186 лет назад небольшой отряд русской гребной флотилии из 16 канонерских лодок под командованием капитана 1-го ранга Ивана Ивановича Завадовского, пройдя под выстрелами крепости Браилов, напал на стоявшую в Мачинском рукаве турецкую флотилию из 23 судов и после трехчасового боя разгромил ее, взяв в плен 12 турецких кораблей.
Это славное в истории Русского флота событие произошло 28 мая (старый стиль) 1828 года во время войны с Турцией (1828-1829). Перед русской Дунайской гребной военной флотилией, которой командовал контр-адмирала Н.Ю.Патаниоти, стояла непростая задача - осуществить переправу наших войск через Дунай, подавляя огонь расположенных на берегу реки турецких батарей и ведя боевые действия против турецких речных кораблей.
28 мая один из отрядов флотилии под командованием И.И.Завадовского - участника кругосветного плавания на шлюпе «Восток» под командованием Ф.Ф.Беллинсгаузена (1819-1821) - получил приказ атаковать турецкие суда, стоявшие в Мачинском рукаве Дуная (недалеко от города-крепости Браилова) и представлявшие серьезную угрозу переправе русских войск и их снабжению. Отряд Завадовского состоял всего лишь из 16 небольших канонерских лодок, на которых находились также казаки 1-го Черноморского казачьего полка войскового старшины П.Я.Животовского, однако это не смутило командира отряда. Подойдя к главной базе турок на Дунае, порту Браилов, Завадовский обнаружил турецкую флотилию из 23 гребных судов стоявших на якоре и изготовленных к бою.
Воспользовавшись попутным ветром поздним вечером отряд Завадовского снялся с якоря и пошел вверх по Дунаю к Мачинскому гирлу. Отвлечь неприятеля и тем самым скрыть движение 16-ти судов было поручено эскадре капитана 2-го ранга Резанова, отделенной для действия против крепости, и устроенной на берегу батарее подполковника Макалинского.
Несмотря на явное превосходство турок, отряд Завадовского смело устремился на врага. Чтобы сбить прицельную стрельбу пушек противника и подойти на расстояние пистолетного выстрела, Завадовский приказал своему отряду идти на сближение с турецкими судами на максимальной скорости. Расчет оказался верным, первые выстрелы турок дали перелеты, а затем, когда флотилии сошлись на прямой выстрел, преимущество уже оказалось на стороне русских кораблей, отличавшихся большей точностью и скорострельностью. Пушечная картечь и меткий ружейный огонь черноморских казаков привели к большим потерям на турецких судах.
Как утверждал казачий генерал И.Е.Гулыга, в этом бою командовавший одним из русских небольших судов хорунжий Андроник Шарап сумел подойти к флагманскому турецкому судну, взял его, сняв турецкий и водрузив русский флаг, а также захватил Капудан-пашу со штабом и со всей канцелярией. За этот и другие подвиги 1-й Черноморский казачий полк получил от Императора Николая I голубое знамя, украшенное надписью «За отличие при разбитии турецкой флотилии под Браиловым».
Не выдержав этого стремительного русского натиска, турки стали рубить якорные канаты и отходить в дельту реки под прикрытие береговых батарей. Однако спастись от русского огня удалось далеко не всем - маневренные русские суда быстро догоняли избитые ядрами и картечью вражеские канонерские лодки и захватывали их.
Речной бой продолжался более трех часов и закончился полным разгромом турецкой флотилии. Одно вражеское судно было потоплено, другое - полностью сгорело, 12 судов турецкой флотилии были захвачены в плен с остатками команд. Одновременно другая часть отряда капитана 1 ранга Завадовского в составе 1 канонерской лодки и 7 иолов блокировала крепость Браилов. Эскадра Завадовского, отмечал автор «Описания Турецкой войны 1828 и 1829 годов» Н.А.Лукьянович, «войдя в Мачинский рукав, внезапно напала на турецкую флотилию, состоявшую из 32-х канонерских лодок, уничтожила ее совершенно, и, распространившись по Дунайским гирлам, пресекла сообщение между Браиловом и Мачином. Четыре неприятельских шлюпа, семь канонерских лодок, бот начальника флотилии с флагом, артиллерией и важными бумагами достались победителям. Остальные суда частью потоплены, а частью успели удалиться в Мачин и Силистрию, где турки имели еще значительную флотилию. При сем убит начальник неприятельской эскадры Ахмед-бей, когда он старался уйти в Браилов на небольшой лодке».
За проявленную находчивость и отвагу Император Николай I наградил 44-й флотский экипаж почетными знаками отличия на кивера. Казакам-черноморцам было прислано 15 солдатских Георгиевских крестов, а их командира наградили орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом. Завадский же за свой подвиг вскоре был произведен в контр-адмиралы.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук