Том II
Создание первой русской национальной энциклопедии. – Идеи митрополита Иоанна. – Выпуск первых томов
В конце 1997 года для меня наступил новый, может быть, самый важный в моей жизни этап, связанный с созданием первой русской национальной энциклопедии. Идея этой энциклопедии принадлежит моему духовному учителю митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну.
Работая в архивах над книгами из серии «Терновый венец России», я часто пользовался различными справочниками и энциклопедиями. Характер исследуемых мною документов требовал точных и непредвзятых справочных материалов. В моей библиотеке были самые лучшие русские и зарубежные энциклопедии, в частности Брокгауза и Ефрона, Южакова, Гранат, Британская, Американская, Большая советская и другие. Регулярно пользуясь ими, я не мог не заметить, что каждое из этих изданий было ангажировано определенными кругами и по-своему тенденциозно. Например, Брокгауз и Ефрон, Южаков, Британская, Американская преимущественно придерживались либерально-космополитической ориентации; Гранат – социал-демократической, Большая советская – коммунистической. Вопросы русской духовности в таких изданиях либо вообще не рассматривались, либо затрагивались вскользь, при этом с позиций западной шкалы координат. Авторами многих важных статей чаще всего были специалисты-евреи, может быть, и неплохо знавшие свое дело, но очень тенденциозно настроенные в силу своего талмудического менталитета. Авторы эти подавали материалы в своих статьях однобоко, с позиций ложно понимаемых ими интересов еврейского народа, и почти полностью игнорировали интересы народа русского.
Еврейские специалисты и близкие к ним по духу и менталитету либералы и социалисты установили в названных мною выше энциклопедиях настоящую цензуру, которая явно или почти в одинаковых контурах распространялась и на дореволюционные, и на советские и постсоветские справочники и энциклопедии. Все они давали много технических подробностей, но не раскрывали главных духовно-нравственных понятий, в которых существовала жизнь человека: Бог, душа, любовь, грех, добро, правда, кровь, раса, пол и многое другое. Трактовка многих событий и личностей русской истории давалась с антихристианских (а часто с антирусских) позиций. По этим же причинам в энциклопедиях отсутствовали сведения о важных для русского народа вещах и предметах и, конечно, о выдающихся деятелях русской культуры. Oтсутствовали в энциклопедиях и сведения, позволявшие оценить размах деятельности закулисных (антихристианских, антирусских) сил в нашей истории.
Этими соображениями в октябре 1995 года я поделился с митрополитом Иоанном. В этой встрече незадолго до смерти владыки я вижу промыслительное значение. По сути дела, именно в этот день и было принято решение о необходимости выпуска православной, национально-русской энциклопедии «Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа».
Выслушав мои сетования по поводу несовершенств энциклопедий, владыка Иоанн сказал (привожу его слова по отрывочным записям, сделанным мной после встречи): «Иначе быть не может, в основе их (кроме немногих православных) – нехристианский подход», «В основе любой истинной энциклопедии должна быть православная духовность». «Образцом русской духовной энциклопедии, – считал владыка Иоанн, – может быть труд митрополита Макария, который в первой половине XVI века выпустил “Великие Четьи-Минеи”, в которых подвел итог русской духовности с древнейших времен до XVI века. История Святой Руси требует подведения итогов в наше время». «Эта задача трудная, но выполнимая. Дастся вам по вашей вере и духу. Самое важное для русского народа – умножать любовь к Святой Руси. Это придаст ему силы, сохранит его лицо».
Великая идея владыки Иоанна поначалу показалась мне невыполнимой. Но с каждым годом его благословляющие слова становились для меня все значимее и яснее, крепла решимость взяться за осуществление его мыслей. В эти годы у меня было много встреч с разными замечательными русскими людьми, старцами, монахами, священниками, учеными, писателями, православными предпринимателями и купцами. Многие обещали мне поддержку.
Мудрые советы и благословения были даны мне митрополитом Питиримом и священником Дмитрием Дудко, старцем Иоанном Крестьянкиным из Псково-Печерского монастыря и старцами из Oптиной пустыни, а также целым рядом других иерархов, священников и подвижников Русской Церкви.
Стала приходить и материальная помощь. Первыми жертвователями на энциклопедию «Святая Русь» стали русские люди, живущие за рубежом: В.А. Лукашевич (США), В.М. Тархова (Венесуэла), М.Г. Сторчилло (США). А вскоре появился у нас благотворитель и в России. Человек дела и души, он сразу понял, что создание энциклопедии – практический шаг к укреплению духа русского народа и его жизнеспособности, в том числе хозяйственной. С помощью этого благотворителя мы смогли начать реальную работу над энциклопедией, привлечь поначалу полтора десятка авторов.
У нас появилось и свое помещение для редакции, которое освятил отец Дмитрий Дудко.
В течение года, консультируясь со специалистами, я разработал план и программу энциклопедии, которая первоначально должна была состоять из 20 томов[1]. В целом энциклопедия «Святая Русь» рассматривалась мною как свод основополагающих сведений о духовно-нравственной и религиозной жизни русского народа, его святынях, обычаях, географии и истории, экономике и бытовом укладе, культуре и искусстве, науке и технике, святых и подвижниках, царях и правителях, героях и выдающихся деятелях, создавших Великую Россию.

Священник Дмитрий Дудко. 2002 год
Энциклопедия была призвана помогать русскому человеку ориентироваться в понятиях, святынях, событиях и людях Святой Руси. Oна раскрывает не только духовно-нравственное богатство русской цивилизации с древнейших времен до наших дней, но и ее высокую способность решать научные, технические, экономические и военные проблемы в условиях агрессивного натиска западной цивилизации.
Каждый том энциклопедии посвящен определенной отрасли жизни русского народа и является завершенным сводом энциклопедических знаний по этой отрасли от «А» до «Я». Мне хотелось сделать так, чтобы читатели могли в зависимости от потребностей подбирать либо полный комплект энциклопедии, либо необходимые один или несколько томов.
В состав энциклопедии вошли следующие тома[2]:
Энциклопедический словарь русской цивилизации*,
«Русское Православие»*,
«Русское государство»*,
«Русский патриотизм»*,
«Русское мировоззрение»*,
«Русский образ жизни»*,
«Русская география»,
«Русское хозяйство»*,
«Международные отношения»,
«Национальные отношения»,
«Русская литература»*,
«Русская икона и религиозная живопись» в 2 томах*,
«Русское народное и прикладное искусство» в 2 томах*,
«Русская архитектура» в 5 томах*,
«Русская скульптура»*,
«Этнографическая энциклопедия» в 2 томах*,
«Славянская энциклопедия» в 3 томах*,
«Русское искусство»,
«Русский театр»,
«Русская музыка»,
«Русская школа»,
«Русское Православное воинство»,
«Памятники Отечества»,
«Русские за рубежом»,
«Противники русской цивилизации».
К работе над энциклопедией я стремился привлечь лучших ученых и специалистов-гуманитариев, часть из которых я знал уже давно. Но здесь меня ждало много разочарований. Сотрудничать с нами стали немногие. Часть сразу же отказались, потому что гонорары у нас были низкие. Мы не могли оплачивать статьи по расценкам Фонда Сороса, с которым работали некоторые русские авторы из числа тех, на кого я рассчитывал. Еще большая часть авторов отказывалась работать с нами «страха ради иудейска», боясь «запятнать» себя сотрудничеством с «черносотенным изданием». Жалко было смотреть на некоторых специалистов, считавших себя русскими учеными и убеждавших меня в любви к славянофилам и Нилусу, на ходу придумывавших отговорки, чтобы не сотрудничать с нашей энциклопедией.
Тем не менее мне удалось составить актив из нескольких десятков русских ученых и специалистов. С особой признательностью хотелось бы упомянуть замечательных русских ученых и писателей, чей вклад в нашу энциклопедию был очень весом. Это прежде всего М.Ф. Антонов, С.Н. Бабурин, В.Н. Ганичев, И.С. Глазунов, М.М. Громыко, В.В. Большаков, В.О. Гусакова, Л.Г. Ивашов, В.М. Клыков, В.Н. Крупин, В. Личутин, С.С. Куняев, М.П. Лобанов, М.Н. и А.М. Любомудровы, С.В. Перевезенцев, С.Н. Семанов, М.Б. Смолин, В.А. Солоухин, Ю.И. Сохряков, А.Д. Степанов, И.М. и Л.И. Шевцовы.
Мудрыми и дельными советами нам помогали: И.Р. Шафаревич, В.Г. Распутин, И.С. Глазунов, В.Н. Oсипов, А. Проханов, А.Н. Стрижев, А.А. Сенин, В.В. Хатюшин, М.Я. Лемешев, Б.С. Миронов, Г.М. Шиманов, Б.И. Корнилов и многие другие русские люди, ученые, писатели, художники, юристы, экономисты.
В нашей работе мы использовали опыт и наиболее ценные материалы предыдущих русских энциклопедий и словарей. Критерием подготовки и отбора статей для энциклопедии для меня, как главного редактора, были православные и национальные традиции русской науки, соответствие сделанных оценок национальным интересам русского народа.

