Каин и Авель

Записки военного священника

Освободительный поход Русской армии на Украину 
0
505
Время на чтение 21 минут
Фото: из архива автора

 

В герои, к славе ль

Твой путь закаян,

Где брат твой Авель?

Ответь мне, Каин.

Владимир Скобцов

 

... Россия-то замужем за солдатом,

А солдат всегда там, где близко Бог.

Влад Маленко

 

В самом начале СВО в своем обращении к народу Украины митрополит Киевский  Онуфрий назвал начавшуюся войну «каинским делом», недвусмысленно давая понять, что в разразившемся военном конфликте Каином выступает именно российская сторона. Но если вставшая на защиту Донбасса Россия – это Каин, то как же выглядит тогда праведный Авель? Выходит так, что Авель скакал на Майдане с речевками «москалей на ножи», это он забрасывал безоружный «Беркут» бутылками с зажигательной смесью, это Авель сжигал людей в Доме профсоюзов в Одессе, и восемь лет бомбил мирные города Донбасса? «Каин» же, подставляя свою грудь под пули, выводил женщин и стариков из-под обстрелов, и без упреков давал работу и приют миллионам беженцев со всей Украины.

Так кто в развязавшейся братоубийственной войне Каин, и кто же Авель? Мне вспоминаются встречи на Донбассе. В городе Сватово весной 2023 года я познакомился с семьей беженцев из Красного Лимана. Автобусы и машины с мирными жителями, пытавшимися выехать из города вслед за отступавшей осенью 2022 года армией РФ, прицельно расстреливались из артиллерии и минометов. Александру и Елене только чудом удалось спастись под обстрелом ВСУ, а их восьмилетний сын Петя возможно навсегда сохранит раны этой войны – с тех пор он с трудом говорит и сильно заикается. Житель Северодонецка Олег П. пережил с семейством ожесточенные уличные бои, когда каждый жилой дом становился укрепом ВСУ. Многие жители Северодонецка видели инкассаторскую машину, в которой был спрятан «блуждающий миномет». Машина останавливалась среди домов, из нее делалось несколько выстрелов в определенный сектор города, а затем она переезжала в то самое, подвергнутое обстрелу, место   и оттуда также производились выстрелы по жилым кварталам. Так задолго до прихода Российской армии и ополченцев началось разрушение города. Мне приходилось слышать и о зачистках подвалов жилых домов при отступлении ВСУ из Северодонецка и Рубежного: при отклике на вопрос «есть ли люди?», в подвал тут же бросались гранаты.

Библейские Каин и Авель, кровные братья – как они действительно похожи на нас. Мне хочется рассказать одну историю русского «Каина», неизвестного героя этой войны, Павла из хутора Замостье под Богучарами. Весной 2022 года он добровольцем ушел на фронт. Я познакомился с Павлом Луцыком в его родной Петропавловке, где он восстанавливался после тяжелых ранений. Я искренне полюбил этого простого парня, а его история затронула меня до самой глубины души.

По профессии Паша водитель-дальнобойщик. Воевал в Чечне, получил немалый боевой опыт, вернулся героем, а за «геройства» в мирной жизни отмотал немалый срок. В самом начале СВО Павел записался добровольцем в Отдельную штурмовую бригаду ГРУ ГШ и был зачислен сапером с позывным «Крот» в диверсионно-разведывательную группу.

«Шли мы туда по велению сердца и совсем не ради денег, – говорил Павел, – мы и не думали, что нам там станут что-то платить. Выплаченного же мне за год жалования в аккурат хватило только на то, чтобы матери подвести в дом газ, и я этим очень доволен. Мать же благословила меня идти на войну, а вот соседки сильно ругались на нее: что, мол, это ты сына на войну отправляешь. «Я не отправляю, а благословляю, – отвечала мать, – это его мужицкое дело, кто-то же должен постоять там за нас». Мать молилась за меня, и только ее верою и ее молитвою я остался жив».

- А ты сам был в то время верующим человеком? – спросил я у Павла.

- Поначалу я в Бога не верил и никогда даже не задавался такими вопросами, но на войне близко сошелся с мусульманами, а они оказались людьми веры истовой. Один из них мне как-то сказал, что у нас не иной Бог, Бог Един, и Он Всевеликая Сущность, которая любит нас, и мы призваны в этот мир, чтобы любить Его. «Бог есть любовь, и пока ты по-настоящему не полюбишь – сказал мне мой друг-мусульманин, – ты, Павел, не уверуешь». Так мне, невежде, через иноверцев было дано откровение о Боге Всевышнем. И только на войне, теряя любимых друзей и товарищей, научился я любить Бога. Но к Господу Богу у меня теперь много вопросов и я желал бы поговорить с Ним так же как с тобой, батюшка, по-мужски. Слишком уж многое не складывается в моей голове: почему в жизни столько боли и страдания выпадает на человека без вины?

 

- Ты, Павел, желаешь судиться с Богом словно праведный Иов. Ведь он был страдальцем невинным и звал Бога на суд.

Отвечая Иову, Господь образно передает силу и мощь древнего дракона Левиафана (сатаны) и говорит: «не ужасаешься ли ты, что он уготован Мне?» (см. Книгу Иова, гл.40 в славянском переводе). Это означает, что ответ на вопрос о невинном страдании заключен в том, что случится после – в Кресте Господнем, в «победе, победившей смерть». Эта смерть в высказывании ап. Павла (1 Кор. 15:55) представляется в образе ядовитого змия, который своим жалом убивал всех.

- У тебя, Павел, за плечами Чеченская война, можно ли сравнивать ее с тем, что развернулось на СВО?

