Различные фотоизображения, представляющие своеобычную галерею жизни Алексея Ухтомского: вот молодой, с чистым и ясным челом слушатель Московской духовной академии: мысль, активно работающая в нём, собирается постепенной густотою.
Вот – в рыбинском доме, за трудами над магистерской диссертацией: и первое, что поражает – огромный лоб, сократовский; а вот – стар, много бурь познавший, многое свершивший, борода густа, но лоб, представляется, стал ещё больше.
В чём более значителен: в физиологии, или в церковном служение – он, совместивший области, в обеих поднявшийся высоко по незримой, мистического хрусталя, лестнице?
Теория, объясняющая метафизический фундамент: бытования человека на земле; жёсткая доминанта – насколько сочетаема с верой в Бога?
Тут… сплошная механика, там – нечто из сфер, куда не заберёшься с экспериментом.
Ухтомский сочетает: описывая теорию доминанты в трактате «Доминанта, как рабочий принцип нервных центров», в других работах, и будучи не просто церковным человеком, но – совершающим карьерное восхождение в недрах церковного бытия.
Термин, однако, заимствован: понятие доминанта употребил Р. Авенариус в «Критике чистого опыта»; Ухтомский использует его, посчитав наиболее приемлемым для разгаданной тайны.
…в конкуренции зависимых жизненных рядов один из них приходится рассматривать, как доминанту данного момента…
Всё конкурирует.
Устойчивый – более, или меняя – очаг повышенной возбудимости центров – пылает огонь красным.
Как на это взирает Всевышний?
…из князей происходивший, родившийся в родовом поместье, в селе Вослома Рыбинского уезда Ярославской губернии Ухтомский: отец был отставным военным.
Сёстры и брат – ставший в последствии архиепископом, и изрядно влиявший на космос мировосприятия Алексея…
Изначальное домашнее воспитание, перевитое ленточками тепла и уюта.
В силу семейных причин Алексей был передан на попечение тёте Анне: о которой вспоминал, как о главной воспитательнице и спутнице жизни – вплоть до кончины её.
Ухтомский, не закончив классической гимназии, её полного курса, поступает, как настаивает отец, в Нижегородский кадетский корпус, однако – наука влечёт серьёзней.
И. Долбня – в будущем профессор – влияет на молодого Алексея; преподаватель математики, он стремится ввести слушателей в как можно более широкой круг естествознания, преуспевая на педагогическом поприще.
Пестовать мысль! Она – определяющий вектор; и Ухтомский называет И. Долбню именно – «учителем мысли».
Естественно-научные дисциплины совмещаются с интересом к философии, этике, литературе: кажется, Ухтомский задался целью корнево постичь человека, разгадать загадку вида; Аристотель и Декарт открывают ему разные способы мыслить, постигая лабиринты бытия, вместе – дают объёмное видение мира: которое – всё равно, как чувствует Ухтомский – нуждается в дополнение и уточнение.
Под влиянием брата, и по совету Долбни - поступает на словесное отделение Московской духовной академии.
Общежитие слишком суетно, у Алексея есть возможность жить на квартире, пусть не большой; а уют и домашнюю обстановку, подразумевающую тепло, обеспечивает Надежда Бобровская, жившая рядом и исполнявшая роль помощницы-домоправительницы.
Ухтомский – дерзновенен в исканиях своих: полтора месяца живёт в отделение хронических больных в Ярославском сумасшедшем доме, наблюдая и изучая; а годы, проведённые в Духовной академии, Ухтомский в последствии посчитал счастливейшими, не говоря – плодотворными: имея в виду аспект духовного самосовершенствования.
«Космологическое доказательство бытия Божьего» - такова диссертация: тезис о неограниченных возможностях человеческого разума чрезмерно оптимистичен, но именно он выдвигается в работе.
Очевидна уникальность каждой личности, всякой человеческой единицы – именно в академии идея выявить естественнонаучные основы нравственного поведения людей осеняет Ухтомского; идея, и приведшая к созданию теории доминанты.
Должны же быть физиологические механизмы, определяющее разнообразие личностей!
Ухтомский пишет в «Автобиографии»: «Кандидатская диссертация поставила настоятельно на очередь ближайшее изучение физиологии головного мозга, нервной деятельности вообще, а также физиологии поведения».
…космос начинается в нас, чтобы не закончится нигде.
Ухтомский учится и учится – изучает древнееврейский, будучи вольнослушателем на Восточном факультете Санкт-Петербургского университета; в числе нормальных студентов Физико-математического факультета штудирует физиологию…
Академию заканчивает, но церковная карьера не влечёт; больше того – переходит в старообрядчество-единоверие, полагая в нём больше чистоты.
Впрочем, и детские впечатления сказались – родовое имение Вослома было населено старообрядцами-филипповцами.
…затем – долгие опыты, их сумма, постижение недр мозга, что не противоречит движениям души.
Не она ли определяет возможности мозга?
В 1911 году защищает магистерскую диссертацию «О зависимости кортиальных двигательных эффектов от побочных центральных влияний»; спрессованные опыты пятилетия, тщательно проанализированные, приводят к первым формулировкам принципа доминанты – развитых в дальнейшем.
Вот он – приват-доцент Санкт-Петербургского университета: а вот – докладчик на первом Всероссийском единоверческом съезде.
Многоодарённость его поразительна: он владеет 7 языками.
Он – иконописец.
На этих полях, где духовные сущности предстают в своеобразном человеческом обличье, невозможен научный эксперимент: нужно вслушиваться в собственные душевные бездны…
Снова отправляется в Рыбинск: близкий к родовому поместью: от которого мало что оставит 17 год.
Ухтомский, словно погружённый в себя, время в основном проводит за чтением богословской литературы и работой на земельном участке.
Всё одушевлено: и каждое растение даёт образ в глобальной картине.
С 18 года Ухтомский – доцент и профессор по кафедре зоологии, сравнительной анатомии и физиологии Петроградского университета; им же организуется рабочий факультет; однозначное его отношение к событиям 17 года сложно сформулировать; однако, в конфликт с новой властью Ухтомский не вступает.
Власть – иное дело: Ухтомского арестовывают, отправляют в Ярославский политический изолятор, затем в Москву, в особое отделение ВЧК.
…он сокамерникам читает лекции по физиологии: неустанен и бесстрашен, с Богом в душе – можно ли испытывать страх?
С 20-х годов, освобождённый, начинает серии лекций, освещающих теорию доминанты.
Им разработано новое учение о функционирование мозга.
Он утверждал, что религия улавливает одну из сторон действительности, науке не доступной.
Ему ли не знать?
…так глубоко погрузившемуся в бездны физиологии, и одновременно растворившим себя в молитве и служение: высоком, как космос.