ПОД ПРИКРЫТИЕМ ЭКОНОМИКИ – ИДЁТ НАСАЖДЕНИЕ ИСЛАМА, НЕ ВПОЛНЕ ТРАДИЦИОННОГО. КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ И ДЛЯ ЧЕГО
В середине июня (2024), завершилась очередная протестная эпопея против строительства мечети на Камчатке, в городе Елизово (аэропорт, входные врата полуострова). Там, после прошлогоднего визита действующего губернатора в Татарстан, камчатцы узнали, что он дал обещание президенту Татреспублики найти подходящее место для строительства мечети. А в январе с.г. прибыл на Камчатку заместитель премьер-министра Республики Татарстан, председатель Национального Совета Всемирного конгресса татар Василь Габтелгаязович Шайхразиев. На встрече с губернатором Владимир Солодов поприветствовал гостей из Татарстана:
– Я очень рад видеть вас на нашей Камчатской земле. Камчатка – самый дальний регион России. Несмотря на это, здесь очень дружно живут все народы. Они сохраняют свои традиции и обычаи. А общество татар является одним из самых активных в нашем регионе, – отметил он.
Василь Шайхразиев также поприветствовал участников встречи и поблагодарил за теплый прием.
– Каждый год, начиная с 2018 года, мы проводим заседания с татарским активом в федеральных округах России. На заседании принимают участие все руководители региональных татарских обществ Дальневосточного федерального округа. Эти встречи являются площадкой для обмена опытом… Также он отметил регионы, в которых пройдут национальные праздники Сабантуй в 2024 году. – XIV Всероссийский сельский Сабантуй пройдет в селе Барда. XXIV Федеральный Сабантуй пройдет в столице Республики Марий Эл Йошкар-Оле. В Республике Алтай будет организован Первый Тюркский Сабантуй, в Омской области – Международный Прииртышский Сабантуй, – сказал он. … Василь Шайхразиев поблагодарил губернатора за возможность личной встречи. «Спасибо за то, что откликнулись на наше предложение провести собрание татарского актива и руководителей наших автономий. Хочу сказать, что всемирный конгресс татар работает с 1992 года. Решением первого президента, Минтимера Шариповича Шаймиева он в своё время был создан. В 45 странах мира имеются наши диаспоры и центры. Ну и практически в каждом субъекте Российской Федерации имеется наши автономии, центры, руководители. Наша задача их поддерживать, оказывать помощь», – сказал Василь Шайхразиев…Также он остановился на вопросе строительства мечети в Камчатском крае:– 2 года назад мы отмечали 1100-летие принятия Ислама Волжской Булгарией. Рассматривался вопрос о выделении земли для строительства мечети в столице Камчатского края, – сказал он. Губернатор Камчатского края поддержал проведение Сабантуя 20 июля. Также Владимир Солодов сообщил, что решение по вопросу мечети будет принято в течение первого квартала текущего года» (источник).
Однако, что касается мечети, у народа (которого не спросили) было другое мнение: благодаря общественным слушаниям, жители Елизова проголосовали подавляющим большинством против ее строительства (410 человек, и только 10 – за), и городская Дума приняла решение – отменить строительство мечети в указанном месте. Как считают камчатцы – пока, до поры, до времени, все равно будут пытаться.
«ИСЛАМСКИМ ЦЕНТРОМ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА БУДЕТ МЕЧЕТЬ В МАГАДАНЕ». О ПРЕДТЕЧАХ ХУСНУЛЛИНА
Солидаризируясь с нашими камчатскими соседями, расскажу, как пытались построить мечеть в городе Магадане. Уже не думал возвращаться к этой истории, но пришло, видно, время поведать и о ней. Есть подробности, о которых стоит вспомнить.
У Хуснуллина и его соратников были свои предтечи, и мы столкнулись в ходе этой многолетней истории со многими интересными фактами и событиями, которые проливают свет и на сегодняшнее состояние дел, на проблемы миграции и исламизации.
Мы, ещё не ведая, имели дело с началом некой осознанной политики, сначала постепенно, а ныне активно разворачивающейся в пространстве России, и имеющей в финале цели, о которых справедливо говорит Кирилл Кабанов - разрушения основ Русской православной цивилизации, в конечном счете – уничтожение Православия. И это никакая не конспирология.
Немного истории.13 мая 2000 г. возглавивший российское государство Владимир Путин своим Указом быстро создал в стране федеральные округа. Спустя пять дней после учреждения института полпредства, в самом крупном федеральном округе страны, Дальневосточном, появился первый представитель Президента. Им стал уроженец Уссурийска, генерал-лейтенант в отставке Константин Пуликовский. Офицер в четвертом поколении, боевой генерал Пуликовский почти сразу стал "грозой" непокорных дальневосточных губернаторов, упорно и жестко донося до них позицию главы государства.
Мне как журналисту, не однажды довелось общаться с Константином Борисовичем, именно в период его полпредства началось строительство, по инициативе тогда ещё епископа Феофана (Ашуркова) и губернатора Валентина Цветкова (Царство им Небесное) замечательного Свято-Троицкого собора и храма новомучеников и исповедников Церкви Русской (в крипте). Сохранились репортаж и снимки, как все мы стоим на молебне, внизу, среди бетонных стен. Пуликовский нередко приезжал к нам, он дружил с владыкой Феофаном, поддерживал все благие начинания в духовной и культурной жизни области. Сейчас я вижу это время как период подъёма русской жизни в регионе.
Не могу не напомнить, что старший сын полпреда офицер, капитан Алексей Пуликовский пал смертью храбрых 14 декабря 1995 года в населённом пункте Шатой при деблокировании захваченного боевиками блокпоста (Царство ему Небесное). Он пошёл на войну по благословению отца, не могу не сказать об этом при нынешних вопиющих безобразиях среди руководства Министерства обороны, выявленных только на третьем году кровопролитной войны (большой вопрос).
