Графиня Наталья Сергеевна Брасова, жена Великого князя Михаила Александровича Романова, была личностью неординарной. Родилась она в семье московского присяжного поверенного Сергея Шереметьевского, вышедшего из самых низов. Получила прекрасное образование, к тому же обладала проницательным умом и широтой интересов, хорошо разбиралась в искусстве. Позже, уже будучи хозяйкой усадьбы Брасово в Орловской губернии, она собрала богатые коллекции живописи, старинной мебели, фарфора, хрусталя.
С Великим князем Михаилом Александровичем Наталья Сергеевна познакомилась в 1911 году и страстно в него влюбилась. Они уехали за границу и там, в Вене, обвенчались. Этот брак принес Наталье Сергеевне скандальную популярность и титул графини Брасовой. Она не была принята в дворцовых и велокосветских кругах и проводила все время в своей усадьбе. Когда Великий князь на фронте командовал "дикой дивизией", графиню постоянно преследовали мрачные предчувствия, в итоге оказавшиеся вещими. Она писала мужу: "Последнее время все сделалось только в тягость и ничего не радует... У меня опять такое беспокойство на душе, что я ни днем, ни ночью не знаю покоя... Мысли о смерти меня больше не покидают ни на одну минуту..."
Это чувство безысходности и одиночества прекрасно передал художник С.Ю.Жуковский, в августе 1916 года приглашенный графиней в имение "писать интерьеры". На одном из полотен - "Малая гостиная в Брасово" - затерявшаяся среди дворцовой роскоши женская фигура в белом, от которой веет трагизмом. Это - графиня Наталья Сергеевна.
После революции Великий князь Михаил Александрович передал брасовский дворец местным крестьянам. Летом 1918 года его сослали в Пермь, а Наталье Сергеевне удалось через Финляндию перебраться во Францию. С собой она увезла лишь переписку с мужем - сотни писем и телеграмм (сейчас они хранятся у ее внучки Паулины Грей). Умерла графиня в бедности в 1952 году в Париже.
В Брасове остались значительные историко-художественные ценности - картины, гравюры, рисунки, акварели, скульптура, предметы прикладного искусства, библиотека и архив. Куда все это подевалось?
Дворец со всем содержимым был национализирован и перешел в ведение волостного Совета. Архивы свидетельствуют, что весной 1918 года оттуда в Народный комиссариат имуществ Республики поступило предложение отдать вагон серебра за 10 вагонов хлеба. После длительных переговоров с брасовскими ходоками комиссариат согласился в обмен на серебро выделить лишь вагон хлеба.
В Москву прибыло 16 ящиков с серебром: более тысячи изделий, составляющих одну из наиболее крупных и художественно значимых коллекций в России. В семнадцатом ящике, как указано в документе, находились "иконы" - серебряные оклады и предметы церковного обихода, подчас украшенные драгоценными камнями. В описи подробно перечислялись блюда, кубки, чашки, тарелки, ложки, солонки, сахарницы, соусницы, вазы, молочники, подсвечники, кастрюли, наборы ножей, украшения. Большинство предметов являлись произведениями прикладного искусства, созданными мастерами Нюрнберга, Ауссбурга, Гамбурга, Лондона, Парижа, русских фирм Сазикова, Овчинникова, Губкина, Орлова, Николаева, Фаберже. Многие из них были исполнены по рисункам и эскизам знаменитых художников - Витали, Клодта, Лансере, Борникова, Быковского...
В Брасовском дворце, как уже сказано, находились и другие исторические и художественные ценности. Когда-то Наталья Сергеевна писала мужу о "портретах предков" (вероятнее всего, о портретах Романовых, принадлежавших, как правило, кисти именитых художников), а также восхищалась тем, что во дворце "каждая комната лучше другой, это прямо музей". В мае 1918 года в Брасово командируются специальные эмиссары. В архиве есть их удостоверения - это художники А.Т.Матвеев и П.С.Уткин, которым предстояло оценить и отобрать произведения искусства. С ними прибыл еще агроном И.А.Малахов, чтобы организовать в Брасове сельскохозяйственную школу. Именно на этих условиях волостной Совет соглашался отдать художественные предметы. Описей того, что эмиссары привезли в Москву, в архивах пока не обнаружено: либо они не сохранились, либо лежат в закрытых фондах. Однако по косвенным упоминаниям можно сделать вывод, что брасовские ценности поступили в специальные хранилища Государственного музейного фонда, которые размещались в подвалах Румянцевского и Исторического музеев.
Инвентарные книги Исторического музея за 1918 год как будто бы приоткрывают "брасовский" след: здесь существует запись о том, что летом в музей поступило большое количество серебра, а также изделий из фарфора, бронзы, хрусталя - с пометкой "из Орлов.губ." К сожалению, без дальнейших уточнений. Нашлась и копия телеграммы, посланной в марте 1919 года из Орла в Москву - во ВЦИК, секретарю В.А.Аванесову и члену Президиума наркому госконтроля К.И.Ландеру. Текст сохранился плохо, ясно только, что речь идет о задержке вывоза имущества из Брасова в Москву. Какого конкретно - не говорится, но, несомненно, весьма ценного, если его судьба интересовала столь высоких государственных руководителей. Из телеграммы также явствует, что она была не единственной, однако другие не обнаружены.
Наиболее художественно значимые произведения из серебра в 1920 годах передаются из всех хранилищ в Оружейную палату. Есть соответствующие пометки - "из Госхрана", "из Государственного музейного фонда", но имена и адреса бывших владельцев не указаны, так что установить, какие из них принадлежали графине Брасовой, не представляется возможным. Брасовские картины, гравюры, рисунки, акварели, скульптура разошлись по разным московским и периферийным музеям, книги попали в библиотеки, фамильные бумаги - в архивы. Проследить их пути пока не удается.