1/14 февраля 1918 года вступил в силу ленинский декрет «О введении западноевропейского календаря». Таким образом, новое государство порывало с юлианским календарем, который отныне превращался в «старый стиль» и перескакивало на две недели вперед, подлаживаясь под «передовой» западноевропейский календарь. Объясняли большевики свое нововведение необходимостью «установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени».
Но было бы ошибкой считать, что осуществленная советской властью реформа была исключительно большевистским изобретением. Как и в случае с реформой русской орфографии, вопрос о календарной реформе поднимался еще в Императорской России. Петровская реформа 1700 г., изменила традиционное для тогдашней России летосчисление от сотворения мира, установив по европейскому образцу отсчет от Рождества Христова, однако на юлианский календарь Петр Великий не посягнул. Но чем сильнее становились связи России с Европой, тем чаще в русском образованном обществе стали звучать голоса в пользу унификации календаря, что в XIX веке привело к появлению практики указывать двойную дату - как по юлианскому, так и по григорианскому календарю. Кроме того, в XIX в. к Российской Империи были присоединены новые территории (Великое княжество Финляндское и Царство Польское), которые жили по григорианскому календарю. Все эти обстоятельства неизбежно толкали общество к обсуждению «календарного вопроса».
Принято считать, что первые публицистические заметки в пользу календарной реформы появились уже в царствование Императора Александра I, но до конкретных проектов дело тогда не дошло. В 1830 году, в целях удобства сношений с Европой, Академия наук выступила с предложением о переходе России на григорианский календарь. Но идея эта поддержана не была. Министр народного просвещения князь К.А.Ливен в своем докладе Императору Николаю I оценил предложенную реформу календаря как дело «недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов... выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики». Согласившийся с этими доводами Император начертал на докладе: «Замечания князя Ливена совершенно справедливы». После этого вопрос на долгое время был снят.
Вернулись к обсуждению этого вопроса лишь во второй половине XIX века. В 1864 году профессор Дерптского университета И.Г.Медлер опубликовал статью «О реформе календаря», в которой заявлял, что «наш нынешний календарь похож на такие часы, которые не только постоянно опаздывают, но и идут неверно» и предлагал свой проект по реформированию календарного цикла, который также не встретил поддержки во властных структурах. Но в то же самое время в научном сообществе были и противники перехода на григорианский календарь. Так, известный русский астроном академик Д.М.Первощиков пришел к выводу, что «папа Григорий XIII со своими преобразователями напрасно расстроили мудрое дело Никейского собора».
Однако в конце XIX в. полемику снова возобновили. В 1899 г. при Русском астрономическом обществе была создана специальная комиссия, выводы которой говорили о большей точности григорианского календаря по сравнению с календарем юлианским. Настаивала на необходимости реформы и Императорская Академия наук, при которой также была создана собственная календарная комиссия. Но консервативные круги выступили категорически против предлагавшегося нововведения, поскольку ученые подошли к вопросу о календаре чисто прагматически, без учета особенностей церковного цикла, канонических правил и духовной жизни русского народа. Профессор В.В.Болотов, возражая против этой инициативы, высказал следующее мнение: «Думаю, что культурная миссия России состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить для западных народов возвращение к неиспорченному старому стилю». Среди противников перехода на европейский календарь также были обер-прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев, посчитавшим эту меру «неблаговременной» и Санкт-Петербургский митрополит Антоний (Вадковский), утверждавший, что «юлианский календарь в применении его к церковной практике во всех случаях является надежным якорем, который удерживает православных от окончательного поглощения миром инославным, является как бы знаменем, под которым чада Православия собираются воедино».
Лишь с крушением царского самодержавия деятельность в этом направлении была активно продолжена. Временное правительство имело явное намерение осуществить унификацию календаря, и лишь краткосрочность его существования помешало реализации этого проекта. Пришедшие в октябре 1917-го к власти большевики уже в ноябре того же года подняли вопрос об отказе от юлианского календаря. А 24 января 1918 года ими был принят декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». Декретом предписывалось следующий день после 31 января 1918 г. считать не 1-м, а 14-м февраля, но на переходный период до 1 июля 1918 г. разрешалось после даты по новому стилю в скобках проставлять дату и по-старому. Тем самым было положено начало календарным эксперементам советской власти.
Москвитина)" title="Святейший Патриарх Тихон (портрет работы художника Ф.Москвитина)" width="190" height="300" align="right" />Русская Православная Церковь воспротивилась этой реформе, оставаясь и сегодня верной юлианскому календарю. Единственная попытка изменить церковный календарь, предпринятая в 1923 году, не встретила никакого сочувствия у верующих, и церковноначалию пришлось отказаться от навязываемого советской властью и обновленцами новшества. В 1924 году Патриарх Тихон сообщал в Центральный Исполнительный Комитет по вопросам об отношении Русской Церкви к календарной реформе: «Ныне вопрос о введении нового стиля в церковное употребление снова возбуждается правительством, и с его стороны заявлено настоятельное желание, чтобы Нами были приняты решительные меры к согласованию церковного календаря с гражданским. Принимая во внимание свои прежние опыты, Мы считаем себя вынужденными заявить, что решительно не находим возможным их повторять. Новое Наше распоряжение о реформе календаря, пока не достигнуто общее согласие по этому вопросу всех Православных Церквей, и в глазах верующих, и по существу дела было бы лишено канонического основания и оправдало бы противодействие народа. По Нашему глубокому убеждению, такое распоряжение, настойчиво проводимое Нами и, может быть, поддержанное мерами государственного воздействия, послужило бы причиной больших волнений и несогласия в Церкви». Уже в наше время, в 1997 году в определении Священного Синода было специально подчеркнуто, что «в нашей церковной и общественной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, приверженность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. В связи с этим ясно заявить, что вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит».
На сегодняшний день верность юлианскому календарю помимо Русской Православной Церкви, также сохраняют Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, афонские монастыри, некоторые русские приходы Православной церкви в Америке и отдельные группы старостильников в Элладской, Болгарской и Румынских поместных Церквях.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук