Кино о совести

За "Островом" идут "Двенадцать"

0
704
Время на чтение 5 минут
В октябре на широкий экран вышел новый фильм Никиты Михалкова. Название простое - «Двенадцать» и сюжет не сложный: 12 мужчин, наших современников, собраны в качестве присяжных заседателей, чтобы вынести определение по делу об убийстве. Обвиняется молодой человек, юноша-чеченец, в убийстве своего приёмного отца, в прошлом российского офицера. Предварительное и судебное следствие вроде как неопровержимо доказали вину юноши. Осталось соблюсти формальность - вынести вердикт присяжных: виновен или не виновен. Как к простой формальности к своему решению поначалу и относятся присяжные, торопясь поскорее закончить и разойтись по своим делам. Но по ходу фильма каждый из них меняет свое мнение о виновности юноши, так что в финале жюри единогласно выносит оправдательный приговор.

Сюжет фильма полностью повторяет известный в своё время американский фильм 50-х годов «Двенадцать разгневанных мужчин»: заседание присяжных для вынесения приговора по делу об убийстве юношей-пуэрториканцем своего отца. В нашем фильме обвиняемый - чеченец, но суть конфликта та же: общественное мнение белой Америки 50-х также крайне отрицательно относилось к иммигрантам-пуэрториканцам, как и общественное мнение современной России относится к чеченцам, справедливо связывая их не столько даже с кавказской войной, сколько с криминалом и склонностью к самым жестоким преступлениям. Такие же разные и по возрасту и по положению в обществе люди собраны в комнате заседаний, хотя и в том, и в другом случае, все присяжные - белые мужчины.

В обоих фильмах в начале заседания один из 12-ти выражает «разумное сомнение» в доказанности вины обвиняемого и своими сомнениями заражает других присяжных. «Разумное сомнение» (beyond a reasonable doubt) - особый термин американского судопроизводства, означающий «сомнение, которое не позволяет присяжному быть твердо уверенным в вине подсудимого, или убеждение в том, что существует реальная вероятность того, что подсудимый невиновен». В конце американского фильма торжествует презумпция невиновности - один из главных столпов правового государства: двенадцать очень разных американцев приходят к согласию, что вина обвиняемого недостаточно доказана и «разумное сомнение» не позволяет вынести ему обвинительный приговор. Зритель так и остается в неведении, совершил преступление обвиняемый или нет, да это и не так важно для авторов фильма. Важно другое: Америка - страна римского права, справедливости и порядка, а суд присяжных и обоснованные сомнения - надежная защита от несправедливости.

Внешние события в фильме Михалкова один к одному повторяют американское кино, но внутреннее содержание совершенно иное. Так же как и в американском фильме, при первом голосовании все присяжные готовы согласиться с государственным обвинением - юноша виновен, и только один (его играет актёр Маковецкий) неожиданно голосует против. Почему? Он и сам толком объяснить не может: «Серьезное дело, судьбу человека решаем, давайте хоть поговорим, что ли». А решение присяжных должно быть единогласным. И начинается многочасовое обсуждение.

По ходу фильма выясняется, что все присяжные на самом деле догадывались, а некоторые были уверены, что чеченского юношу подставили, что он не виновен, что его отца убили другие люди. Но это - про себя. А общественное мнение - за виновность обвиняемого, хотя бы потому что он - чеченец. Ну нельзя же чеченца оправдывать, они же все головорезы, и для них убить русского, а тем более офицера - ветерана чеченской войны - не преступление, а подвиг. Всё так. Что тут скажешь?

Но одно дело отношение общественного мнения к чеченцам, другое - конкретное дело о конкретном человеке. Герой Маковецкого приводит доказательства обоснованности «разумного сомнения» в виновности обвиняемого юноши. Но, в отличие от американского фильма, обращается не столько к правовому чувству собравшихся, сколько к их совести. В фильме очень интересно показано, как постепенно на решение каждого присяжного начинает влиять личная, собственная совесть. Собрание голосует «за», а совесть говорит «нет». Как это знакомо всем советским людям!

Фильм абсолютно актуален: мы все с нашим государством и обществом, не очень это замечая, въезжаем в хорошо нам известную и проторенную колею - в «советскую действительность» (в просторечье совковость), в которой общественное мнение и его «совесть» с успехом заменяли совесть личную, настоящую. Всем кто жил в эту эпоху многократно приходилось бывать на собраниях, подобных показанному в фильме: все одобряют принятое решение, хотя каждый понимает, что это решение - совершенная чушь. Но... раз общественное мнение считает, что надо одобрить, значит оно, а не я, за него и отвечать будет. И моя личная совесть тут совершенно не причём.

