Не суди других. Не меряй
Человеческою мерой.
Не изследуй тьму и тьму.
И духовного перста
Не влагай в чужую рану.
И не рой другому яму
Ты по росту твоему.
Ближнего люби. И веруй:
В Бога Троицу, в Христа,
В Богородицу Марию,
В Церковь Божию, в Россию,
В царство Бога на земле.
День суда грядет во мгле, –
Стой под знаменем креста,
Пой Христос воскресе, веруй:
Бог с тобою, Бог везде,
Божий Дух в твоей судьбе.
Бог Божественною мерой
Все отмеряет тебе:
Белый свет и неба синь,
Красный звон над куполами.
Хлада глас. И гаснут тени.
В храме светится заря.
Слава Божия над нами:
Бог Творец, и пенье в храме,
Пойте, небо и земля!
Свет незримый воскресенья
Вижу, слышу в этом пеньи:
С нами Бог! – Спаситель с нами.
Исчезают тьма и тень.
Бог явился в Человеке! –
Солнце светит в Человеке!
Бог зажег над небесами
В новом небе новый день –
Вечный полдень – свет спасенья –
Всей вселенной день един.
Громче, ангельское пенье!
Славьте Господа во веки,
Слава Богу вдохновенья,
Слава Троице. Аминь.
Примечания к стихотворению, о символах духовных и художественных,
и ссылки на Библию на церковно-славянском языке.
Царство Бога на земле – об этом пророчествуется в Откровении святого апостола Иоанна Богослова (Апокалипс. 11, 15): – И седмый ангел воструби, и быша гласи велицы на небесех, глаголюще: бысть царство мiра господа нашего и христа его.
В русском переводе (Откровен. 11, 15): царство мiра соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его.
С этим пророчеством согласуется и предсказание старца Филофея о Москве – Третьем Риме. Москва в мiре самый большой город по количеству жителей, крещеных в христианскую православную веру.
«Церковь есть земное небо, где небесный Бог живет и движется», – говорит святитель Герман, патриарх Константинопольский. (https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/tainstvo-very-vvedenie-v-pravoslavnoe-dogmaticheskoe-bogoslovie/7_1#note142_return. Цит. по: https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vvedenie-v-liturgicheskoe-predanie-tainstva-pravoslavnoj-tserkvi/1_3.)
Итак, Царство Бога на земле есть Церковь Христа Православная, в которой мы все Им живем и движемся и существуем. (Деян. 17, 28) Она же есть и град, на верху горы стоящий. (Матф. 5, 14)
Христос воскресе – слово из пасхальных богослужебных песнопений и приветствие православных христиан на Пасху, от дня Воскресения Христа, от Пасхи, все сорок праздничных дней, до Его Вознесения.
Божий Дух – Дух Божий – Дух – в священном Писании упоминается: как Дух Святый, третье лице Пресвятой Троицы. ипостась Божества, и, реже, как Ангел Божий. Апостолы хотели увидеть лице Бога Отца, "покажи нам Отца", попросил Петр. Христос ответил: видевший Сына, видел и Отца. Лице Сына – первое лице Божие, которое они могли бы видеть воочию. И они увидели его, и наипаче увидели его в благодати Преображения, когда Христос преобразился пред ними (Лук. 9 гл.). А прежде Преображения многие видели лице Христа, но не видели в Его лице – Лице Бога Отца. Лице Духа Святаго есть второе лице, которое они могли видеть, но могли видеть только образно, символически, "в виде голубином", яко голубя. Почему? Божество же видеть невозможно. И Дух Святый "в виде голубине" сошел на Христа, когда Он крестился в Иордане. Лице Бога, лице Бога Отца не видел из земных никто. "Бога человекомъ не возможно видети", так гласит премудрость Божия, – эти слова все слышат при отпевании усопшего. Но Бог Отец явился "в гласе", явился словесно, когда Господь Иисус крестился в водах Иорлана от Иоанна, крестившего Его. Тогда глас Божий, глас Бога Отца рек о Христе: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Матф. 17: 5).
Икона преподобного Андрея (Рублева), изображающая явление Пресвятой Троицы в образе трех ангелов Божиих, есть лучшее изображение трех лиц триединого Божества – Бога Единого в Троице Его ипостасей (явлений невидимого). Умопостигаемое стало явным. Желание видеть Бога исполнится, или почти вполне осуществится, только в царстве Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. "Да приидет царпствие Твое", – просим мы в молитве всех молитв, в "Отче наш". Видеть Бога – это значит быть в Боге, жить с Богом.
Еще о Духе Божием, пять слов;
Быт. 1, 2: Земля же бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и дух божий ношашеся верху воды.
Быт. 41, 38: И рече фараон всем рабом своим: еда обрящем человека сицеваго, иже имать духа божия в себе?
Иов. 33, 4: дух божий сотворивый мя, дыхание же вседержителево поучающее мя.
2 коринф. 5, 5: Сотворивый же нас в сие истое бог, иже и даде нам обручение духа.
Евр. 2, 4: сосвидетелствующу богу знаменьми же и чудесы, и различными силами, и духа святаго разделеньми, по своей ему воли. – Здесь, в послании к евреям апостола Павла, говорится о дарах духовных, дарах Духа Святаго, о знамениях и чудесах от Бога, о явлении сил различных, в тех, кто пребывает в благодати Духа Святаго, и о разделениях даров духовных по Его воле, ибо дары духовные даются верующим многоразличные, на все потребы духовной жизни.
