Уловить непостижимое, услышать звуки горние, мелодию Вселенной, схваченную созвучными вибрациями – это сам дух творчества поэта Эляны Суодене, соединившей трепетным словом мысль, музыку и свет.
Поэтический сборник «Нота света» - это опознание внутренней жизни Поэта, вибрации поэтической ткани, метанарратив духовного бытия.
Ничто не канет в Лету,
Осуществляясь в нас...
Каждый день в течение 12 месяцев вместе с поэтом адажио - медленно и спокойно, - впитываем в себя свет и звуки музыки, под которые рождаются слова благодарности земному, и небесному, и «тому, что не произносимо», а только видится внутренним зрением вечной мудрости, так и не убитой в человечестве навязчивым потребительством, какофонией субкультуры.
Каждое стихотворение имеет название «1 января», «2 января»… и так день за днем - до 31 декабря. Не может быть двух январей, двух февралей, время неумолимо свершает «дней круговорот», но от нас зависит, какими мыслями, красками и мелодиями мы их наполняем.
Январь
Январское бытие получило музыкальное оформление: аллегро (быстро, весело, радостно), анданте (умеренно, медленно, плавно), виваче (живой, одухотворенный характер музыки). Вибрации прошлого и грядущего изливаются светом душевной чистоты, поисками «сладкопевной» гармонии, высшей реальности, подлинности жизни, и
…Станешь вдруг и прост, и светел,
Почувствовав своё родство
С природой Истины заветной,
Здесь нареченной Красотой.
О человечество, опомнись!
И краткое: начни с себя,
И невозможно защититься,
Спастись от мирового зла.
Но Поэту, владеющему культурным кодом, связывающим его тысячью нитей с мирозданием, пишется «доверительно и потому бесстрашно» , и потому что «так созвучен человеку бессмертной красоты мотив».
Февраль
Мы познаём мир в той степени, в которой любим.
Семён Франк
«Любви святыня преображает скорби в свет...» Искры гения поэта, прекрасного, сильного духом, наполняют душу читателя сиянием. Как в известной шутке о прогнозе погоды: «Сегодня солнца не будет, включи собственное сияние».
Это в нашей воле, а что-то вне ее: «не бывать двум февралям», он промелькнёт, и благоуханная ветка сирени уже готова расцвести, ты ей не запретишь, ведь это закон природы, но как же озаряется душа созерцанием цветения, красоты, впитывая ее, наполняясь любовью, чувствуя в себе рождение света, и музыки сердца, и рождение желания - разделить их с кем-то близким:
Ещё ценнее чувство локтя
и контур крепкого плеча,
Тогда и шаткие подмостки
Дают возможность устоять.
Ни пяди неба не отдать тьме, ни пяди не отдать мечты в трудном пути постижения истины, открывающейся не только в страдании, но и в большей степени – в свете любви и Божественной глубины, а также в свете увиденного, открытого чарующим словом Поэта, как писала Бэлла Ахмадулина: «Мы все прекрасны несказанно, когда на нас глядит поэт».
Мы ощущаем себя прекрасней и совершенней перед светом поэзии, каждый раз окутывающей новизной и свежестью восприятия истории человечества, его культуры, восприятия судьбы и грядущего, ведь именно поэту дано его провидеть и прочувствовать. Все: от пределов долин и лесов земли, и складок гор, и тайн глубин океанов до космических беспредельных пространств, - вмещает любовь поэта, художника и музыканта в их восхитительных смыслах и ракурсах идей.
Март
Поэзия – форма служения.
Поэзия – форма молитвы…
Мир встал перед угрозами вселенской катастрофы «самосожжения», самопогребения в мусоре товаров краткосрочного потребления, в убытии в душе человека от исчезновения лесов, животных и растений, высыхания и загрязнения рек и морей, от прогрессирующей ненависти и ложного чувства превосходства одной цивилизации над другой, от «вселенской брани».
Но подлинный поэт «слышит огненные песни, слышит огненные гимны» во имя Красоты, идеи Богочеловечества, напоминая людям о Божественных смыслах, о соборной правде, о святости, о чести:
И в этом – миссия поэта,
Врачуя душу Красотой…,
потому что, как писал Александр Блок: „Узоры человеческой жизни расшиваются на вечной канве“.
Апрель
О, это жизни торжество,
Питающее ткани..
Апрель – это великий пост и светлое Христово Воскресение:
И путь твой одухотворён,
И веришь в воскресение!
Ты принимаешь Горний свет
Божественных энергий.
