«...В России Пушкин длится»

Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)

Александр Сергеевич Пушкин 
0
3
Время на чтение 7 минут

 

С высоты 225-летия со Дня рождения Александра Сергеевича Пушкина вчитываюсь в страницы журнала.

Какие черты русского мирочувствия, обозначенные русским гением с невроятной лёгкостью и чрезвычайной глубиной, продолжаются поныне, являя сердцевину русской ментальности?

Прежде всего – гражданственность. Именно гражданственностью пронизаны строки Валерия Герланца, запечатлевшего бесчеловечное уродство войны:

Жизнь и смерть в этот жуткий миг

Словно стали единым целым.

Тот, кто тайну атак постиг,

Стал сильней и душой, и телом.

 

Гражданская нота неотделима от исторического контекста:

Саур-могила – место роковое!

Она свидетель многих ратных дел,

Мимо неё то с посвистом, то с воем

Неслись татары в дальний свой удел.

 

Курган сей знал сарматов, гуннов, готов

 И полчища иных степных племён,

В окопных побывал он переплётах,

Жестокостью людскою удручён.

 

Эпохи проносились друг за другом,

В боях звенела сабельная сталь,

Свистели стрелы и рвались подпруги,

Чтоб стала чей-то эта высота.

 

Неотделила гражданственность и от памятников культуры, тысячелетия свидетельствующих противоборство разных сил в развитии человеческой цивилизации:

Содрогалась земля, воздух гарью пропах,

И музейные стены осели в руины…

Только бабы, презрев монолитный свой страх,

Продолжали стоять перед сполохом минным.

 

Гражданственность русского ярко выражена и в стихотворении Юрия Богомолова:

На этом хрупком переломе

Мир лихорадило везде,

И Русь была почти что в коме,

На радость недругам извне.

 

Нас всех когда-то разделили,

Неслышно нелюди вползли,

И вот тогда нас всех стравили,

И шёпот Гоголя в могиле,

И эхо Пушкина в Пальмире

Помочь с тех пор нам не смогли.

 

Или:

Душа болит в славянском теле,

Который век горит свеча.

 

В стихах Елены Бобровой с горько-современным названием «Остарбайтеры» (ассоциация с девяностыми) пронзительно описываются события Второй Мировой войны, и историческая достоверность, пронизанная состраданием, что было столь характерно и русскому гению, находит свой отсвет в строках этого стихотворного цикла. Историческая правда передана с непосредственностью русского сердца, и в зрелом возрасте сохранившего свою чистоту, способную на правдивую глубину эмоций – гнев, радость, сочувствие. Правда нелицеприятная – врагами угнанные дети и в старости в своей родной стране порой воспринимаются как чужие, и такие явления требуют справедливого заступничества.

Вспоминается:

..Что чувства добрые я в людях пробуждал,

Что в свой жестокий век восславил я свободу (...)

Милосердное сердце, способное на защиту – этого в русских пока не убили.

 

Если тексты Валерия Герланца являются историческим свидетельством художественного произведения об ужасах боевого противостояния, то стихотворения Валерия Черкесова являются отражением жизни прифронтового мирного Белгорода. Подборка названа предельно выразительно: «Стихи из фронтового Белгорода 2024». И вопрос, заданный поэтом, остаётся открытым:

«Хлеборобы выходят в поле.

Наготове бронежилет –

Ничего неестественней нет!

Неужели на то Божья воля?:

Эти строки звучат так всечеловечно! Общечеловеческая значимость написанных поэтических строк отличала труды Александра Сергеевича Пушкина, и сегодня  тексты современных поэтов порой читаются предельно обобщённо, выявляя уродливую сущность насилия войны.

 

Противоестественность для человеческого сознания губительного убийства мирных граждан отражена и в стихах Татьяны Носовой, также свидетельствующей нынешние будни белгородщины:

С ума сойти! Обычная гроза!

И град обильный, а не установка,

И молния по небу шарит ловко,

И на щеке дождинка, не слеза.

 

Или:

Многострадальная земля,

Опять тебя металлом режут.

Ты выдержала бездну зла…

На старых ранах столько свежих!

