СКРЫВАЕМЫЕ ПРИЧИНЫ ОБЩЕИЗВЕСТНЫХ СОБЫТИЙ
Книга 2
НЕИЗВЕСТНАЯ ХОДЫНКА
Два лика России
Лик первый – Нижегородское чудо 1896 года - 1
НЕИЗВЕСТНАЯ ХОДЫНКА – IX - 1
Лик первый – Нижегородское чудо 1896 года - 1
«Великая выставка»
Мировой лидер по многим позициям
Экономический рост России протекал системно
От идеи до воплощения
«Боже, Царя храни!» – торжество открытия
Общий обзор в топографическом порядке
Согласно путеводителю
Небольшое отступление. – Гиперболические оболочки и конструкции
И вновь путеводитель…
Колосс Выставки
Два лика России
Прежде чем перейти к рассказу о том, как Гиляровский высказал свое искреннее мнение о причинах трагедии Ходынки, – и как всякий, хотя бы частично следующий правде, немедленно пострадал за свою правдивость, – дадим в качестве вступления краткое описание последней великой выставки достижений Российской Империи.
Лик первый – Нижегородское чудо 1896 года - 1
«Великая выставка»
В 1896 году состоялось событие, которое навсегда останется в истории России: в течение четырех месяцев – с 28 мая/9 июня по 1/13 октября – в Нижнем Новгороде проходила поистине исполинская Всероссийская промышленная и художественная выставка. Она стала шестнадцатой, и последней в истории Российской Империи.
По размаху строительных работ, обилию павильонов, стендов и представленных образцов, точно подтвержденному количеству участников и посетителей – она до сих пор не знает аналогов. Никто не смог ее превзойти ни в XX, ни в XXI веке.
Официальная цель Нижегородской выставки была сформулирована следующим образом: «показать грандиозные успехи в большинстве отраслей промышленности, напоминающие о многих годах политики мира, о заботах к подъему национального духа, о единении Самодержавного Царя со свободным народом в трудах к распространению величия Русского государства».
К лету 1893 года, когда было принято решение о проведении новой Всероссийской выставки, прошло уже десять лет после Коронации Александра III и двенадцать лет с начала Царствования, и вновь пришло время оглянуться на путь, пройденный страной, и «явить миру крупные успехи русского творчества и труда», достигнутые при новом Императоре.
Мировой лидер по многим позициям
У Российской Империи было что явить миру. К концу XIX века, благодаря серьезным структурным и технологическим изменениям в промышленности, Россия стала мировым лидером по многим позициям. Темпы роста были одними из самых высоких в мире.
Так, общее валовое производство фабрично-заводской продукции с 1880 по 1893 год выросло на 50%, количество рабочих увеличилось на 30%.
Россия твердо встала, как сказали бы сейчас, на инновационный путь развития.
Наблюдалась постоянная тенденция к увеличению доходов России от внешней торговли за счет превышения вывоза товаров над ввозом. К 1895 году эти доходы, по сравнению с 1889 годом, увеличивались за год в среднем на 35 процентов.
Во многом это стало результатом протекционистской политики правительства, начатой вскоре после начала царствования Александра III. Министр финансов (1888-1892) Иван Алексеевич Вышнеградский – ученый, почетный член Петербургской АН, один из основоположников теории автоматического регулирования, основатель научной школы по конструированию машин – проводил в жизнь идею перехода от охранительной таможенной системы к последовательно покровительственной.
Он руководствовался прямым указанием Александра III «... приступить к общему пересмотру таможенного тарифа для приведения его в надлежащее соответствие с современными нуждами русской промышленности и равномерного ограждения и оживления всех ее отраслей».
В течение 1880-х годов было несколько повышений импортных пошлин, а начиная с 1891 года в стране начала действовать новая система таможенных тарифов, самых высоких за предыдущие 35-40 лет (тариф 1891 года). По большинству видов импорта были установлены пошлины порядка 25-30 %, а по некоторым товарным группам – до 70% и более.
Эти меры способствовали не только промышленному росту, но и улучшению внешнеторгового баланса и укреплению финансов государства.
Если 1880-й – последний год Царствования Александра II – принес России отрицательное сальдо на сумму более 124 млн. рублей (примерно 5 млрд долл. на сегодня), то при Александре III удалось переломить эту тенденцию и достигнуть устойчивого превышения вывоза над ввозом: с 1888 по 1891 год положительное сальдо колебалось в пределах между 286 и 398 млн рублей.
Результатом структурной перестройки промышленности стало появление новых производств –точной механики, моторостроения, перегонки нефти и многого другого.
Настоящая техническая революция началась в металлургии. Выпуск чугуна, стали, добыча нефти, угля в период с середины 1880-х по конец 1890-х годов увеличивался рекордными темпами за всю историю дореволюционной промышленности.
