В новом 14-м выпуске журнала «Берег России» впервые был опубликован доклад многоуважаемого отца Платона (Игумнова), известного богослова и преподавателя Московских духовных школ. Доклад называется «Архиепископ Вениамин провозглашал вечные и абсолютные истины Божественного Откровения».
Профессор МДА архимандрит Платон является учеником и последователем выдающегося архиерея-исповедника Русской Православной Церкви Вениамина (Новицкого).
Доклад многоуважаемого отца Платона прозвучал в аудиозаписи на конференции памяти архиепископа Вениамина (Новицкого) 12 декабря 2024 года в Иркутске. Конференция прошла по благословению митрополита Иркутского и Ангарского Максимилиана в областной государственной библиотеке им. И.И.Молчанова-Сибирского.
+ + +
Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, дорогие участники и гости конференции!
Считаю своим долгом выразить глубокую благодарность вам, организаторам настоящего форума, за предоставленную возможность участия в этой церковной конференции, посвященной памяти Преосвященного Вениамина, архиепископа Иркутского и Читинского! Хочется надеяться, что эта конференция осуществится как событие, наполненное глубокой духовной значимостью. Наше обращение к конкретным личностям минувшей исторической эпохи обогащает восприятие нами текущего жизненного момента, возможность погрузиться в духовное пространство церковного прошлого открывает перспективы актуального притяжения глубинного смысла настоящего. На историческом фоне минувшего ХХ века в новых контурах и в новых красках вырисовывается открывший свой лик, наш ХХI век.
Современный мир живет прежними и новыми достижениями во всех областях наук и технологий, но он также живет сенсациями и новостями. Его восприятие жизни обусловлено миром феноменов, его миросозерцание теряет способность глубинного проникновения в сущность происходящих перемен и концептуальной оценки новой действительности. И если бывает какое-либо пробуждение, мировоззренческого, религиозного, спиритического сознания, то именно нашему времени оно необходимо.
В своей церковной проповеди Владыка Вениамин провозглашал вечные и абсолютные истины Божественного Откровения. И постоянно говорил о спасительной значимости жизни человека с Богом, поскольку Завет Бога с человеком определяет основной и вечный смысл человеческого предназначения. Владыка напоминал, что жизнь современного человека не способствует углублению его собственный экзистенциальный опыт, что его жизнь лишена покоя и созерцательности. Более того, она не озарена Божественным светом, не освящена Божественной благодатью. Владыка остро переживал драматизм отступления человека и всей светской жизни его времени от Бога и Церкви. Как человек Церкви Владыка всей душой трепетно и благоговейно относился к великому и неисчерпаемому богатству апостольского, святоотеческого, богословского и литургического наследия Православной Церкви. И потому горько скорбел об отчуждении людей его эпохи от христианской веры и нравственного благочестия. Владыка пребывал в подвиге молитвы и созерцания. В его любезном и скромном облике, в его великодушии и благородстве просвечивал тонкий аристократизм и чувствовалась высокая степень его духовной культуры. При этом его общение с людьми отличалось безыскусной простотой и искренней доверчивостью.
Владыка владел даром церковного красноречия, в его проповеди открывалась панорама его глубокого и цельного миросозерцания, исключавшее даже самое ничтожно сомнение в истинности его Благовестия. Его проповедь была небесным посланием, в котором народ божий получал ответ на те вопросы и недоумения, которые могли возникать. Многим казалось, что духовный облик Владыки напоминал им святителей далекой византийской эпохи и был истинным воплощением образа доблестного пастыря, образа Ангела Иркутской церкви.
Владыка Вениамин глубоко чтил своих великих предшественников на древней Иркутской кафедре: святителей Иннокентия и Софрония, просветителей сибирских народов. Он проявлял заботу о неукоснительном соблюдении канонических правил Церкви, о чистоте православной догматической истины, о благолепии святых Божиих церквей, о достойном и торжественном совершении богослужений, особенно в дни Великих церковных праздников. Ему был присущ утонченный художественный вкус, его служение было отмечено печатью литургического изящества.
Владыка осуществлял свое церковной служение в условиях сложной внутренней социальной и политической обстановки, обусловленной парадигмальным характером современной ему идеологической ситуации в стране и обществе, радикально отвергавшем религию и Церковь. В этих условиях он был святителем - исповедником. На его отпевании в Введенском Чебоксарском соборе 17 октября 1976 года архиепископ Самарский Иоанн, впоследствии митрополит Санкт-Петербургский в надгробной речи сказал, что жизненный путь Владыки Вениамина не был усыпан розами, что это был тернистый и суровый путь несения Креста архипастырского служения. Но этот путь вел его к Торжеству Церкви.
Когда Святой пророк Исайя торжественно возгласил: «Светись, светись, Новый Иерусалиме!» его профетическому взору открылась немеркнущая слава Христовой Церкви. Которая миссией своего служения миру несет послание Неба каждый век нашей человеческой истории. Исполнению этой великой миссии Церкви была посвящена жизнь и призвание Преосвященнейшего Вениамина, архиепископа Иркутского и Читинского.
Архимандрит Платон (Игумнов), профессор МДА
На фото архиепископ Вениамин (Новицкий) в Москве с членами Комиссии по подготовке Поместного собора Русской Православной Церкви и католическим гостем. 1970 год. (на дальнем плане в центре)
Другие материалы РНЛ о Высокопреосвященном архиепископе Вениамине (Новицком):
О нем должны знать везде
https://ruskline.ru/analitika/2025/06/24/o_nem_dolzhny_znat_vezde?ysclid=mdsmlyexop80742976
Трагические страницы истории церкви на оккупированной территории. Из воспоминаний очевидца
Переиздана книга об архиепископе Вениамине (Новицком). Второе издание книги вышло к 125-летию со Дня рождения выдающегося архипастыря
https://ruskline.ru/news_rl/2025/03/07/pereizdana_kniga_ob_arhiepiskope_veniamine_novickom