В пасхальные дни ты глубже понимаешь, что пришел в этот мир с определенной целью духовного делания, «делай и обретешь свободу», и, главное: люби! А испытания – это уроки осознания и постижения Богоизбранничества, победа над смертью, «поправ ее», прозрение, «что каждый Господом любим», что «вновь божественная явь в своей красе благоухает», «любой росток, любая тварь //Себя протягивает солнцу». Все свидетельствует о жизни, воскресении, преображении, «весной мы свидетели животворения».
Может быть, поэт и одарен словом затем, что «сам свидетель и участник,// энергий Божьих проводник», являя причастность к Святым Дарам, зрячую душу сверхчуткости в «таинственном природном ритме».
Май
Как глубоко одухотворена поэзией музыка, рождаемая старым пианино под руками поэта, наполняя комнату чарующими звуками, созвучными весеннему небу, майским грозам и теплым ливням, рождая поэта-философа в его поэзии мысли, где соединяются смыслы и формы.
Мне кажется, что мёртвые способны
Услышать музыку живых …
Сегодня допустимо
Довериться цветению,
Поверить в свою силу,
В своё предназначение,
И каждый день вершится торжество -
Какая-то неявленная сила
Диктует сочетанье слов,
Созвучное душевному посылу.
Чувственно-просветленная стихия мыслей и мысли в стихах даны Эляне Суодене, в ней тождество философа и поэта как неоспоримый факт русской духовной истории (Николай Гумилев, Анна Ахматова, Марина Цветаева) - соединение философского дара с поэтическим. Перефразируя Эляну, хочется сказать ее словами: «Всё прекрасно! Богато мыслью, эстетически выверено и великолепно! Благозвучие внутренней формы страниц!»
Мне очень нравятся поэты -
Это особая среда,
Где увлеченья беззаветны,
Где манок так блестящий лавр,
Где зачастую по карману
Лишь только звёзды, не рубли,
Где каждый метит в капитаны,
Особенно когда штормит,
Где мысли и слова предельны,
Где напряженье таково,
Что не выдерживают нервы
И рвутся оболочки слов,
И где глубинные подтексты
Таят несбывшиеся сны,
Где чувства искренни по-детски,
Особенно в разгар весны!
Зрелое осознание своего предназначения, осознание мощи своих предшественников в Золотом и Серебряном веках– свидетельство самодостаточности и самостоятельности личности:
Ну что, мой май? Опять, опять
Так искренне, самозабвенно,
В лучи светила облачась,
И торжествую, и сияю.
Ну что, мой май? Не отцветай,
Побудь со мной, благоухая.
Культуру 21-го века заполнило «дурновкусие», массовая культура - для наркотизированной толпы, зоологизм, которой не только в эстетическом безвкусии, в прерванности традиции, как подрезание корней родового дерева. Оторванность от поэтических корней - для Эляны синоним бездушия, это кризис ценностей всех уровней, выход из которого - великий мир, обладающий философским и нравственным зрением гениев человечества, направивших вектор развития к созиданию, к переходу от эпохи биосферы (область естественного) к ноосфере (область живого):
Это просто какая-то магия,
И недейственны расстояния,
Это просто какая-то музыка -
Неосознанная, подспудная,
Источая свой свет по венам,
Совпадая с орбитой неба,
Весь огонь планетарных ядер
Неоглядно в себя вбирая.
Июнь
Поделиться живыми творческими мыслями, живыми проявлениями человечности, чувством родства со своим прошлым и своей историей – это важно для такого глубокого поэта, как Эляна:
Блажен, кто горький опыт
Сумел-таки осмыслить,
Преодолев пороги,
Круговороты жизни,
Кому Господь дал сроки
В прошедшем разобраться,
Преобразить свой ропот
В бытийственное счастье,
Кто после искушений,
Убийственных страстей
Остался сердцем верен
Вселенской Красоте.
Строки Эляны рождают гордость за ее славянские корни, за ее поиски истины, добра и красоты, за творческое побуждение к желанию не исчезнуть бесследно с лика земли.
А, в сущности, всё просто -
Мы в красоте поступков
Бываем светоносны,
Как солнце летним утром.
О, сколько подлинного света
В поступках, жестах и словах,
Таких значительно приветных -
Славянский корень не зачах
И будет вечно удивлять нас
Своей открытостью добру,
Когда нечаянна случайность
Созвучна чистому лучу.
Июль
Русский композитор Георгий Свиридов писал о том, что обыватель, поверхностный человек, убежден, что он знает все на свете, мыслящий же человек сознает, что мир наполнен тайнами, и «самая великая тайна есть – Христос!» Эляна Суодене в созвучии с известным композитором умеет преодолевать обыденный взгляд на события, людей, книги, музыку, сохраняя идеалы духовности, испытывая чувство восторга от мистичности Таинства Вселенского пространства:
Осталось только основное -
Мой род, поэзия, любовь.