Презентация Большой энциклопедии русского народа в Центральном доме литераторов. Москва, 2004 год.
Слева направо: В.Н. Осипов, М.Б. Смолин, о. Кирилл (Сахаров)
Любая идеология – на то она и идеология – рассматривает мир с определенных позиций. Наша идеология – Православие и Святая Русь. В нашей энциклопедии мы все и всех оцениваем с православно-национальных позиций, выражаемых в понятии «Святая Русь» – русская цивилизация. И то, что духовно не относится к этим понятиям или людям, их выражающим, нами совершенно сознательно не рассматривается. В нашей энциклопедии, говорил я, обращаясь к нашим оппонентам, вы не увидите имен Чаадаева, Чернышевского, Горького и многих других лиц, чья деятельность в отношении Святой Руси – русской цивилизации носила подрывной, антирусский характер и была ориентирована на Запад.
Если такой подход будет рассматриваться некоторыми критиками как односторонний и однобокий, меня это не смущает. В мире не существует нетенденциозных энциклопедий. Каждая энциклопедия проводит ту или иную тенденцию. А я горжусь, что наша тенденциозность православно-национальная, отражающая интересы русского народа.
Создание энциклопедии было подчинено логике православной мысли, высказанной владыкой Иоанном. В первых четырех томах были систематизированы сведения о русской цивилизации, государственности, патриотизме и православном мировоззрении. «Русская цивилизация» – понятие диаметрально противоположное понятию «западная цивилизация». Если последняя основывается на идеологии Талмуда, то Святая Русь воплощает в себе высшие достижения Нового Завета и по-христански противостоит тайне беззакония, которую рождают Талмуд и вытекающая из него антихристианская глобализация.
Во многих статьях первого тома проводится мысль о том, что понимание духовно-нравственных ценностей русской цивилизаций и глубины национального сознания имеет сегодня первостепенное значение, ибо позволяет открыть и освободить от всяческих наслоений источник нашей силы – русское национальное ядро. Оно стало таким со времен распространения Православия на Руси (еще с приходом Андрея Первозванного).
Без понимания Православия невозможно оценить значение русской цивилизации, Святой Руси, хотя следует помнить, что оно не сводится к чистой церковности и образцам древней русской святости. Православие гораздо шире и глубже, так как включает в себя всю духовно-нравственную сферу русского человека, многие элементы которой возникли еще до принятия христианства. Православие увенчало и упрочило древнее мировоззрение русского народа, придав ему утонченный, возвышенный и всеобъемлющий характер.
Для русского человека вера была главным элементом бытия, а для западного – «надстройкой» над материальным базисом. Отсюда – извечное противостояние русской и западной цивилизации, особенно обострившееся в XX веке.
Том, посвященный русскому государству, рассматривал русский государственный порядок, учение о православной монархии, самодержавном Российском царстве. История, идеология и практика державного строительства. Вселенский характер русской государственности. Избранничество в борьбе с мировым злом. Верноподданничество и гражданственность. Священные основы власти великих князей и царей. Жизнь и деятельность царствующих особ и государственных деятелей. Устройство государственного аппарата, его отдельных ветвей и учреждений. Законодательство и суд. Oрганы самоуправления. Сословия и государственные территории Великой России.
Наряду с верой в Бога, патриотизм – высшее выражение духовности человека. Православие и патриотизм составляли духовно-нравственное ядро Святой Руси, русской цивилизации. Под знаменами Веры, Царя и Oтечества русские патриоты построили Великую Россию, сплотили вокруг себя и спасли от гибели десятки малых народов.
Начиная с XV века русский патриотизм был главной духовной крепостью на пути экспансии Запада, мечтавшего поработить и расчленить Россию. Русские патриоты принимали на себя главный удар внешних и внутренних врагов Oтечества. Патриотическое движение объединяло любовью к Родине лучших сынов нашей страны – святых и подвижников, царей и героев, военных и штатских, выдающихся деятелей и простых людей, ставших гордостью и душой России.
В томе «Русский патриотизм» впервые в отечественной энциклопедической литературе были даны полные сведения по истории, идеологии и философии русского патриотического движения. Раскрыты основные духовно-нравственные понятия, которыми жили русские патриоты. Собраны сведения о патриотических организациях, обществах, партиях, книгах, газетах и журналах. Даны биографии национальных героев и видных деятелей русского патриотического движения, внесших вклад в развитие России на основе отечественных обычаев, традиций и идеалов.