Дмитрий Иванович Менделеев, указывая на благотворную роль возросших пошлин, сообщал Императору Николаю II в 1897 году: «достаточно указать на то, что за 5 лет пред тарифом 1891 года, – в 1886 году, добыча чугуна едва достигала 32 млн. пудов, а через 5 лет после тарифа уже превысила 95 млн пудов, следовательно, возросла более, чем в прошлые 200 лет».
С 1881 по 1894 год выплавка железа увеличилась на 70%, стали – на 106%, меди на 73%.
Добыча каменного угля – на 110%, нефти – на 1 468% (!), производство керосина – на 978%.
Бурно развивалось железнодорожное строительство, сопровождаемое развитием отечественного паровозо- и вагоностроения. В Царствование Александра III на треть – с 21,23 тыс. до 30,75 тыс. верст – возросла протяженность железных дорог. При этом доля казенных была доведена до 65%.
Выкуп в казну стратегических железных дорог был сознательным приоритетом политики Императора, позволившим установить в 1889 году единый тариф на грузовые и пассажирские перевозки. Александр III вообще стоял за единственно приемлемый для Российской Империи рыночный механизм хозяйствования, регулируемый железной рукой государства в интересах всего народа, а не «дикий капитализм».
Технические новшества позволили ряду отраслей выдерживать конкуренцию с иностранными компаниями и сохранять позиции в индустриальной структуре, например, в производстве шерстяных тканей. Хлопчатобумажная промышленность, благодаря внедрению новых технологий, увеличила годовые обороты на 75%. Иностранная продукция была почти полностью вытеснена с внутреннего рынка, а российские мануфактуры начали экспортировать продукцию за рубеж.
Развивались золотодобывающая промышленность, добыча платины, меди, что позволило России завоевать в этой отрасли равноправное положение на международном рынке.
Все это вызвало законное чувство национальной гордости. «Большая часть фабрикантов хвалятся уже не тем, что отлично переняли иностранное производство, а тем, что изделия их из русских материалов, что они русского изобретения, что они идут за границу.
Одним словом, русская промышленность начинает получать голос в общем международном мануфактурном и торговом вопросе», – так оценивали произошедшие изменения современники.
Экономический рост России протекал системно
О качественно новом состоянии отечественной промышленности свидетельствовало развитие машиностроения. Объем его продукции вырос с 45, 9 млн руб. в 1885 году до 66 млн руб. в 1893.
Производство двигателей позволило заметно сократить число выписываемых из-за границы котлов. Налаживался выпуск турбин и ветряных двигателей.
Россия первой начинает выпускать необходимые в сельскохозяйственной и ремесленной промышленности газовые и керосиновые двигатели.
Налажен выпуск аппаратов и приборов сахарного, винокуренного и пивоваренного производств.
Реализовывались крупные технически сложные инженерные проекты, например, в железнодорожном строительстве.
Развивалось не только тяжелое машиностроение, но и точная механика, например, создание и производство отечественной фототехники.
Среди российских конструкторов фотоаппаратов второй половины 80-х годов XIX столетия выделялся отставной штабс-капитан Илья Иванович Карпов – действительный член Императорского Русского Технического и Русского Фотографического обществ. В своей мастерской он усовершенствовал фотокамеры, выпускавшиеся зарубежными фирмами, создавал собственные конструкции и достиг в этом деле выдающихся результатов.
Хорошо известны двойной универсальный фотографический аппарат, зеркальная камера «Рефлекс» со шторным затвором – разработана в 1896 году как раз Выставке-1896, – аппарат для стереоскопической съемки.
Его же руками сделаны аппарат «Ученик» и несколько моделей штативных камер. В 1897 году Карпов получил привилегию на механизм смены фотопластин в стереоскопическом фотоаппарате. Он занимался конструированием и фотографических принадлежностей, например, созданная им рамка для контактной печати была популярна среди фотолюбителей XIX века, а его «Руководство к изучению практической фотографии» 1896 года многократно переиздавалось.
Павильонная камера И.И. Карпова
Штативные камеры И.И. Карпова были настолько совершенны, что использовались вплоть до середины XX века.
Технический прогресс одних отраслей качественно преобразовывал другие. Так, успехи химической промышленности позволили применять новые технологии в процессах получения отбеленных, окрашенных и набивных тканей.
Отраслевая взаимосвязь и взаимовлияние четко осознавалось в то время.
Менделеев подчеркивал, что, один вид промышленности теснейшим образом связан с другим «до такой степени, что всякое их разъединение, а тем паче всякое их противоположение должно считать не только дело затемняющим, но и вредным для правильного понимания существующих ныне соотношений».
Другими словами, экономический рост протекал системно. Развитие в первую очередь стимулировалось внутренним спросом, чего, по большому счету, сегодня нет в российской экономике. Внутренний спрос – одно из базовых условий формирования конкурентоспособности. Именно на внутреннем рынке формируется конкурентоспособность. Этот принцип отмечается современными экономистами, в частности, Портером, автором кластерной модели экономики. Но лучшие умы России ясно понимали это более ста лет назад.
Внутренний спрос целенаправленно стимулировался российским правительством, в первую очередь в части технологического прогресса.
И не только организационно и финансово, но и идеологически. «Изменилась мода – меняй оборудование», – эти слова были не просто лозунгом, но концептуальной основой промышленной политики правительства, тем, что сегодня известно в экономической науке как «смена технологического уклада».
Что сказать о нашем времени, когда износ технологических мощностей составляет 90 и более процентов, а средний срок использования промышленного оборудования 30, а нередко и более лет.
Технологические новшества, которые активно внедрялись на российских предприятиях второй половины XIX столетия, позволили качественно изменить положение во многих жизненно важных отраслях. Так, например, в 1882 году отечественные эксперты отмечали низкое качество русской муки в сравнении с европейской. Однако распространение технологии вальцового помола и усовершенствованных аппаратов для очистки зерна и просеивания позволило в короткой срок улучшить качество муки.
Масштабы произошедших изменений и сфокусировала фантастическая и по нынешним временам Нижегородская промышленная и художественная выставка 1896 года.
От идеи до воплощения
Отметим, что идея проведения Выставки именно в Нижнем Новгороде принадлежала Министру Финансов Российской Империи Сергею Юльевичу Витте. И сама по себе никаких разумных возражений вызвать не могла. Нижний Новгород уже многие десятилетия служил своеобразным центром деловой активности России, благодаря всем известной Нижегородской ярмарке.
Не удивительно, что когда в начале июня 1893 года Витте представил Государю Александру III Всеподданнейший доклад об устройстве Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, – «в воздаяние памяти о славных днях службы нижегородцев России и с учетом торгового значения города», – то уже 23 июня тот удостоился Высочайшего одобрения.
13 августа 1893 года Витте лично прибыл в Нижний Новгород, дабы объявить Высочайшую волю об открытии здесь летом 1896 года Всероссийской выставки. Этот день нижегородцы и считают стартом подготовительных работ к открытию Выставки.
4 октября 1893 года было Высочайше утверждено Положение о Выставке. Вслед за тем была создана Особая комиссия, включавшая чиновников Министерства финансов, Государственного контроля и иных общеимперских ведомств.
Председателем Комиссии стал сам Витте, вице-председателем его доверенный сотрудник – директор Департамента торговли и мануфактур Владимир Иванович Ковалевский. В состав этой комиссии вошли и нижегородские представители: губернатор генерал-лейтенант Н.М. Баранов, городской голова барон Д.Н. Дельвиг, председатель Нижегородского ярмарочного комитета С.Т. Морозов.
Правила об участии экспонентов в выставке утвердили 29 января 1894 года. Согласно этому документу места в казенных павильонах, оборудованные мебелью и декорированные в соответствии с общим оформлением зала, отводились безплатно всем желающим при условии, что выставляемые предметы изготовлены в Российской Империи. Исключение допускалось лишь для художественных произведений, которые могли быть исполнены и за границей, но – русскими художниками.
Важнейшее требование к экспонатам, –увы, полностью утерянное и забытое в наши дни, – заключалось в том, что «представленные на выставку предметы должны вполне отвечать тем, которые выпускаются в продажу», то есть – никаких единичных или особо качественных образцов и «перспективных моделей».
Правительство взяло на себя все расходы по организации выставки: по предварительной смете они составили 4 321 200 рублей, вдвое больше чем казна выделила в 1882 году на Выставку в Москве. Напомним, что четыре миллиона имперских рублей равны примерно десяти миллиардам нынешних республиканских. Миллион из общей суммы был выделен на новое строительство и обустройство самого Нижнего Новгорода.
С этого времени и почти до конца 1896 года Нижний Новгород стал едва ли не самым главным городом России, центром всеобщего притяжения. И строить здесь начали так, как положено тогда было в столицах – величественно и на века. Именно к выставке нижегородцы получили на Большой Покровке великолепный городской театр и здание Окружного суда, на берегу Волги была построена новая Биржа. Тогда же замостили множество нижегородских улиц и возвели мост через Оку.
Готовясь к выставке, город утверждался, устремляя ввысь купола, шатры и шпили своих построек. В 1896 году даже древняя Дмитровская башня «подросла»: по проекту петербургского архитектора Н.В. Султанова ее надстроили, добавив шатер со световым фонарем. Благодаря проведенной реконструкции внутри башни получился большой трехсветный зал с балконами; где разместился Художественно-исторический музей.
К открытию выставки появился в Нижнем Новгороде и трамвай, – первый в России. Открыли также скоростную внутригородскую пароходную линию. Список приобретений города дополнился двумя подъемниками-фуникулерами: Похвалинским и Кремлевским.
Местом проведения Выставки был выбран левый берег реки Оки, между главной линией Московско-Нижегородской железной дороги и лесом графа Шувалова (ныне – Парк им. 1 Мая), рядом с Нижегородской ярмаркой.
Нижегородская выставка по своей площади – более 80 гектаров – превышала Всемирную выставку в Париже 1889 года и была почти в три раза больше предыдущей Всероссийской выставки в Москве.
Для проектирования и строительства выставочных павильонов были приглашены лучшие российские инженеры, архитекторы и художники.
Заметим, по положению о Выставке, − никаких зарубежных специалистов, только свои, отечественные. Можно сказать, что вся русская архитектура конца позапрошлого века со своими стилями и направлениями получила здесь свое отражение.
Всего на Выставке было построено 55 так называемых «казенных» павильонов и 117 частных. Все они были возведены за фантастический и по сегодняшним меркам срок – менее, чем за два строительных сезона.
Все павильоны выставки возводились с нуля, за исключением одного – Главного здания.
«В целях экономии» посчитали целесообразным это громадное здание с металлическим каркасом, общий вес которого 115 тыс. пудов [1 840 т – легкий крейсер тех лет], разобрать, перевезти в Нижний Новгород и здесь вновь собрать. Считалось, а в некоторых путеводителях по Выставке-1896 утверждалось, что эта экономия составила 300 тыс. рублей.
Но уже в том же 1896 году в «Техническом сборнике и вестнике промышленности», подводя итоги Выставки в Нижнем Новгороде, констатировали, что как показал опыт «ожидавшейся экономии не удалось соблюсти совсем или в надлежащей мере, а Москва лишена была полезного и можно сказать необходимого ей здания для различных выставок»[1].
К судьбе Главного здания двух крупнейших выставок Российской Империи нам еще придется вернуться, там же расскажем, что удалось дополнительно выяснить о его архитектурной судьбе с момента рождения. Пока же отметим , что закладка Всероссийской выставки в Нижнем состоялась 16 мая 1894 года.
Тогда же, в мае 1894 года, в Москве начали разбирать Главное здание. Все работы по демонтажу, как и последующую сборку в Нижнем Новгороде, выполнял Санкт-Петербургский металлический завод − тот самый, который изготовлял конструкции этого сооружения.
Как бы там ни было, но к концу мая 1896 года Шестнадцатая Всероссийская выставка была готова к открытию и приему посетителей. Территория выставки преобразилась в огромный парк площадью 77 десятин (84 га) с экзотическими деревьями, цветочными коврами, прогулочными дорожками, искусственными прудами и фонтанами.
Закрытая площадь всех казенных помещений в общей сложности составляла около 25 000 кв. саженей, или 113 750 кв. м, более 11 гектаров. Для детального их осмотра требовалось не менее недели.
В вечернее время территорию освещали 250 дуговых электрических фонарей. Выставочная территория была прорезана круговой электрической дорогой длиной около 3,7 км.
Для сообщения Города с Выставкой устроены были электрическая железная дорога – первый в нашем отчестве трамвай, два фуникулера и особая пароходная линия.
«Боже, Царя храни!» – торжество открытия
Ранним утром 28 мая 1896 года, ровно в 7 часов, из Кафедрального собора Нижнего Новгорода вышел Крестный ход в сопровождении архимандрита Печерского монастыря Аркадия, двух иеромонахов и двух священников – так началось торжество открытия Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. По пути шествия процессии с обеих сторон улиц стоял народ, часть которого присоединилась к крестному ходу и шла с ним до Выставки. В ходе следования в десяти городских церквях был устроен колокольный звон.
По прибытии Крестного хода на территорию Выставки, процессия прошла во внутренний двор Центрального здания, где в специально устроенном роскошном шатре на базе музыкального павильона была оборудована походная церковь, в которой и водрузили принесенные иконы.
Здесь уже находились высшие сановники Империи, местное начальство, в лице Нижегородского Губернатора генерал-лейтенанта Николая Михайловича Баранова и его сотрудников, и зарубежные гости – английский посланник лорд О'Коннор и баварский посол Гассер.
Генерал Н.М. Баранов, нижегородский губернатор.
Гравюра Ад. Бёме с фотографии Д. Лейбовского в Н. Новгороде (1892)[2]
По прибытии Министра Финансов С.Ю. Витте начался молебен с водосвятием, который совершил Преосвященный Владимир, епископ Нижегородский и Арзамасский.
По окончании службы Владыка произнес приветственную речь, провозгласил Вечную память в Бозе почившему Государю Императору Александру III, чьей волей было положено начало Выставке, многолетие Государю Императору, Государыне Императрице и всему Царствующему дому, Министру Финансов, учредителям, строителям и распорядителям выставки.
Далее священнослужители разошлись для окропления святой водой казенных зданий и сооружений. Владыка лично окропил святой водой помещения Царского павильона.
По окончании освящения все вновь собрались у центрального здания, и главное начальствующее лицо – министр финансов С.Ю. Витте произнес приветственную речь: «23 июля 1893 года Государь Император Александр III повелел устроить в мае месяце 1896 года Всероссийскую промышленную и художественную выставку в Нижнем Новгороде. Державная воля остановила свой выбор на этом городе ввиду выдающегося его экономического значения…
Наша задача состояла в том, чтобы наглядно представить России и всему миру итоги того духовного роста, которого достигло ныне наше Отечество по сравнению со временем прошедшей московской Всероссийской выставки 1882 года. …
Выставка производит впечатление того, что Россия растет, увеличиваются ее производительные силы, а значит, и богатство страны.
По повелению Государя Императора объявляю выставку открытой!».
Последовали многочисленные клики «Ура!», оркестр Стрелкового Императорской Фамилии батальона исполнил народный гимн «Боже, Царя храни!» и «Славься» при колокольном звоне экспонируемых на выставке колоколов.
И тут же на всех зданиях и многочисленных мачтах взвились трехцветные русские флаги. На большом пруду забил высокий фонтан. В павильоне воздухоплавательного парка военного ведомства начали подъем заранее наполненного газом воздушного шара, который был поднят на привязи в воздух. У главного входа на выставку двумя шпалерами выстроилась выставочная прислуга, одетая в древнерусские костюмы рынд, сделанных по рисункам художника Васнецова[3].
«Чудная погода, оживленная блестящая толпа, разукрашенные нарядные выставочные дворцы – все вместе взятое представляло необычайно эффектную картину», – писал свидетель.
Утром того же дня произошло еще одно знаменательное событие.
В 8 часов 20 минут курьерским поездом в Нижний Новгород с целью знакомства с выставкой прибыло чрезвычайное Китайское посольство во главе с первым министром Небесной Империи Ли-Хун-Чаном.
После осмотра экспозиции, в час дня, присутствовавшие на торжестве высокопоставленные лица, а также корреспонденты русских и иностранных периодических изданий собрались в Концертном зале, где был сервирован завтрак на 400 персон.
Меню отвечало значимости события: консоме из дичи, стерляди по-американски, цыплята под белым соусом со свежими бобами, мороженое «тутти-фрутти» с фруктами «буше», пирожки.
Банкетный зал декорировали национальными флагами и большими щитами с инициалами Их Императорских Величеств. При входе стояли стражники в древнерусских костюмах. Играл оркестр военной музыки.
Как и положено, первый тост произнес Министр Финансов за здоровье Их Императорских Величеств, далее, по регламенту, последовало громкое единодушное «ура» и народный гимн. Впоследствии прозвучали еще два тоста, сначала за здоровье министра финансов С.Ю. Витте, затем – «за благоденствие русского славного и мудрого народа».
По окончании завтрака большинство гостей разъехалось, однако некоторые продолжили осмотр экспозиций. Присоединимся же к ним, и, хотя бы бегло осмотрим последнюю грандиозную Выставку достижений Империи. Выставку, которую даже современники сразу именовали «Великой».
Тем паче, что это даст нам возможность лично ознакомиться со сценой, на которой развернется следующий сюжет нашего расследования.
Общий обзор в топографическом порядке
Согласно путеводителю
В осмотре нам поможет весьма подробный путеводитель по Выставке, услугами которого, по понятным причинам, воспользуемся выборочно[4].
«Нам придется проследить все громадное собрание произведений русской промышленности и искусства, отдел за отделом, группа за группой, отмечая общее состояние каждого производства, представленного на выставке, его успехи за последнее время и указывая затем на все выдающиеся по своим достоинствам, по своей поучительности частные собрания.
Но прежде, чем приступить к этому подробному частному обзору, надлежит сделать общий обзор двадцати отделов выставки, для того чтобы все это величественное предприятие предстало перед читателями во всей его широте.
Этот наш первый общий обзор мы будем делать в топографическом порядке.
Начнем его, отправляясь от главного входа и будем постепенно углубляться в выставочную площадь, осматривая одно за другим главные здания выставки».
Для облегчения ориентации приведем одинаково сориентированные картину Выставки с высоты птичьего полета и Общий ее план. Основные объекты ее обозначены на плане словами. А из цифровых отмечены только те, которые понадобятся нам, чтобы зримо представить те детали, которые встретятся нам в рассказе Гиляровского.
«Два ближайшие от входа здания – это художественный отдел, налево от входа, и отдел среднеазиатский – направо от входа.
Начнем с первого из них – художественного.
