itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Правдивое зеркало театра

О музеи МХАТа.

Общество 
0
158
Время на чтение 6 минут

К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко много лет всерьез думали о том, как сохранить для будущего память о созданном ими театре, закрепить реалии самого хрупкого из искусств, живущего лишь в сиюминутном течении спектакля и отлетающего навсегда, как только угасают огни рампы. Оба они пришли к мысли о создании музея, и в этом были едины и солидарны. Станиславский десятилетиями собирал исторические костюмы, театральные реликвии, редкие книги. В 1902 году в его записях впервые появляется такая: "Музей драгоценных вещей" (в списке помещений нового здания в Камергерском). Инициативы Немировича-Данченко сыграли решающую роль в практической организации музея. Оба основателя театра и их единомышленники - артисты Георгий Бурджалов, Василий Лужский передали музею свои личные архивы такой ценности и в таком изобилии, что без них музей вряд ли мог бы мечтать об отражении действительного лица Художественного театра. Так было положено начало личным вкладам в фонды музея, которые потом пополнились архивами Ивана Москвина, Ольги Книппер-Чеховой, Василия Качалова, Николая Хмелева, Аллы Тарасовой, Павла Маркова, Иннокентия Смоктуновского.
Сегодня музей МХАТ - один из крупнейших в России театральных музеев, где собрана и зафиксирована - год за годом - удивительная история Московского Художественного театра - от времен его блистательной молодости до сегодняшнего дня.
Одна из уникальных особенностей этого музейного собрания в том, что здесь впервые подробно представлен процесс создания спектакля - от первоначального режиссерского замысла до сценического воплощения.
Для осмысления художественного метода МХАТ неоценимо собрание режиссерских экземпляров Станиславского - подробных режиссерских партитур, не имеющее аналогов в мире. Сотни страниц "перевода" литературного текста на сценический язык дают ключ к пониманию художественного новаторства в первом театральном воплощении Чехова и Горького, современной (тогда) европейской драматургии, новых неведомых прежде принципов режиссуры и актерского исполнения.
Некий впечатлительный острослов когда-то обмолвился, будто музей об искусстве представляет собой кладбище искусства, и нигде так остро это не бросается в глаза, как в театральном музее. Возможно, доля правды тут есть - кто хотя бы раз не испытал музейной скуки?
Да, нельзя "остановить мгновенье" театра. Он живет только в настоящем. Невозможно зафиксировать душевное волненье, живое чувство, смех и слезы. Порою безжизненными кажутся фотографии когда-то блестящих и полных огня прославленных кумиров сцены, статичными - мизансцены, потускневшими - роскошные костюмы. Да, потери невосполнимы. Но! Особенность музея в том, что в нем воссоздается новая - музейная - реальность в иных, чем в спектакле, движениях, ритмах, красках, звуках, изображении. Новая реальность возникает и в сопряжении материальных свидетельств театра с техническими достижениями времени: в музейном пространстве звучит и голос актера, и целый спектакль, в котором и паузы, и "накладки", и "фон", и дыханье зрительного зала; театральная видеозапись воссоздает атмосферу спектакля, его движение и краски; введение в экспозицию голографии придает театральной реликвии объем, мерцающий воздух вокруг нее обостряет подлинность вещи и предмета.
Когда исторические документы, хранящиеся в фондах, собраны вместе, дополняют и разъясняют друг друга и еще окрашены настроением очень личного письма, семейной реликвией, тогда порой выстраиваются острые, увлекательные театральные сюжеты. Самое пронзительное в них - человек театра, мир актера, особенный склад его личности, факты биографии, скрытые душевные драмы, несыгранные роли, словом, художник сцены во всей неповторимости судьбы и характера. Какое уж тут "кладбище искусства"!
Гордостью собрания музея является коллекция театрально-декорационного искусства, которая позволяет проследить, какой триумфальный путь прошла отечественная сценография, как менялись в ней театральные эпохи, шли поиски новых выразительных средств, рождались новаторские идеи. От историко-бытового сценического реализма В.Симова - к изысканной красочности мирискусников А.Бенуа и М.Добужинского - к мощной живописности Н.Рериха и Б.Кустодиева - к театральным экспериментам авангардистов И.Рабиновича и В.Татлина. В.Егоров, А.Головин, Н.Ульянов, К.Юон, В.Дмитриев, П.Вильямс, П.Кончаловский, Н.Акимов. Работы этих первоклассных художников показывались на крупнейших выставках в России и за рубежом. Остались в музее произведения работавших в Москве всемирно известных сценографов англичанина Гордона Крэга и чеха Йожефа Свободы.
Музей хранит реликвии, связанные с именами Л.Толстого, А.Чехова, С.Рахманинова, Ф.Шаляпина, М.Ермоловой, Вс.Мейерхольда, Е.Вахтангова, Мих.Чехова. Частная переписка, дневники, записные книжки, семейные бумаги. Архитектурные листы Ф.Шехтеля, нотные тексты С.Рахманинова и И.Саца, стихотворные автографы А.Блока и Б.Пастернака. Творческие записи М.Булгакова.
Театр наших дней со временем тоже станет историей. И сегодня сотрудники музея сами создают документальные свидетельства жизни современного МХАТ: ведут записи репетиций новых спектаклей. Так, зафиксирован интереснейший репетиционный процесс всего чеховского цикла - от "Иванова" (1976) до "Трех сестер" (1997); создается уникальный фонд аудио- и видеозаписей голосов сегодняшних актеров МХАТ, юбилейных вечеров, театральных воспоминаний.