Наша эпопея с мечетью началась, когда полпредом президента на Дальнем Востоке был назначен, с неожиданным смещением Пуликовского, бывший мэр Казани Камил Исхаков (ноябрь 2005 г.), который призывал, наряду с благими установками по развитию ДВ – строить мечети по всех регионах округа (а их аж одиннадцать, по территории две Индии). Магаданской общественности стало известно, что первый зам. председателя городской Думы (а Магадан это 2/3 жителей области) Р. Фатыхов неоднократно встречался с единоверцем Исхаковым, через него шло давление на местную власть с целью выделить место для строительства комплекса мечети, очень большого (проект был быстро разработан) на въезде в центр, на возвышенном месте, примыкающем к легендарной Колымской трассе.
Вот как рассказывал позже об этом Фатыхов: «В 2005 году, когда Камиль Исхаков был назначен полпредом Президента в Дальневосточном федеральном округе, мне предложили возглавить татаро-башкирскую общественную национальную организацию, а через полгода параллельно мы открыли первую мусульманскую религиозную организацию. И начали в Магадане всю работу в этом направлении с нуля...» (интервью, 2018 г., «Весьма» (ныне иноагент).
Из интервью Рафаэля Фатыхова, первого заместителя председателя городской Думы, председателя комиссии по вопросам социальной политики, председателя областной общественной организации «Алтын-Ай» газете "Колымский Арбат» под заголовком «Исламским центром Дальнего Востока будет мечеть в Магадане»:
«- Много лет представители «Алтын-Ай» мечтают о своей мечети в Магадане... – Этот вопрос находится в стадии решения. Я специально по этому вопросу выезжал в Хабаровск и встречался с Полномочным представителем Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Камилем Исхаковым, учитывая также его вероисповедание. Он горячо поддержал идею строительства в Магадане мечети, которая должна стать исламским центром Дальнего Востока. Уже при разговоре с мэром Магадана Владимиром Печеным мы оговаривали конкретное место строительства - в микрорайоне «Звезда», по Колымскому шоссе, вблизи автостоянки». 1 октября 2007 г.
А вот сообщение Духовного управления мусульман Татарстана (ДумРТ) «Гость из Магадана в ДУМРТ»: «Сегодня резиденцию ДУМРТ посетил первый заместитель Председателя Магаданской городской Думы Рафаэль Рашитович Фатыхов. По его словам в г.Магадане зарегистрирован мусульманский приход, готовится к передаче в его ведение земельного участка. Во время встречи с Валиуллой хазратом были обсуждены вопросы подготовки проекта будущей мечети, а также кадровое обеспечение прихода квалифицированными священнослужителями" (из интервью газете «Магаданский Арбат»).
Но… «недолго музыка играла» - в 2007 г. Исхакова неожиданно сняли. Вот что писала «Комсомольская правда», статья «Чем закончился дальневосточный «хадж» Камиля Исхакова?», 12 октября 2007 г.
«Бывший полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Камиль Исхаков исчез из региона так же внезапно, как и появился. И тогда, когда его поставили полпредом самого дальнего федерального округа, и сейчас, когда его забрали в Москву, я, как коренная дальневосточница, испытываю чувство недоумения.
Не понимала, почему сюда к нам, на морские сквозняки, два года назад прислали вчерашнего мэра Казани. Не понимаю, почему сегодня, когда Дальний Восток заворожен громкими обещаниями радужных перспектив, его, бывшего полпреда Исхакова, этими перспективами вроде бы, судя по заявлениям, весьма озабоченного, резко перевели в столицу.
Мечты мусульманина. Нет, конечно, если держать руку на пульсе событий, то можно «запеленговать» информацию о том, что в Минрегионразвития пятый замминистра Камиль Исхаков будет приближать светлое будущее все той же огромной территории - Забайкалья и Дальнего Востока. Но, говорят эксперты, теперь уже не как сторонний наблюдатель, хоть и «от президента», а как реальная исполнительная федеральная власть при мощных бюджетных потоках.
А можно ненароком напороться в Интернете на сайты русских радикальных националистов. Уж они-то вам объяснят, зачем все делается и почему.
Первое. С чего начал Исхаков на посту полпреда? С того, что заменил красные папки для бумаг на зеленые, а это – цвет знамени Пророка.
Второе. Куда отправился, как только вступил в полпредскую должность? Не на Курилы там или в Приморье, а в Мекку (Саудовская Аравия) на саммит Организации Исламская конференция – как представитель президента и 20 миллионов российских мусульман.
Третье. Давно пора было убрать Исхакова с Дальнего Востока! Правоверный мусульманин, он проводил НАСИЛЬСТВЕННУЮ «ИСЛАМИЗАЦИЮ» территории. Радикалы пишут, что бывший полпред – о, ужас! – имел тайный план заселения заповедного региона мусульманскими иноверцами и готовил почву: строил мечети по краям-областям, чем ущемил православие и православных. Где-то уже построил, где-то строит, а где-то «исламизация» вот-вот начнется. Про мой родной Владивосток говорится, что стройка уже кипит. Я тоже не поленилась и выяснила, что ходоки от мусульманской общины столицы Приморья, было дело, просили у бывшего полпреда содействия в строительстве мечети. Исхаков проникся и позвонил бывшему мэру Владивостока Владимиру Николаеву. Тот хоть и православный, но, слава Аллаху, не мешкая, выделил земельный участок. А дальше забурлила не работа, а... городская общественность. Оказалось, непримиримый соседний микрорайон выступает против мечети и всего, что с ней связано: намазов, громких протяжных молитв и казни несчастных баранов в священный Рамадан. Начались пикеты, взаимные угрозы вывести на улицы сотни и тысячи протестующих...
А тут еще Исхаков нанес визит в Благовещенск, где, не таясь, попросил бывшего губернатора Леонида Короткова «за мечеть» на Амуре.
Теперь уже вслед за общественностью забурлили и некоторые дальневосточные православные епархии…» (источник).
Меж тем, эпопея с магаданской мечетью продолжалась.
В обращении группы магаданской общественности «О мечети в Магадане», опубликованном спустя три года, 3 июня 2010 г. в городской газете «Вечерний Магадан» (орган мэрии), в частности говорилось:
«Мы обращаемся к вам по не совсем обычному поводу: недавно неожиданно узнали, что в городе Магадане будет строиться мечеть. В общем-то ничего особенного в этом сегодня нет, закон о свободе совести позволяет каждой зарегистрированной религиозной организации иметь свой молитвенный дом, храм, для наших братьев-мусульман – мечети и медресе, т.е. училища. Другое дело – в каком месте и в каких масштабах.
Мы недаром употребляем – и это совершенно искренне – словосочетание братья-мусульмане. У России многовековая, отличная от западного мира традиция совместного, можно сказать, нераздельного существования и проживания многих народов и культур в едином Отечестве, в лоне культурообразующей православной цивилизации. Именно благодаря подлинно христианским основам российской жизни и государственности, под их защитой всегда жили мирно в нашей стране все народы, и каждая культура, даже самая малочисленная, имела и имеет возможность процветать и развиваться. Об этом неоднократно говорили уже в наши дни лидеры всех традиционных религий… И очень важно беречь эти добрые отношения в наши сложные времена, когда недруги России всячески стараются расколоть единый народ, единую страну и по конфессиональным признакам.
Магадан всегда славился своим северным братством, содружеством всех наций и культур. Чрезвычайно важно это сохранить и беречь.
Мы знаем, что вопрос о строительстве мечети в областном центре уже поднимался… В связи с отъездом К. Исхакова, насколько нам известно, магаданским мусульманам предлагались другие места для строительства мечети, соразмерные масштабу местной исламской общины, ее общественной значимости и весомости. По социологическим данным из числа всех верующих Магаданской области мусульманами себя признают всего 0,8%, люди разных национальностей: ингуши (в Сусуманском районе у них есть зарегистрированная организация и своя мечеть в бывшем частном доме), азербайджанцы, узбеки и представители других национальностей, которые всегда исповедовали ислам. Это, подчеркнем – по всей области. Не все магаданцы знают, что на базе культурно-просветительского татаро-башкирского землячества «Алтынай» не так давно образована религиозная организация, которую возглавляет приглашенный в Магадан по инициативе Фатыхова имам.
Это совсем небольшая группа людей, наших сограждан-мусульман, исповедающих одну из традиционных религий России, конечно, имеет право на строительство своего молитвенного дома. Но, опять же, согласитесь – должна существовать некая адекватность, соразмерность, пропорциональность, основанная на понятиях справедливости и взаимоуважения, значимости того или иного объединения в общественной жизни.
Мы ведь не можем, например, представить, чтобы в каком-нибудь «областном центре» Саудовской Аравии небольшая группа русских и нерусских православных христиан построила огромный храм, архитектурно доминирующий над городом. В Грозном есть (восстановлен) православный храм, небольшой, соразмерный количеству христиан, и есть большой мусульманский комплекс (крупнейший в Европе), тут все ясно и бесспорно, и ни у кого никаких претензий.
Мы же только недавно с изумлением узнали, что нашей мусульманской организации выделено в итоге под строительство мечети и культурно-просветительского центра (это целый комплекс) очень значимое место – нагаевская «стрелка», мощный транспортный узел, где проходят дороги в порт и город (Портовая, 18), под самым боком у института биопроблем Севера и рядом с СВКНИИ. Если там, на возвышении, встанет этот архитектурный ансамбль, то входящие в бухту Магадана корабли будут встречать «нависающие» над панорамой побережья мечеть и высокая башня минарета. Не исключено, что моряки будут удивляться: Магадан – мусульманский город?
Это с одной стороны. С другой, это жилой район, «спальный», и можно представить, как будут реагировать его жители на звучащие через динамики ранним утром призывы муэдзина на молитву. Здесь же рядом находятся общежитие СВГУ, медицинский колледж, школа. Поразительно, но получается что прямо посредине крупнейшего северо-восточного научного комплекса – стоящих рядом ИБПС и СВКНИИ – возвысится мечеть!.. Кроме того, существует проблема и другого характера: многоэтажка ИБПС стоит на склоне, здание терпит деформации, то здесь, то там появляются трещины, и если начнутся работы по возведению мечети, начнется вибрация, не известно, какие это может иметь последствия. Станет затруднительно в течение года вести и научные работы по электронному микроскопированию.
(Кстати, несколько лет назад учёные-биологи ходатайствовали о разрешении разбить на этом пустыре сквер…)
То есть фактически получается, что в конце концов площадь под мечеть выделили в месте, равнозначном по масштабам тому прежнему, на котором настаивал бывший полпред. Что тут сказать?.. Напомним: 91% верующих у нас в области относят себя к православному христианству, 2,8% – к католицизму, примерно 1,7-1,9% – к протестантам (в основном пятидесятники и баптисты). Есть и еще менее малочисленные сообщества (мормоны, кришнаиты и др.).
Сложите все и вычтите 0,8% – арифметика получается очень ясная. Что это – недомыслие или сознательная провокация?.. В нашем небольшом, очень своеобразном и компактном городе всегда надо помнить о сложившемся общественном балансе, в том числе в плане ментальности, духовной атмосферы.