Перед нами изящное здание с громадным ажурным куполом такой же высоты как нижняя часть постройки. Оно заняло площадь около 1½ тысячи квадратных сажен [6 830 кв. м]. Над наружными украшениями фасада работали известные художники. … Фасад вышел изящно-нарядный, отчасти напоминающий храм; этому впечатлению, главным образом, способствует купол здания – громадный, просторный, высокий, похожий на знаменитый купол Флорентинского собора.
Художественный павильон отстроен по проекту профессора А.Н. Померанцева. … Отдел этот очень обширен, богат и великолепен, но, несомненно, занимает на выставке второстепенное место.
Повернув сразу налево от входа, будем продолжать обзор этого левого переднего угла выставки.
Рядом с художественным отделом поставлен сравнительно небольшой павильон отдела крайнего севера или, как его можно бы назвать, павильон московско-ярославско-архангельской железной дороги. … По этому отделу посетители могут получить полное понятие о естественных произведениях и промыслах далекого севера …
Теперь, чтобы покончить с левым передним углом выставки, упомянем, что здесь же помещаются:
– концертный зал, выстроенный влево от павильона крайнего севера,
– ресторан московского товарищества „Эрмитаж“, занимающий самую вершину этого угла,
– панорама Рубо (штурм аула Ахульго), выходящая на передний фас выставки,
– стрельбищный павильончик Излера и
– фотография М.П. Дмитриева, выстроенная впереди павильона крайнего севера.
Затем переходим в правый передний угол выставочной площади.
Перспективный вид XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде с высоты птичьего полета. Литография с акварели академика живописи Л. Урлауба.
Общий план Выставки-1896
169 Жг Концертный зал; 170 ДЕбв Музыкальный павильон – в самом центре павильона-звезда;
171 Зг Панорама проф. Рубо (Штурм Ахульго); 172 ЖЗг Павильон А.И. Излера (тир); 173 Жг Ресторан московского товарищества Эрмитаж; 174 Еа Ресторан Александрова и Ломача
Здесь ближайшим ко входу зданием будет павильон среднеазиатского отдела, расположенный совершенно симметрично с павильоном художественным и схожий с ним по общему плану, хотя значительно уступающий ему в величине (всего 500 кв. саж.).
Перед нами изящная постройка, удачно выдержанная в мавританском стиле, с ажурными минаретами по обе стороны входа, с центральным куполом восточного типа и ротондами по концам, с выдающимися порталами по обоим фасадам».
Павильоны художественный – вдали слева, и среднеазиатский – справа
Далее перечисляются залы и коллекции различных «регионов», среди которых перечислены, в частности, Ферганская область, Бухара и Персия. Затем– Туркестан, Закаспийский края и Степное генерал-губернаторство.
«Все упомянутые местности, когда-то, еще так недавно, вовсе дикие, требовавшие расходов на завоевание, умиротворение и устройство, теперь начали исправно нести свою колониальную службу, доставляя русским фабрикам массу необходимого сырья, особенно хлопка, сала, мехов, кож.
Все хозяйство и торговля среднеазиатских наших владений представлены здесь прекрасно, со всею желательною наглядностью и полностью». …
«Выйдя из среднеазиатского отдела, мы приближаемся к одному из грандиознейших и важнейших отделов выставки – машинному.
Для него отведено два здания: большое, занимающее правый передний угол выставочной площади, и малое, лежащее между большим и среднеазиатским.
Главное здание, площадь основания которого заняла 3 000 квадр. сажень, построено целиком из железа и стекла. При взгляде с высоты все здание в своей основе представилось бы в виде трех громадных труб, положенных рядом; средняя из этих труб вдвое шире боковых, и ребро ее полукруглой кровли возвышается на 15 сажень над уровнем земли.
В большом здании поставлены почти исключительно работающие машины те, которые предстояло показать на выставке в действии.
Для приведения в действие всей этой громадной коллекции работающих механизмов, конечно, требовалась соответствующая двигательная сила. Эту силу должны были доставлять две машины, каждая в 600 паровых лошадей, поставленные, одна фирмою Бромлей, а другая братьями Гоппер».
Главное здание машинного отдела
Далее объясняется, что мощности и одной из этих машин хватило на обслуживание всех механизмов в большом зале, и даже тех из них, что расположены в дополнительном.
Причем если в главном механическом павильоне для приведения в движение демонстрируемых механизмов преимущественно использовались обычные передаточные механизмы с приводными ремнями, то для передачи энергии в дополнительный зал «нужно было прибегнуть к услугам динамо-машин, и, таким образом, применить на нашей выставке весьма распространяющийся в последнее время способ передачи силы на расстояние при посредстве электричества, по металлическим проводникам».
Подчеркивается, что представлены как самые разнообразные типы паровых машин, так и разные виды двигателей керосиновых, газовых, бензиновых, электрических. «Особенно богаты отделы паровых машин и электротехники.
