Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь — в озере, горящем огнем и серою
(Апок. 21:7,8)
Человеческая история — слишком серьезное дело, чтобы принадлежать человеку — она принадлежит Богу. Если бы она безраздельно попала в руки человеческие, она давно бы уже закончилась
(А.С. Панарин)
Безопасность личная и государства сегодня вызывает у человечества серьезную, постоянную озабоченность. Одни кровопролитные конфликты прекращаются, другие начинаются, третьи — длятся и длятся. И кажется, нет в том никакой закономерности. И невозможно найти ответ на вопрос: кто в такой ситуации, кроме самой истории, виноват? В России, в силу ее географического положения, территориальных особенностей и менталитета, государственная безопасность является приоритетной. Она включает в себя объекты и субъекты, жизненно важные интересы и проблемы обеспечения этой безопасности. Как говорят социологи: «Безопасность — это такое состояние защищенности социума от различных угроз, которое базируется на его деятельности по их выявлению, предупреждению, ослаблению, отражению и устранению, обеспечивая оптимальное существование, функционирование и прогрессивное развитие личности, общества, государства и всего мира»[1].
Формулировка похожа на конкретный закон, которым можно пользоваться во многих случаях жизни. Но если мы посмотрим на него в контексте истории, то увидим не строгую систему безопасности, с помощью которой можно избежать трагедий, а слабость концепции и, как следствие, продолжающиеся человеческие жертвы и материальные потери. Причем картина не меняется с древнейших, библейских времен.
С тех времен было понятно, что война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти. Библейский архетип: грех лежит в основе войн и убийств, он влечет к себе, но надо господствовать над ним. «И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал [Господь]: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4:3–12).
Преподобный Макарий Великий отмечает бессознательный для большинства людей характер воздействия на них первородного греха: «Грех, который внедрился (через преслушание Адама) и который соответствует некоторой духовной власти князя тьмы и некой реальности, породил все виды зла. Не будучи обнаруженным, он воздействует на внутреннего человека и на дух, и он ведет войну в мыслях. Но человек не знает, что он действует там по наущению чужеродной силы. Он воображает себе, что все это естественно и что речь идет о его собственных рассуждениях... Мир болен дурной страстью и не знает этого»[2]. Дьявольское воздействие, в частности, осуществляется в глубине сердца, и по этой причине это воздействие неочевидно. Существует неосознанное стремление к убийству и самоубийству не только у отдельных личностей, но и у правительств. Кроме того, если правитель не может подчинить себе свои желания, попускает собственный грех, то как же он сможет руководить обществом?
Святитель Феофан Затворник, комментируя послание апостола Павла, пишет: «Грех, хотя прощенный, опять завладевает душой, если остаются в силе миродержатели тьмы века сего — демоны. Иисус Христос, говорит св. Павел, и от них освободил верующих, “отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою”» (Кол. 2:15). Бесы вооружили против Христа иудеев, которые предали Его крестной смерти. Они надеялись, что, подвергая Его такому посрамлению, расстроят таким образом всё дело спасения и опять будут миродержателями тьмы века сего. Оказалось же всё напротив. На кресте не Господь посрамлен, а они, и не Его дело разорилось, а разрушено их царство. Это и выражает Апостол словами: восторжествовал над ними Собою, то есть Спаситель праздновал торжество победы над духами злобы на кресте, что Он и предсказал перед страданиями ученикам Своим: «Ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12:31) — свержен с престола и лишен власти. И действительно, Господь сошел со креста в ад и разрушил его, освободив пленников его»[3].
Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть» (Мк. 13:7). Об этом свидетельствует и Апокалипсис, повествуя о последней битве сил добра и зла при горе Армагеддон (Откр. 16:16). Земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Поврежденный грехом человек оказался вовлечен в стихию этой брани. Война есть зло. Причина его, как и зла в человеке вообще, — греховное злоупотребление богоданной свободой, «ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:19). И клятвопреступление, часто связанное с вожделением так называемого Золотого тельца, что мы наблюдаем сегодня воочию.
То, что в пору холодной войны Запад выдавал за борьбу идеологий, на самом деле было ширмой геополитической борьбы за пространство. А дальше, как видим теперь, Запад открыто навязывает миру борьбу цивилизаций. Они доходят даже до таких мелочей, как запрет на участие наших спортсменов в международных соревнованиях. «Идентичность русского общества, — пишет известный философ А. Дугин, — обладает рядом специфических особенностей, которые обретают смысл и значение только в общем контексте русской истории и остаются полностью непонятными и противоречивыми, если мы попытаемся интерпретировать их в контексте общеевропейской культуры и истории. Русское время течет в особом направлении и организовано иначе, нежели европейское время; равно как совершенно иначе организовано русское пространство. Более того, русская антропология кардинально отличается от европейской, так как в основе нормативного представления о человеке у нас лежит коллективная (соборная) органическая общность, а не индивидуум»[4].
Как говорит В.В. Путин о современной войне: «Именно в алчности, в намерении сохранить свою ничем не ограниченную власть и есть подлинные причины той гибридной войны, которую “коллективный Запад” ведет против России. Они желают нам не свободы, а хотят видеть нас колонией. Хотят не равноправного сотрудничества, а грабежа. Хотят видеть нас не свободным обществом, а толпой бездушных рабов»[5]. Вашингтону все равно, сколько украинцев погибнет в войне, и он, конечно, приветствует любые потери России. А также заставляет своих союзников — фактически вассалов — в Европе платить за войну.
Россия — страна не воинственная, самая большая по территории, самодостаточная и богатая. Поэтому война — не ее стезя. Стержнем российского подвижнического бытия является подвиг во имя Родины, который во все века поддерживается Русской Православной Церковью. Такими словами воодушевлял войска и тыл митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) 26 июля 1941 г.: «Война есть страшное и гибельное дело для того, кто предпринимает ее без нужды, без правды, с жаждою грабительства и порабощения; на нем лежит позор и проклятие неба за кровь и за бедствия своих и чужих. Но война — священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды, отечества. Берущие оружие в таком случае совершают подвиг правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за родину, идут вслед мучеников к нетленному и вечному венцу. Потому-то Церковь и благословляет эти подвиги и всё, что творит каждый русский человек для защиты своего отечества»[6]. И в любые времена священна забота о его безопасности.
Тщательный анализ факторов национальной безопасности России позволяет генерал-лейтенанту Л. Ивашову, президенту Академии геополитических проблем, сделать следующий вывод: «Распад СССР привел к наращиванию комплекса угроз национальной безопасности России. В геополитическом плане развал Союза вызвал деформацию российского пространства... Россия потеряла значительную часть выходов к морю, важные морские порты, житницы и курортные зоны; она становится еще более северной и континентальной страной, как бы задвигается в глухой угол Евразии. Передовые рубежи России на Черном и Средиземном морях, на Балканах и в Малой Азии оказались отброшенными на 300 лет назад»[7].
Наиболее приемлемые взгляды по государственной безопасности были разработаны Русской Православной Церковью и представлены в виде концепции в 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе. В них отмечено, что Церковь, учитывая, что Государство и Государь благословляются Богом, берет на себя ответственность по спасению мира и человека. Признавая войну злом, Церковь источником преступлений признает в первую очередь помраченное состояние человеческой души, не отрицая и объективные факторы.
1. Подвиг Курска
Русский народ является единственной реальной силой, способной поднять страну. Как отмечает генерал Ивашов: «Сейчас русский народ деморализован, растерян, лишен политической воли, своего общенародного государства, рассеян по другим государствам (русское население за пределами России составляет 25,3 млн человек) и во многом лишен там прав. В таком состоянии он крайне уязвим, что мы и наблюдаем по стремительному увеличению числа сект, деградации психического состояния населения, росту суицидов. Исторически русские овладевали большими территориями, растекаясь по периферии страны. Огромные массы русского населения проживают за пределами территорий РФ на своих исторических землях — на юге Украины, отвоеванном русскими у турок»[8].
Сегодня, когда идет СВО, когда мы поднаторели в армейских терминах и военных тактических хитростях, о чем нам рассказывают сутки напролет сотни корреспондентов и корреспонденток, кажется, что мы не страдаем от тягот жизни, находясь в воюющей стране. Тем более что для тыла почти ничего не изменилось. Даже наоборот: песни все громче, веселые концерты все длиннее, певички все развязнее и оголеннее, бесчисленные надуманные праздники все утомительнее. И только когда показывают награждения орденами и медалями живых и погибших героев, что-то может дрогнуть в душах людей, понимающих, что они бы так не смогли. Подвиг — удел избранных.
В этимологии слова «подвиг» содержится энергетический смысл. По одной из версий, это слово понимается как процесс от покоя к движению, к свершению, к действию. В божественном мироустройстве такое движение может быть только к самосовершенствованию, к раю, к Богу. Труден этот процесс, который может длиться секунды — решение закрыть грудью амбразуру вражеского дота, а может продолжаться всю жизнь — служение царское, монашеское, воинское. Но не только временным измерением определяется подвиг, но и территориальным: города-герои, поля сражений или области, как, например, сегодняшняя многострадальная Курская область, изнасилованная бандеровцами. О русском подвиге в год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне можно поразмышлять не только на примере подвига наших отцов и дедов, например, в Курском сражении, но и в связи с 25-летием гибели АПЛ «Курск», на которой служили наши современники. Тогда русские проснулись и начали приходить в себя. Неизбывна и символична перекличка ратных веков и подвигов.
Есть такое выражение — «гений места». В современном понимании каждое место имеет свою неповторимую идентичность и характер, которые ощущаются на интуитивном уровне. Это может быть связано с историей места, природными особенностями (Курская магнитная аномалия) или созданными человеком объектами (АПЛ «Курск»). Через изучение истории, культуры, археологии и экологии места мы можем обнаружить новые аспекты его уникальности. Дело в том, что земля — это не только материальный ресурс и пространство, это огромный сосуд, вмещающий в себя бесценный культурный опыт поколений. «Национальное чувство обрело новые краски, — подчеркивает православный философ А. Щипков, — огромную роль в этом процессе сыграла наша сакральная география, которая Херсонесом только открывается. Но, к сожалению, крымский импульс пока во многом остается локальным. Да, это была незабываемая встреча с собственной историей и с разлученной частью народа, но ведь Херсонесом наша сакральная география не исчерпывается. Разве мы можем забыть о Михайловском, о Бородинском поле, Мамаевом кургане, Ганиной яме, Исаакиевском соборе, Чудовом монастыре?»[9] И конечно же, о Курской дуге.
Название «Курск» образовано суффиксальным способом: к названию реки Кур добавлен суффикс -ск. Историки считают, что этот суффикс добавлялся к названиям укрепленных поселений, а в средневековые времена — к обозначению княжеской принадлежности. Да и как не быть укрепленным городом, если он находится на границе с миром иноверцев, с тьмой завоевателей.
Вспомним, что в 1185 г. князь Всеволод Курский, правивший также в Трубчевске, направил дружину против половцев; этот легендарный, трагический и вразумляющий поход русских князей описан в «Слове о полку Игореве». В основе сюжета — поражение князя Игоря Святославовича из Курска, сына Владимира из Путивля и племянника Святослава Олеговича из Рыльска.
Сделаю отступление. Не раз в моих предыдущих статьях на исторических примерах была отмечена взаимосвязь клятвопреступления, нарушения духовных законов с возникновением раздоров, мятежей, ведущих к погибели многих людей и к страданию государства. Это подразумевается и в «Слове о полку Игореве», привлекающем исследователей не только своими исторической, художественно-поэтической составляющими, но и политической проекцией. Автор «Слова» показал своим современникам политическую суть и причины трагических для Руси последствий события — поражения в битве. Князья, несмотря на свою храбрость и героизм, своей эгоистичной позицией, раздробленностью, несоблюдением вассального подчинения великому князю Киевскому, нарушением обетов и клятв, самовольством способствовали тому, что настала «невеселая година», когда князья начали про малое «се великое молвить», а «поганые» начали с победами приходить на Русскую землю и взимать дань по белке со двора[10]. Разгром Игоревых войск свел на нет успехи коалиционного похода киевского князя Святослава против половцев. Не раз названная закономерность ставила Русь-Россию на грань гибели, и только всенародной искупительной жертвой спасалась Русская земля.
Позже куряне участвовали в битве на реке Калке. Существование Курска на границе Золотой Орды было тяжелым периодом — рядом с городом монголы построили свой город — Рать, где постоянно присутствовали монгольские ханы с нукерами. Курск многократно разорялся, но всякий раз восставал из пепла. Как сказал курский поэт Николай Сидоренко: «Пока Москва лежала в колыбели, Курск уже сражался за Москву» — вот исторический художественный образ, отражающий реальное значение Курской земли для России.
Неоднозначное положение с точки зрения верности Помазаннику у курских городов было во времена Смуты. С 1508 г. он был уже южным пограничным городом в составе Московского государства. Судьба наделила его границей с мощным воинственным княжеством Литовским, и многими набегами была взрыта эта граница, оказавшаяся пригодной для польской экспансии, приведшей к Смутному времени в России. Новгород-Северский исторически связан с именем Григория Отрепьева, урожденного москвича, принадлежащего к знатному, но обедневшему роду Нелидовых. Он выдал себя за царевича Димитрия — сына Ивана Грозного, уехал в Польшу и принял там католичество.
Таким образом, в 1603 г. явился первый самозванец. Осенью 1604 г. с группой польских рыцарей и запорожских казаков[11] Лжедмитрий начал поход на Россию. «Польша упорно реализовывала свою фантастическую ставку на фальшивого царя с фальшивой верой (унией). Глубокие социальные брожения, заложенные еще насильственными земельными переделами Грозного, давали живучесть народному бунту. На него опиралась полуискренняя вера в Дмитрия бунтовского меньшинства. Большинство примыкало, разжигаясь классовой завистью и местью. Субсидируемый Польшей и руководством Ватикана Самозванец в Курских пределах перешел границу. Электрический ток измены быстро передался Москве»[12].
Добровольно сдался Путивль, Рыльск принял сторону Лжедмитрия I и в 1605 г. укрывал в своих стенах самозванца. Рыльск был значительным стратегическим пунктом на юго-западе Русского государства. Через Путивль польские войска под командованием Лжедмитрия I входили на русскую территорию. Он обещал народу построить в Москве университет, пригласить образованных людей из Европы и т.п.
Первое свое сражение Лжедмитрий выиграл. Интересная закономерность русской войны: не победим, пока не проиграем, не наступим, пока не отступим. 21 декабря 1604 г. под Новгородом Северским состоялось первое крупное сражение между войском Самозванца (15 тыс. чел.) и войском князя Фёдора Ивановича Мстиславского (40 тыс. чел.). Несмотря на численное русское преимущество, победу одержали казаки и рыцари Самозванца. Это в основном объясняется психологическими причинами — простые ратники не были уверены, что перед ними враги, и не могли сражаться против «истинного государя». После сражения Лжедмитрий картинно прослезился над убитыми «соотечественниками».
Но эта победа не упрочила положение польского наемника: у него оставались проблемы с обеспечением войска, не получавшего жалование и которому были запрещены грабежи и поборы с населения. Случались личные стычки между Самозванцем и его рыцарями, которые даже соболью шубу сняли с плеч будущего государя, чтобы он ее у них выкупил. Лжедмитрий отступил к Путивлю. Испугавшись гнева войска, польский военачальник Юрий Мнишек, надеявшийся на коллаборацию с русским дворянством, а не со взбунтовавшимся войском, уехал в Польшу. За ним последовало полторы тысячи польских рыцарей. Но Самозванцу помогли иезуиты. По их совету он приказал доставить из Курска чудотворную икону Богородицы и молился ей каждый вечер в своем шатре. Но, как известно, неправедным людям святые не помогают.
Примеру сдавшегося Путивля последовали Рыльск, значительный стратегический пункт на юго-западе Русского государства, а также Курск, Северск, Кромы. Убыль в живой силе пополнилась за счет 12 тысяч донских казаков. Под их охраной Лжедмитрий укрепился в Севске.
Вторая битва с Самозванцем для русских войск была уже победной. Зимой 1605 г. Самозванец был разбит наголову пятидесятитысячным русским войском, но ему позволили уйти, и он пребывал под мощной защитой многотысячного войска донских и запорожских казаков. Конец польской мечты о русском престоле, казалось, был близок. Но умирает Борис Годунов, и уже 7 мая победоносное русское войско в полном составе переходит на сторону Лжедмитрия. Миф царя «прирожденного», то есть «подлинного», победил. 1 июня бунтующая Москва послала в Тулу к Самозванцу делегацию с повинной. Со своей стороны правительственные войска развязали жесточайший террор, уничтожая всех без разбора — мужчин, женщин, стариков и даже детей, как сочувствующих Самозванцу. Результатом стало всеобщее ожесточение народа и раскол среди московского дворянства, раньше большей своей частью преданного Годуновым. Правительственные войска штурмовали Кромы, Рыльск, жители которого, будучи свидетелями кровавого террора, который развязали царевы войска, стояли до последнего. Горький урок.