Ведь у нас в связи с этой ситуацией невольно возникает вопрос: зачем небольшой горстке людей, вполне нами уважаемых, строить такой большой, несоразмерный комплекс, вероятно, со школой или училищем? Известно, что мечеть – место, закрытое для общественного взора, кто сюда будет приезжать и откуда, какие миссионеры или эмиссары?..Этот всем понятный сегодня вопрос мы ставим и в связи с проблемой безопасности… Не заострится ли она, приняв форму соответствующей религиозности?..
Мы хотели бы – и вправе! – получить ответ от наших властей. И мы требуем категорически выделить другое, подобающее место под строительство мечети в Магадане. Адекватное и бесспорное для всех».
ПОД ЭТИМ ПИСЬМОМ – ОБРАЩЕНИЕМ СТОЯЛИ ПОДПИСИ БОЛЕЕ ДВАДЦАТИ ЧЕЛОВЕК – ПЕДАГОГОВ, УЧЕНЫХ, РАБОЧИХ И Т.Д.
Так сложилось, что в день выхода газеты гл. редактор, автор этих строк улетел в отпуск, и так же совершенно естественно и.о., мой зам, который остался, искренне не знал, что идёт в номере (он занимался вовсю следующим, «своим»), хотя я его предупредил перед отъездом на всякий случай - если что-то вдруг посыпется «сверху», просто говори чистую правду, как есть.
И когда на второй день после выхода номера совершенно неожиданно в редакцию в срочном порядке прибыли аж три представителя городской прокуратуры (!), он чистосердечно объяснял, что ничего заранее не видел, не читал и т.д. – в ответ на последовавшие затем официальные, на бланках, требования – предоставить приказ о назначении его и.о., на время отпуска гл. редактора, журнал входящей корреспонденции, копию напечатанного обращения, сведения о журналисте, выполнявшем редактирование данной статьи (!) и др. «Учитывая сокращенные сроки проверки прошу предоставить в 12.00…помощнику прокурора …», а иначе ст.17.7 КоАП РФ (хорошо не уголовка!).
А гл. редактор (автор этих строк) в это время был уже в Баку, где ещё проживала старшая сестра Раиса (Царство ей Небесное), рабочем пригороде столицы, и учитывая жару, спал на застеклённом балкончике, и каждое утро, где-то в районе пяти меня, как и весь посёлок будили звуки (радиофицированные) утренней молитвы из мечети, до которой напрямую было примерно километра полтора. Впрочем, я тоже начинал молиться, про себя, миссионерской частью сознания думая, что вот бы хорошо в наших храмах такая отчетливая слышимость была, когда читают, а то часто бу-бу-бу, не понять. Мечеть, как мне рассказали друзья-одноклассники, оказалась под салафитами/ваххабитами, я и сам, проезжая мимо нее, часто видел молодых бородатых мужчин без усов. Но это уже другая история.
Когда я вернулся через два месяца на рабочее место, всё уже утихло, никто ко мне претензий со стороны власти открыто не предъявлял, хотя некоторое время нас обязывали показывать верстку перед выходом номера, по Конституции чистая цензура, с другой стороны, мэрия как учредитель газеты имела право соучастия в процессе, я не роптал, надо было перетерпеть, чтобы сохранить газету, продлилось это недолго…
Однако активная деятельность общины под руководством нашего брата Рафаэля Фатыхова по строительству мечети продолжалась.
Когда публиковалось письмо - обращение, мы все еще не знали о съемках RT в Магадане, и когда они были обнародованы, спустя год, подтвердилась правота авторов обращения, упоминавших и о проблемах национальной безопасности.
5 июля 2011 г. в соцсетях появилось сообщение: «Искал, что иностранцы пишут о Магадане. Вбил в поисковик название города по-арабски и гугль выдал такое вот. Я не знал, что у нас в городе были арабские телевизионщики. По своему опыту знаю, что иностранцев привлекают на Колыме три вещи: дикая природа, золото и сталинские лагеря. Арабов же интересуют свои единоверцы. В ролике идет речь о татарско-башкирском землячестве. Пришел к выводу, что корреспонденты на ТВ лишние: по-арабски я не бельмеса, но все понятно. Вот типа Халим Шамсутдинов, имам-хатыб, глава местной мусульманской общины. А вот типа магаданцы-татары учатся родному языку. Вместе с ними учится некто с надписью «Ингушетия» на спине. Казанский кремль, книжка «Освободительная борьба татарского народа». Далее по ходу Халим Шамсутдинов рассказывает о татарах в России и об отношениях с остальными жителями нашей страны (несколько раз мелькает слово «кафиры» - неверные). Национальное татарское застолье. Пацаненок-ингуш говорит, что они все мусульмане собираются вместе, татары, узбеки, ингуши. Рафаэль Фатыхов рассказывает, что это татары, а не кто-нибудь открыли золото на Колыме. Татарские песни под баян. Намаз. Проект мечети. Женщина-репортер на месте, где хотят построить мечеть. Какая-то она (женщина) слишком европейская. Я себе арабов по-другому представлял совсем.
Затем (6 июля) magadansky продолжает: «Во вчерашнем арабском ролике мелькнула книга «Освободительная борьба татарского народа».Вот обложка книги крупным планом…А вот она на столе Халима Шамсутдинова слева от компьютера. Меня заинтересовало, что это такое изучают в магаданском татарском землячестве. Стало любопытно, против кого имам Шамсутдинов собирается вести освободительную войну, тем более – в Магадане. Выяснилось, что книга, мягко говоря, скандальная, и не раз становилась предметом обследования на наличие экстремизма, кроме того, ей занималась президентская комиссия по противодействию попыткам фальсифицировать историю в ущерб интересам России. На сайте «Свободная пресса» есть статья про эту книгу под названием «Казанское ханство продолжает борьбу за независимость» с подзаголовком «детская литература в Татарстане учит, что Российское государство – сборище мародеров, грабителей и захватчиков» (подробнее).
