Всякая смерть неожиданна. Даже если человек находится в преклонных летах и страдает недугами. Кончина же Святейшего для всех нас стала особенно неожиданной. Ведь еще накануне, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы он служил Божественную Литургию в Успенском соборе Кремля, а потом молебен у раки с мощами Святителя Тихона в Донском монастыре. Фотоотчеты о богослужениях не предвещали ничего трагического. А на следующий день появилось это краткое сообщение руководителя пресс-службы Московской Патриархии о кончине. В которое поначалу так не хотелось верить...
Говорят, что Патриарх пережил клиническую смерть весной в Швейцарии, когда в интернете полдня гуляли сообщения о его кончине. Тогда Патриарха спасли. Теперь не смогли.
Все мы, конечно, понимаем, что все в руце Божией. Но уж очень не вовремя скончался Святейший. Когда разворачивается мировой финансово-экономический кризис, и все мы с тревогой вглядываются в будущее, а прогнозы экономистов неутешительны. Теперь с тревогой будем мы смотреть и в будущее нашей Церкви. Сможет ли новый Предстоятель так же мудро вести церковный корабль? Устоит ли он перед давлением враждебных Русскому Православию сил? Сумеет ли дать отпор активизировавшимся в последнее время неообновленцам? Много тревожных мыслей и вопросов...
Сейчас светские журналисты уже вовсю обсуждают, кто будет следующим Русским Патриархом. Их праздному любопытству, к сожалению, порой потакают некоторые невоздержанные православные общественные деятели, на всем готовые сделать пиар. Патриарха еще не предали земле, а уже «пошла писать губерния», обсуждая шансы возможных кандидатов. Мало того, что это неприлично с нравственной точки зрения, это еще и бессмысленно.
Рассказывают, что когда скончался Патриарх Пимен, один духоносный старец призывал своих духовных чад молиться о том, чтобы Господь даровал Русской Церкви хотя бы еще одного Патриарха. Это правило актуально и теперь. Ведь очевидно, что в мире немало сил, заинтересованных в том, чтобы кончина Патриарха Алексия вызвала потрясения в нашей Церкви. И самое первое, что они попытаются сделать, - затянуть процедуру избрания нового Предстоятеля.
Поэтому нам надо, как и поучал старец, молиться, чтобы Господь даровал нам хотя бы еще одного Патриарха. А кто им будет, - Бог укажет. Нам гадать об этом бессмысленно. Ведь мы не знаем, с какими проблемами столкнется наша Церковь и наше Отечество в ближайшем и отдаленном будущем. Как не знаем мы и того, кто из наших архиереев сможет в условиях неведомых нам вызовов наилучшим образом руководить Церковью. Все это ведомо только Господу.
Бессмысленны гадания о том, кто будет следующим Патриархом хотя бы потому, что неизвестна процедура выборов. В советское время, когда Церковь жила в условиях явных или скрытых гонений, Патриархов избирали простым голосованием. Однако всем известен и другой способ обретения Первосвятителя, - Патриарх Тихон был избран жребием. Сначала было выявлено народное волеизъявление, и путем голосования определены самые авторитетные кандидаты на Патриарший Престол, а потом соборяне положились на волю Божию. И, как известно, Господь указал на кандидата, набравшего меньше всех голосов после народного волеизъявления. Но, как неоднократно отмечалось, именно Святитель Тихон был наилучшей кандидатурой на пост Предстоятеля в годы тех страшных гонений.
Ныне Русская Православная Церковь живет в условиях полной свободы, гонения давно прекратились. Преодолено главное наследие кровавой революции и гражданской войны, - Церковь Русская трудами Патриарха Алексия и митрополита Лавра воссоединилась. Может быть, пришла пора вернуться к тому способу обретения Первосвятителя, который был установлен Поместным Собором 1917-1918 годов?
Примечательно, что накануне своей блаженной кончины Святейший Патриарх Алексий молился у мощей Святейшего Патриарха Тихона. Именно 4 декабря н.ст. в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялась интронизация Патриарха Тихона. А случайных совпадений не бывает...