновные в массовом терроре против канонической церкви, представители "Киевского патриархата", через структуры которого проводилась вербовка украинских граждан в "горячие точки" СНГ, в том числе в Чечню. В России это те, кто выступает за воссоздание структуры тоталитарной эпохи - "совета по делам религий", кто нарушает права православных граждан в области образования и информации.
Политические силы, которые приветствуют экспансию Ватикана, пытаются дискредитировать Русскую православную церковь. Однако наша церковь выдержала беспрецедентный натиск в ушедшем веке. Выдержит и теперь.
Звонок из Киева
Униатские священники благословляли карателей из дивизии СС "Галичина"
Представители Греко-католической (униатской) церкви на Украине говорят, что сегодня они лишь "восстанавливают историческую справедливость". Хотя ореол мучеников и жертв сталинских репрессий, у которых некогда отняли святыни, весьма сомнителен.
В годы войны униатские священники благословляли карателей из дивизии СС "Галичина", из униатов состояли и сформированные в Галиции батальоны типа "Нахтигаль". Они с крестом и оружием в руках боролись против собственного народа - в то время, когда православная церковь проявляла истинный патриотизм.
И преследовали униатов после освобождения от фашизма не как исповедников веры, а прежде всего как пособников нацистов.
Василий Анисимов, руководитель пресс-службы Украинской православной церкви.
Заключение эксперта
Россияне идут в костел, потому что в церкви - черствые батюшки
Католической экспансии бояться не надо, ее нет. До 1917 года в России действовало около 300 католических приходов. К 1940 году их осталось всего два. Получив возможность свободно действовать, католики начали восстанавливать свои структуры. Сейчас у них более 250 приходов.
Кто сегодня идет в костел и почему? Прежде всего интеллектуальная элита, которую не устраивает ортодоксальная позиция Русской православной церкви. Много врачей, студентов. Они признаются, что, посещая костел, получают ответы на многие жизненные вопросы. А в православной церкви зачастую встречаются с невежеством батюшек, с их черствостью.
У католиков и православных много общего. Самое главное - у них одинаковая Библия, прежде всего Новый завет. И католикам, и православным надо искать точки соприкосновения, а не точки размежевания.
Фридрих Овсиенко, зам. завкафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор.
Особое мнение
Бог у нас един. И Богоматерь одна. Так чего шумим, христиане?
Я родился и вырос в православной белорусской семье, крещен в православной вере и хожу в православную церковь (хоть и не так часто, как хотелось бы).
Но так получилось, что несколько лет я провел в католической Польше. Помню, когда мы ехали впервые по улицам Варшавы, моя 7-летняя дочь увидела своих ровесников-католиков, спешивших к первому причастию. Мальчики - в строгих костюмчиках с бабочками, девочки - в нарядных невестиных платьях...
"Папа, я хочу быть с ними!" - потребовала дочь. Я начал объяснять, что это невозможно: "Они - католики, ты - православная..." "А чем мы отличаемся?" - спросила дочь.
Каюсь: внятного ответа я тогда ей дать не сумел. Не рассказывать же ребенку многовековую историю раскола между двумя ветвями единой христианской веры. А если переходить на конкретику типа: "Они признают Папу Римского наместником Бога на Земле, а мы нет" или "Они крестятся слева направо, а мы справа налево", и вовсе нелепость получается.
Бог у нас един, и Богоматерь - одна. Все остальное - частности. Так стоит ли из-за них воевать?!
Возможно, я великий грешник, но я молился и в православных, и в католических храмах и не чувствовал себя виноватым. Главное ведь заключается не в антураже, а в тебе самом, в том, с какими мыслями ты пришел в храм Божий...
Убежден, что по большому счету православным и католикам действительно нечего делить. Более того, им необходимо объединиться, и как можно скорее - перед лицом мусульманского фанатизма, который сегодня реально угрожает христианской цивилизации. И чем скорее это поймут церковные иерархи, тем будет лучше всем нам.
Виктор Шуткевич, православный.
Когда верстался номер
Алексий II готов встретиться с Папой Римским
Как передали вчера информагентства, Алексий II не исключает возможности встречи с Папой Римским: "Но это должна быть встреча, которая реально разрешит... многолетние проблемы". А последние решения Ватикана Патриарх прокомментировал так: "В России появилась централизованная структура католической церкви, масштабы которой никак не соответствуют реальным нуждам католиков".
Виктор Алкснис предлагает запретить епархии католиков
Вчера в Госдуме РФ должны были обсуждать проект обращения к Президенту России в связи с деятельностью Римско-католической церкви на территории России. Инициатор проекта депутат Виктор Алкснис заявил, что он не выступает за запрет католических приходов, а требует лишь приостановить регистрацию епархий и запретить их деятельность. На момент подписания номера в печать депутаты еще не приступали к обсуждению этого документа.