 

Любовь как сердцевина русской ментальности проявлена в гармоничных строкахАлександра Осыкова:

И зазвучит, как эхо дальнее,

Вновь голос минувших веков,

Даруя грусть исповедальную

Душе, лишившейся оков.

 

И вновь нелицеприятная правда об Отечестве, свидетельствовать которую было дано и гению Пушкина:

А сколько гениев, героев

Взрастило русское село!

Зачем же разрушать устои

В привычку на Руси вошло?

 

И ещё:

Нынче время успеха, время денег, греха и разврата,

Что за подлое время, лукавое время пришло!

Неужели навек наш народ позабыл без возврата

Свои сказки о том, что любовь обесславила зло?

Мы никак не найдём в мире этом златой середины,

Нас из крайности в крайность бросает безудержно Рок.

 

Но даже на нашу национальную безудержность Пушкиным была найдена словесная форма, и именно этому целостному отражению первозданной гармонии мира в гармоническом строении формы стиха, отражающего бездонность божественного духа, взалкавшего Истины, мы обязаны в лучших образцах современной русской поэзии, в том числе публикуемой и в журнале „Берега“.

 

Стремление к небесной гавмонии, свойственной перу русского гения, сквозит в строках Екатерины Громовой:

Мне хочется не дум, а созерцания,

Не зауми, а тихой красоты -

Неброской, как далёкое сияние

В небесном море крохотной звезды.

 

А всечеловечная, всеотзывчивая мудрость – неотъемлемая черта литературной сокровищницы, созданной великим русским поэтом Пушкиным, мерцает в женских стихах Ларисы Межениной:

Так бывает – из множества птиц,

Из поющих пернатых друзей

Мы подчас выбираем синиц,

А не солнечных журавлей.

 

Только сердце зачахнет в тоске,

Как убитая зноем земля,

С приручённой синицей в руке

Вместо солнечного журавля.

 

Можем с полной уверенностью свидетельствовать, прочитав поэтические строки в журнале «Берега» (5, 2024), что «...в России Пушкин длится»!

И влечёт нас, поколение за поколением, «Тайна вечности А.С. Пушкина». Именно – тайна вечности в творчестве А.С.Пушкина! Этим ёмким заголовком открывается статья Лидии Владимировны Довыденко, опубликованная в журнале: представлен обзор сборника под редакцией С. Фараха «Пушкин – незаходящее солнце культуры».

Из приведённых выше строк видно, что русская поэзия продолжает традиции, заложенные непревзойдённым гением Пушкина – всеотзывчивость, всечеловечность, всечувственность, – в стремлении к неповторимой тайнописи слова, объявшего цивилизационные коды, восходя к божественной гармонии вселенского лада.

Каунас, 2024.10.31

 

Эляна Суодене, доктор гуманитарных наук. Родилась в Минске в 1958 году в семье служащих. В 10 лет вернулась с матерью в её родную Литву, город Каунас. Окончила Вильнюсский государственный университет. Тема диссертации «Анафора в поэзии Марины Цветаевой (стилистический аспект)». Автор нескольких поэм о Серебряном веке. Автор ряда стихотворных сборников, посвящённых Православию. Автор идеи и руководитель фестиваля духовной поэзии «Покрова» – единственного русскоязычного литературного фестиваля подобного рода в Прибалтике. Золотой лауреат национального конкурса «Золотое перо» (2017). Награждена государственной наградой Литовской Республики серебряным знаком отличия «За заслуги». Живёт в Каунасе.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Эляна Генриховна Суодене
Аксиологический концепт журнала «Берега»
Отклик на номер № 5, 2023
05.11.2023
Сердце России – живое!
Отклик на журнал «Берега», N 6, 2022
04.02.2023
Подвиг веры как подвиг любви
О книге Лидии Довыденко «Русская мысль и человечество»
13.02.2022
Все статьи Эляна Генриховна Суодене
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Последние комментарии
Как отличить собственные мысли от внушаемых
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:31
К юбилею А.Пахмутовой
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:11
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от учитель
06.11.2024 20:41
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 20:35
Разговор со стеной
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2024 20:17
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от учитель
06.11.2024 19:42