Есть такое ходячее советское, по сути, выражение: «война всё спишет», то есть безнравственный поступок можно оправдать внешними обстоятельствами. Хотя любой православный отлично знает, что ни война, ни любые другие обстоятельства ничего не спишут, «списать» может только искреннее покаяние, то есть внутреннее чувство, обратное самооправданию. И личная совесть, если она ещё есть, никогда не сможет прикрыться, так сказать, «совестью общественной». Хотя бывает, очень хочется. Мол, не мы такие, жизнь такая.

Но вот штука-то в чем: эта самая «общественная совесть» складывается из совести каждого отдельного члена общества. И чем более мы сами бессовестны, тем более будет бессовестным наше общество. Начни с себя, и вокруг спасутся тысячи - вот, по сути, о чем фильм «Двенадцать». И оказывается не так уж мы безнадежны, жива совесть у русских мужчин, только надо почаще о ней задумываться. И фильм Никиты Михалкова очень вовремя напоминает нам о нашей совести.

Есть у «общественной совести» и иной аспект - политическая или идеологическая выгода или целесообразность. То, что выгодно моей семье, моей организации, моему городу, моей партии или моей стране, то и нравственно. А если это не очень нравственно, то виноваты не мы, а эта самая нравственность, которой конечно можно пренебречь в интересах общества. Есть даже такая идеология, коммунизм называется, которая, не стыдясь, открыто это и постулирует: что выгодно для рабочего класса, то и нравственно. Но русские-то - христианский народ, негоже нам только выгодой и общественными интересами руководствоваться. С другой стороны и совсем их игнорировать вроде нельзя. Как бы так устроиться и совместить общественную выгоду и нравственность, право и совесть?

Меня всегда удивляло, почему первое христианское публицистическое произведение на русском языке оказалось посвящено такой, на первый взгляд, отвлечённой теме, как соотношение Закона и Благодати, или, иначе, права и совести. Я имею ввиду «Слово о Законе и Благодати» киевского митрополита Илариона. Казалось бы, только что крестившемуся русскому народу полезней были бы поучения и наставления в вере, но видимо тогда, как, кстати, и сейчас перед Церковью и народом стоял вопрос, в каком направлении далее развиваться, как жить. Казалось бы, все просто, в посланиях апостола Павла доходчиво объяснено преимущество Благодати над Законом, а в некоторых случаях и прямую ущербность Закона. Но западные христианские народы сумели приспособить закон и право к христианской нравственности. Так сказать, совместить закон и благодать. Дело это, конечно, очень разумное, но, к сожалению, не для всех возможное. Восточная православная церковь не сумела, или и не имела цели, привить народам, ею окормляемым, благоговение перед законом, но всегда настаивала в свей проповеди на приоритете совести.

Хорошо жить по христианскому закону, ещё лучше по совести, но совсем худо и без того и без другого. Сейчас перед нами как бы три пути: правовое общество, совестливое или беззаконное и бессовестное, как советское или нынешнее. В американском фильме справедливость обязана правовому сознанию, а в фильме Михалкова - совести. Сомнительно, что в России удастся устроить настоящее правовое государство, очень бы не хотелось вернуться к общественной бессовестности. Хорошо бы стать обществом совестливым, но как такое общество устроить из столь негодного материала, каким мы являем себя миру сейчас? И кто устраивать его будет? Власть? За последние годы она окрепла и казалось бы могла бы взяться, если не за привитие совести своим гражданам, то хотя бы за уважение к законам. Но вот удивительный парадокс: чем крепче власть в Кремле, тем более ее представители на местах уверены в безнаказанности своих беззаконий. Волей-неволей правовому государству позавидуешь, но не видать нам его, как своих ушей, а значит путь один - возрождать и в обществе и в самом себе совесть. О чём и напоминает нам фильм Никиты Михалкова и, судя по отзывам моих знакомых, посмотревших «12», он нашел отклик у русского зрителя. Значит не всё потеряно, только надо постараться преодолеть в себе лень и инертность и почаще вспоминать о своей совести.
А создателей кинофильма «Двенадцать» остаётся только поблагодарить за настоящее кино и пожелать им всем доброй совести и доброго здоровья, конечно. Спаси их Бог за понесённые труды.

Остров» говорил о покаянии, «Двенадцать» - о совести. Ждём продолжения...
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Михайлович Григорьев
Империя зла или добра?
Был ли советский период явлением, хоть отчасти положительным, или его надо считать раковой опухолью русской жизни?<BR>К вопросу о том, как должно относиться русским православным христианам к советскому периоду истории нашего отечества
02.07.2009
Русофильская партия в австрийской Галиции
Доклад на <a href="http://www.rusk.ru/st.php?idar=183553">конференции «Прикарпатская Русь и Русская цивилизация»</a>
25.06.2009
Все статьи Сергей Михайлович Григорьев
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.11.2024 10:19
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48