На обложке книги татарские воины сражаются с русскими «оккупантами»
«Президентская комиссия по противодействию попыткам фальсифицировать историю в ущерб интересам России может получить на рассмотрение одно из первых скандальных дел из Татарстана, поводом для которого стала детская историческая книга. Преподаватели одного из казанских вузов считают, что издание «Освободительная война татарского народа» фальсифицирует историю и содержит материалы, разжигающие межнациональную рознь. Председатель исторической комиссии, глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин (ныне глава СВР – С.Р.) получил письмо из Казани с просьбой к комиссии провести экспертизу книги и изъять ее из открытой продажи.
Книга «Освободительная война татарского народа» вышла в Татарском государственном книжном издательстве еще в 2007 году. Красочное издание альбомного формата посвящено, как говорится в аннотации, «борьбе татар против завоевательной политики русского государства и освободительной войне за восстановление своей государственности».
На обложке выпущенной в государственном издательстве «Освободительной войны» изображен шеврон татарского бойца-легионера СС и портрет лидера татарских националов Заки Зайнуллина, известного своими скандальными высказываниями. Венчает книгу изображение схватки между русскими и татарскими воинами у подножия пылающей мечети. Содержание издания не менее интересно.
Автор, историк Нурулла Гариф, анализирует отношения между русскими и татарами с XVI века по наши дни. У книги отсутствует формальное ограничение по возрасту, но стиль изложения максимально адаптирован для детской аудитории.
Автор четко разделил персонажей книги на татар, которые защищают свою Родину, и русских, которые грабят, мародерствуют, убивают. Нурулла Гариф, кстати, редко употребляет слова «Россия», «российский» или «российское государство», почти всегда «русский», «русские», «русское государство». Например: «Как только русские вошли в город, они тотчас занялись грабежом», «русские пытались послать против них (татар) присягнувших ним жителей Казанского ханства... но казанцы не пошли на братоубийственную войну и объединились против оккупантов», «русские колонизаторы пришли в Закамье и начали захватывать лучшие земли», «татары шли в бой с многовековой мечтой отцов и дедов – освободить свою столицу (Казань) от неверных». Автор всегда категоричен – в его трактовке все царские чиновники и губернаторы Казанского края (Шереметьев, Татищев, Потемкин, Руич и Панин) названы «карателями».
(На одной иллюстрации, двуглавая птица, пикирующая на татарский архитектурный символ – башню Сююмбике, многим напомнила орла с герба России).
В заключении Нурулла Гариф пишет: «Несмотря на неимоверные испытания, которые пришлось выдержать татарскому народу начиная с 1552 года, он смог сохраниться, остался несломленным и гордым. Борьба за восстановление независимого государства продолжается и в наши дни».
Газета «НГ-религии» сообщала: «Два месяца назад преподаватель кафедры истории одного из казанских вузов Александр Овчинников написал заявление в прокуратуру Татарстана с просьбой провести психолого-лингвистическую экспертизу книги Гарифа, которая, на его взгляд, содержит материалы, разжигающие межнациональную и межконфессиональную рознь. Заявитель посчитал, что Нурулла Гариф фальсифицирует историю путем «тенденциозного подбора и трактовки исторических фактов». «Ребенок, прочитав книгу Нуруллы Гарифа и запомнив рисунки на ее обложке (известный психологический прием), будет считать, что татарский народ на протяжении веков после падения Казани всеми способами боролся за свою независимость от России (то есть от государства, в котором он сам живет) и что эта борьба продолжается в наши дни», – считает Александр Овчинников.
Прокуратура Татарстана направила книгу Гарифа в Институт истории имени Марджани при Академии наук республики. Но эксперты не усмотрели в книге «Освободительная война» «ни одного предложения, которое прямо могло бы истолковываться как призыв к национальной или религиозной розни». Наоборот, они призвали прокурора республики возбудить уголовное дело в отношении заявителя Овчинникова, который своим поведением сам разжигает межнациональную рознь. Пока никаких мер к преподавателю не принято, и он ждет реакции специалистов комиссии по противодействию попыткам фальсифицировать историю в ущерб интересам России». Вот так-то!
Магаданский обозреватель под ником magadansky продолжает (9 июля 2011): «Хочется подробнее поговорить об одном из этапов этой «освободительной борьбы» - сотрудничестве с германскими нацистами. Обратите внимание на обложку книги – там красным обведена некая эмблема. Это шеврон волжско-татарского легиона фашистско-германских войск «ИДЕЛЬ-УРАЛ». Легион бы сформирован в 1942 году в Польше, в его состав входили татары, башкиры и другие поволжские народы. Идеология легиона – отторжение от России Поволжья и Приуралья и создание на этих территориях независимого государства. Но так как воевали за гитлеровцев, то официальной целью была объявлена борьба против евреев и большевиков. Подчеркиваю, речь не шла об отделении только Татарии и Башкирии. В состав Идель-Урала должны были войти территории от Астрахани до Перми (знакомые мотивы? см. выше – С.Р.), в том числе населенные русскими, мордвой, марийцами, удмуртами и другими народами. Мне сдается, что упоминание Волжско-татарского легиона в контексте «освободительной борьбы татарского народа» является пропагандой фашизма, героизацией нацистских пособников и распространением идеологии, направленной на разжигание национальной розни и подрыв территориальной целостности Российской Федерации. По хорошему, этим должна заниматься милиция и прокуратура» - подытоживает своё мнение Магаданский обозреватель magadansky.