Как пишет митрополит Иоанн (Снычев): «Клятвопреступление стало фактом. Народ, еще недавно столь настойчиво звавший Бориса на царство, присягавший ему как богоданному государю, попрал обеты верности, отринул законы наследования престола, попустил его злодейское убийство и воцарил над собой самозванца и вероотступника, душой и телом предавшегося давним врагам России»[13].
Обильно, вследствие такого клятвопреступления, была полита кровью соотечественников и Курская земля. Искупление имеет протяженность во времени и пространстве. Россия это хорошо знает. Но тем не менее через Путивль в 1619 г. вооруженные силы Речи Посполитой (преимущественно запорожские черкасы гетмана Сагайдачного), после подписания Деулинского перемирия, покидали пределы Московского царства. Эти древние земли и города имели не только стратегическое значение, но остались в истории в виде образов литературных персонажей, позволивших представить реальную историю этой русской земли, поныне вожделенной для врага, вооруженного уже не пиками и саблями, а американским смертоносным новейшим оружием.
Кратко и убедительно последствия нарушения Божиих заповедей объясняет митрополит Иоанн (Снычев): «В самом деле, ведь нам не кажется странным, например, что невозможно безнаказанно нарушить законы физические, законы бытия материального мира. Никому не придет в голову, скажем, выходить из дома через окно десятого этажа. Закон всемирного тяготения своим естественным действием накажет такого безумца. Но, помимо мира материального, существует и мир духовный, невидимый, законы которого ничуть не менее определены и категоричны, чем те, что управляют движением материи. Это и неудивительно, ибо Творец и Основоположник законов — и тех, и других — один и тот же, сказавший: “Аз есмь, и несть Бог разве Мене...” Законы же, приданные Им религиозно-нравственной области человеческого бытия, предполагают непременно обязательными веру и верность, карая как злостное и непростительное нарушение пагубное своеволие и гордостное самовластие, особенно в священной области русской истории, являющейся местом действия непостижимого человеческим разумом Промышления Божия. Полностью подтверждает это и наша недавняя история. Разве не повторили мы в начале ХХ столетия прегрешения наших предков? Разве из пустой суетности и тщеславия, в погоне за миражами материального благополучия, в ослеплении гордыни мы не отвергли богоучрежденный порядок бытия земли Русской? Но от подобных причин подобные же бывают и следствия. Отсюда кровь гражданской войны, ужасы террора и коллективизации, гнет “застоя” и позор нынешней “демократии”. Жаль только, что и после всего этого мало кто видит настоящие причины русской трагедии. Что тут сделаешь? — “Имеющий уши да слышит...”»[14].
Войны никогда не обходили стороной Курские земли. И всегда, за редким исключением, куряне верно служили Отечеству, показывая образцы мужества. 20 августа 1798 г. в Курске было сформировано одно из самых знаменитых кавалерийских подразделений Русской императорской армии, впоследствии получившее наименование 7-й драгунский Кинбурнский полк, названный в память о победе Суворова в Кинбурнской баталии. 125-й пехотный Курский полк — пехотная воинская часть Русской императорской армии — был сформирован 6 апреля 1863 г. и существовал до 1918 г. Полк входил в состав 32-й пехотной дивизии. Во время Первой мировой войны часть солдат Курского полка оказались под немецкой газовой атакой.
В борьбе за Осовецкую крепость немцы впервые в истории применили химическое оружие. Это — одна из самых страшных страниц войны, названная «атакой мертвецов». Немцы по понятной причине по сей день отрицают реальность этого события.
Наиболее достоверным историческим источником, рассказывающим об этом подвиге, для многих исследователей является книга непосредственного участника тех событий Сергея Александровича Хмелькова (1879–1945), которая называется «Борьба за Осовец»[15]. Известный военный инженер, дослужившийся в Красной армии до звания генерал-лейтенанта, сражался и на фронтах Первой мировой войны.
Это произошло 24 июля (6 августа по новому стилю) 1915 года. Комендант крепости Николай Александрович Бржозовский докладывал военному руководству, что «батареи с баллонами удушливых газов были расположены в 4 местах, в каждом по 5 батарей, а в каждой батарее по 20 баллонов», хотя некоторые участники событий утверждали, что батарей было больше, по их личным оценкам.
Удушливое облако протянулось на расстояние в 12 верст, нанеся тяжелый урон солдатам и офицерам, защищавшим крепость. Погибли практически все военнослужащие, составлявшие первую и вторую линии обороны. Более 1600 человек выбыли из строя, весь Осовецкий гарнизон получил химические отравления различной степени тяжести.
Но когда германские цепи приблизились к окопам, из густо-зеленого хлорного тумана на них обрушилась контратакующая русская пехота. Зрелище было ужасающим: бойцы шли в штыковую с лицами, обмотанными тряпками, сотрясаясь от жуткого кашля, буквально выплевывая куски легких на окровавленные гимнастерки. Это были остатки пехотного полка, чуть больше 60 человек. Но они ввергли противника в такой ужас, что германские пехотинцы, не приняв боя, ринулись назад, затаптывая друг друга и повисая на собственных проволочных заграждениях.
Крепость все же русские сдали. А через 9 лет, в 1920 г., когда поляки приступили к разборке завалов, под ними, в подземелье, обнаружили живым часового, солдата-курянина. Он выжил, используя продукты с оставшегося невредимым склада. Поляков он встретил с винтовкой в руках. В строгом соответствии с воинским уставом часовой заявил, что его может снять с поста только разводящий, а если его нет, то «государь император».
История повторяется, в том числе и военная: временные победы Лжедмитрия, Наполеона, немцев в Первую и Вторую мировые войны, нынешнее нападение на Курскую область. Подвиг «марша мертвецов» повторился через 110 лет, в марте 2025 года Это невероятный подвиг российских военных, проникших в тыл ВСУ в Судже по трубе газопровода. Многие бойцы лишились здоровья из-за остаточного метана, но отряд ударил по врагу и обратил его в бегство. Российские военные осуществили прорыв через пустой газопровод Уренгой — Помары — Ужгород в тыл украинских формирований в Судже, внеся беспорядки в ряды ВСУ. Операция была осуществлена силами спецназа «Ахмат», 30-го полка, 11-й бригады, ДШБР «Восток», ОДШРБ «Ветераны» и других подразделений. «Горели легкие, текли слезы»: известны детали выхода российских бойцов в тыл 7-тысячной группировки ВСУ через газовую трубу. «Их всех рвало, зная исход, они шли вперед!». Герои, физически изнемогая, не жалея ни здоровья, ни жизни, преодолели всё и победили. Беспрецедентная операция «Поток» вошла в мировую историю. Группировка из 800 наших бойцов прошла 15 км по газовой трубе диаметром 140 см.
Вместе с военнослужащими прошел по трубопроводу священник Алексей Скрипкин. Четыре дня солдаты провели в трубе в боевой готовности и не были обнаружены противником.
Свидетельства протоиерея Алексея Скрипкина дают представление об этом подвиге. «Наш отряд работал совместно с “Ветеранами” в этой операции. Не думал, что буду участвовать, но помогал к ней готовиться. В последний момент командир сказал, что я буду в логистической группе. В нашу задачу входило быть рядом с бойцами, помогать при эвакуации раненых, духовно поддерживать верующих, заботиться о продовольственных запасах. Нас было несколько человек, и мы с самокатами за несколько дней до начала операции заселились в подземелье. Проводили разведку на этих транспортных средствах. Зашли в трубу вместе со старшим сыном Павлом. Мы с ним в один день подписали контракт.
Я последним шел в отряде. Тяжело идти было, потому что на тебе броня, каска, рюкзак, БК и еще продовольствие. Но мы через какое-то расстояние останавливались и отдыхали. Я вообще научился на войне жить моментом. Сидишь в окопе и радуешься, что солнце светит и тебя немного согревает. Как хорошо! А вокруг летают дроны и хотят тебя убить. Но вот выглянуло солнце, и ты живешь этим прекрасным. Так же и в трубе. Шел по ней и творил Иисусову молитву.