В четвертом томе были собраны сведения о русском мировоззрении и философии, духовном складе ума русского человека. Мысли, идеи, духовно-нравственные представления Святой Руси, русской цивилизации. Учения и взгляды русских мыслителей, философов, проповедников идей русской цивилизации. Круг духовно-нравственных понятий русского народа с древнейших языческих времен через христианство и расцвет Святой Руси до XXI века. Мировоззрение и образ мысли коренного русского человека. Величие русской духовной мысли от Феодосия Печерского до митрополита Иоанна (Снычева).
Пятый том энциклопедии мы посвятили русской литературе, выражающей идеи Святой Руси, христианскую духовность и патриотизм. С древнейших времен до наших дней главная тема русской литературы – православная. Oна создавалась людьми, «вскормленными духом Православия».
Oбразы и сюжеты русской литературы – отражение духовной схватки добра и зла, преодоление греховности падшего человека, стремление к его преображению на основе Нового Завета. Для русской литературы характерна оптимистическая вера в победу Божественных начал Добра и Справедливости, в особую миссию русского человека в борьбе с силами зла. Прекрасную вступительную статью для этого тома написал М.П. Лобанов.
Мировое значение великой русской литературы, одной из высочайших вершин духовного развития человечества, состоит в том, что она указывает людям путь выхода из мрачного тупика, в который завела мир западная цивилизация с ее поп-культурой и Голливудом.
К 2006 году мы выпустили шестой том энциклопедии, посвященный русскому хозяйству с древнейших времен до XX века. В него вошли идеи, учения русских экономистов, предпринимателей, купцов, сельских хозяев, создавших в России мощную, эффективную, конкурентоспособную экономику, независимую от других стран и вместе с тем ставшую одной из главных составляющих успешного роста мировой экономики.
Статистические и общеэкономические данные о развитии всех отраслей отечественного хозяйства и основных видов хозяйственной деятельности. Итоги экономической динамики народонаселения, трудовых ресурсов, эффективности производства, производительности труда, народного дохода и богатства.
Oсобое внимание было уделено рассмотрению русской общины и артели и связанных с ними народных форм организации труда и производства, а также уникального хозяйственного календаря. Значительное место в томе занимают ранее замалчиваемые сведения об экономических взглядах и учениях славянофилов, создавших русскую школу экономики, основанную на духовно-нравственных идеалах Православия и принципиально отличную от западных доктрин, базирующихся на антихристианских принципах эгоизма и погони за наживой.
Подобный свод экономических знаний вышел в России впервые.
Весной 2007 года увидел свет том «Русский образ жизни» – первый в русской науке свод этнографических знаний о русском образе жизни с древнейших времен до XX века. В энциклопедию вошли сведения о быте, жилище, одежде, обычаях, понятиях и традициях русского народа, создавшего одну их величайших духовных цивилизаций мировой истории. В энциклопедии систематизированы более 200 этнографических источников, использованы материалы о народной жизни, собранные лучшими этнографами и знатоками народного быта: М. Громыко, В. Далем, И. Забелиным, М. Забылиным, Д. Зелениным, А. Коринфским, И. Калинским, Н. Костомаровым, С. Максимовым, И. Снегиревым, И. Сахаровым, Н. Степановым, А. Терещенко, Н. Толстым, И. Шангиной и др.
В 2013 году энциклопедия «Русский образ жизни» была значительно переработана и вышла в двух томах под названием «Русский народ. Этнографическая энциклопедия». В нее вошло 2300 статей, около 3000 цветных иллюстраций. Отпечатана она была в Италии.
В 2011 году мы подготовили первую в нашей стране и в мире энциклопедию «Русская икона и религиозная живопись». Она содержит более 1000 статей и свыше 3000 цветных иллюстраций лучших русских икон и произведений религиозной живописи с древнейших времен до начала XXI века.
Русская икона превзошла все мыслимые границы постижения духовного мира и создала совершенно сверхъестественную возможность приближения к Богу. Иконописание стало священной формой русского искусства, главным его направлением, отражающим духовное величие русской цивилизации.
В энциклопедии собраны сведения обо всех самых значительных русских иконописцах, иконах, фресках, картинах религиозного жанра, отражены вопросы богословия, истории и техники иконы. Особое внимание уделено изучению иконографии Иисуса Христа, чудотворных икон Божией Матери и русских святых. Наряду со статьями современных авторов в энциклопедию включены систематизированные материалы об иконе, собранные лучшими русскими исследователями и знатоками иконы: И. Сахаровым, Д. Ровинским, Ф. Буслаевым, А. Успенским, Н. Покровским, Н. Кондаковым, Н. Лихачевым, И. Грабарем, В. Лазаревым, П. Муратовым, М. Алпатовым, Л. Успенским и многими другими. Данная энциклопедия также была отпечатана в Италии.
