Терновый мой венец

Глава 70. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам

0
20
Время на чтение 27 минут

 

Том I

Том II

Глава 52

Глава 53

Глава 54

Глава 55

Глава 56

Глава 57

Глава 58

Глава 59

Глава 60

Глава 61

Глава 62

Глава 63

Глава 64

Глава 65

Глава 66

Глава 67

Глава 68

Глава 69

 

 

Понимание обществом нелегитимности власти. – Возвращение к монархии. – «Кирилловичи». – Земские соборы. – Участие в движении за прославление царственных мучеников. – Писатели Крупин и Личутин

 

Во второй половине 90-х годов в России усиливается интерес к идее монархии. Большая часть общества понимала, что власть в стране носит нелегитимный характер. Фальсифицированная «конституция» Ельцина, незаконный характер всех президентских выборов, состоявшихся после ее «принятия», вызвали в самых широких слоях населения недоверие к власти. Проводимые в стране опросы показали, что подавляющая часть населения страны видит в современной верховной власти в лучшем случае просто узурпаторов, а для большинства она «шайка казнокрадов и воров», зацикленных на своих корыстных интересах. На проведенном в Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде опросе населения, на котором был поставлен вопрос «Если бы вы были судьей, то какие меры наказания вы избрали для нынешнего президента России?», из трех вариантов ответа – «смертная казнь, пожизненное заключение, помилование» – 63% опрошенных высказались за смертную казнь, 24% – за пожизненное заключение.

С позиции тысячелетней русской государственности большую часть XX века после отречения Николая II высшая власть в России была нелегитимной. Только при Сталине, в условиях Великой войны, ценой неимоверных страданий и общенародного подвига она стала приобретать законные основания. Oднако наследники Сталина не смогли завершить начатое им дело национального русского возрождения. Время от Хрущева наших дней стало эпохой временщиков, чуждых традиции Русского государства.

 

 

Всероссийское Совещание православно-монархических сил. Москва, 21 сентября 1990 года. Слева направо: В.П. Кузнецов, Новиков, В.К. Демин, В.Н. Осипов, А.А. Широпаев

 

Нелегитимность государственной власти многократно усилилась после падения СССР, потеряла даже те небольшие основания, которые внес в нее Сталин. Пришедшие на смену коммунистам криминально-космополитические и криминально-еврейские кланы смотрят на нашу Родину как на объект грабежа. Возникший на их основе криминально-космополитический режим не был связан с русским национальным строительством, а, напротив, всеми силами препятствовал ему, не останавливаясь перед прямым насилием над волей русского народа, организуя государственные перевороты в августе – декабре 1991-го и сентябре – октябре 1993 года. Нелегитимная «конституция» 1993 года, фальсифицированные выборы 1993, 1995, 1996 годов еще более очевидно показали незаконный характер власти, существующей в нашей стране.

Oбщественное сознание начинает возвращаться к пониманию монархии как национальной идеологии, способной утвердить законную власть. Возвращение к монархии идет в двух направлениях. Во-первых, естественно и органично со стороны русского народа, искавшего в монархии возрождение тысячелетних православно-государственных традиций. Во-вторых, со стороны некоторых кланов криминально-космополитического режима, узурпировавшего власть в стране и пытавшегося придать ей легитимный вид.

Последнему способствовало политиканское поведение некоторых незаконных претендентов на российский престол, и прежде всего великого князя Владимира Кирилловича, рассматривавшего монархию вне ее православного содержания («монарх – Помазанник Божий», «Удерживающий») как простую форму организации государственной власти.

«Монархия, – заявлял Кирилл Владимирович, – это единственная форма правления, совместимая с любой политической системой». (Аналогичное мнение о «современной монархии», совместимой «даже и с социалистическим правительством», высказала Леонида Георгиевна.)

На прямой вопрос «Согласились бы Вы на конституционную или даже декоративную форму монархии, как, скажем, в Испании, Великобритании, Дании?» Владимир Кириллович ответил: «Такое решение будет зависеть от желания народов России. Если такое желание появится, то я не вижу причин, могущих помешать этому».

Весьма показательно, что мировая закулиса поддержала незаконные претензии «кирилловичей» на российский престол, сказалась старая традиция сотрудничества с масонскими ложами. В поддержку «кирилловичей» шли передачи финансируемого ЦРУ радио «Свобода», а также публикации прокатолической и промасонской газеты «Русская мысль». Oдин из сотрудников этой газеты А.П. Радашкевич становится секретарем Владимира Кирилловича.

В 1992 году, после смерти великого князя Владимира Кирилловича, новым претендентом на российский престол объявляется его внук Георгий, сын его дочери Марии Владимировны и принца Прусского Франца Вильгельма Гогенцоллерна. Сама Мария Владимировна провозглашает себя регентшей при сыне «цесаревиче».

В 1993–1994 годах в определенных кругах криминально-космополитического режима открыто обсуждается вопрос о восстановлении монархии. Напуганные событиями осени 1993 года, соратники Ельцина рассматривали «реставрацию монархии» как одну из «легитимных» возможностей сохранения власти «без риска выборов» в качестве коллективного регента при несовершеннолетнем «монархе» Георгии (правнуке великого князя Кирилла Владимировича).

Председатель Совета Федерации Шумейко в интервью телепередаче «Пресс-клуб» (1-й канал) в ноябре 1994 года заявил, что считает такое решение возможным. Бабушка «наследника», Леонида Георгиевна, с готовностью подтвердила там же, что, если ее внука возведут на престол, он не будет вмешиваться в действия существующей власти.

Новая волна интереса руководителей криминально-космополитического режима к восстановлению монархии в лице не имеющей законных прав линии «кирилловичей» прошла во второй половине 1996-го – начале 1997 года и была связана с тяжелой болезнью Ельцина. Прикрываясь идеей возможной реставрации монархии, криминально-космополитические деятели искали для себя пути спасения в случае «ухода» Ельцина.

В одной из публикаций космополитического журнала «Oгoнек» рассказывалось, что в администрации президента Ельцина, возглавляемой тогда А. Чубайсом, осуществляется «разработка общероссийско-национальной идеи». Сообщалось также, что в 15 км от Москвы по Рублевскому шоссе заканчивается строительство дома, подаренного «благодарной Россией» членам «царской фамилии». Планируется, что, получив дом, «царская семья» переедет на жительство в Россию, а «царевич» Георгий немедленно поступит в суворовское училище. По традиции к «царевичу» будет приставлен «дядька», в роли которого выступит уже отобранный сотрудник президентской охраны. «Стратегическая же цель проекта, – говорилось в статье, – всемерное сращивание лидеров новой демократической России с царской семьей и затыкание таким образом ртов особенно активным национал-патриотам».

Попытки деятелей криминально-космополитического режима подготовить общественное мнение и установление в России незаконной монархической «династии кирилловичей» еще более усиливают процесс узурпации власти. «Кирилловичи», не имеющие никаких законных прав на российский престол, готовы были стать ширмой для преступной деятельности мировой закулисы и еврейских финансовых кланов.

Очень много интересного о возрождении монархии в России рассказал мне В.В. Большаков, долгое время живший в качестве спецкора газеты «Правда» во Франции, где ему приходилось встречаться с некоторыми представителями Дома Романовых.

Пик реставрационных настроений в Кремле, рассказывал Большаков, пришелся на 1997–1998 годы. 27 февраля 1998 года Правительство России приняло решение о перезахоронении останков Николая II и членов его семьи в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Перезахоронение состоялось 17 июля 1998 года. По первоначальному сценарию о восстановлении монархии в России и примирении на этой почве всех политических сил должны были объявить после церемонии захоронения царских останков. За гробом последнего царя должен был идти наследник «цесаревич» Григорий вместе с регентом Борисом Ельциным.

Вопросами восстановления монархии с жаром занимался вице-премьер Борис Немцов. Рассказывали даже, что он стал фаворитом Марии Владимировны, наподобие Потемкина при Екатерине II. Кончилась эта его возня тем, что он перестал быть фаворитом Бориса Ельцина, который одно время видел в нем своего преемника.

В восстановлении монархии Ельцин видел для себя форму сохранения власти в качестве регента при царе.

Один из сотрудников Управления делами президента вспоминает, как к этому подошел его шеф Павел Бородин: «Я лично держал в руках салфетку с вышитой царской монограммой. Столовое белье для торжественных приемов будущего царя готовилось на совесть. Специальные комиссии осматривали эскизы “коронационного” фарфора и столового серебра. Частично эта посуда до сих пор используется на кремлевских приемах – естественно, уже без монограммы, просто с орлом. У Пал Палыча Бородина в хозяйстве ничего не пропадало». Скандальная реконструкция Большого Кремлевского дворца, проводимая И.С. Глазуновым (о котором я еще расскажу позднее), в ходе которой были украдены миллиарды рублей, была затеяна именно в расчете на будущую коронацию. Пригодилась, кстати, и парадная форма для Первой роты Кремлевского полка, пошитая также специально к коронации. В киверах и колетах по образцу русской гвардейской пехоты 1912 года «кремлевцы» щеголяют на различного рода церемониях до сих пор. Кремлевский полк уже готовился хором исполнять «Боже, царя храни!»...

Ходили слухи, что дочь Ельцина Татьяна вот-вот станет царицей российской... Но сорвалось. Ельцина убедили не позориться с официальным признанием подлинности царских останков и правомерности притязаний княгини Марии на звание «престолоблюстительницы», а ее сына – на русский трон. Эксперты доложили Ельцину, что Григорий не Романов, а больше Гогенцоллерн, т.е. «царь не тот». Он пришел в бешенство, и это едва не стоило карьеры Борису Немцову и кремлевскому завхозу Павлу Бородину. Оставшимися в живых Романовыми Кирилловичи были объявлены «самозванцами». Ельцин понял, что такая реставрация монархии сулит ему скандал мирового масштаба, и он прервал отношения с «престолоблюстительницей».

 

 

Крестный ход СХВ. Москва. 23 сентября 1990 года

 

В кругу русских патриотов эту псевдомонархию, конечно, отвергали. Oтношение русских к чубайсовской монархии и «кирилловичам» было высказано еще на Всероссийском монархическом заседании. Прошло оно, насколько я помню, очень торжественно в Колонном зале Дома союзов в Москве. На этом совещании хорошо выступил скульптор В.М. Клыков. Oн предложил создать Всероссийское соборное движение, которое со временем восстановит русскую монархию. В качестве конкретного политического механизма возрождения монархии он предложил создать Всероссийский Земский Собор. Цель Собора, по заявлению Клыкова, заключается в том, чтобы «восстановить Государственный Закон, разрушенный в феврале 1917 года международной кучкой террористов-заговорщиков». В своем «Oбращении к Русскому Народу» скульптор призывает «в единой соборной воле... счищать с себя струпья жидовской, большевистской проказы, срывать с себя ярлыки расчленителей всех мастей (от заокеанских до доморощенных)».

На следующем монархическом совещании, состоявшемся уже в Белгороде, было принято решение, что только «Всероссийский Земский Собор вправе выразить народный глас о форме правления на Руси, и, если такова будет воля Божья, восстановить на Руси Православную Самодержавную Монархию, и призвать на Царство родоначальника новой династии из героев и защитников Oтечества, доказавших свою верность Родине в тяжких испытаниях XX столетия». Таким родоначальником новой династии, по мнению Вячеслава Михайловича, должен был стать внук маршала Георгия Жукова.

Всего во второй половине 90-х годов прошло пять Земских Соборов. Кроме Белгорода, они состоялись в Новочеркасске, Курске, Крыму и Петербурге.

Собор в Курске проходил при полной поддержке Ювеналия, архиепископа Курского и Рыльского (митрополита с 1998 г.), одного из самых почитаемых в православном народе архиереев. Oднако в самый последний момент Собор попытался сорвать губернатор Курской области – «мальтийский рыцарь» А. Руцкой. За день до начала он запретил предоставлять залы для заседания и пропуск в Курск автобусов с делегатами. Положение спас владыка Ювеналий.

В утвержденной грамоте Курского Земского Собора говорилось:

«Пришел предел беззаконию на Руси, начавшемуся в феврале 1917 года. Мы, русские православные люди, не можем далее мириться с усугубляющимся беззаконием, превращающим русских людей в рабов и слуг дьявола.

Мы никогда не смиримся с расчленением Великой России, никогда не согласимся с приближением границ НАТО к священной Российской земле.

Мы не допустим того, чтобы наше Отечество, заботливо созидаемое нашими предками в тысячелетиях, стало колонией иностранных государств, провозгласивших себя устроителями нового мирового порядка.

В теперешней Российской Федерации нет законов, которые бы органично вписывались в иерархию нравственных ценностей, данных нам от Господа нашего Иисуса Христа. Нет национального Идеала, без которого жизнь и деятельность народа, творческие силы его иссякают под спудом и во тьме. Национальная идея подменяется ныне всеразъедающей и растлевающей идеей культа наживы, насилия, произвола, разврата и беззакония. Русский народ уходит в глухую защиту выживания.

Есть географическое, урезанное пространство, именуемое РФ. Нет многоцветия народов, а есть усредненные россияне.

Полностью осознавая вину за вероотступничество наших дедов и прадедов в 1917-м, за великий грех цареотступничества, принимая их грех, как свой, мы приносим Всенародное покаяние и просим Всемилостивого Бога: “Господи, прости нас, грешных...”

Наш идеал во все времена – Православная Вера, Православный Государь, православный народ (Вера, Царь, Oтечество). Следование этому идеалу позволило русскому народу создать Великую Православную Державу, в которой органично развивались и сохранялись все народы России со своими религиями и национальными традициями вплоть до 1917-го. Наши выстраданные права и обязанности – восстановить российскую государственность, уничтоженную в 1917-м, соединить разорванную связь времен для естественного хода бытия тысячелетнего Российского государства.

Руководствуясь Законами Господа нашего и его Святым Евангелием, которые неизмеримо выше мнения отдельно взятого человека или отдельно взятого народа, желая положить конец восьмидесятилетним разрушительным экспериментам коммунистических и демократических идей над русским народом и другими народами России и их государством, провозглашаем:

1) восстановление Державы Российской – главная задача будущего Всероссийского Земского Собора, как акт исторической справедливости, как гарантия прекращения смуты, единства нации и прекращения беззакония;

2) русская национальная Идея – Православие, Самодержавие, Народность. Это триединство, как подобие Святой Троицы, выстрадано и обретено русским народом в тысячелетиях;

3) призвание на Российский Престол Государя является исключительным правом Всероссийского Земского Собора – как совета Всея Земли Русской. До соборного решения все лица, провозгласившие себя наследниками Русского Престола, объявляются самозванцами, из какого бы края света они ни происходили».

 

 

Молитвенное стояние в Останкино. 9 января 1997 года

 

Петербургский (Невский) Собор был поддержан патриархом и большинством иерархов Русской Церкви.

Благословение Земскому Собору направили: Троице-Сергиева, Киево-Печерская, Почаевская лавры, Курская Коренная обитель, Свято-Данилов, Сретенский, Донской, Валаамский, Новоспасский и другие монастыри. Собор благословили старцы и духовники.

Накануне Собора вновь замироточила покровительница Всероссийского Соборного Движения – Державная икона Божией Матери. Чудо произошло 4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери, на утренней Литургии в московском храме Св. Николая в Пыжах. Впервые чудо наблюдалось 15 марта 1998 года, в день явления Державного образа, на многотысячном Крестном ходе.

Несмотря на благословение патриарха, Собор попытался запретить один из лидеров обновленчества и экуменизма митрополит Петербургский и Ладожский Владимир. Сторонник либеральных идей, он ненавидел своего предшественника митрополита Иоанна (Снычева). Митрополит Владимир был из породы чиновников, волею случая (?) оказался в церковной иерархии и заслужил недобрую славу среди прихожан своими требованиями обновленческой реформы календаря и служебного языка, введения модернистских новшеств на католический лад.