Сколько ребят хороших там увидел, которые дружелюбно встречали меня как священника: “Батюшка, благословите!” И когда вышли из трубы, было такое чувство благодати, что всё преодолели и дошли. Такое же чувство я испытал в Троице-Сергиевой лавре, когда там учился две недели на курсах дополнительного образования для священников при Московской духовной академии»[16].
Да, Курская земля и по своей истории, и по имени обладает божественным предназначением, сакральностью. Пример из новейшей истории — осада стратегически важного для ВСУ Горнальского монастыря, необходимого для удержания под своим контролем Курской области. Здесь засел последний их отряд на Курской земле. В Горнале украинские боевики оккупировали Свято-Николаевский Белогорский монастырь, разместив там минометные и артиллерийские расчеты. Ему, впрочем, участие в боевых действиях не впервой. Монастырь, ведущий свою историю с небольшой деревянной церкви, построенной здесь в 1688 г., за прошедшие столетия неоднократно сносили, строили заново, опять сносили. В 1922 г. обитель закрыли и открыли на ее территории клуб. Епархии монастырь вернули лишь в 2001 году. К 2008 г. он был отреставрирован и расписан заново известными иконописцами-реставраторами.
В монастыре есть пещеры, сложные меловые туннели, ведущие в Сумскую область. Удачно его расположение на возвышенности, для штурма — это сложнейший пункт. Как поясняли корреспонденты, там мощные стены с подвалами. Подходы к нему очень неудобны. Надо спуститься в голую низину и потом подняться на довольно крутой холм, где встретят толстые стены со снайперами и пулеметными гнездами. Российская армия штурмом взяла Горнальский Свято-Николаевский мужской монастырь в Курской области, лишив ВСУ последнего рубежа обороны на российской территории. Курский Горнальский монастырь освобожден морпехами! Бойцы 1-й роты арктического батальона с командиром «Рязань» освободили православный монастырь, закрепились и продолжили наступление.
В этой военной истории в чем-то есть аналогия с осадой Свято-Троицкой Сергиевой лавры войсками Лжедмитрия II в 1608–1610 гг. Монастырь штурмовали польско-литовские войска, усиленные отрядами их русских союзников — тушинцев и казаков под командованием полковника Лисовского. А у последних есть аналогия и с националистическим Русским добровольческим корпусом, с 2022 г. воюющим на стороне Украины.
Другой пример из истории Великой Отечественной войны. Рядом, в Брасовском районе, в поселке Локоть (ныне районный центр Брянской области) находилось имение Великого князя Михаила Александровича, последнего де-юре императора России. После революции имение не было разграблено крестьянами, в отличие, например, от пушкинского Михайловского. Но именно здесь в годы Великой Отечественной войны было создано коллаборационистское образование — Локотская республика. Это автономное самоуправляемое прогосударственное образование, находившееся в оккупированной нацистской Германией части средней полосы России, возглавлялось коллаборационистской администрацией Константина Воскобойника и Бронислава Каминского с июля 1942 г. по август 1943 года.
Одной из причин возникновения «республики» была специфика дореволюционного быта локотского населения. Являясь собственностью Великого князя Михаила Александровича, по оценке ряда историков, локотские земли выделялись богатством. Жизненный уровень местного населения в XIX — начале XX в. был гораздо выше уровня большинства российских крестьян. Для локотян, не знавших ни крепостного права, ни послереформенного разорения, коллективизация и система колхозов стали не вторым, а первым крепостным правом. В мемуарной литературе также отмечены антисоветские настроения большей части местного населения[17].
Курская битва, великое многодневное танковое сражение, стала точкой обратного отсчета к нашей Победе. К Победе, искупающей клятвопреступление русского народа, предавшего веру в Бога и Помазанника Божия, своего Императора Николая II.
Хоть война и казалась наказанием Божиим, очевидна была и помощь Божия народу, хранящему в своем глубинном корне верность Богу и Его заповедям. За грех предков сполна рассчитались их сыновья и внуки.
В массовом сознании именно с Курской дуги, с победы в которой и началось настоящее освобождение страны, Красная армия более не отступала. О непостижимом этом военном событии написано много исторических работ, художественных произведений, благодаря чему сохранился, не тускнея от времени, этот подвиг. Представить его мощь можно, глядя на статистические цифры.
Некоторые цифры и факты о Курской битве (5 июля — 23 августа 1943 года):
1. К началу операции силы РККА насчитывали около 1,3 млн солдат, 3444 танка, более 19 тыс. орудий и почти 2200 самолетов (sanglib.ru).
2. Немцы располагали 900 тыс. солдат, 2578 танками и САУ, 2000 самолетов и примерно 10 тыс. орудий (sanglib.ru).
3. В общей сложности в битве участвовали около 2 млн человек, 6000 танков и 4000 самолетов (sanglib.ru).
4. Общие человеческие потери в Курской битве составили около 255 тысяч человек у СССР и примерно 500 тыс. у Германии (sanglib.ru).
5. РККА потеряла около 6000 танков и 1624 самолета, Германия — около 2900 танков и 1700 самолетов (sanglib.ru).
6. В ходе Курской битвы советские войска разгромили 30 дивизий (в том числе 7 танковых) противника (bigenc.ru).
7. Потери советских войск составили: людские — свыше 863 тыс. человек, в том числе свыше 254 тыс. человек — безвозвратные (bigenc.ru).
8. За подвиги в Курской битве звания Героя Советского Союза были удостоены более 180 солдат и офицеров, свыше 100 тыс. человек были награждены орденами и медалями (tass.ru).
9. Около 130 соединений и частей получили гвардейское звание, более 20 — почетные наименования: Орловских, Белгородских, Харьковских[18].
Кажется непостижимой эта победа нашего Отечества. Самое значительное событие Курской битвы — Прохоровское танковое сражение (ныне это административно Белгородская область) — состоялось в день памяти Апостолов Петра и Павла, 12 июля 1943 года. Вспомним, что апостол Пётр был распят на кресте вниз головой, а апостол Павел обезглавлен. Но в итоге — победа христианства. После Курской победы Сталин встретился с оставшимися в живых и на свободе тремя митрополитами; официально был изменен вектор церковной политики государства. Бог не оставил Россию.
Прошло 80 лет, и снова в военных сводках — Курск. Это символ, и он имеет библейское объяснение: покаяние народа было принято Богом.
Когда мысли Священного Писания раскрываются через особенные внешние действия, которые по повелению Господа совершались Его избранниками, то такой способ выражения таинственного смысла называется символом. Например, пророк Иеремия в присутствии иудейских старейшин демонстративно разбивает новый глиняный сосуд в знак того, что Иерусалим будет разрушен халдеями. «Слово, которое было к Иеремии от Господа: встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои.
И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать. И было слово Господне ко мне: не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? Говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его. Итак, скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак, обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. Но они говорят: “не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца”» (Иер. 18:1–12). Господь в вышеприведенном тексте сравнивает судьбу народов с глиной в руках горшечника.
Господь повелевает пророку разбить новый горшок перед народными старейшинами, которые, будучи уверенными в военной мощи дома Израилева и неприступности стен Иерусалима, дерзко отвечают: «Не надейся; мы будем жить по своим помыслам». Но Бог говорит пророку: «И скажи: слушайте слово Господне, цари Иудейские и жители Иерусалима! Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я наведу бедствие на место сие, о котором кто услышит, у того зазвенит в ушах. И сделаю город сей ужасом и посмеянием; каждый, проходящий через него, изумится и посвищет, смотря на все язвы его. И накормлю их плотью сыновей их и плотью дочерей их; и будет каждый есть плоть своего ближнего, находясь в осаде и тесноте, когда стеснят их враги их и ищущие души их. И разбей кувшин пред глазами тех мужей, которые придут с тобою» (Иер. 19:3, 8–10). Это символическое действие пророк совершил перед катастрофой 598 г. до Р.Х. (начало Вавилонского плена).
2. СВО: что мы защищаем?
Что защищаем? Если одним словом, то — наше счастье. А что это такое? Процитирую точку зрения известного писателя Николая Ивановича Дорошенко, уроженца Курской области, села Сухиновка, из его очерка «Мои курские древности»: «Наша Сухиновка была в ту пору единственной во всем мире страной, властитель которой ее богатства распределял меж своими подданными, даже с учетом той их нужды, о которой каждый из них не успевал подумать.
