28 марта 2000 года распоряжением правительства РФ Московскому патриархату был передан в безвозмездное пользование нижний храм церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Уникальный памятник "нарышкинского" барокко стал первым, отданным служителям культа по распоряжению, подписанному лично Владимиром Путиным. В нескольких средствах массовой информации, в том числе и в нашей газете (07.04.2000), появились статьи, где выражалось сомнение относительно законности такого решения судьбы памятника. Дело в том, что филевский храм является филиалом Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева и по существующему законодательству не может быть никому передан. Но, к сожалению, сложившиеся в последние годы отношения между церковью и государством законами не регламентируются. Здесь действуют иные механизмы и соображения некоей целесообразности, очередным заложником которых и стал, похоже, храм в Филях.
Это сооружение изначально не предназначалось для регулярных церковных служб. Тем более не приспособлено оно для этого сейчас, на трехсотлетнем рубеже своего существования. Ежедневные богослужения, уверены специалисты, в короткие сроки доведут памятник до аварийного состояния. С таким выводом категорически не согласен священник Борис Михайлов, настоятель храма и председатель его приходского совета. С выдержками из его ответа оппонентам мы посчитали необходимым познакомить читателей.
"Первые упоминания о приходе в Филях относятся к началу XVII века, и затем рост и изменения в составе прихода прослеживаются с возрастающей полнотой вплоть до 1916 года, когда отмечено 1295 прихожан. После революции статистика исчезает. Мы знаем лишь, что в 1933 году под обращением во ВЦИК с просьбой об оставлении храма за верующими подписалось 933 человека. В июне 1941 года храм был закрыт, община упразднена. Вновь приход образовался и был зарегистрирован лишь в 1991 году (по инициативе самого Бориса Михайлова. - Ред.).
Уместно заметить, что к настоящему времени все храмы, являющиеся памятниками архитектуры "нарышкинского" барокко, уже переданы в пользование Православной Церкви. Это колокольня, храмы и корпуса Новодевичьего монастыря, храмы Донского монастыря, церкви Знамения на Шереметевом дворе, Троицы в Лыково, храмы в Дубровицах, Уборах, в Свято-Троице-Сергиевой Лавре. Здесь можно упомянуть и знаменитую Меншикову башню на Чистых прудах, храм Иоанна Воина на Якиманке, - памятники московского барокко, также находящиеся в пользовании Церкви. Кстати, нам неизвестно что-либо об их разрушении или гибели.
В Филях верхний Спасский храм с иконостасом XVII века остается в ведении музея, а нижний, убранство которого XIX - XX веков является вполне рядовым, передается в пользование прихода. Единственное, на что мы претендуем в отношении верхнего храма, это чтобы в нем алтарь содержался по правилам Церкви и чтобы музей не проводил в нем мероприятий, оскорбляющих чувства верующих, вроде съемок историко- документального фильма с игровыми элементами для корейского телевидения 21 марта 1998 года с актером в роли священника".
Далее Борис Михайлов утверждает, что, находясь в ведении музея, храм терпит большие разрушения, но признает, что церковь не в силах его восстанавливать и поддерживать в должном состоянии. "Этих забот никто у государства не отбирает", - признался отец Борис в разговоре с нами. Собственно, в таких намерениях и трудно кого-либо заподозрить.
Оптимистические суждения Бориса Михайлова о состоянии переданных церкви памятников разделяют немногие. В один голос все говорят о том, что к памятникам, фактически ставшим церковной собственностью, чрезвычайно затруднен доступ. То ли священнослужители полагают, что налетевшие со всех сторон реставраторы немедленно развернут в храмах съемки для корейского телевидения, то ли, что гораздо более вероятно, не хотят демонстрировать, как ими выполняются подписанные "охранные обязательства". Остается надеяться, что история храма в Филях станет исключением. Во всяком случае, бывший музейный работник, профессиональный искусствовед Борис Михайлов, безусловно, лучше многих знает, как следует обращаться с памятниками культуры. Если эти знания он захочет применять на практике, финальный аккорд его ответа на газетные публикации, кроме эмоциональной силы, обретет и логическую. Цитируем: "В наши дни Церковь возвращается к активному участию в культурном строительстве и ожидает понимания и отношения к себе как к надежному соработнику в общем деле".