Участники Собора обратились к старцам, и те отменили запрет церковного чиновника, наносящего вред Православной Церкви. С мнением митрополита Владимира также не согласилось большинство мирян. Положение спас Виктор Васильевич Антонов, один из руководителей Партии монархического центра, который сумел найти новое помещение для проведения Собора, хотя время его проведения пришлось сократить до одного дня.

 

 

Молитвенное стояние СХВ. Москва. 15 марта 1998 года

 

Последние 15 лет ХХ века я принимал активное участие в общерусском движении за прославление Царственных мучеников. Хотелось бы рассказать о главных событиях в рамках которых протекало это движение. Для меня оно было связано прежде всего с деятельностью митрополита Иоанна (Снычева), епископа Вениамина и В.Н. Осипова.

Во второй половине 80-х годов среди православных людей складываются организации, ставившие своей главной целью добиться прославления Царственных мучеников. Первой такой организацией становится Христианско-патриотический союз, возглавляемый В.Н. Осиповым. Члены этой организации начинают сбор подписей за канонизацию «умученной от жидов» Царской семьи.

С возникновением Союза Православных Братств (председатель игумен Кирилл (Сахаров). – О.П.) массовый характер приобретает сбор исповеднических подписей под обращением к патриарху о канонизации Царственных мучеников. С 1991 года сбор подписей под исповедническим воззванием охватил многие области России. В Москве, С.-Петербурге, Сергиевом Посаде, Екатеринбурге, Царицыне, Ялте, Архангельске, Пскове и других городах России православными братствами и инициативными группами были организованы заставы по сбору подписей за канонизацию Царской семьи. Были собраны тысячи подписей. Многие православные на коленях, со слезами на глазах молились перед иконами Царственных мучеников о заступничестве их перед Богом. В Дивееве, на торжествах по случаю возвращения святых мощей преподобного Серафима Саровского, большинство паломников поставили свои подписи под воззванием о канонизации. Особенно дружно подписывали казаки из всех русских земель.

Увеличивалось число храмов, в которых поклонялись иконам Царственных мучеников. Было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия II митрополиту Сурожскому Антонию на освящение храма во имя Св. Царя-мученика Николая II и Его Августейшей семьи в Англии, а также архиепископу Екатеринбургскому и Курганскому Мелхиседеку на постройку часовни, а в дальнейшем – на возведение храма во имя Царственных страстотерпцев. Для организации этого богоугодного дела был создан фонд строительства храма-памятника, председателем которого стал владыка Мелхиседек.

В 1991 году на 2-м съезде Союза Православных братств, было принято решение «...Учитывая всевозрастающее почитание Свв. Царственных мучеников, просить церковное священноначалие осуществить канонизацию в ближайшее время. До этого православные братства, приходы и отдельные лица обращались с той же просьбой к Патриарху». На Архиерейском Соборе 31 марта – 4 апреля 1992 года было вынесено определение «...Поручить Синодальной комиссии по канонизации святых... начать исследование материалов, связанных с мученической кончиной Царской семьи»[1].

3-й съезд Союза Православных братств, состоявшийся 17–19 июня 1992 года в С.-Петербурге, в Александро-Невской лавре, снова обратился к патриарху, прося его «святых молитв, участия и помощи Богоугодному Святому делу – скорейшему проведению канонизации Русской Православной Церковью Царя-мученика Николая Александровича и Его Августейшей семьи – страстотерпцев Российских, Царственных мучеников».

В 1993 году в специальном послании к 75-летию убиения Императора Николая II и его семьи патриарх дал оценку совершенного цареубийства: «Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании»[2]. Синодальная комиссия Русской Православной Церкви по канонизации святых по распоряжению патриарха вплотную занялась вопросами канонизации Царской семьи.

Решение патриарха, поддержанное лучшими сынами Русской Православной Церкви – священством и мирянами, вызвало злобную peaкцию противников канонизации Царской семьи. В России, и за рубежом, и даже в самой Комиссии по канонизации начинается враждебная работа по дискредитации Царственных мучеников. Связанные с иудейско-масонской идеологией общественные деятели, публицисты и даже некоторые богословы начинают вовсю распространять нелепые, давно отвергнутые серьезными историками утверждения, что Николай II сознательно губил Россию, имел любовниц, курил, пил, расстреливал народ, довел Россию до катастрофы и даже был масоном. Еврейская и масонская печать – от «Известий» и «Независимой газеты» до желтых бульварных листков – предоставляют этим клеветникам возможность лгать, святотатствовать.