И никто не мог догадаться, что Платон Карпич не нуждается в столь великих количествах наших солений да варений, в наших самодельных и воистину вкуснейших колбасах, в наших пирогах и с капустой, и с грибами, и с пропитанной медом фасолью, в наших студнях, в наших варениках и оладьях, что избыток преподношений доставляет ему, может быть, больше хлопот, чем радости. Потому что всякая истинная любовь, как и всякое иное чувство, высоким восторгом окрыляющее душу, умеет подчиняться не столько рассудку, сколько само себе. А поколения, прошедшие сквозь все земные испытания, включая свирепейший голод и лишения военной поры, но благодарности за эти муки в должной мере не получившие и затем вдруг испытавшие наслаждение от возможности проявить собственную покорнейшую благодарность к человеку, всегда и ко всем выказывающему свое деятельное сострадание, — только в этой своей ответной благодарности и видят долгожданное достижение своего личного, своего наивысшего счастья»[19].
Не только захватить кусок русской земли намеревались во все времена западные захватчики, но, что важнее, — искоренить сам типаж вот такого, как житель курского села, русского человека, с его человеколюбием, отечестволюбием и милосердием.
Вот против такого народа и озверели бесо-бандеровцы. Нынешнюю Курскую землю от таких людей они намеривались и намереваются освободить. Как? Доклад «Злодеяния киевского неонацистского режима в Курской области» содержит 60 страниц документированных свидетельств выживших. Вот несколько из них.
«Кажущаяся безнаказанность и свежая кровь пьянили бандеровских преступников. Злодеяния украинской армии фактически стали геноцидом россиян. Подробностями делятся сумевшие сбежать из ада ВСУ. Зоя Ананьева, жительница села Куриловка, свидетельствует:
“Смотрела в УАЗик — там сидят два обугленных трупа. Заглянула в другую сторону УАЗика. Я увидела: лежит человек, с правой стороны нет руки, а поодаль лежит еще туловище без ног и без головы. Еще пять шагов — была разбитая красная гражданская машина... Украинцы, говорят, есть такие злые, неадекватные. А вот заходили поляки и грузины — это, говорят, зверье самое натуральное. Особенно поляки стреляли. А грузины, я слышала, те любители были резать. Очень много было зарезанных людей, у них горло перерезано... Звери самые натуральные. Мальчишки, маленькие, 10–12 лет, пытались выехать — они их расстреляли. Расстреливают все машины, и все гражданские. Они стреляют без разбора. На Гончаровке они заходили, открывали подвал, не смотрят, есть человек или нет. Они гранату туда — тарабабах. И всё”»[20].
Рассказов подобных много, но приводить более страшные подробности не имею сил. Они похожи друг на друга и свидетельствуют, судя по нещадному терзанию людской плоти, о дьявольской подоплеке войны.
Интересно наблюдение о «субстанции насилия» у этнолога Павла Зарифуллина. «Западная романно-германская цивилизация сформировалась на насилии: убийства быков на корриде, рыцарские и гладиаторские бои, а также иные, лишенные мотивации убийства, были событиями центральными, архетипическими для истории Европы»[21]. Это частично объясняет поставку огромного количества вооружения и политическую поддержку режима Зеленского. «В России “субстанция насилия” — всегда явление реактивное: это ответ русского медведя на вызов заточенной рогатины и пули охотника. Русское насилие грубо и не мстительно. Западное насилие изысканно и принципиально»[22].
Неужели ничего не меняется за тысячелетия человеческой истории? Ведь так было и в древности, судя по Ветхому Завету, где встречаются подобные военные жестокости. И в древние времена помощь Божия имела подоплеку, связанную с нравственным состоянием народа и его воинов. Господь не оставляет воинов, если они сражаются за правое дело. Когда же евреи сражались за своих идолов и погрязали в грехах, Господь отступался от них, и они терпели поражение в войне. Вспомним историю, когда вместо упования на Бога иудеи понадеялись на силу оружия и на помощь Египта и попали в плен к царю Вавилона Навуходоносору. Но если народ и царь укрепляются в вере в Господа, неизменно происходит чудо. Так было при царе Езекии, когда Иерусалим осадили войска ассирийского царя Сеннахирима (705–680 гг. до Р.Х.). Весь мир содрогался от ужаса, видя зверства и разрушения от его армии. И тогда Езекия послал спросить пророка Исайю, что делать. Исайя передал: «Так говорит Господь о царе Ассирийском: не войдет он в сей город, и не бросит туда стрелы... Тою же дорогой, которой пришел, возвратится» (4 Цар. 19:32–33). И царь принял решение, уповая на помощь Божию, не сдаваться. И случилось чудо: «пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч» (4 Цар. 19:35). Историки поныне не понимают, что произошло с войском ассирийцев.
И еще одно оружие воина — любовь. «Совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). Как сказал Христос, прощаясь со Своими учениками на Тайной Вечере: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Ин. 13:34). А возлюбил Христос всех так, что отдал за всех Свою жизнь. Много совершенной своей любви принесли русские воины на алтарь Отечества — любви к родной земле, народу, роду, к Богу. Много примеров тому, что противиться злу следует из любви и посредством любви, просияло на Курской земле.
3. Курское море
Символична и Курская магнитная аномалия — самый мощный на Земле железорудный бассейн, один из крупнейших и богатейших по запасам железной руды район в мире. Обеспечение российской металлургической промышленности: танки, корабли, оружие — символы военной безопасности России. Божественный дар из глубины веков. Курские железные руды были использованы в выплавке железа для корпусов танков и оружия Великой Отечественной войны. Иначе, как Божиим промыслом, это не назовешь. Кажется, промыслительно оказался огромный, на много веков использования, железорудный клад в этих землях Руси-России, стоящих на переднем крае ее обороны.
Может быть, есть железо из руд Курского бассейна и в корпусе трагично известной атомной подводной лодки (АПЛ) К-141 «Курск». Названа она была в честь подвига советского народа на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны. Введена в строй 6 апреля 1993 г. по приказу главнокомандующего Российским ВМФ.
Почему мы в данную статью включаем и материал об одной из самых страшных трагедий российского ВМФ? Потому что в ряд выстроились символичные исторические события, связанные с одним именем — Курск.
А именно символы позволяют человеку войти в контакт с уровнями, недоступными чувственному восприятию, в частности с духовным, и в то же время подтвердить и связать с ним реальности. С помощью символа вынимается из подсознания и приводится в действие весь внутренний опыт человека. Таким образом, в результате сознательного рационального подхода, через символы мы выходим на исторические закономерности, антропологические обобщения. Согласно Юнгу, разработавшему теорию символов, они активизируют сознание, что позволяет выработать устойчивую позицию по отношению к реальности в целом. Они помогают сохранить память о прошлом, открывают перспективы будущего; путем влияния на жизненный опыт других разумных существ символы могут не только правильно отразить, но и изменить настоящее.
Символ[23] — это признак предмета, значение которого выявляется множеством интерпретаций самого символа. Связывая миф с символом, А.Ф. Лосев показал, что «отношение “естественного” и “сверхъестественного” в мифе надо мыслить символически, то есть нумерически, как одну вещь»[24]. Подобный вывод можно сделать, исходя из этимологии понятия «символ». Это греческое слово — συµβολον — происходит от глагола συµβάλλω — «со-единять», «с-вязывать», «с-равнивать», «с-личать», а также «с-шибать» и «с-талкивать», и в своем первоначальном значении означало часть любого разломанного пополам предмета, вторая половина которого находится у кого-то другого. «Выявленная часть символа является не просто подобием сокрытой, но ее дополнением до целого; половинки символа тяготеют друг к другу, желая “соединения”, “примирения” — συµβιβάζω. Таким образом, символ — это выявление сокрытого»[25].
Подчеркнем, что как психический феномен, символ играет значительную роль в бессознательном. Он никогда не измышляется разумом, но является продуктом озарений и интуиции и может указывать на самое разнообразное содержание. Как рассуждает К. Юнг, «в символические одежды рядятся как естественные, так и интрапсихические процессы. Например, для первобытного человека движение солнца по небу может символизировать вечный природный процесс, тогда как в глазах психологически ориентированного человека нашего времени оно может обозначать столь же закономерный процесс, происходящий во внутреннем мире. Символ “возрождения” всегда — независимо от того, формируется ли он в рамках первобытного обряда инициации, обряда крещения с его раннехристианскими коннотациями или образной структуры сновидения современного человека — обозначает исконную идею психической трансформации»[26]. В отечественной науке священник Павел Флоренский, независимо от Юнга, подходил к понятию архетипа, например в сочинениях «Столп и утверждение истины», «Иконостас».