Паровых машин, притом находящихся в работе, и, следовательно, показанных на деле, на выставке более двух десятков; такого количества не бывало ни на одной предшествовавшей выставке в России.
Электротехника же, о развитии которой в последние годы хорошо осведомлен каждый, сколько-нибудь следящий за научным и техническим прогрессом, представлена на выставке решительно во всех ее безчисленных применениях.
Несомненно, что эта часть машинного отдела представляет наибольший интерес для массы посетителей, ибо здесь всякий увидит множество снарядов, предназначенных для повсеместного и повседневного употребления, для домашнего обихода».
Любопытно, однако, что уже сто двадцать с лишком лет назад на русской выставке было представлено множество электрических механизмов «для домашнего обихода»!
«Если мы, выйдя из дополнительного машинного здания, подадимся на сотню шагов вперед, к середине выставочной площади, мы очутимся перед зданием сибирского отдела. … Задача отдела − одна из самых серьезных и хлопотливых.
Сибирь, с проведением железной дороги, станет центром притяжения для целой армии предприимчивых лиц и целой груды капиталов; одни будут стремиться применить в этом почти непочатом крае свои силы, другие – использовать местное сырье, как материал местного промышленного производства.
Интерес к этому краю теперь, несомненно, громадный, и с каждым годом усиливающийся. Выставка должна была представить русскому обществу всю Сибирь, как она есть, чтобы показать, каждому, кто в этом вполне заинтересован, неведомую страну во всей совокупности ее средств».
Далее путеводитель перечисляет еще ряд павильонов в правом крыле Выставки – Испытательную станцию, где помещены механизмы и приборы для оценки качества производимой продукции, начиная, например, от оценки прочности текстильной нити.
«Тут мы видим способы и приемы испытаний механические (на прочность, растяжимость, длину, вес и т. д.), затем оптические, т. е. микроскопы, лупы; далее приборы для измерения силы света, фотографические приспособления в приложении к техническим испытаниям, всякие скручивающие, рвущие, дробящие приборы, наконец, электротехнические снаряды для измерения электрической энергии при всех ее разнообразных применениях.
Этот отдел – целый наглядный курс.
От испытательной станции всего несколько десятков шагов до обширного здания инженерного и строительного отдела.
Оно состоит из трех частей: центральной ротонды, имеющей около 35 сажень в поперечнике, и двух четырехугольных корпусов такого же, приблизительно, размера.
Но весь обширный отдел не мог быть размещен в этих зданиях и занял еще другие, о которых сейчас будет упомянуто; теперь же осмотрим главное здание.
Центральная ротонда вмещает железнодорожный отдел – паровозы и вагоны наших железных дорог.
Центральная ротонда Шухова
Для маневрирования вагонов в самом центре павильона устроен поворотный круг, вроде тех, какие можно видеть на многих больших станциях; от этого круга расходятся во все стороны полтора десятка рельсовых путей.
Здесь, между прочим, среди исторических памятников можно видеть первый в России царский вагон, тот в котором путешествовал император Николай I».
Небольшое отступление. – Гиперболические оболочки и конструкции
Центральная ротонда, о которой идет речь, это – круглый стальной павильон-ротонда, конструкции гениального русского инженера Владимира Григорьевича Шухова. Он впервые использовал в архитектуре стальные сетчатые гиперболоидные оболочки с ромбовидной несущей решеткой, изобрел и запатентовал три вида сетчатых несущих оболочек – висячие, выпуклые и башни-оболочки.
Главной особенностью оболочек Шухова является использование гиперболоидных форм, следствием чего является возможность собирать их из длинных прямолинейных элементов, не имеющих переломов.
Для Выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, ее Строительного и Инженерного отделов, по проекту Шухова построили восемь гигантских павильонов с первыми в мире перекрытиями в виде сетчатых оболочек, и первую в мире удивительной красоты ажурную сетчатую водонапорную башню-оболочку высотой 32 метра, в форме гиперболоида.
Водонапорная башня Шухова была построена на заводе инженера А.В. Бари
Эта башня не только украшала выставку, но и держала резервуар на десять тысяч ведер питьевой воды. Особенность таких конструкций – при внешней ажурности они необыкновенно прочны. Недаром в Первую мировую войну американцы на своих дредноутах стали ставить мачты гиперболических конструкций, − патенты Шухова, к сожалению, на заграницу не распространялись.
Наверху башни – смотровая площадка, куда вела винтовая лестница. Вид с башни открывался фантастический: просматривалась не только выставка, но и ярмарка, и противоположный окский берег. По счастью, после выставки она была куплена меценатом Ю.С. Нечаевым-Мальцевым и перенесена в его имение Полибино в нынешней Липецкой области, где сохранилась до настоящего времени.