Сторонники иудейско-масонской идеологии проявились даже в Комиссии по канонизации святых. В середине 90-х годов они пытаются yтверждать, что цареубийство в Екатеринбурге не носило ритуального характера, и договариваются до полного отрицания ритуальных убийств иудеев.

Русская Православная Церковь почитает святыми христиан, умученных иудеями в ритуальных целях, например св. Евстратий, св. Гавриил Белостокский, тем самым признает существование ритуальных убийств, совершаемых иудеями по религиозным мотивам. Поэтому отрицание этих очевидных фактов некоторыми членами Комиссии по канонизации ставит их вне православного вероучения.

Духовная брань православных людей с противниками канонизации Царственных мучеников развернулась на заседании Священного Синода 10 октября 1996 года. В докладе Комиссии по канонизации противники прославления Царской семьи сумели провести формулировки, умаляющие великое духовное значение Царя в борьбе с силами зла, противопоставляющие его государственную и личную жизнь, отделяющие его от Государства и Русского народа. В докладе не было отмечено самое главное – вселенская роль Царя Николая II как последнего Удерживающего всего Христианского мира, с момента цареубийства вошедшего в эпоху апостасии.

Формулировки, прозвучавшие в докладе председателя Комиссии по канонизации, являющиеся по своей сути компромиссом с противниками прославления Царственных мучеников, вызвали справедливое возмущение большей части православного народа. Наиболее последовательно оно было выражено в «Обращении» епископа Владивостокского и Приморского Вениамина.[3] Формулируя собственный вывод, владыка Вениамин писал: «Подводя итоги изучения государственной и церковной деятельности последнего Российского Императора, Комиссия не нашла в ней достаточных оснований для его канонизации». Члены Комиссии при этом опирались на личное мнение как раз церковных, политических, государственных, нравственных противников Государя Императора Николая II, касалось ли это пресловутого «синодального периода» в истории Русской Церкви, или взаимоотношений с Г.Е. Распутиным, или каких-то конкретных исторических событий. При том оставались в стороне выводы государственной Чрезвычайной Комиссии Временного правительства, засвидетельствовавшей невинность Царской семьи в многочисленных обвинениях, выдвинутых накануне Февральского клятвопреступного бунта так называемым общественным мнением, формировавшимся тайными и явными врагами Трона и России, а также материалы официального правительственного расследования убийства членов Дома Романовых на Урале.

Такой избирательный подход к общеизвестным фактам, писал епископ Вениамин, позволил Комиссии по канонизации игнорировать Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 75-летию убиения Императора Николая II и Его семьи, в котором шла речь о необходимости государственного расследования так называемого Царского Дела и прямо говорилось: «...по приказу властей были лишены жизни люди, вся вина которых состояла в том, что они принадлежали к царствовавшей династии».

В Послании патриарха и Священного Синода было положение, не учтенное в материалах Комиссии, а именно: свой скорбный путь к Екатеринбургской Голгофе, к венцам страстотерпцев Государь и Государыня начали с момента возложения на себя венцов царских. Нельзя разделять два периода в Их жизни – до отречения и после, ибо одно вытекает из другого: Помазанник Божий принес себя в искупительную жертву за грехи народа.

Однако жизнь Того, Кто в течение более двадцати лет нес тяжелый крест царского служения по охране Церкви и Народа; Того, о Ком вся Русская Православная Церковь молилась как о «Благочестивейшем Государе Императоре», в докладе Комиссии «находит определенное сходство» с жизнями блудницы и пьяницы, правда, впоследствии раскаявшихся в грехах и чрез свое страстотерпчество удостоившихся святости. Мало того что такое уподобление выглядит кощунственно по отношению к Помазаннику Божиему, получающему особый священный дар в таинстве миропомазания на Царство, так еще просто не соответствует историческим фактам, если, конечно, не черпать их из зарубежного и отечественного злонамеренного мифа о Царской семье.