Мы также обращаемся к библейским архетипам как к символам, потому что и наша жизнь, и Православие символичны. Символ нашей веры мы начинаем со слова «верую», а не со слова «знаю», которое стало бы простой декларацией Православия. Содержание символа невозможно полностью выразить в рациональных терминах, так как оно происходит из «сферы неосязаемой действительности». Вспомним, что Христос идею Царства Небесного выражает образно, в притчах. Даже апостол Павел, который при жизни был вознесен до третьего неба, побывал в раю, пишет о себе в Посланиях к Коринфянам: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба... что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:2–4). Он не нашел даже в богатейшем греческом языке подходящих слов, понятий, терминов, чтобы адекватно выразить увиденное ТАМ, и поэтому только повторил слова пророка Исаии: «...как написано: “не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его”» (1 Кор. 2:9). Так что у библейских авторов никаких фантазий о молочных реках и кисельных берегах в Царствии Божием нет.
Во время Исхода евреев из Египта (примерно XIII в. до Р.Х.), в самый ответственный период жизни народа, Бог повелевает Моисею на горе Синай сделать святилище — походный храм Скинию. «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне. ...И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них; все, как Я показываю тебе, и образец скинии, и образец всех сосудов ее; так и сделайте» (Исх. 25:1, 2, 8, 9). «Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» (Исх. 25:40).
То есть Бог показывает Моисею уже существующие у Него, у Бога, образцы (прообразы, архетипы) еще несуществующего на земле святилища.
«И поставь скинию по образцу, который показан тебе на горе. И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы; и повесь ее на четырех столбах из ситтим, обложенных золотом, с золотыми крючками, на четырех подножиях серебряных; и повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святого Святых. И положи крышку на ковчег откровения во Святом Святых. И поставь стол вне завесы и светильник против стола на стороне скинии к югу; стол же поставь на северной стороне [скинии]. И сделай завесу для входа в скинию из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона узорчатой работы; и сделай для завесы пять столбов из ситтим и обложи их золотом; крючки к ним золотые; и вылей для них пять подножий медных» (Исх. 26:30–37).
Подобное описание того, как устроить жертвенник, заканчивается указом: «Сделай его пустой внутри, дощатый: как показано тебе на горе, так пусть сделают [его]» (Исх. 27:8).
Базовые библейские прообразы много помогают в оценке всей истории человечества и современной в частности.
Мы рассматриваем символы на уровне чувств, что позволяет увидеть их сходство с нематериальной реальностью. И как может быть иначе, если вся русская история пронизана подвигами? У подвига нет материальной субстанции — это символ, идея, вера.
Мы не знаем доподлинно, что происходило на лодке «Курск», но можем представить по косвенным сведениям. Вот сухой отчет о гибели АПЛ «Курск» из открытых источников. «Катастрофа атомной подводной лодки К-141 “Курск” произошла в субботу 12 августа 2000 г. в Баренцевом море во время учений. В результате начавшейся еще на берегу последовательности нарушений в процедурах обращения с торпедой 65-76А в первом отсеке произошел взрыв кислородно-керосиновой смеси и возник пожар, что привело к выходу из строя экипажа первых трех отсеков, включая главный командный пункт. Неуправляемая лодка пошла ко дну, и удар об него привел ко взрыву торпедного боезапаса лодки. Все 118 человек, находившиеся на борту, погибли».
По некоторым запискам, найденным при подъеме АПЛ, можно видеть силу воли подводников, их оптимизм и любовь к близким и Отечеству. Вот слова капитана Дмитрия Колесникова: «Ольга! Я тебя люблю, не переживай сильно. Г.ь. привет. Моим привет. Еще 12.08.2000 15.15. Здесь темно писать, но наощупь попробую, шансов, похоже, нет, % 10–20. Будем надеяться, что кто-нибудь прочитает. Здесь список л/с отсеков, которые находятся в девятом и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо, Колесников»[27], — говорится в записке.
Как они погибали, страшно представить. АПРК «Курск» считался одним из лучших подводных кораблей на российском флоте. В многочисленных публикациях авторы любят писать: «Лучшая лодка, лучший экипаж». От этого трагедия становится загадочной и непонятной. Хотя, зная политическую обстановку в России того смутного времени, когда казалось, что страна уже никогда не сможет занять прежние мировые позиции, когда народ опять отказался от своего прошлого и присягнул в надежде на более сытое житье ненавистникам России, узурпировавшим власть. Люди в то время, казалось, находились в состоянии безразличия или, по слову Апостола Иоанна Богослова, теплохладности к своей стране и друг к другу. Апостол говорит: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15–16). Теплохладность означает негативное, греховное духовное состояние христианина, проявляющееся в равнодушном, расслабленном, недостаточно твердом отношении к вере в Бога, к своему Отечеству и народу.
Жертвенная гибель АПЛ «Курск» стала тем событием, которое заставило Россию очнуться от летаргического состояния, навеянного сладкими лживыми песнями новых западно-демократических «друзей» и обманом презренных предателей, достойных всенародного суда — правителей-предателей России — Горбачёва и Ельцина.
Целый народ может быть нравственно изменен через страдания и лишения покоя, через постоянную дрожь, мучительную и настойчивую. Очищение через страдание — глубоко русская и православная духовная практика.
Встреча президента В.В. Путина с родственниками подводников в Видяево, его внимание к событию, сострадательность мысли и убедительность его слова стали переломным событием, моментом, когда народ очнулся от своей теплохладности, когда вся Россия слезно начала осознавать свою личную ответственность в этой трагедии. Ответственность за неразличение двух видов власти: власти, помазанной Богом, и власти, попущенной Богом. Помазанная власть — власть от Бога, высшая, богоданная. Попущенная власть — власть снизу, от воли грешных людей, от подкупленного голосования, от денег и гордыни, это власть от антихриста. Попустив в России двух руководителей-разорителей, Бог и наказал, и вразумил ее народ. Именно с гибелью АПЛ «Курск» завершилось очередное русское смутное время, ставшее следствием очередного народного клятвопреступления.
В народном пробуждении, в этнической энергии кроется надежда на выздоровление нашей Родины, на ее блистательное будущее.
По итогам расследования причин гибели «Курска» у следователей были претензии и к разработчикам субмарины, и к командованию флота. Но до суда дело решили не доводить. Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, человек высокой духовной интуиции, так во дни 25-летия катастрофы резюмирует историю АПЛ «Курск»: «В настоящее время все больше и больше подводников признают, что гибель АПЛ “Курск” явилась результатом торпедной атаки. Об этом многое свидетельствует. И то, что носовую часть подводной лодки вначале отпилили (якобы она представляла угрозу), а затем благополучно похоронили ее на дне...
Воистину, это был подвиг подводников — подвиг защиты нашего Отечества! Царствие Небесное доблестным русским морякам! Вечный покой!»[28].
Поныне продолжается подвиг защитников Отечества. Сегодня он свершается не только в морских глубинах, но и на просторах полей сражений другими людьми, звучат другие имена. Но суть та же — спасение Отечества, стояние за други своя.
В новую Брестскую крепость было превращено здание колонии в Малой Локне Курской области героическим комбатом с позывным «Отмель» (Сергей Чебнев). Так примерно звучало сообщение Минобороны РФ об отражении атак в Малой Локне, которое началось 10 августа 2024 г.: 27 августа в ведомстве подтвердили, что военнослужащие мотострелкового батальона отразили попытки прорыва подразделений ВСУ в населенный пункт, заняв оборону в здании исправительной женской колонии № 11.
Подразделения полка закрепились в населенных пунктах вокруг Малой Локни, часть — в самой деревне. Подходящую технику ВСУ уничтожали, и украинцам не удалось с наскока пробить оборону. Чтобы не дать бойцам ВСУ закрепиться на выгодных позициях, Отмель принял решение лично возглавить группу по их уничтожению. Вместе с несколькими военнослужащими он выдвинулся к командно-наблюдательному пункту, поддержку им оказывал еще один штурмовой отряд. Подразделение Отмеля почти две недели сражалось в окружении, не позволив противнику продвинуться вглубь территории.
Заранее эвакуировав гражданский персонал и заключенных, защитники превратили здание колонии в настоящую крепость, заняв оборону вокруг колонии и внутри комплекса зданий. Военнослужащие возвели защитные сооружения по периметру и героически удерживали позиции. При попытке прорваться ВСУ потеряли около десяти боевых машин пехоты и бронетранспортеров и около сотни боевиков, — отметили в Минобороны[29].
