С высоты 225-летия со Дня рождения Александра Сергеевича Пушкина вчитываюсь в страницы журнала.
Какие черты русского мирочувствия, обозначенные русским гением с невроятной лёгкостью и чрезвычайной глубиной, продолжаются поныне, являя сердцевину русской ментальности?
Прежде всего – гражданственность. Именно гражданственностью пронизаны строки Валерия Герланца, запечатлевшего бесчеловечное уродство войны:
Жизнь и смерть в этот жуткий миг
Словно стали единым целым.
Тот, кто тайну атак постиг,
Стал сильней и душой, и телом.
Гражданская нота неотделима от исторического контекста:
Саур-могила – место роковое!
Она свидетель многих ратных дел,
Мимо неё то с посвистом, то с воем
Неслись татары в дальний свой удел.
Курган сей знал сарматов, гуннов, готов
И полчища иных степных племён,
В окопных побывал он переплётах,
Жестокостью людскою удручён.
Эпохи проносились друг за другом,
В боях звенела сабельная сталь,
Свистели стрелы и рвались подпруги,
Чтоб стала чей-то эта высота.
Неотделила гражданственность и от памятников культуры, тысячелетия свидетельствующих противоборство разных сил в развитии человеческой цивилизации:
Содрогалась земля, воздух гарью пропах,
И музейные стены осели в руины…
Только бабы, презрев монолитный свой страх,
Продолжали стоять перед сполохом минным.
Гражданственность русского ярко выражена и в стихотворении Юрия Богомолова:
На этом хрупком переломе
Мир лихорадило везде,
И Русь была почти что в коме,
На радость недругам извне.
Нас всех когда-то разделили,
Неслышно нелюди вползли,
И вот тогда нас всех стравили,
И шёпот Гоголя в могиле,
И эхо Пушкина в Пальмире
Помочь с тех пор нам не смогли.
Или:
Душа болит в славянском теле,
Который век горит свеча.
В стихах Елены Бобровой с горько-современным названием «Остарбайтеры» (ассоциация с девяностыми) пронзительно описываются события Второй Мировой войны, и историческая достоверность, пронизанная состраданием, что было столь характерно и русскому гению, находит свой отсвет в строках этого стихотворного цикла. Историческая правда передана с непосредственностью русского сердца, и в зрелом возрасте сохранившего свою чистоту, способную на правдивую глубину эмоций – гнев, радость, сочувствие. Правда нелицеприятная – врагами угнанные дети и в старости в своей родной стране порой воспринимаются как чужие, и такие явления требуют справедливого заступничества.
Вспоминается:
..Что чувства добрые я в людях пробуждал,
Что в свой жестокий век восславил я свободу (...)
Милосердное сердце, способное на защиту – этого в русских пока не убили.
Если тексты Валерия Герланца являются историческим свидетельством художественного произведения об ужасах боевого противостояния, то стихотворения Валерия Черкесова являются отражением жизни прифронтового мирного Белгорода. Подборка названа предельно выразительно: «Стихи из фронтового Белгорода 2024». И вопрос, заданный поэтом, остаётся открытым:
«Хлеборобы выходят в поле.
Наготове бронежилет –
Ничего неестественней нет!
Неужели на то Божья воля?:
Эти строки звучат так всечеловечно! Общечеловеческая значимость написанных поэтических строк отличала труды Александра Сергеевича Пушкина, и сегодня тексты современных поэтов порой читаются предельно обобщённо, выявляя уродливую сущность насилия войны.
Противоестественность для человеческого сознания губительного убийства мирных граждан отражена и в стихах Татьяны Носовой, также свидетельствующей нынешние будни белгородщины:
С ума сойти! Обычная гроза!
И град обильный, а не установка,
И молния по небу шарит ловко,
И на щеке дождинка, не слеза.
Или:
Многострадальная земля,
Опять тебя металлом режут.
Ты выдержала бездну зла…
На старых ранах столько свежих!
Любовь как сердцевина русской ментальности проявлена в гармоничных строкахАлександра Осыкова:
И зазвучит, как эхо дальнее,
Вновь голос минувших веков,
Даруя грусть исповедальную
Душе, лишившейся оков.
И вновь нелицеприятная правда об Отечестве, свидетельствовать которую было дано и гению Пушкина:
А сколько гениев, героев
Взрастило русское село!
Зачем же разрушать устои
В привычку на Руси вошло?
И ещё:
Нынче время успеха, время денег, греха и разврата,
Что за подлое время, лукавое время пришло!
Неужели навек наш народ позабыл без возврата
Свои сказки о том, что любовь обесславила зло?
Мы никак не найдём в мире этом златой середины,
Нас из крайности в крайность бросает безудержно Рок.
Но даже на нашу национальную безудержность Пушкиным была найдена словесная форма, и именно этому целостному отражению первозданной гармонии мира в гармоническом строении формы стиха, отражающего бездонность божественного духа, взалкавшего Истины, мы обязаны в лучших образцах современной русской поэзии, в том числе публикуемой и в журнале „Берега“.
Стремление к небесной гавмонии, свойственной перу русского гения, сквозит в строках Екатерины Громовой:
Мне хочется не дум, а созерцания,
Не зауми, а тихой красоты -
Неброской, как далёкое сияние
В небесном море крохотной звезды.
А всечеловечная, всеотзывчивая мудрость – неотъемлемая черта литературной сокровищницы, созданной великим русским поэтом Пушкиным, мерцает в женских стихах Ларисы Межениной:
Так бывает – из множества птиц,
Из поющих пернатых друзей
Мы подчас выбираем синиц,
А не солнечных журавлей.
Только сердце зачахнет в тоске,
Как убитая зноем земля,
С приручённой синицей в руке
Вместо солнечного журавля.
Можем с полной уверенностью свидетельствовать, прочитав поэтические строки в журнале «Берега» (5, 2024), что «...в России Пушкин длится»!
И влечёт нас, поколение за поколением, «Тайна вечности А.С. Пушкина». Именно – тайна вечности в творчестве А.С.Пушкина! Этим ёмким заголовком открывается статья Лидии Владимировны Довыденко, опубликованная в журнале: представлен обзор сборника под редакцией С. Фараха «Пушкин – незаходящее солнце культуры».
Из приведённых выше строк видно, что русская поэзия продолжает традиции, заложенные непревзойдённым гением Пушкина – всеотзывчивость, всечеловечность, всечувственность, – в стремлении к неповторимой тайнописи слова, объявшего цивилизационные коды, восходя к божественной гармонии вселенского лада.
Каунас, 2024.10.31
Эляна Суодене, доктор гуманитарных наук. Родилась в Минске в 1958 году в семье служащих. В 10 лет вернулась с матерью в её родную Литву, город Каунас. Окончила Вильнюсский государственный университет. Тема диссертации – «Анафора в поэзии Марины Цветаевой (стилистический аспект)». Автор нескольких поэм о Серебряном веке. Автор ряда стихотворных сборников, посвящённых Православию. Автор идеи и руководитель фестиваля духовной поэзии «Покрова» – единственного русскоязычного литературного фестиваля подобного рода в Прибалтике. Золотой лауреат национального конкурса «Золотое перо» (2017). Награждена государственной наградой Литовской Республики – серебряным знаком отличия «За заслуги». Живёт в Каунасе.