Стараясь обойти все острые вопросы, связанные с цареубийством, особенно роль Государя как Удерживающего и вытекающий из этой pоли ритуальный характер злодеяния, Синодальная комиссия приняла компромиссное решение: предложила канонизировать Царскую семью в чине святых страстотерпцев за Их страдания, перенесенные в тобольском и екатеринбургском заточениях, и за мученическую кончину.

В стороне осталось признание духовного подвига Царя за сохранение Православной Державы, а также искупительная жертва Царя за грехи народа. Конечно, для Бога, у Которого Царственные страстотерпцы давно прославлены, для небесной Торжествующей Церкви не важна формулировка канонизации Государя Императора Николая II Александровича и его Августейшей семьи, предложенная Синодальной комиссией. Она важна для нас – православного народа и земной воинствующей Церкви, поскольку определяет наше упование, ожидание того, в каком чине призываем мы Царя-великомученика на помощь страждущей России.

Епископ Вениамин и многие другие православные люди обращались к Архиерейскому Собору с просьбой внимательно изучить предложенную Синодальной комиссией формулировку канонизации Царской семьи и устранить неоправданное противопоставление двух периодов жизни Августейших страстотерпцев, восстановив как земное единство Русского Царя со Своим народом, так и небесное ликование у Престола Божия Царственных мучеников во главе сонма Новомучеников и Исповедников Российских.

Великое событие прославления Царственных мучеников совершилось в августе 2000 года, на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Была принята компромиссная формулировка канонизации Царской семьи в чине святых страстотерпцев и тем самым сделан первый шаг на пути искупления греха русского народа за попустительство в цареубийстве 1918 года.

В начале 1990-х годов я близко познакомился с замечательным писателем Владимиром Крупиным. Писателем, глубоко умудренным и в мысли, и в языке. Он очаровал меня с книги «Прощай, Россия, встретимся в раю» (1991). Мне приходилось часто встречаться и подолгу беседовать с ним в разных уголках России, особенно в Тюмени, Тобольске и Екатеринбурге, в последнем мы вместе участвовали в крестном ходе от места убийства Царской семьи к месту их первого захоронения. «Одно осталось русскому, – говорит Крупин, – Церковь Православная и молитва. Надо бороться за возрождение России, за ее место в мире, за чистоту и святость Православия. Россия, по обилию своих жертв, по величине своей святости – “последний бастион” в мировой схватке сил добра и зла». Эти и многие другие духовные выводы Крупина мне глубоко близки и созвучны. В середине 1990-х писатель отказался от выдвижения на литературную премию Л.Н. Толстого. «Многое во взглядах и в творчестве Толстого мне чуждо, – сказал Крупин, – анафема Толстому, совершенная Русской Православной Церковью, была правильной». Для миллионов русских Крупин – один из вождей русского патриотического движения. В 2012 году Институт русской цивилизации издал главный идеологический сборник Крупина «Книга для своих». В книге проводится мысль, что жизнь – это служение высшим духовным идеалам Православия. Русский образ жизни – это постоянный духовный поиск, миссия русских – защита веры.

 

 

Крестный ход СХВ. Москва. 12 ноября 1998 года

 

Через два года я подготовил к выходу в свет еще одну, теперь уже автобиографическую книгу Крупина «Море житейское», куда включены рассказы и очерки о его жизни с детства до наших дней. С мудростью и простотой писатель открывает свою жизнь до самых сокровенных глубин. В «воспоминательных» произведениях Крупина ощущаешь чувство великой общенародной беды, случившейся со страной исторической катастрофы. Писатель видит пропасть, на краю которой оказалось государство, и содрогается от стихии безнаказанного зла. Перед нами предстает панорама Руси терзаемой, обманутой, страдающей, разворачиваются картины всеобщего обнищания, озлобления и нравственной усталости. И тем не менее Крупин верит в воскрешение Руси духовной и могущественной.

Много интересных встреч было у меня с писателем Владимиром Личутиным. Как и В. Крупин, он очень глубоко и содержательно раскрывает русскую душу, но как бы в другом измерении. Оба писателя не повторяются, они даже не дружны друг с другом, но каждый создает картину русской жизни по-своему глубоко и убедительно – через свою душу.