Этот пост появился, напомним, когда magadansky наткнулся на репортаж, сделанный арабской редакцией РТ, с очередного места, которое просили отдать под мечеть община Фатыхова. Но репортаж получился обширный, подробный, с занятиями, где детей обучают по скандальной книге.
* * *
Вот как описывал ход событий глава «Алтын-Ай» в интервью порталу «Весьма» (ныне иноагент) «Рафаэль Фатыхов: о мечети в Магадане, городских мусульманах, джихаде и просвещении»: «Практически в это же время, в 2007 году, Камиль Исхаков был освобожден от занимаемой должности полпреда, и стало понятно, что поддержки в сложившейся ситуации ждать не от кого, а стену непонимания на местном уровне, к сожалению, прошибить невозможно… - Вы имеете в виду, что отказались от идеи или участка земли?- Конечно я не отказался от самой идеи! Выходил с просьбой о выделении альтернативного места. И в 2009 году нам предложили участок земли возле Института биологических проблем Севера, в районе "стрелки" в Нагаево. В 2010 году на этом месте была сделана закладку первого камня под строительство мечети. Вообще, надо сказать, была проведена большая предварительная работа, в результате которой в Магадан приехала целая делегация, состоящая из высокопоставленных руководителей, в том числе и замов президента республики Татарстан. (Мы об этом не знали, знала ли власть, вопрос риторический, в СМИ ничего о заезжих «замах президента» не было – С.Р.).Но как оказалось, радоваться рано: вскоре выходит статья в "Вечернем Магадане" с критикой идеи строительства мечети. Конечно, многие понимают, что данная статья носит заказной характер… Но все же свое действие она возымела: некоторые горожане стали переживать по поводу воздвижения мечети, нашлась группа активистов, которая написала письмо в Госдуму депутату-коммунисту Сергею Обухову. Он оформил запрос в генпрокуратуру, чтобы та проверила факт выделения земли именно в этом месте. В Магадан даже прилетал представитель генпрокуратуры, который разбирался в этом прозрачном деле…» (октябрь 2018; источник ВЕСЬМА, ныне иноагент).
Со странной поспешностью Фатыхов, или кто иной, однако ж, не получив никакого согласия, с опережением сообщил – по местоположению – адрес научного центра как уже собственно мечети или общины, и вскоре на него пришло письмо - поздравление с мусульманским праздником от уважаемого российского муфтия, так что пришлось директору СВКНИИ писать в ответ, чтобы на этот адрес ничего не присылали, ибо принадлежит он научному учреждению! Это было уже, кажется третье место, где желали поставить мечеть. (Был еще вариант поставить мечеть рядом с недостроенной школой, бетонной коробкой, тоже с видом на море, с противоположной стороны побережья Нагаевской бухты, но и оттуда от жителей района стали поступать в мэрию письма с протестами). В конце концов, после многих дебатов и осуждений мэрией было предложено место на свободном пустыре, площадью около 3 тыс.кв. метров для постройки комплекса в направлении к бухте Гертнера. С условием обсуждения на публичных слушаниях…
В конце концов, «в Магадане в 2016 году был заложен камень будущей мечети. Она будет расположена в микрорайоне Новая Веселая, и на данный момент уже готов проект ее строительства…».
Но в результате на выделенном месте ничего не построили (были темные слухи о денежных махинациях), а мечеть неожиданно появилась в центральной части города, в бывшем здании кинотеатра «Октябрь», в период перестройки ставшим казино (все по лекалам «демократии»), а теперь исламским центром, но уже под муфтиятом Дальнего Востока. Вот фрагменты из материала популярного татарского сайта «Миллиард.Татар».
«Оказавшись в Магадане…удалось посетить единственную мечеть города. В разговоре с имамом нам удалось узнать историю первой мечети города и о жизни мусульманской общины, живущей на берегу Охотского моря. Мы побеседовали с имамом Хусейном Мальсаговым. 6 октября 2023. Хусейн Ахметович рассказал,что он по национальности ингуш, жил раньше в Сусуманском районе ( 600 километров от города),участвовал при открытии первой мечети в Сусумане в 1991 году, потом переехал в Магадан, «и тут вообще ничего не было для мусульман <...> В месяц Рамадан мы всей общиной встали около моря и записали обращение в одну из социальных сетей… После нашего выступления мне позвонил мой племянник с Иркутска. Он является руководителем ингушской общины области. И он мне говорит: дядя, у меня есть хорошие друзья в Москве. Он позвонил, и нам помогли. Без воли Всевышнего ничего не бывает, а нам, людям, нужно просто действовать».
«– Как удалось открыть мечеть? – Продавали здание, где сейчас находится мечеть. Нам заломили цену. Сначала здание стоило 21 миллион рублей, но нам удалось сбросить до 11 миллионов» (большой кинотеатр, постройки 1937 г., сегодня это цена средней «двушки» в Магадане - С.Р.). В итоге нам получилось его купить, но оно было в ужасном состоянии. Раньше здесь был кинотеатр, потом здание превратили в казино, после тут было лото… В планах построить два минарет и отремонтировать второй этаж», сообщил имам.
«– А где хоронят мусульман Магадана?– На городском кладбище нам выделили участок, но он был болотистым: начинаешь копать могилу, и она тут же заполняется водой (это общегородское кладбище – С.Р.). Наши просьбы услышали и дали нам ещё участок, где мы организовали кладбище. У нас вообще очень дружная община». Братья помогают в уборке на могилах, в организации пятничной молитвы, ремонте. Нам удалось организовать медресе. В понедельник и среду – мальчики, во вторник и четверг – девочки» (подробнее).
