Со времен афганской войны и до сегодняшней чеченской при слове "мусульманин" воображению миллионов россиян представляется нечто бородатое, с автоматом Калашникова в руках, кричащее "Аллах акбар!". Действительно, у страха глаза велики, и вот уже пять процентов современных жителей России, по опросу ВЦИОМ, самой большой опасностью для себя и своих детей считают ислам. Не так называемую исламскую угрозу, а именно ислам. И это несмотря на то, что в России проживают более 20 млн. мусульман, чьи предки наравне с финно-угорскими и сибирскими народами обосновались здесь задолго до прихода славян. Впрочем, и у мусульман тоже могут возникать свои страхи, заставляющие их консолидироваться, особенно если вспомнить, что среди 12 репрессированных Сталиным народов 11 исповедовали ислам.
Жить в состоянии скрытой конфронтации нельзя, более того - опасно. Да и сама цифра - 20 млн. - слишком уж солидна, чтобы ею манкировать. События в Таджикистане, где стоят российские войска, в Дагестане и Чечне - наглядный пример того, что с исламским миром нужно договариваться. Одна из центральных фигур в таком диалоге - председатель Совета муфтиев России, муфтий шейх Равиль Гайнутдин. В то же время в Государственной Думе мусульман России представляет лидер движения "Рефах", руководитель Исламского культурного центра Абдул-Вахед Ниязов.
- Абдул-Вахед Валидович, сколько человек у "Рефаха" сегодня в Думе?
- 12 депутатов. Это те, кто выдвигался от нас на выборах, и те, кто присоединился к нам уже в Госдуме. То есть больше, чем у НДР, и примерно столько же, сколько у ЛДПР и "Яблока".
- Чем живо ваше движение, каковы его цели?
- Наша главная цель состоит в том, чтобы голос мусульман был услышан в Государственной Думе. До последнего времени проблемы мусульман рассматривались по большей части лишь в связи с событиями на Северном Кавказе. Мы же хотим предложить власти взглянуть на ситуацию шире. "Сильные мусульмане в сильной России" - вот лозунг нашего движения.
- А как точно переводится "Рефах"?
- "Рефах" переводится как "Благоденствие", причем это слово имеет не одно, а ряд значений: это и благополучие, и состояние религиозного просветления, и признание...
- Боюсь, вам не просто было найти себе союзников.
- Перед началом избирательной кампании мусульманские лидеры решили не идти отдельным списком, а объединиться с какой-либо крупной политической структурой. Но почти все структуры такого рода оказались для мусульман в роли союзников неприемлемы. Так, в КПРФ и "Яблоке" рефаховцев не устраивала индифферентная к религии (особенно к исламу) идеология. В ЛДПР - крайний шовинизм и национализм, а движение ОВР искало общий язык лишь с руководителями нац. республик, не интересуясь проблемами рядовых мусульман. И только лидеры "Медведя" проявили готовность идти на открытый диалог с мусульманами.
- В период войны с чеченскими боевиками, прикрывающимися исламскими лозунгами, это смелый шаг...
- Недоброжелатели прочили "Единству" серьезные проблемы из-за участия мусульманской организации в блоке. Но вышло иначе - "Единство" победило.
- В Думе мусульмане занимают какую-то особую, "свою" позицию?
- В Государственной Думе мы занимаем позицию, на которой стоит движение "Единство", и работаем вместе со своими коллегами, как того и требует фракционная дисциплина. В то же время мы стремимся отражать и особые, специфические интересы наших избирателей. Также мы намерены уделять внимание вопросам защиты нравственных и духовных устоев. В этом плане нам близка позиция Владимира Путина, сказавшего, что любая политическая программа должна начинаться с восстановления моральных ценностей.
- А на чем основана ваша программа?
- "Рефах" выступает за нерасторжимость российских территорий. И это понятно, ведь мусульмане в массе своей консервативны и являются государственниками. Мы намерены добиваться уважения к исламу. Ведь не секрет, что сегодня отечественные СМИ настойчиво муссируют в качестве "страшилки" так называемую исламскую угрозу.
- "Рефах" планирует быть исключительно "мусульманским"?
- Сегодня в рядах нашего движения национальные лидеры Тывы, Бурятии, Алтая, Хакасии, Удмуртии, Чувашии, Саха (Якутии). Мы готовим законопроекты, обеспечивающие защиту прав коренных (малочисленных) народов Севера, активно взаимодействуем с буддистской общиной России. Духовный лидер буддистов, Хамба-Лама Аюшеев входит в Совет духовных наставников ОПОД "Рефах" наравне с духовными лидерами мусульман.
- И все же мусульман в Думе немного, и у них нет опыта политической борьбы...
- Наше движение появилось в Думе впервые, и от того, удастся ли нам достичь своих целей, зависит наша политическая судьба. И все же, несмотря на молодость, у "Рефаха" уже есть свои маленькие успехи: в субботу, 4 марта, в Колонном зале Дома Союзов пройдет первый форум нашего движения, куда съедутся рефаховцы со всей страны...