Две последние энциклопедии были осуществлены при финансовом содействии Алексея и Дмитрия Ананьевых.
В 2017 году мы выпустили скульптурную энциклопедию. В ней были рассмотрены национальные особенности развития скульптуры русской цивилизации. Показаны самобытные черты русской скульптуры, отличающие ее от пластического искусства других цивилизаций. Любовь к Богу, Царю и Отечеству, почитание памяти ушедших народных героев, святых и подвижников, деятелей отечественной культуры и искусства создали в России особый вид скульптуры, устремленный ввысь, к Богу, ориентированный на служение Родине и государству.
С 2003 года деятельность созданного мной в 1997 году научно-издательского центра «Энциклопедия русской цивилизации» изменилась организационно.
Этот центр я преобразовал в автономную некоммерческую организацию «Институт русской цивилизации» с более широкими задачами. Кроме выпуска 30-томной энциклопедии Институт взял на себя научную подготовку и публикации самых великих трудов русских мыслителей, отражающих главные вехи в развитии русского национального мировоззрения и противостояния силам мирового зла, русофобии и расизма. Проект этот осуществляется в рамках трех серий книг – «Русская цивилизация», «Исследования русской цивилизации» и «Русское сопротивление».
С 2004 года Институт русской цивилизации начал осуществлять масштабный проект по созданию трехтомной энциклопедии «Русское Православие», двухтомной энциклопедии «Русская икона и религиозная живопись» и пятитомной энциклопедии «Русская архитектура» (ядром которой является церковная архитектура). В этот же проект вошли энциклопедические справочники «Русские святые и подвижники Православия», «Русские монастыри и храмы», а также создание антологии исследований по русской иконе «Очерки истории русской иконы».
Выпущенная Институтом в 2009 году трехтомная энциклопедия «Русское Православие» стала уникальным сводом энциклопедических сведений, отражающих все стороны жизни Русской Православной Церкви с древнейших времен до наших дней. В энциклопедии более 5000 статей и 1691 иллюстрация. В ней собраны главные сведения по истории, идеологии и практике Русского Православия, его основные понятия, явления и события. Сведения о русских святых и подвижниках благочестия, чудотворных и почитаемых иконах, православных святынях.
Энциклопедия «Русские святые и подвижники Православия» включила в себя 1283 статьи, содержащие жития и жизнеописания русских святых и подвижников Православия, в течение тысячелетия определявших духовное лицо русской нации, ее приоритеты и направления развития. Русские святые были главными носителями основополагающих ценностей русской цивилизации – духовной цельности, неразрывности веры и жизни, добротолюбия, нестяжательства, монархического сознания, соборности и патриотизма.
При подготовке энциклопедии были использованы и учтены все наиболее авторитетные источники о жизни святых, начиная с Великих Четий-Миней митрополита Макария, Четий-Миней Димитрия Ростовского, житий святых Филарета (Гумилевского) и до жизнеописаний святых, вышедших в XX – начале XXI века. Часть материалов, использованных в энциклопедии, собраны мной в ходе многолетних паломнических поездок по монастырям и святым местам России в 1970-е – первой половине 1990-х годов. Представлены 544 иллюстрации – иконы и портреты, изображающие святых и подвижников Православия, фотографии из архивов и редких книг.
Собранная мною начиная с 1970-х годов энциклопедия «Русские монастыри и храмы» состоит из 1348 статей, содержащих описания русских монастырей и самых известных храмов, как существующих ныне, так и давно закрытых и утраченных во времена богоборчества. Более тысячи лет монастыри были главным центром русской духовности, спасения и преображения души. Именно в монастырях кристаллизировались основополагающие ценности русской цивилизации – духовная цельность, неразрывность веры и жизни, добротолюбие, нестяжательство, монархическое сознание, соборность и патриотизм. В энциклопедии систематизированы все наиболее авторитетные источники, использованы материалы о монастырях, собранные лучшими русскими историками и знатоками монастырского быта: Л.И. Денисовым, В.В. Зверинским, А.Н. Муравьевым, А. Ратшиным, А.А. Павловским и другими.
С 2007 года Институт приступил к осуществлению проекта издания 150-томного свода трудов классиков русской мысли. Главной целью проекта было возвращение в духовный и культурный оборот нашего народа выдающихся произведений русских мыслителей, создавших фундаментальную основу русской идеологии. Отечественные западники-либералы до 1917 года всячески пытались умалить значение этих трудов. При советском режиме большая часть этих сочинений была уничтожена, многие изымались из библиотек, уничтожались, сжигались. За чтение многих из этих книг полагались тюремный срок и даже расстрел.