То, что оправдано любовью,
В итоге сохраняет Бог.
Он наивысшее достоинство по красоте и глубине в стремлении к идеалу:
Мы все, возросшие в любви,
Взлелеянные в лоне рода,
Когда вступали в дольный мир,
Не ведая его природы,
Встречали жало нелюбви
И не могли с этим смириться,
Нащупывали вновь пути,
Чтоб в нелюбви не раствориться.
Это вера в «бессмертие любви», «бессмертие культуры», бессмертие соратничества». Концепция симфонизма в книге «Нота света», служение высшей справедливости, величие замысла, как говорит Эляна Суодене: «философско-нравственный накал концептуального ядра» - все это сквозит в ее поэзии, вызывая к ней и доверие, и восхищение.
Август
И вновь литургийное время
И золото спелой пшеницы...
Пусть яблоки не дозрели,
Но бродит их сок золотистый
В моих кровеносных артериях…
Август – праздник ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, праздники Спасов, яблочного и орехового, праздник Ильи-пророка с живым Словом, с эмоцией и «тайной глубиной», пронизанной высшей поэзией подъема, оживления и духовного оздоровления, вознесения над без-культурьем и безверием:
Законы гравитации
Днесь преодолены.
Фаворским светом август
Преображает дни.
Приподнимаю ступни
И в воздухе стою.
С Творцом соприкоснуться
В сиянии могу.
А рядом – лик священный
Пророка Илии.
Господне приближение
Меняет лик судьбы.
И литургия, и поэзия, и музыка – это частичка наследия рода и роскошь мирового пространства. Эляна владеет языком красоты, безукоризненности, безупречным русским языком, живя в контексте литовского. Огромные пласты культуры мира, культуры ушедших и здравствующих цивилизаций, которыми обладает Эляна Суодене, позволяют отнести ее творчество к лучшим образцам поэтического наследия мира, благодаря как образному оформлению слова высокой пробы, так и просветительскому направлению ее деятельности в проектах литературных журналов и альманахов, в фестивале духовной поэзии «Покрова». Ее стихи – вопрошание и напоминание о лучшем в человеке, о духовных силах для дальнейшего бытия.
Будем, будем наслаждаться
Тем, что нам подарит август -
Этой роскошью пространства,
Этим многоцветьем красок,
Этой лученосной дымкой -
Света счастьем неизбывным!
Сентябрь
Ещё наступит бабье лето,
Ещё душа будет согрета,
Ещё от росных эликсиров
Наполнимся заветной силой.
Как важно поэту окунуться в тишину, в паузу, в месяц итогов, урожаев, созревания, в бездонную яркость красок, месяц знаний и постижений, путешествий в себя и на природу:
Будем учиться у цветов -
Подсолнухи навстречу солнцу
Всё направляют естество
И потому победоносны,
И чёрный кофе по утрам
Свидетельствует – жизнь прекрасна!
Улыбка трогает уста:
Мы живы. Это значит – счастье!
Оно в красоте бунинской, пришвинской, чеховской, цветаевской природы, в природе , как великом храме человечества со священным убранством из плодов и свечением листьев, как огни свечей, и дано нам для осознания полноты жизни, торжества жизни над прахом, как жажда совершенства, бессмертной любви, которой «не будет конца».
Да разве я то говорю,
Что знала, - пока не раскрыла
рта...“
Марина Цветаева
О, нет, мы не то говорим,
Что и до рождения знали,
И, может, мы вовсе не мы,
А чем в обмирщении стали.
Стоит куст, и без лицедейств
Является миру и Богу.
Он может цветами расцвесть,
А может, как правда, быть голым.
…Так мы, от борений устав
И двойственности неизбывной,
Услышав, как шепчет листва
В сентябрьском речитативе,
Увидим в словесных корнях
Оттенки Предсуществования,
И слово в отверстых устах
Таит невербальное знание.
Октябрь
Над миром глупость властвует, и это
Для всех столетий общая примета.
С ней не воюет ни один закон,
Хоть в рубище, хоть в шелк она одета.
Но в мир, где правит глупость, как судью,
Бог посылает иногда поэта.
Не только для того, чтобы он пел,
Как птица на ветвях в разгаре лета,
Но чтобы в царстве глупости и тьмы
Он был носителем ума и света.
