Яркое солнце светило 6 (19) мая 1886 года над Севастополем. Толпы народа заполнили набережные. В царской беседке находились император Александр III с супругой, наследник-цесаревич (будущий император Николай II) и генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович. Все ждали спуска на воду первого на Черном море русского броненосца.
Еще в царствование императора Александра II на Берлинском конгрессе 1878 года выяснилось, что Англия отнюдь не намерена соблюдать соглашение о закрытии проливов Босфор и Дарданеллы для военных судов1. Английский флот продолжал угрожать русскому побережью Черного моря и тем самым сковывать всю нашу внешнюю торговлю. Перед Россией, таким образом, еще тогда стояла задача восстановления Черноморского флота, затопленного в 1854 году при обороне Севастополя в виду превосходящих сил соединенной англо-французской эскадры. Однако изыскать финансовые средства и приступить к постройке кораблей стало возможным только в 1881 году, после восшествия на трон Александра III.
По отзыву С.Ю.Витте2, Александр III был "идеальным государственным казначеем"3. "Я не только в царской семье, - писал С.Ю.Витте, - но и у сановников никогда не встречал такого уважения к государственному рублю, к государственной копейке, которым обладал император Александр III. Он каждую копейку русского народа, русского государства берег, как самый лучший хозяин не мог бы ее сберечь"4. Именно Александр III решительно взялся за возрождение Черноморского флота...
В толпе стояли старожилы Севастополя, моряки, помнившие трагедию тридцатилетней давности, тот суровый и скорбный приказ5:
"Товарищи! Войска наши, после кровавой битвы с превосходным неприятелем, отошли к Севастополю, чтобы грудью защитить его.
Вы пробовали неприятельские пароходы и видели корабли его, не нуждающиеся в парусах. Он привел двойное число таких, чтобы наступать на нас с моря; нам надо отказаться от любимой мысли поразить врага на воде; к тому же, мы нужны для защиты города, где наши дома и у многих семейства. Главнокомандующий6 решил: "затопить пять старых кораблей на фарваторе". Они временно преградят вход неприятелю на рейд, а вместе с тем свободные команды усилят войска.
Грустно уничтожать свой труд! Много было употреблено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные жертве, в завидном свету порядке, но надо покориться необходимости.
Москва горела, а Русь от того не погибла, но, напротив, стала сильнее. Бог милостив! Конечно, он и теперь готовит верному Ему народу русскому такую же участь..."
Линейные корабли "Три святителя", "Уриель", "Серафим", "Варна", "Силистрия" и фрегаты "Сизополь" и "Флора" печально спустили флаги и убрали паруса. Весь вечер и всю ночь работали моряки. Весь вечер и всю ночь не расходился народ. С кораблей свезли все, что было можно - оставили только пушки в качестве балласта. Стук топоров, прорубающих днища, слился с рыданиями глядевших с берега людей. Плакали, как дети, даже старые морские волки.
Рассвет еще успел застать на плаву фрегат "Сизополь", первым пошедший ко дну. Затем медленно погрузились "Варна" и "Силистрия". Не прошло и часа, как исчезли "Уриель" и "Серафим". "Флора" не сдавалась до 8 часов утра. После нее продолжал гордо качаться на волнах только герой Синопа знаменитый корабль "Три святителя"7. "Не поддается, не поддается, - говорили в толпе. - Боевой смерти просит..."
К "Трем святителям" подошел "Громоносец", развернулся. Раздался залп бортовых орудий. На берегу сняли шапки, стали креститься...
И вот через три десятилетия совсем другой приказ прозвучал над севастопольской бухтой:
"Прошло тридцать с лишним лет, как Черноморский флот, совершив славные подвиги, принес себя в жертву для блага России и перенесся духом на памятные холмы Севастополя. Ныне флот этот возникает вновь на радость долго скорбевшего о нем Отечества.
Воля и помыслы Мои направлены к мирному развитию народного благоденствия; но обстоятельства могут затруднить исполнение Моих желаний и вынудить Меня на вооруженную защиту государственного достоинства. Вы будете стоять за него со Мною с преданностью и дивившей современников стойкостью, выказанными по зову деда моего8 вашими предшественниками. На водах, свидетелях их доблестей, вверяю вам охрану чести и спокойствия России"9.
Все замерло. Император Александр III подал знак. Под гром орудий и восторженные возгласы народа огромный (длина 331 метр, ширина 67 метров, водоизмещение 10181 тонна) винтовой броненосный корабль "Чесма" плавно, величаво сошел на воду. Его вооружение составляли шесть 12-дюймовых, семь 6-дюймовых и 14 скорострельных орудий10.
Через три дня в Николаеве спустили со стапелей другой броненосец - "Екатерина II". Третий - "Синоп" - был введен в строй в следующем 1887 году. В 1890 и 1891 годах в состав Черноморского флота вошли броненосцы "Двенадцать Апостолов" и "Георгий Победоносец", а за ними - броненосец "Три святителя", как бы принявший эстафету от своего знаменитого парусного предка. В эти же и последующие годы строились канонерские лодки "Кубанец", "Терец", "Донец", "Уралец", "Запорожец", "Черноморец", а также миноносцы "Измаил", "Алакрия", "Адлер", "Батум", "Сухум", "Гагры", "Поти", "Геленджик", "Ялта", "Новороссийск"... Все это были боевые корабли, созданные по самым высоким стандартам своего времени. Черноморский флот возрождался державной монаршей волей. Где та воля, что сохранит его сегодня?
1. История дипломатии. Т.2. Дипломатия в новое время (1892 - 1919). М.-Л.: ОГИЗ. 1945. С.55.
2. Витте Сергей Юльевич (1849 - 1915), граф (с 1905), директор департамента железнодорожных дел (1889 - 1892), министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892 - 1903), председатель Совета министров (1905 - 1906).
3. Витте С.Ю. Воспоминания. Т.1 (1849 - 1894). М.: Изд-во социально-экономической литературы. 1960. С.409.
4. Там же. С.408.
5. Царь-колокол. Иллюстрированный всеобщий календарь. Москва: Типо-литография И.Н.Кушнарева и К0. 1887. С.92.
6. Меньшиков Александр Сергеевич (1787 - 1869), адмирал, генерал-лейтенант, светлейший князь. Во время войны 1854 - 1855 годов - Главнокомандующий войсками в Крыму.
7. 18 ноября 1853 года русская эскадра под командованием вице-адмирала П.С.Нахимова уничтожила 15 из 16 турецких кораблей, стоящих на якоре в Синопской бухте. Это было последнее крупное морское сражение эпохи парусного флота, в котором корабль "Три святителя" сражался геройски.
8. Император Николай I.
9. Царь-колокол... С.93.
10. Военные флоты и морская справочная книжка на 1892 год. Составлена под личным наблюдением ЕИВВК Александра Михайловича лейтенантом Будиловским. СПб., 1892. С.18.