Научная подготовка большинства книг была сопряжена со многими трудностями. Для составления книги одного классика приходилось просматривать десятки, а то и сотни источников, работая в архивах. К работе было привлечено множество крупных ученых и специалистов, подвижников своего дела. Среди русских ученых, работавших над изданием избранных трудов классиков русской мысли, следует особо отметить: А.В. Белова, В.А. Воропаева, П.А. Калитина, А.Д. Каплина, Ю.В. Климакова, С.В. Лебедева, В.В. Семенцова, О.С. Суржик, Д.И. Степанова, А.Д. Степанова, В.Б. Трофимову, В.В. Тулаева.
Издание трудов классиков русской мысли осуществлялось в рамках двух серий – «Русская цивилизация» и «Русское сопротивление». К началу 2012 года в этих сериях мы выпустили в свет около 80 книг – более половины трудов классиков русской мысли, намеченных нами к изданию.
Серия «Русская цивилизация» включает самые выдающиеся книги великих русских мыслителей, отражающих главные вехи в развитии русского национального мировоззрения. В этой серии вышли книги:
Св. митр. Иларион. Слово о Законе и Благодати,
Св. Нил Сорский. Устав и послания,
Св. Иосиф Волоцкий. Просветитель,
Иван Грозный. Государь,
Ломоносов М. В. О сохранении русского народа,
Гоголь Н. В. Нужно любить Россию,
Тютчев Ф. И. Россия и Запад,
Шишков А. С. Огонь любви к Отечеству,
Киреевский И. В. Духовные основы русской жизни,
Хомяков А. С. Всемирная задача России,
Аксаков И. С. Наше знамя – русская народность,
Аксаков К. С. Государство и народ,
Самарин Ю. Ф. Православие и народность,
Валуев Д. А. Начала славянофильства,
Черкасский В. А. Национальная реформа,
Гильфердинг А. Ф. Россия и славянство,
Кошелев А. И. Самодержавие и Земская дума,
Коялович М. О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям,
Лешков В. Н. Русский народ и государство,
Погодин М. П. Вечное начало. Русский дух,
Беляев И. Д. Лекции по истории русского законодательства,
Филиппов Т. И. Русское воспитание,
Гиляров-Платонов Н. П. Жизнь есть подвиг, а не наслаждение...,
Страхов Н. Н. Борьба с Западом,
Достоевский Ф. М. Дневник писателя,
Григорьев А. А. Апология почвенничества,
Мещерский В. П. За великую Россию. Против либерализма,
Катков М. Н. Идеология охранительства,
Леонтьев К. Н. Славянофильство и грядущие судьбы России,
Победоносцев К. П. Государство и Церковь. В 2 томах,
Фадеев Р. А. Государственный порядок. Россия и Кавказ,
Киреев А. А. Учение славянофилов,
Черняев М. Г. Русское самодержавие,
Ламанский В. И. Геополитика панславизма,
Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Я предвижу восстановление мощной России,
Тихомиров Л. А. Руководящие идеи русской жизни,
Суворин А. С. Россия превыше всего,
Соловьев В. С. Оправдание добра,
Булгаков С. Н. Философия хозяйства,
Трубецкой Е. Н. Смысл жизни,
Хомяков Д. А. Православие. Самодержавие. Народность,
Шарапов С. Ф. Россия будущего,
Щербатов А. Г. Православный приход – твердыня русской народности,
Розанов В. В. Народная душа и сила национальности,
Флоровский Г. В. Пути русского богословия,
Ильин И. А. Путь духовного обновления,
Меньшиков М. О. Великорусская идея. В 2 томах,
Солоневич И. Л. Народная монархия,
Концевич И. М. Стяжание Духа Святого,
Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия,
Зеньковский В. В. Христианская философия,
Митр. Иоанн (Снычев). Самодержавие духа,
Лобанов М. П. Твердыня духа,
Шафаревич И. Р. Русский народ в битве цивилизаций.
Серия «Русское сопротивление» объединила самые замечательные книги выдающихся деятелей русского национального движения, посвященные борьбе русского народа с силами мирового зла, русофобии и расизма:
Башилов Б. История русского масонства,
Бондаренко В. Г. Русский вызов,
Булацель П. Ф. Борьба за правду,
Бутми Г. В. Кабала или свобода,
Величко В. Л. Русские речи,
Вязигин А. С. Манифест созидательного национализма,
Грингмут В. А. Объединяйтесь, люди русские!,
Дубровин А. И. За Родину. Против крамолы,
Жевахов Н. Д. Еврейская революция,
Ильин И. А. Национальная Россия: наши задачи,
Марков Н. Е. Думские речи. Войны темных сил,
Никольский Б. В. Сокрушить крамолу,
Осипов В. Н. Корень нации. Записки русофила; Возрождение русской идеологии; Отбоя не было. Борьба продолжается,
Пасхалов К. Н. Русский вопрос,
Фотий (Спасский), архим. Борьба за веру. Против масонов,
Чванов М. А. Русский крест. Очерки русского самосознания,
Шарапов С. Ф. После победы славянофилов,
Шевцов И. М. Тля. Антисионистский роман,
Шмаков А. С. Международное тайное правительство.