«МЕЧЕТЬ РАЗДОРА» - ЭТО НЕ ИСЛАМ И НЕ ПО-МУСУЛЬМАНСКИ. «ПРОБЛЕМЫ ВЫЗВАНЫ САМИМИ МУСУЛЬМАНАМИ» (По материалам kommersant.ru, tatar-inform.ru, interfax-religion.ru)
Строительство мечетей как в Москве, так и в регионах России в последнее десятилетие стало скандальной темой, в силу неоднозначных обоснований строительства и неприятия этого коренным населением на местах. Обратимся к мнению одного из самых компетентных современных исламских богословов Фарида Салмана, высказанного по поводу воздвижения мечети в одном из районов Тамбова (по времени совпадает с магаданской историей). Оно не устарело, напротив, стало ещё более актуальным.
«5 марта 2013 года Общественные слушания о строительстве мечети в городе Тамбове завершились в пользу ее строительства по адресу: ул.Рылеева, 83. Основанием для проведения слушаний стал сбор подписей против возведения здания среди жителей, проживающих в районе будущего расположения мечети. В ходе опроса выяснилось, что более 95% жителей отрицательно относятся к возможному возведению мечети.
Для принятия участия в слушаниях в Тамбов прибыла делегация во главе с первым заместителем председателя Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР), руководителем аппарата ДУМЕР, руководителем департамента внутренних дел ДУМЕР и руководителем информационно-аналитического отдела ДУМЕР. Поддержать тамбовских мусульман приехали руководители религиозных организаций из Липецкой, Саратовской и других областей. До начала слушаний московская делегация встретилась с замглавы администрации Тамбовской области С. Чеботаревым, который заверил, что администрация города и области поддерживает строительство мечети. Это уже 2-я после костромской мечеть в Центральной России, строительство которой руководству ДУМЕР удалось отстоять, благодаря «грамотной работе с органами местных и региональных властей». Мечеть на 300 верующих спроектировал видный представитель еврейской общины Тамбова Аркадий Фарба.
Строительство мечетей в российских городах нужно вести с учетом мнения местных жителей и реальных потребностей мусульман, полагает глава Совета улемов Всероссийского муфтията, известный мусульманский богослов Фарид Салман. «Мечеть, возведенная вопреки воле проживающего рядом с площадкой строительства населения, на спорной территории, согласно кораническим постулатам, может угодить в разряд «мечетей раздора», а это уже не ислам и не по-мусульмански», - заявил Ф.Салман в интервью «Интерфакс-Религия».
Наряду с этим, продолжил он, уличенные в поддержке запрещенных законом религиозных течений, должны быть лишены права в возведении новых мечетей. «Это в интересах нас самих, в интересах общества и в интересах государства, дабы избежать создания новых трибун для вещания богомерзких речей под маской «ислама», – подчеркнул собеседник агентства. (Такие мечети были выявлены после трагических событий в Дагестане на Троицу – С.Р.).
Кроме того, количество мечетей, по его мнению, должно определяться из числа мусульман, посещающих мечеть. «Мечети зачастую пустуют в будние дни. Поэтому строить мечети только ради великих праздников (Ураза и Курбан-байрамы) не совсем верно. В эти праздники в мечеть направляются и те, кто в течение года ни разу не заглядывал в них», – заявил Ф.Салман.
Он констатировал, что сегодня протесты местных жителей против возведения мечетей - довольно часто встречающееся явление, и «проблема, к сожалению, вызвана самими мусульманами». «Внуки и правнуки наших бывших сограждан, прибывающие в Россию в поисках работы, - это уже не их отцы и деды, воспитанные и выросшие в условиях традиций взаимоуважения и интернационализма. Они зачастую конфликтуют на почве религиозных воззрений и у себя на родине. Их поведение часто вызывает удивление и у нас, российских мусульман», - отметил богослов.
Это слова по настоящему мудрого человека, желающего, чтобы мусульмане, как и представители других религий жили мирно между собой, как это было в течение многих веков в России.
НАМАЗ КАК СРЕДСТВО ДАВЛЕНИЯ НА ВЛАСТЬ
Что же касается живописных картин, когда тысячи людей на коленях заполняют московские улицы в районе Соборной мечети, в Отрадном или других локациях (напомним, два раза в год), есть интересные признания со стороны некоторых мусульманских лидеров.
Вот что сообщает ВК Девятый Крестовый Поход (9 авг 2023) в заметке «Новый способ согласования мечетей»: «Мусульманские лидеры шантажом стали добиваться строительства мечетей в российских городах. Муфтии пользуются главным страхом чиновников: боязнью массовых беспорядков и толерантным законодательством, когда массовые публичные богослужения, даже несанкционированные, не преследуются, в отличие от политических собраний.