Эти восемь павильонов стали еще до открытия Выставки главной ее архитектурной сенсацией, «гвоздем выставки». В наши дни именно эти павильоны золотыми буквами вписаны в историю технической мысли России как первые в мире сетчатые висячие и сводообразные перекрытия-оболочки.
И вновь путеводитель…
«В здании, находящемся влево от центрального круглого, размещены три группы инженерного дела. Ближе ко входу расположены: направо – конно-железные дороги, налево – обыкновенные грунтовые дороги; последняя группа особенно поучительна: по ней посетитель может легко судить о состоянии наших подъездных путей, тех самых, которые впадают в линии железнодорожного и пароходного движения и должны, по своему назначению, вполне удовлетворять провозной способности этих искусственных путей.
Далее, посреди здания размещаются направо и налево материалы и инструменты строительного дела, а задний план занят экспонатами, относящимися до речного торгового судоходства.
Здесь, впрочем, только собраны карты, планы, модели и статистические данные, касающиеся судоходства; главная же масса экспонатов этой группы, особенно же относящихся к мореходству, сосредоточены в особом большом павильоне, значительно далее, почти в самом правом дальнем углу выставочной площади. Этот павильон издали привлекает внимание своими высочайшими мачтами, реями, вантами и флагами, ясно указывающими на назначение здания».
«Все, что относится до судоходства по Белому и Каспийскому морям помещено в особые павильоны; из них беломорский – вправо из главного, только что упомянутого судоходного павильона, а каспийский – ближе к центральному зданию выставки, позади кустарного павильона. … Особенно интересен каспийский павильон, потому что сюда же отнесено и все громадное судоходство волжского бассейна; здесь, между прочим, по середине павильона поставлены те две знаменитые яхты „Плезир“ и „Верейка“, которые были построены императором Петром I, и модель того катера, на котором путешествовала по Волге императрица Екатерина II. …
Группа экспонатов строительного искусства (архитектуры) в тесном смысле слова, помещается в корпусе, находящемся вправо от центральной ротонды строительно-инженерного отдела. … Но в описываемом отделе есть еще одна важная группа, которая вполне заслуживает особого упоминания; это группа огнестойких построек, – статья необычайного значения в нашей вечно горящей России. …
Теперь, для полноты обзора этого отдела, упомянем еще об отдельных павильонах финляндских путей сообщения и сибирской железной дороги; первый из них поставлен против левого крыла главного здания отдела, а второй близ сибирского отдела.
Вся громадная работа сооружения великого сибирского пути здесь выступает перед зрителем как на ладони: вдобавок, по другим многочисленным экспонатам этого же павильона составляется понятие о всех вообще существующих в Сибири водных и сухопутных сообщениях, которые теперь с проведением железной дороги ожидают быстрого подъема и развития.
Колосс Выставки
Теперь мы направляемся к колоссу Выставки – ее центральному зданию. Оно, как известно, представляет почти точное воспроизведение главного здания бывшей Московской Выставки 1882 года, даже и выстроено из тех же материалов, доставленных сюда из Москвы.
Встав прямо перед этим зданием и не имея раньше понятия о его плане, трудно представить себе его фигуру; видно, что оно круглое – и только.
Для того, чтобы получить о нем ясное понятие надо взглянуть на него сверху, с значительной высоты. Тогда мы увидим перед собою громадное кольцо, с внешним диаметром в 150 сажень и внутренним в 80 сажень.
В этом кольце как бы вынуто 8 трапецеидальных вырезок, образующих просторные дворы.
Весь круглый внутренний двор разбит дорожками на цветник, в центре которого выстроен музыкальный павильон.
Такое громадное здание оказалось слишком крупным для одного отдела и потому в нем размещены целиком четыре отдела: фабрично-ремесленный, художественно-промышленный, горный и изделий из волокнистых веществ».
Мы вновь вернулись к павильону-звезде, о судьбе которого расскажем позже. Общий план и расположение сооружений Выставки мы представили, а любознательные смогут продолжить знакомство с ней самостоятельно, благо материала в избытке.
Прежде чем перейти к основной части нашего «выставочного» расследования – к рассказу нашего «главного свидетеля» о своих приключениях на этом празднике жизни, – сделаем несколько заключительных замечаний о Выставке-1896 и о ее значении в нашей истории.
[1] Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде. //Технический сборник и вестник промышленности, 1896, № 5 (приложение).
[2] Всемирная иллюстрация. - СПб. Т. 48 № 1231. 22 августа 1892. С. 152.
[3] Рында – оруженосец-телохранитель Великих князей Московских и русских царей XIV-XVII веков.
[4] Всероссийская художественно-промышленная выставка 1896 года в Нижнем-Новгороде. Со множеством художественных иллюстраций зданий, павильонов, витрин, портретов и пр. и пр. – СПб: Книгоиздательство Герман Гоппе, 1896. - 204 с., ил.