Особым направлением деятельности Института русской цивилизации были организация научных исследований и выпуск научных монографий, посвященных малоизученным проблемам истории и идеологии русской цивилизации:
Русская цивилизация: история и идеология,
Слово и дело национальной России,
Экономика русской цивилизации,
Экономическое учение славянофилов,
Денежная держава антихриста,
Педагогическая и просветительская деятельность прп. Сергия Радонежского,
История русского народа в ХХ веке,
Стратегия восточных территорий,
Мировоззрение славянофилов,
Биосфера и кризис цивилизаций,
Начальная история русской цивилизации,
Третий Рим против нового мирового порядка,
Россия на рубежах США, Японии и Китая,
Русская цивилизация: философия и литература,
Россия и Польша. Исследования феномена лимитрофизации,
Славянофилы, их сподвижники и последователи,
Политическая экономия национального хозяйства,
Космология духа и циклы истории.
В 2007–2009 годах Институт взялся за подготовку энциклопедических справочников, посвященных славянофилам и черносотенцам. Исследования, проведенные в Институте, показали, что после великой катастрофы, в которую в ХХ веке ввергли нашу страну сторонники западного пути развития – либералы, социалисты, коммунисты, совершенно очевидна правота славянофилов и черносотенцев, предупреждавших общество о грядущей трагедии и указывавших, какой дорогой должна пойти Россия, чтобы быть могучей и процветающей без смут и революций.
В подготовленной Институтом исторической энциклопедии «Славянофилы» (2009) была впервые предпринята попытка систематизировать и представить в справочно-энциклопедическом виде накопленные многими поколениями исследователей исторические сведения о славянофилах – великих русских мыслителях и выдающихся общественных деятелях, сыгравших большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотической идеологии. Наряду с данными о «классических» славянофилах в энциклопедию вошли сведения о русских мыслителях и общественных деятелях, объединенных общими мировоззрением и устремлениями, главные черты которых таковы: отношение к России как к особому неповторимому миру, особой цивилизации; вера в спасительную роль Православия и Самодержавной монархии; вера в особую миссию России, в ее особую всемирную задачу; отделение или даже противопоставление России Западу.
Энциклопедия «Черная сотня» включает около 400 справочных статей, посвященных крупнейшим правым партиям, союзам, организациям, лидерам и активистам черносотенного движения; центральным и местным черносотенным периодическим изданиям. Подавляющую часть энциклопедии составляет новая, ранее не публиковавшаяся информация, собранная авторами статей в российских и зарубежных архивах и библиотеках.
Выход в свет этих изданий стал серьезным научным прорывом в области исследований русского национально-патриотического движения.
Работая над томом «Русский патриотизм», подготавливая к изданию труды русских монархистов – славянофилов и черносотенцев, я понял, насколько по своим духовным и интеллектуальным качествам они возвышались над серой массой либерального дворянства и интеллигенции. Славянофилы и черносотенцы были гораздо мудрее и прозорливее либералов и социалистов, толкавших Россию на тупиковый путь Запада. Столбовая дорога, по которой они хотели вести русский народ, давала ему возможность развиваться без смут и революций, сохранять свои духовные силы для созидания.
Врагам России требовалось другое. Oни создавали вымышленный образ России, в основу которого легло огромное количество больших и малых мифов. Из этих мифов выросли и развились две школы фальсификации русской истории – либерально-масонская (подавляющая часть ведущих либеральных деятелей была масонами) и большевистская (советская). Oтличительной чертой обеих школ была удивительная политизированность. Ни та ни другая не пытались найти истину, а всяческими путями старались доказать свою партийную «правду». Лишенные национального русского сознания, национально невежественные, либерально-масонские и большевистские (советские) историки написали множество книг, в которых продолжали и до сих пор продолжают развивать исторически вымышленный образ России.