Муфтий Ставропольского края, угрожая коллективными намазами, добился строительства мечети в центре Кисловодска. Хабаровский муфтий таким же способом вытребовал у местных властей участок земли в черте города. В Ставрополе мусульмане требуют постройки мечети с весны этого года. Муфтий региона Мухаммад Рахимов в марте не смог получить участок земли для новой мечети. Более того, краевые власти указали ему, что за последние два года в крае было построено восемь мечетей. Тогда мусульмане пошли окольным путем: некие предприниматели получили в центре Ставрополя землеотвод под строительство торгового центра. А сами начали строить на этом месте мечеть, сообщал ранее «Интерфакс-религия». Муфтий Рахимов тут же заявил, что не имеет отношения к этому проекту. По данным прокурора Промышленного района Ставрополя Геннадия Митрясова, в 2010 году предприниматели взяли в аренду 10 га земли на проспекте Кулакова, 30, якобы под строительство торгового центра. Однако в появившейся постройке неожиданно стали угадываться контуры мечети, на что сначала обратили внимание СМИ, а потом и депутаты краевой думы. В итоге прокуратура объявила компании-застройщику предостережение о недопустимости нецелевого использования земельного участка. Также прокуратура и краевые чиновники установили, что в Кисловодске были незаконно построены две мечети. Земля была оформлена под индивидуальное жилое строительство. На строительство мечетей не было оформлено ни единого разрешительного документа – ни разрешения на строительство, ни оформленной строительной экспертизы, уточняет портал SmartNews. «Были разрешения на строительство частных домов, а не больших нежилых зданий. Кроме того, владельцы особняков не смогли представить в судах доказательства того, что спорные здания не создают угрозу жизни и безопасности граждан, их посещающих» – сообщали в краевом суде, постановившем снести незаконные постройки. Также приставы опечатали в ноябре мечеть в Пятигорске, которая оказалась незаконно возведенной. На законные действия властей местных властей муфтият ответил шантажом, используя главные страхи чиновников: боязнь массовых беспорядков, а, особенно – беспорядков религиозного характера. И страх открытого конфликта с местными диаспорами.
Муфтий Рахимов объявил, что 20 сентября вместе с верующими совершит массовый намаз на центральной площади Пятигорска перед резиденцией полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе, сообщает «Независимая газета». Аналогичную акцию запланировали мусульмане Кисловодска, но позже они решили присоединиться к митингующим в Пятигорске.
От властей Кисловодска исламисты требуют отменить постановление о сносе двух незаконно построенных мечетей и выделить им землю в историческом центре города для еще одного культового сооружения. Между тем, решение мэрии Кисловодска отказать в выделении земли мусульманам основывалось на соцопросах горожан: 92,5% кисловодчан выступили против появления в центре очередного исламистского сооружения. После того, как краевой муфтият пригрозил устроить публичный намаз перед администрацией, местные власти поспешили согласовать проект Соборной мечети в центре города и «подумать» над отменой судебных решений о сносе.
По Пятигорску ситуация оказалась идентичной: после угроз намазом в несколько тысяч «правоверных» мэр Пятигорска Лев Травнев разрешил строительство мечети в казацком городе и назначил на конец августа встречу с краевым муфтием Рахимовым, «чтобы обсудить работу согласительной комиссии, которая определит место строительства новой мечети в городе-курорте», сообщает «Комсомольская правда».
Эта технология отрабатывается и в других регионах России. В конце июля мусульмане Хабаровска заявили, что планируют на 15 августа массовый пикет перед зданием краевого правительства, так как требуемый ими для строительства новой мечети участок в 2,4 га в черте города был признан непригодным по техническим причинам. Краевые и городские власти испугались публичной акции мусульман и дали местному муфтию Хамзату Кузнецову «реальное заверение по выделению участка для строительства мечети».
Подобные случаи уже можно считать тенденцией, которую нельзя не связать с тем бережным отношением, которое власть стала демонстрировать по отношению к верующим гражданам, считает «НГ». Религиозный характер акций стал охранной грамотой от возможных правовых последствий для их участников…».
Кстати, вот что ещё подметили ВКонтакте Правые. Запасная15 мая 2023 год назад, в связи с камчатской ситуацией: «Как мы и предполагали, обострение случаев острой необходимости строительства мусульманских религиозных учреждений в русских регионах, где традиционно большинство не исповедует Ислам, будет активно использоваться противниками. На днях там прошел первый этап общественных обсуждений о необходимости строительства мечети в регионе. Место выбрано спорное – рядом с женским монастырем, что само собой не устроило местных жителей. Однако "странности" на этом не заканчиваются: под посты местного СМИ, которое подняло вопросы строительства мечети набежали "коренные мусульмане Камчатки", которые по излюбленной технологии стали подменять понятия, рисуя местных жителей исламо- и ксенофобами. Очень, кстати, прикольная тактика: указывать коренным жителям, как им следует жить у себя дома.
Что же это за "коренные мусульмане Камчатки" такие? А всё очень просто, тут снова засветился уже известный нам канал "Утро Дагестана" (иноагент- ред.), который ведется с Украины и активно раскручивает теперь вопросы строительства религиозных мусульманских учреждений, а также турецкая газетка Yeni Şafak (куда же без "дорогого партнера" Раджепушки). Видимо, владельцы "пустых" аккаунтов "коренных мусульман Камчатки" также проживают где-то рядом с Киевом, Днепропетровском (уж больно хорошо по-русски говорят) или Стамбулом. Справедливости ради, реальные представители мусульманских народов в комментах тоже были, но, понятное дело, не самыми активными.
Что интересно, согласно данным СМИ, вопрос о строительстве мечети на Камчатке уже ранее поднимался, но вот обострился он почему-то ровно в прошлом году, когда началась СВО. Почему так?
Кстати, местные жители задают совершенно правильные вопросы: почему среди мигрантов нет такой толпы в военкомат, какая была во время Ураза-Байрама? Нужны проверки, и отмена стройки мечети».
К слову, в самом регионе (на Камчатке – ред.) исторически мусульманского населения почти нет – на 2022 год там проживало 84% русских, 6,5% украинцев и 1,7% эвенов, – сообщает телеграм-канал Ридовка.
Мы хорошо видим, что здравомыслящее наше российское население, не имея ничего против собственно традиционных наших братьев-мусульман, опасается – и абсолютно резонно! – что насильственно воздвигаемые «мечети раздора» ныне сразу становятся центрами консолидации иноплеменных, настроенных против коренного русского населения эмигрантских «анклавов» и диаспор.
(Продолжение следует)