«Выгоды весьма маловажны, а затруднения велики»

К годовщине календарной реформы в России

0
469
Время на чтение 6 минут

Большевистский декрет *О введении западноевропейского календаря*1/14 февраля 1918 года вступил в силу ленинский декрет «О введении западноевропейского календаря». Таким образом, новое государство порывало с юлианским календарем, который отныне превращался в «старый стиль» и перескакивало на две недели вперед, подлаживаясь под «передовой» западноевропейский календарь. Объясняли большевики свое нововведение необходимостью «установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени».

Но было бы ошибкой считать, что осуществленная советской властью реформа была исключительно большевистским изобретением. Как и в случае с реформой русской орфографии, вопрос о календарной реформе поднимался еще в Императорской России. Петровская реформа 1700 г., изменила традиционное для тогдашней России летосчисление от сотворения мира, установив по европейскому образцу отсчет от Рождества Христова, однако на юлианский календарь Петр Великий не посягнул. Но чем сильнее становились связи России с Европой, тем чаще в русском образованном обществе стали звучать голоса в пользу унификации календаря, что в XIX веке привело к появлению практики указывать двойную дату - как по юлианскому, так и по григорианскому календарю. Кроме того, в XIX в. к Российской Империи были присоединены новые территории (Великое княжество Финляндское и Царство Польское), которые жили по григорианскому календарю. Все эти обстоятельства неизбежно толкали общество к обсуждению «календарного вопроса».

Император Николай I ПавловичПринято считать, что первые публицистические заметки в пользу календарной реформы появились уже в царствование Императора Александра I, но до конкретных проектов дело тогда не дошло. В 1830 году, в целях удобства сношений с Европой, Академия наук выступила с предложением о переходе России на григорианский календарь. Но идея эта поддержана не была. Министр народного просвещения князь К.А.Ливен в своем докладе Императору Николаю I оценил предложенную реформу календаря как дело «недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов... выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики». Согласившийся  с этими доводами Император начертал на докладе: «Замечания князя Ливена совершенно справедливы». После этого вопрос на долгое время был снят.

Вернулись к обсуждению этого вопроса лишь во второй половине XIX века. В 1864 году профессор Дерптского университета И.Г.Медлер опубликовал статью «О реформе календаря», в которой заявлял, что «наш нынешний календарь похож на такие часы, которые не только постоянно опаздывают, но и идут неверно» и предлагал свой проект по реформированию календарного цикла, который также не встретил поддержки во властных структурах. Но в то же самое время в научном сообществе были и противники перехода на григорианский календарь. Так, известный русский астроном академик Д.М.Первощиков пришел к выводу, что «папа Григорий XIII со своими преобразователями напрасно расстроили мудрое дело Никейского собора».

Однако в конце XIX в. полемику снова возобновили. В 1899 г. при Русском астрономическом обществе была создана специальная комиссия, выводы которой говорили о большей точности григорианского календаря по сравнению с календарем юлианским. Настаивала на необходимости реформы и Императорская Академия наук, при которой также была создана собственная календарная комиссия. Но консервативные круги выступили категорически против предлагавшегося нововведения, поскольку ученые подошли к вопросу о календаре чисто прагматически, без учета особенностей церковного цикла, канонических правил и духовной жизни русского народа. Профессор В.В.Болотов, возражая против этой инициативы, высказал следующее мнение: «Думаю, что культурная миссия России состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить для западных народов возвращение к неиспорченному старому стилю». Среди противников перехода на европейский календарь также были обер-прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев, посчитавшим эту меру «неблаговременной» и Санкт-Петербургский митрополит Антоний (Вадковский), утверждавший, что «юлианский календарь в применении его к церковной практике во всех случаях является надежным якорем, который удерживает православных от окончательного поглощения миром инославным, является как бы знаменем, под которым чада Православия собираются воедино».

Календарь на 1918 годЛишь с крушением царского самодержавия деятельность в этом направлении была активно продолжена. Временное правительство имело явное намерение осуществить унификацию календаря, и лишь краткосрочность его существования помешало реализации этого проекта. Пришедшие в октябре 1917-го к власти большевики уже в ноябре того же года подняли вопрос об отказе от юлианского календаря. А 24 января 1918 года ими был принят декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». Декретом предписывалось следующий день после 31 января 1918 г. считать не 1-м, а 14-м февраля, но на переходный период до 1 июля 1918 г. разрешалось после даты по новому стилю в скобках проставлять дату и по-старому. Тем самым было положено начало календарным эксперементам советской власти.

Святейший Патриарх Тихон (портрет работы художника Ф.<a href=Москвитина)" title="Святейший Патриарх Тихон (портрет работы художника Ф.Москвитина)" width="190" height="300" align="right" />Русская Православная Церковь воспротивилась этой реформе, оставаясь и сегодня верной юлианскому календарю. Единственная попытка изменить церковный календарь, предпринятая в 1923 году, не встретила никакого сочувствия у верующих, и церковноначалию пришлось отказаться от навязываемого советской властью и обновленцами новшества. В 1924 году Патриарх Тихон сообщал в Центральный Исполнительный Комитет по вопросам об отношении Русской Церкви к календарной реформе: «Ныне вопрос о введении нового стиля в церковное употребление снова возбуждается правительством, и с его стороны заявлено настоятельное желание, чтобы Нами были приняты решительные меры к согласованию церковного календаря с гражданским. Принимая во внимание свои прежние опыты, Мы считаем себя вынужденными заявить, что решительно не находим возможным их повторять. Новое Наше распоряжение о реформе календаря, пока не достигнуто общее согласие по этому вопросу всех Православных Церквей, и в глазах верующих, и по существу дела было бы лишено канонического основания и оправдало бы противодействие народа. По Нашему глубокому убеждению, такое распоряжение, настойчиво проводимое Нами и, может быть, поддержанное мерами государственного воздействия, послужило бы причиной больших волнений и несогласия в Церкви». Уже в наше время, в 1997 году в определении Священного Синода было специально подчеркнуто, что «в нашей церковной и общественной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, приверженность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. В связи с этим ясно заявить, что вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит».

На сегодняшний день верность юлианскому календарю помимо Русской Православной Церкви, также сохраняют Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, афонские монастыри, некоторые русские приходы Православной церкви в Америке и отдельные группы старостильников в Элладской, Болгарской и Румынских поместных Церквях.

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Александрович Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Александрович Иванов
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от р.Б.Алексий
26.11.2024 13:42
Две патриотические культуры: конкурентная и грантовая
Новый комментарий от Наталья Сидорина
26.11.2024 13:17
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 13:09