Белый свет, неба синь, красный звон – цвета флага в Российской империи (флага русского торгового флота) и флага современной России, показывают, к какой стране. к какой Церкви принадлежит храм, в котором под звон колоколов является Слава Божия, Бог Творец и Спаситель. Это Русская Православная Церковь. А неба синь рифмуется полностью только со словом Аминь в конце стихотворения, на двадцатом стихе! Это указывает нам: истинная Церковь одна во все времена.
Хлада глас – слово из Библии, на церковно-славянском языке, о малоприметном признаке явления Господа, в ветхозаветные времена (3 царств. 19, 12):
и по трусе огнь, и не во огни господь: и по огни глас хлада тонка, и тамо господь.
Слава Божия – упоминается в Библии не единожды (Притч. 25, 2, церковн.-славянск.): Слава божия крыет слово, слава же царева почитает повеления его. – Апокалипс. 21, 23: И град [небесный] не требуя солнца и луны, да светят в нем, слава бо божия просвети его, и светилник его агнец. Светильник его агнец, означает: Христос есть светильник небесного града.
Свет незримый... Вижу, слышу в ... пеньи. – Можно ли видеть незримое, свет незримый? Можно, ибо можно видеть умом. Земля же бе невидима и неустроена, – сказано в Писании (Быт. 1, 2, церковно-славянск.), но читающие Писание видят ее, невидимую землю, – видят духом, умом, и говорят о ней, как о видимой. Свет незримый в духовной жизни – благодать Божия. Мы видим невидимое Божие и слышим Его по дару благодати. Значит: можно свет слышать и звук видеть? Можно. Звук голоса можно видеть духом, умом, – об этом говорится и в Откровении святого Иоанна Богослова:
Апокалипсис, 1, 12; 1, 10: И обратихся видети глас, – говорит апостол Иоанн, ибо он тогда был в Духе.
По-русски: И обернулся, чтобы увидеть голос.
(Подробнее об этом см.: Губанов В. А., Библия опережает науку на тысячи лет, сборник, глава: Кто первый увидел голос, стр. 22. Серия Бог и вселенная, Москва, 1996 г.).
О видении голоса говорится и в книге пророка Исаии. Ведь, если может человек видеть голос, то тем паче может видеть Бог, Создавший человека. И Господь говорит:
Исаии, 30, 19: егда узре глас вопля твоего, послуша тебе.
По-русски: когда узрел (увидел) голос вопля твоего, послушал тебя (там же, стр. 22).
А как можно свет слышать? Святитель Феофил Антиохийский говорит о человеке так: очи души твоей видят и уши сердца твоего слышат (Послание к Автолику, книга первая, глава вторая).
То есть, мы видим не только телесными глазами, но и умом, и душою, по благодати Божией, и слышим не только телесными ушами, но и сердцем своим. Поэтому, по слову Христа: есть люди, имеющие уши, чтобы слышать, а есть люди, которые уши имеют, но не слышат слов Христа (Матф. 11, 15; 13, 9; 13, 43; 25, 30. Марк. 4, 23; 7, 16; Лук. 8, 8; 8, 15; 4, 35). Так в духовной жизни. А не в духовной?
А если свет незримый – лишь электрический свет, электромагнитное излучение, употребляемое, например, в телевидении и радиовещании? Тогда – здесь нет благодатного явления. Ибо радиоволны и все электромагнитное не освящаются Церковью. Так сказал об этом в храме на проповеди иеромонах Почаевской лавры: «Дух Святый по радиоволнам не передается, и благодать Божия на пленку не записывается». Поэтому: все эти передачи и записи безблагодатны, неспасительны, не запрещено их слушать, смотреть, но нельзя ожидать от них спасительной Божией благодати, то есть, спасения в Боге (об этом см.: Владимир Губанов, Можно ли проповедовать по телефону? Журнал Москва, сентябрь 2018 г.).
С нами Бог – слово из православного богослужения, по-церковнославянски: Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко съ нами Богъ. Это изречение из пророчества Исаии (Ис. 6, 9-10). С нами Бог – это словосочетание означает также имя Господа нашего Иисуса Христа, имя Его чудесного рождения, в пророчестве Исаии пророка: се, дева во чреве приимет и родит сына, и нарекут имя ему еммануил, еже есть сказаемо: с нами бог. (Матф. 1, 23).
О новом небе – возвещается в пророчестве апостола Иоанна в Апокалипсисе, последней книге Нового Завета: И видех небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоста, и моря несть ктому (Апокалипс. 21, 1). – В приведенных словах, и далее, в этой главе, как и в предшествующих главах Откровения и во всем Евангелии, пророчествуется о начале нового мiробытия – вечного дня, благовествуется спасение в Боге и начало новой жизни – вечной жизни с Богом Творцом, во Христе, в благодати Духа Святаго. Аминь.
День един – первый день мiра, начало шестидневного творения (Быт. 1). В день шестой был сотворен Адам. Мы живем в дне седьмом. Наступает вечер седьмого дня (есть и икона: "Святая Троица. Вечеря"). Наш день седьмой закончится, когда явится Судия этого мiра, Христос, со святыми ангелами и всеми святыми, и начнется последний и действительно страшный суд, и, по суду, откроется для спасаемых во Христе, начнется жизнь вечная, в дне восьмом. Так, дню единому, первому дню мiра подобен последний день мiра, восьмой день, безконечный, вечный день – единый день всей вселенной. И времени уже не будет (Откр. 10, 6). Об этом говорят многие святые, христианские писатели, толкователи Библии.
(Об этом, см.: Владимир Губанов, ШЕСТОДНЕВ, СЕДМИЦА, И ВОСЬМОЙ ДЕНЬ, или Сколько длятся дни Бога Творца. Миссионерско-просветительский центр Шестоднев, руководитель центра протоиерей Константин Буфеев; http://shestodnev.ru/category/articles/.)
+++
2025 г.