В юбилейные дни музея уместно вспомнить о тех, кто собирал, хранил, изучал, пропагандировал историю МХАТ. Так счастливо сложилось, что в музей сразу пришли люди высокой культуры. Первым его директором стал Николай Телешов - писатель круга М.Горького, И.Бунина, Л.Андреева. Много лет возглавлял музей Федор Михальский, живая легенда МХАТ, с коего писал Булгаков в театральном романе одного из самых притягательных персонажей - Филиппа Филипповича, Филю. Верно служил музею его благородный рыцарь Сергей Мелик-Захаров, хранитель фонда Станиславского. Женщины в музее выполняли основную работу - непоказную, рутинную, требующую терпения и глубоких знаний. За нищенскую зарплату, не ожидая почестей и наград, они сохраняли музей в годы войны, дали ему новую жизнь в 1947 году, когда музей переехал в собственное помещение в доме № 3-а и открыл новую капитальную экспозицию. Их имена - Елизавета Асланова, Варвара Левашова, Татьяна Модестова, Маргарита Маркарова и другие.
С годами музей вырос, пополнился новыми собраниями и коллекциями (сегодня фонды музея насчитывают около трехсот тысяч единиц хранения). Прежние рамки стали ему тесны. И у музея закономерно появились два филиала - мемориальный Дом-музей К.С.Станиславского и мемориальная Музей-квартира Вл.И.Немировича-Данченко. Дом-музей в Леонтьевском переулке был открыт в 1948 году и нынче отмечает свое 50-летие. Мемориальные комнаты Станиславского и его жены - актрисы МХАТ М.П.Лилиной хранят память о проведенных здесь годах. В Доме открыта выставка "Жизнь и творчество К.С.Станиславского", в Онегинском зале отмечаются юбилеи выдающихся мхатовцев, выступают известные певцы и музыканты, играют дипломные спектакли студенты Школы-студии МХАТ и других театральных вузов Москвы.
В Музее-квартире Вл.И.Немировича-Данченко, что в Глинищевском переулке, мемориальные комнаты сохранили в неприкосновенности тот облик, который они имели при жизни хозяина. О его творческом пути режиссера, драматурга, общественного деятеля, о спектаклях, поставленных им на драматической и музыкальной сценах, рассказывает выставка, разместившаяся здесь.
Время не стоит на месте. Меняется театральная эпоха, обновляется сценическая эстетика. Время вносит поправки и в наши традиционные представления о том, как сегодня следует представить сценическую историю в театральном музее. Изменившиеся законы визуального восприятия привычных предметов и вещей заставляют нас искать новые подходы к проблеме: как показать "остановившееся мгновенье" театра музейными средствами? Именно теперь возникла необходимость создания принципиально новой постоянной экспозиции музея: максимально-театральной, включающей в себя декорационные фрагменты по мотивам сценографии МХАТ, активное введение цвета и света, звука и визуальной динамики. Уже готов и ждет своего осуществления тематико-экспозиционный и художественный проект новой экспозиции (автор проекта - директор музея МХАТ В.С.Давыдов, художники В.В.Вильчес-Ногерол и О.Кирюхина).
Радовались и гордились основатели театра, когда музей - их детище - встал на ноги и зажил собственной, отличной от театра жизнью. Станиславский с гордостью отмечал, что музей выполняет "важное для нашего искусства дело: наши достижения и ошибки, которые не находили раньше закрепления, нашли его в музее, где можно следить шаг за шагом за тем, как мы росли, строили театр, терпели неудачи и добивались хороших результатов". А Немирович-Данченко назвал музей "правдивым зеркалом театра" и заметил, что "музей сохраняет и делает рельефным не только то, что служит к славе театра; в своем благородном историческом объективизме он занимается и нашими слабостями, и ошибками, и нашими преступлениями. Все, что мы сейчас делаем, он подберет в красках, письмах и фотографиях и покажет будущему. Не вспоминать ли нам почаще об этом правдивом летописце? Да, вспоминать в самой гуще нашей работы! Ведь не уйти нам от суда музея..."

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Общество
Русская крепость
Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» № 3-4
14.12.2022
Мы живём во времена селфи-религии
Самыми популярными книгами в 2022 году в России стали «К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя» и антиутопия Джорджа Оруэлла «1984»
14.12.2022
«Секретное захоронение Романовых»
В рамках православной выставки-ярмарки «Нижегородский край – земля Серафима Саровского» прошла встреча-беседа
12.12.2022
В Европе возрождается классический фашизм
К такому выводу пришли эксперты международной научной конференции
12.12.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Философам нравится поархаичнее
Новый комментарий от ОСт
28.01.2023 09:04
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от Валерий
28.01.2023 09:03
Экономика войны должна быть экономной
Новый комментарий от Тюменец
28.01.2023 08:57
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.01.2023 08:55
«Мы страдаем от того, что когда-то слишком сильно верили Западу»
Новый комментарий от Советский недобиток
28.01.2023 08:37
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от E.O.
28.01.2023 08:11
О примирении с Советской властью
Новый комментарий от ОСт
28.01.2023 07:54