Комбат с позывным «Отмель» — командир батальона 9-го полка 18-й дивизии 11-го армейского корпуса Сергей Чебнев, удостоен высшего звания Героя России посмертно.
Во время СВО Курская земля опять оказалась в эпицентре подлого вражеского действа. И опять звучат слова во славу подвига защитников Отечества XXI века. И поется «Царствие Небесное» доблестным русским воинам, над которыми Богоматерь, как и в прежние века, простирает Свой Покров.
4. Брань Господня: икона Божией Матери Курская Коренная
Вся история России — история удачной и реже неудачной обороны, малых и больших войн, знаменитых и малоизвестных сражений. У нашего Отечества никогда не было другого выбора — либо погибнуть, либо победить. Одной из важнейших национальных черт русского народа во всех испытаниях является его стойкость, питаемая верой. Часто русские войска, вступая в войны, терпели поражения — это было только началом схватки. Потом — всенародный молитвенный хор о послании помощи Божией, собирание сил, вхождение в войну с молитвой на устах, и только после — победа над врагом. В Первой книге Царств в описании битвы Давида с Голиафом есть такие слова: «И узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господня, и Он передаст вас в руки наши» (1 Цар. 17:47). О том же сказал святитель Филарет Московский, когда Наполеон вторгся в Россию: «Россия не будет уничтожена, но вознесется к славе, доселе невиданной. Война, расположенная по чертежу коварства и злобы, достигла своего предела: начинается брань Господня»[30].
Более тысячи лет Божия Матерь простирает Свой Покров над православной Русью-Россией. Ее лучистые чудотворные образы пронизывают наш мир высшими смыслами и любовью. Икона обостряет наше субъективное восприятие той или иной божественной реальности. Бог проявляет Свое присутствие в мире посредством материальных образов. Благодать Божия многоразлична и многообразно действует в этом мире. Святые иконы есть очень важное напоминание о Божественном присутствии и являют нам именно правильное восприятие духовной реальности. Икона позволяет почувствовать Бога, открыть перед Ним свое сердце, что способствует концентрации духа и веры. «Чудеса икон, заступничество икон, участие их в политической жизни Руси, кражи и явления икон, вывоз их за рубеж и триумфальное возвращение, путешествия икон Божией Матери составляют реальный жизненный нерв священной истории России. Принцип пространства, который они образуют, храня каждую часть света Руси, является базовой основой русского сакрального миропорядка, бытия Великороссии»[31]. Это особенность православного миропонимания, поэтому во многих русских землях есть свои чудотворные иконы, как, например, Курская Коренная «Знамение», Тихвинская, обороняющая северные земли, Смоленская — западные пределы, Казанская — восточные. Это защитный Богородичный крест, в сердце которого — Владимирская Богородица.
Икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная много веков, со времен татаро-монгольского нашествия, покровительствует многострадальной курской земле, которая волею судьбы и следствием своей географии стала для западного неприятеля удобным плацдармом для нашествия на Россию. Во время татаро-монгольского ига курская земля подвергалась такому жестокому разграблению, что место ее главного города Курска превратилось в дикое поле и заросло лесом. Жители уцелевшего от погрома города Рыльска часто ходили сюда на охоту для ловли зверей. Вот что говорит нам «Повесть о явлении чудотворныя иконы пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго ея знамения, еже нарицается Курская, и о зачале града Курска»: «В 6803 г. от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 г., 8 сентября (по ст. ст.), случилось одному благочестивому мужу прийти ради своего прибытка в лес, которым поросли окрестности Курска по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близь реки Тускари, в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды. Увидев это, оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси». Впоследствии для иконы была выстроена церковь. Курская земля стала поновляться в своих городах и селах. Пред святым образом происходило много исцелений. Сложилась традиция крестных ходов с иконой Богоматери. Это были самые величественные и многолюдные ходы в России. Понятно, что жизнь на огненном рубеже, постоянное ожидание нашествия делает людей ближе к Господу, доверчивее Его воле, благодарнее Его образу[32].
У Курской Коренной очень сложная иконография. На иконе изображено зачатие Сына Божия, Эммануила, во чреве Пресвятой Девы Богородицы. А это величайшее чудо, по пророчеству св. Исаии, было знамением царскому дому Давида, что он не прекратится до воплощения Сына Божия. Но о том же чуде воплощения Сына Божия предвозвестили и другие ветхозаветные пророки. Поэтому изображения и этих пророков со свитками, в которых содержатся их пророческие изречения, также помещены на иконе «Знамения» Пресвятой Богородицы как их общее, согласное свидетельство об истинности чудесного знамения, данного Богом чрез пророка Исаию.
В клеймах можно прочитать символичные надписи на свитках, которые держат в руках пророки. Как, например: «Премудрость созда себе дом», «Аз видех гору каменную», «Се, дние грядут, глаголет Господь», «Ревнуя поревновах о Господе» и другие. Постепенно появилось много списков со святого образа. Ей посвящали новые храмы, но первоначальный Образ всегда возвращался к месту своего обретения, где хранился в часовне. Татары пытались сжечь часовню Чудотворной иконы, но она не загоралась. В 1385 г. при набеге татар икона была рассечена ими пополам, но осталась неповрежденной. Сама икона и ее списки сопутствовали многим русским воинским полкам.
Во время отсутствия иконы благодатная помощь Богоматери не оставляла Курск. Так было в 1612 г., во время польской интервенции. В 1615 г., по особому прошению курских жителей, царь Михаил Феодорович повелел возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить его в курском соборном храме. В 1618 г., с дозволения царя Михаила Феодоровича, Курская Коренная икона Божией Матери была перенесена в собор Знаменского монастыря, где она пребывала до революции.
Икону называли «царской-походной».«Въ 1689 г. по воспоследовавшей отъ Государей Царей и великихъ князей Iоанна и Петра Алексеевичей грамоте, присланной Преосвященному митрополиту Авраамiю Белгородскому и Обоянскому марта 22 дня того же года, взята была копiясъ чудотворной иконы Знаменiя пресвятыя Богородицы Курскiя, въ полки, отправлявшiеся въ походъвъ Крымъ, въ надежду, крепкое ополченiе и защищенiе боярамъ и воеводамъ и на охраненiе полковъ и ратныхъ людей, какъ въ оной грамоте написано, которая препровождена была съ молебнымъ пенiемъ соборневъ Белгородъ; откуда отправлена въ вышеозначенное место со священнослужителями, и оттоле обратно возвращена съ молебнымъ пенiемъ въ кафедральный Белгородскiй Свято-Троицкiй соборъ и поставлена на особомъ на то устроенномъ месте».
Список чудотворной иконы некогда, по преданию, принадлежал вождю народного ополчения, незабвенному для России воину — князю Дмитрию М. Пожарскому.
В 1812 г. курское городское общество, возлагая все свое упование на Пресвятую Богоматерь, послало по усердию своему в действующую армию к князю Кутузову для укрепления войск список с чудотворной Курской иконы, вставив его в серебряную позолоченную раму. Ею обносили гвардейские полки, и сам фельдмаршал молился перед чудотворным образом о даровании победы. Князь Кутузов в своем письме от 20 сентября 1812 г. на имя курского городского головы выразил курским гражданам за этот дар свою благодарность и уверенность, что город Курск «есть и будет всегда в безопасности» под Покровом такой Защитницы, как Царица Небесная[33].
В Крымскую войну также главнокомандующему была поднесена курским городским головою копия чудотворной иконы «Знамения».
Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. произошел в ходе Курской битвы, а командный штаб Центрального фронта Курской битвы находился у границ монастыря, и маршалы Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский, находившиеся здесь, были под надежным Покровом Богородицы.
С 1918 г. история святой иконы трагична. Она была похищена чекистами из Знаменского собора (в здании дворянского собрания, где помещалась ЧК, в чекистской помойке были найдены два чехла, расшитые золотом, — те самые, которые были на чудотворной иконе и ее списке в день похищения). Потом чудесным образом вновь обретена курянами. Но уже в 1919 г. епископом Феофаном и местным духовенством, предупрежденным генералом Кутеповым о сдаче Курска большевикам, было принято решение о временном перемещении иконы. Но путь ее оказался безвозвратным и трудным, особенно когда началась Вторая мировая война: Крым, Белград, Вена, Женева, США (1951). Здесь она стала символом единения Русской Зарубежной Церкви. Ее пребывание в православных приходах разных стран мира укрепляет Православие и мир.