Мирза Шафи Вазех,
азербайджанский поэт и мыслитель 19-го века
Перевод Наума Гребнева
Образ космоса в стихах Эляны Суодене пронизывает ткань ее поэзии, охватывая культурное наследие человечества, которое для народов и наций - это энергия, дух, знания… Поэту дано «быть носителем ума и света», постигающим вопросы добра и зла, диалога культур и цивилизаций. В основном, этот диалог молчаливый, но он необходим, как способ объединения и сотрудничества человечества, как возможность свободного развития культур, их разнообразия, преодоления невежества и бедности, потребительского образа жизни. «Прапамять древних городов,//Огонь Лилит, //Сивиллы свитки…», «Коды жизни» дано прозревать поэту. Человеку высокой культуры не допустима мысль о том, что цивилизация кока-колы, ширпотреба, массовой культуры превратится в универсальную, главную культуру мира, когда «существует только одна новая раса мужчин и женщин - потребители», - как написал Бенджамин Барбер, - «фасад цивилизации занимают политические знаменитости, кинозвезды, хозяева транснациональных банков, адвокаты и спортсмены, лишенные этнической, культурной и религиозной принадлежности».
Это псевдодемократический путь, на котором возрождаются конфликты и войны. Читая стихи Эляны Суодене, я понимаю ее предупреждение, что мир может превратиться в пустыню, вспоминаю слова современного философа Сухейля Фараха: «Только высокая духовная культура может спасти мир, если мир защитит культуру»…
Ноябрь
«Не спи, не спи, художник, не предавайся сну. //Ты – вечности заложник у времени в плену», - Борис Пастернак.
Этому завету верна и Эляна:
Осень отражается в реке
Как женщина в старинной амальгаме
И красота её вдвойне
Волнует душу и пленяет.
И к вечной тайне красоты
Так сладко сердцу прикасаться,
И так торжественно велик
Миг в воплощении прекрасном.
Миг в потоках звуков П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, проникающих в сердце человеческое, ранимое, хрупкое, в симфонии красок в пейзажах В.А. Серова, И.Е. Репина, Н.К. Рериха, навевающих что-то древнее и умное, полученное не просто так, а свыше - теми, кто это оценит во имя дальнейшего выживания человеческого рода, расширения социальной ступени развития, когда рождается напряжённая воля к самой „жизни“, к могуществу „жизни“, к наслаждению „жизнью», когда живой организм превращает хаотические движения в упорядоченные, имеющие определённое направление». Для поэта важен примат духовной культуры над всякой политикой, ведь:
Любовь – единственная тайна,
Спасающая в смерти жизнь.
Декабрь
Дай имя мне. Как назовёшь?
Пусть частый прибалтийский дождь
Будет одной из гласных,
Согласной – город Каунас.
Бывает, что привязанность к месту томит, но поэт его освещает и освящает, он путник по бескрайним просторам Вселенной, по земным дорогам, чтобы вернуться снова к себе, к своему рабочему столу, к пианино, ощутив «изобилие высоких нот», полноту их звучания, «сиянии луча, //Как полнозвучье счастья».
„Будем как солнце“.
Константин Бальмонт
Ах, декабрьские ели!
Ах, декабрьские снега!
Солнце, счастье и веселье,
Светоносная волшба!
Вновь, как в детстве, веришь в чудо
Вновь, как в детстве, его ждёшь!
Мы всегда красивы будем,
Как сто тысяч ярких солнц!
Декабрь – это предчувствие новизны, подведение итого года, и среди божественной чистоты снега – «благословенная вера в чудо», искреннее желание, чтобы «блаженная мечта //Сияла над судьбой, как солнце». И, естественное чувство благодарности всем близким и родным, знакомым и незнакомым:
О, как я вас благодарю,
Мои наперсники земные,
Что вслушивались в сердца стук,
Свою причастность ощутили.
Что мы друг другу можем дать
Кроме отрады понимания?
Сочувствие есть благодать,
И это сказано не нами.
Поэзия Эляны Суодене – это напоминание о вечном и святом, об озаренном светом и великими мелодиями бытии, это твой мир, где живут вера и молитва о победе над злом, над окаянностью, над черствостью и бездушием.
Стихи Эляны – это кувшин чистой прозрачной воды, в которой так хорошо пушистым серебряным веточкам вербы, несущим весть о торжестве духа и продолжающейся жизни в вечном прощении, светлом сиянии, праведном сострадании, мужестве и силе, внутренней духовной крепости.
Эляна Суодене родилась в 1958 году в городе Минске. В 1989 году в Белорусском государственном университете защитила диссертацию на тему "Анафора в поэзии Марины Цветаевой (стилистический аспект)". Автор книг о поэтах Серебряного века - "Соло Марине", "Поэма об Осипе Мандельштаме", "Поэма об Анне Ахматовой" и др. Автор идеи и ведущая единственного в Прибалтике Международного фестиваля духовной поэзии "Покрова". Золотой лауреат литературного конкурса "Зопотое перо Руси" в номинациях "Коммуникации" (2017) и "Духовность" (2024). Лауреат журнала "Берега" в 2021, 2022, 2023 годах Живёт в городе Каунасе (Литва)