В издательстве Института русской цивилизации мы выпустили две книги Личутина. В книгу «По морю жизни – на русском челне» (2016) были включены биографические произведения Личутина, рассказывающие о его жизни и судьбе с детских лет и до наших дней. Книга эта не только автобиографическая, но и исповедальная, написанная с той душевной и сердечной открытостью и прямотой, на которую редко кто из литераторов отважиться, боясь обнаружить чужому въедливому взору внутренние «темные пятна», ту греховность, которую всякий православный человек, каким бы делом он ни занимался, пытается изжить. Вот эта честность перед читателем особенно подкупает, сближает с народом в чувствах и переживаниях, ибо сам Личутин родом из простонародной гущи. Родившись перед самой войной, он пережил вместе с родиной те тесноты, которые за XX век не однажды настигали Отечество, заставляли жить с полным напряжением всех сил, не отлынивая от трудов (передаю слова Личутина).

Автобиографическая книга Личутина – светлый гимн простым корневым людям нашей земли, переживающим чудовищную трагедию геноцида русского народа, уничтожения России.

В другую книгу Владимира Личутина «Размышления о русском народе» (2013) Институт русской цивилизации включил его мысли, наблюдения о душе и судьбах русского народа. В русской душе, считает он, вместе с горестной тревогой живет и огромный праздничный мир, охраняющий русских как нацию и государство. «Поминая минувшее, дело вовсе не в том, чтобы нынче же вернуть прежнюю Русь с ее старинным допетровским уставом, когда судьба народа была посвящена Богу: той Руси не живать, того вина нам не испить; но, вглядываясь в досюльное, мне хочется остеречь скептиков с их ухмылкою и принять отечественное предание таким, каким оно состоялось во всей удали и драме...»

Оба писателя – и Крупин, и Личутин – национальное достояние России. Мне приходилось наблюдать их в разных ситуациях и событиях. Общение с ними душевно обогатило меня. Вместе с ними я две недели плыл на теплоходе во время Юбилейного славянского съезда, вместе мы участвовали в открытии Патриотического музея, и в разных общественных собраниях, и посиделках. В своей жизни мне приходилось встречаться и общаться с самыми выдающимися русскими писателями нашего времени, прямыми наследниками русской классической традиции в литературе – Астафьевым, Беловым, Прохановым, Распутиным, Солоухиным (о них я уже рассказывал), Крупин и Личутин достойные продолжатели этой линии.

 

[1]  Материалы, связанные с вопросом канонизации Царской семьи. М., 1996. С. 3.

[2]  Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 75-летию убиения Императора Николая II и Его семьи, 1993.

[3]  Обращение епископа Владивостокского и Приморского Вениамина к Архиерейскому Собору 1997 года от имени чад церковных, монашествующих и духовенства Приморского края // Русский Вестник. 1996. №№ 49–51.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Анатольевич Платонов
Терновый мой венец
Глава 69. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам
30.11.2025
Терновый мой венец
Глава 68. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам
17.11.2025
Терновый мой венец
Глава 67. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам
26.10.2025
Терновый мой венец
Глава 66. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам
14.10.2025
Терновый мой венец
Глава 65. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам
01.10.2025
Все статьи Олег Анатольевич Платонов
Последние комментарии
«План Трампа писался в Кремле»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
09.12.2025 17:36
Плюс негрификация всей страны
Новый комментарий от Дмитрий В.Ч.
09.12.2025 17:35
Справедливость – лествица Любви
Новый комментарий от Калужанин
09.12.2025 14:28
Философия как шлагбаум на пути к Православию
Новый комментарий от ОСт
09.12.2025 14:20
Пора возвращать в школу подлинную дисциплину
Новый комментарий от Туляк
09.12.2025 13:34
Ведьмак Ермак
Новый комментарий от Калужанин
09.12.2025 12:47
«Червь приполз в Россию и точит её, как яблоко»
Новый комментарий от С. Югов
09.12.2025 09:30