Сегодня, во время героической Специальной военной операции России, Богоматерь простирает Свой Покров над курской землей, оказавшейся вновь оккупированной нацистами. Старинному, намоленному списку Чудотворной иконы молятся на многострадальной Курской земле, проводят Крестные ходы. И помощь Божия свершилась — Курская область освобождена. Свершилась брань Господня. Нет сомнения, что и другие русские земли, оккупированные бесо-бандеровцами, вернутся в «родную гавань».
Трудный вопрос — почему так происходит, зачем столько неоправданных жертв простых людей, если есть конкретные виновники, допустившие эту неожиданную оккупацию. И понять, что кара является следствием преступления. Относительно Курской области — это даже не преступление, а предательство соотечественников. Иначе как понять, что «на строительстве укреплений в Курской области похитили 3,2 млрд рублей. Речь не просто о коррупции, речь — о предательстве: возможно, будь все возведено, как планировалось, враг не сумел бы столь стремительно ворваться на нашу территорию. Предполагаемые виновные, по сути, названы Генеральной прокуратурой России. В частности, она намерена взыскать указанную сумму с АО “Корпорация развития Курской области”, ее главы Владимира Лукина и его “соратников”»[34]. Сегодня в числе ответчиков-предателей Родины десять человек, руководителей различных фирм, которые участвовали в осуществлении важного оборонного строительства и сорвали его вследствие коррупции в личных интересах. Должностные и коррупционные преступления нанесли ущерб всему нашему государству.
3,2 млрд — сумма, на которую можно было создать немало препятствий для продвижения ВСУ. Возможно, оно не было бы столь стремительным, и в регион успели бы перебросить резервы. Или жители сел смогли бы нормально эвакуироваться, и три тысячи человек не остались на территории, оккупированной врагом. А сто мирных жителей не были бы зверски убиты на своей земле. Сейчас же в Курской области, по мере освобождения территорий, каждый день находят убитых — стариков, женщин с изувеченными телами, которых ВСУ пытали и оставляли умирать. А представляете, сколько еще людей будет найдено?
Жертва лежит в основе окончания всех войн. После любой жертвенной победы приходит мир, заживают смертельные раны, возносятся молитвы о павших и живых героях. Русское Крестоношение продолжается, пока Россия находится под покровом Богородицы, а Курск — под защитой родной Курской Коренной. Но самая лучшая защита от напастей для людей — их нравственная сила, непредательское, умное, милосердное житие, пример которого показывают нам сегодня воины и священники. Не произносятся в молитвах вслух звания и должности других людей, но только священнические и воинские, как требующие особого молитвенного заступничества Церкви.
Перед штурмом предместья Варшавы в 1794 г. великий Суворов так обратился к своему войску: «Мы приступаем к делу важному и решительному: как христиане, как русские люди, помолимся Господу Богу о помощи и примиримся друг с другом. Это будет хорошо, это по-русски, это необходимо». То же напутствие всему миру несут сегодня наши бойцы, сражающиеся не ради наживы, но ради наступления мира в войне, длящейся с начала кровавого киевского Майдана 2014 года. По Достоевскому, русские, как никто, умеют «понимать и принимать другие народы». Эту возможность открывает главная «русская субстанция» — любовь. В годы межнациональной ненависти наша любовь переживает не лучшие времена. Но исчезнуть окончательно она может только вместе с Россией, второе имя которой — любовь.
Вся история России, будучи во многом военной, пронизана призывом к миру, к примирению народов. Мы следуем заповеди «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). Здесь кроется понимание различия меча завоевателя и меча освободителя. И нет у нас сомнения, что и трудное нынешнее военное противостояние мы осилим к славе России, если будем верить в то, что это война Господня.
В бумажной версии впервые опубликовано в журнале «Родная Ладога», 2025, № 1.
[1] Губанова В.М. Безопасность социума в концепциях современной науки и богословия // Взаимодействие науки, философии и религии на рубеже тысячелетий: прошлое, настоящее, будущее: сборник докладов. СПб., 2002. С. 39.
[2] Цит. по: Ларше Жан-Клод. Духовное бессознательное: Православная концепция бессознательного и ее применение в лечении психических и духовных недугов / пер. с фр. П. Доброцветова; науч. ред. и руководитель проекта О. Арсеньевой, А. Коротеевой, А. Вавиловой, А. Курочкина, У. Рахновской. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2021. С. 163.
[3] Толкование Посланий св. Апостола Павла. По трудам святителя Феофана Затворника. СПб., 1912. Репр. М.: Русский Хронографъ, 2002. С. 500.
[4] Дугин А.Г. Ноомахия: войны ума. Русский Логос I. Царство Земли. Структура русской идентичности. М.: Академический проект, 2024. С. 16–17.
[5] Выступление 2022-09-30 16:00:00. URL: kremlin.ru (дата обращения: 30.09.2025).
[6] Цит. по: Воскресни Русь. М.: Даниловский благовестник, 2000. С. 7.
[7] Ивашов Л. Геополитическая драма России. Выживет ли Россия в XXI веке? М.: Аргументы недели, 2021. С. 374–375.
[8] Ивашов Л. Геополитическая драма России. Выживет ли Россия в XXI веке? М.: Аргументы недели, 2021. С. 274.
[9] Щипков А. Сакральная география. Родная Ладога. 2021. № 3. С. 56–57.
[10] См. подробнее: Кусков В.В. История древнерусской литературы. М.: Высшая школа, 1989. С. 96.
[11] Справка: Запорожская Сечь в то время входила в состав Речи Посполитой, казаки получали жалование от польского короля и выполняли, главным образом, пограничные функции, защищая Польшу от набегов крымских татар и турок.
[12] Карташёв А.В. Очерки по истории Русской церкви. СПб.: Библиополис, 2004. Т. 2. С. 51.
[13] Митрополит Иоанн (Снычев). Русская симфония. СПб.: Царское дело, 2001. С. 193.
[14] Там же.
[15] См.: «Атака мертвецов»: как русские напугали немецких солдат. https://dzen.ru/a/aE75GvDLok3wiOm_ (дата обращения: 25.09.2025).
[16] Журнал Московской Патриархии. 2025. № 8.
[17] См.: Ермолов И. Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками 1941–1944. М.: Центрполиграф, 2010. С. 190.
[18] https://ru.wikipedia.org/wiki/Курская_битва
[19] Дорошенко Н.И. Мои курские древности. http://николай-дорошенко.рф/dusha1.html
[20] «ВСУ нас просто убивали»: военные преступления неонацистов в Курской области // Военное обозрение. 01 октября 2024 года
[21] Зарифуллин П. Русская сакральная география: статьи, эссе. СПб.: Литературная матрица, 2025. С. 426.
[22] Там же. С. 427.
[23] См. подробнее: Митрополит Константин (Горянов). Библейские архетипы войн. СПб.: Родная Ладога, 2025. С. 49–55.
[24] Лосев А.Ф. Миф — число — сущность. М.: Мысль, 1994. С. 153.
[25] Кутковой В.С. Краски мудрости. М.: Паломник, 2008. С. 446.
[26] Якоби И. Психологическое учение К.Г. Юнга // Юнг Карл Густав. Дух и жизнь: сборник / под ред. Д.Г. Лахути; пер. с нем. Л.О. Акопяна. М.: Практика, 1996. С. 483.
[27] Записка капитана «Курска» Колесникова. https://360.ru/news/obschestvo/zapiska-kapitana-kurska-zhene-pomogla-vodolazam-najti-tela-morjakov/
[28] Сайт «Русская народная линия».
[29] По материалам: Подвиг комбата. Как российские бойцы обороняли женскую колонию в Курской области. https://www.gazeta.ru/army/2024/08/31/19670017.shtml
[30] Сегень А.Ю. Филарет Московский. М.: Молодая гвардия, 2011. 431 с.
[31] Зарифуллин П. Русская сакральная география: статьи, эссе. СПб.: Литературная матрица, 2025. С. 430.
[32] См. подробнее: https://www.pravmir.ru/kurskaya-korennaya-ikona-bozhiej-materi/
[33] См. подробнее: https://pravoslavie.ru/31902.html
[34] Кто сдал Курскую область врагу: при строительстве оборонных сооружений похитили 3,2 млрд руб. https://dzen.ru/a/Z5o64dZRjhRfoAgL