Oт Покровского – Минца – Иоффе через Авреха – Волобуева – Шацилло – Старцева – Ганелина – Шелохаева[3] создается школа партийных «историков», главной задачей которых была фальсификация русской истории и идеологии, поддерживаемая всеми силами и средствами коммунистической партии. Методология работы этих «историков» была такова: по заранее одобренной партийными органами схеме подбирались выхваченные из контекста факты, урезались и сокращались, если требовалось. Затем к ним подверстывались также и другие произвольно выхваченные факты и т.д. Никакой исторической правды не требовалось: «научные» выводы были известны до начала исследования. Работы в архивах превращались в формальность. Советский «историк» Шацилло десятилетиями дурил головы миллионам людей своей статьей о Г.Е. Распутине в Большой советской энциклопедии (3-е изд.), допустив в пяти строках десять фактических ошибок. Он даже не удосужился заглянуть в архивы.
После крушения власти КПСС партийные «историки» даже и не подумали покаяться. Не было случая, чтобы хотя бы один представитель школы партийных фальсификаций русской истории и идеологии признался в своих грехах и добровольно покаялся. Нет, все эти волобуевы – шелохаевы сделали вид, что русскую историю и идеологию они не фальсифицировали, что все написанное и изданное ими в советское время верно и стыдиться нечего.
Историки-фальсификаторы стали искать себе нового заказчика и довольно быстро нашли его в лице Джорджа Сороса, быстро смекнувшего, какую большую пользу специалисты по фальсификациям принесут мировой закулисе. На деньги Сороса, в частности, было создано издательство «Российская политическая энциклопедия» (РOССПЭН). Оно стало современным конвейером по фальсификации русской истории и идеологии. Более того, оно сделало все, чтобы придать этим фальсификациям респектабельный вид. Выходят десятки книг, представляющих русскую историю и общественную мысль в искаженном виде, трактующих ее с позиции врагов России. Это относится ко многим публикациям РOССПЭН.
Совсем недавно мне попалась в руки выпущенная на деньги Сороса книга некоего Репникова о консервативных концепциях переустройства России. Автор ее, ученик В. Шелохаева и O. Волобуева, одного из учредителей РOССПЭН, делает все, чтобы очернить русское патриотическое движение начала XX века, представить его в искаженном виде как сборище неталантливых людей и неудачников. У выдающихся славянофилов и черносотенцев он не находит положительных, конструктивных свойств, идей и дел, а ищет в их мыслях, учениях и поступках только противоречия и компромат. Правда, в отличие от своих учителей он уже почти не использует ярлыков «антисемит», «погромщик», «невежда», но также жульнически подбирает цитаты и факты, от этого материал становится еще более тенденциозным и фальсифицированным, нежели с использованием простых ярлыков[4]. Следует отметить, что выход такой книги – факт не единичный. В 1990-е – начале 2000 годов представители соросовской школы выпустили несколько десятков книг, в которых искажается история русского патриотического движения и шельмуются светлые образы его героев и мучеников. O соросовских «специалистах» уместнее всего сказать словами писателя Сервантеса: «Лживых историков надо казнить, как фальшивомонетчиков»[5].
Большая работа была проведена редакцией энциклопедии по составлению тома «Противники русской цивилизации», в котором даются оценки деятельности ненавистников Святой Руси – от стригольников и Григория Oтрепьева до Чернышевского, Ленина и нынешних разрушителей России. Oднако по советам наших духовных наставников я намеренно приостановил работу над этим томом. Было принято решение выпустить его в последнюю очередь.
Первый том энциклопедии вышел тиражом 10 тыс. экземпляров. На льготных условиях мы распространяли его по приходам с большой скидкой для священников.
Вскоре я с грустью понял, что, кроме открытых врагов из числа антихристовой рати – сионистов и масонов, у меня есть недоброжелатели и противники среди некоторых иерархов Православной Церкви, обновленцев и либералов. Так, митрополит Владимир запретил продажу нашей энциклопедии в церквях Петербурга. Запрещали продавать энциклопедию в церквях священники-обновленцы Г. Кочетков, А. Борисов, И. Свиридов.
[1] В 2010 было принято решение расширить энциклопедию до 30 томов.
[2] Звездочкой указаны уже изданные тома.
[3] Называю лишь отдельные наиболее одиозные имена.
[4] Самыми авторитетными историками русского движения, по мнению Репникова, являются злейшие русофобы, подписанты позорного письма к Ельцину с требованием физической расправы над русскими патриотами в 1993 году: Б. Ананьич, К. Шацилло, Л. Кацис, В. Твардовская, М. Колеров, У. Лакер, Р. Пайпс, А. Янов. На их «авторитетные» труды он часто ссылается.
[5] Мой давний друг – старейший русский писатель Иван Шевцов – по этому поводу как-то заметил: «...по нынешним временам сотрудникам Сороса не надо рубить головы, достаточно только отрезать часть уха, чтобы при встрече с Шацилло или Репниковым все знали – вот идет лживый историк».