- Чеченская кампания это и не война вовсе по сравнению с этим, а так, школьная романтика. Это как если бы пойти после уроков с пацанами на палках подраться. Для меня нынешняя война начиналась на Харьковском направлении. Наша ДРГ состояла из 22 бойцов, выходили мы на задание двумя отделениями по 11 человек, имели под собой четыре новеньких «Хайлюкса», вооруженных станковыми пулеметами и ОГСами. Наша задача была заходить в глубокий тыл противника, устраивать там кипеш, наводить авиацию и быстро исчезать.

- Было ли страшно действовать на чужой территории без всякой надежды на поддержку и помощь своих?

- На войне, батюшка, только безумный не боится. Страх – это естественное состояние души в смертельной опасности. И мужество не в том, чтобы не иметь страха, а в том, чтобы действовать вопреки ему. Но был у нас случай, когда мы все испытали не просто страх, а настоящий ужас, да так, что волосы на наших головах зашевелились под шлемами. Было это в мае 2022 года, мы выдвинулись на задание под прикрытием ночи со стороны Изюма по направлению к Харькову. Наша задача была навести авиацию по объектам в пригороде Харькова. Ехали с выключенными фарами, за Змиевом съехали с дороги, двигались по лесополкам, как вдруг обнаружили, что мы в полной тишине несёмся по темным улицам большого и незнакомого города. Ни одного уличного фонаря, ни единого светящегося окна – одни только железобетонные громады 9-ти и 16-тиэтажных домов чужого, занятого врагом города в осязаемом, непроглядном мраке ночи. В первое же мгновение в мыслях сложилась картина происходящего – мы в Харькове, и ближайший блокпост преградит нам путь пулеметной очередью, и каждое окно здесь может оказаться пулеметным гнездом, а подвал – укреплением. Мы все немного ошалели от охватившего нас ужаса и продолжали еще какое-то время мчались с выключенными фарами по улицам Харькова не зная, что предпринять, пока наш командир Рика не пришел в себя, и не дал приказ развернуться и нестись что есть мочи прочь. Нас не иначе как ангелы выносили из города, и когда враг нас обнаружил, догонять уже было поздно. Нам вслед успели сделать только несколько выстрелов из САУ, но это была стрельба в молоко.

- Приходилось ли вам штурмовать укрепы противника?

- Наша задача была не штурмовать, а кошмарить тылы противника, для этого у нас было все необходимое, и хорошие машины, и вооружение, и информаторы на местах. Однако иногда разведка боем оборачивалась штурмом укрепрайона или населенного пункта, занятого противником. Так мы дважды штурмовали село Богородичное под Изюмом. Первый раз 15 мая 2022 года неудачно – нас вышибли оттуда с грохотом и большими потерями. Тогда вслед за нами в Богородичное зашел 254 полк, и его весь там до единого человека покрошили, и технику всю пожгли так, что косточки наших ребят так и остались лежать там на корм собакам. Только в сентябре мы вернулись и смогли прикопать тела хотя бы некоторых наших бойцов прямо у сгоревших БМПешек. Было жалко ребят до слез, но что было делать, нас было мало, и останавливаться мы не могли.

 

Село Богородичное Донецкой области, май 2022 г. (фото из открытых источников)

Второй раз занимали Богородичное 20 августа 2022 года, мы тогда своей малой группой вышибли оттуда целый батальон ВСУ. Надо учитывать расположение села в глубокой ложбине, вокруг высокие песчаные склоны, лесные массивы, меловые горы Белогорского монастыря с господствующими высотами, занятыми противником. Оттуда все как на ладони. В лоб Богородичное было не взять, и мы зашли ночью, когда нас не ждали. Это была всего лишь разведка боем, но действовали мы дерзко и решительно, так что противник, бросив все, бежал из селения. Двигаясь двумя группами по 11 человек мы заняли Богородичное и вышибли оттуда силы ВСУ не менее 600 человек, потеряв при штурме только двоих убитыми. Враг не мог знать сколько нас, а мы, скрываясь в подвалах, не выдавали себя, делая ночные вылазки, кошмарили противника, а днем отсиживались. Нам вскоре придали в усиление бойцов Российской армии в количестве 6 человек из Барса-13 и 15 человек Самарской «Пятнашки». Так мы силами менее одной роты около месяца удерживали Богородичное против десятикратно превосходящих сил ВСУ, могли бы держаться и далее, но произошло предательство. 11 сентября 2022 года ВС России оставили Изюм, 26 сентября сдали Купянск и ушли из Харьковской области...

Да, у всех на памяти как после победных реляций Минобороны весны и лета 2022 г. как гром среди ясного неба зазвучали вдруг тревожные сводки о контрнаступлении ВСУ в Харьковской области. В первые сутки этого контрнаступления, в 13 часов 07.09.2022 г. телеграмм-канал Kotsnews сообщал: «Силы киевского режима ударили по Балаклее, город находится в огневом окружении. Уже сутки бойцы Росгвардии бьются в окружении. Связи с подразделениями нет. Подразделения ВСУ стремятся выйти к Купянску и Изюму». В сводке на 20 часов того же дня уже звучало, что ВСУ отбили населенные пункты Байрак и Новая Гусаровка к югу от Балаклеи, и вышли на трассу Чугуев-Изюм, в тыл нашей группировки, взяв в окружение весь Балаклейский гарнизон. Вся страна, казалось, затаив дыхание молилась тогда за наших парней. Очень многие писали слова поддержки нашим ребятам: «Молюсь за них и очень переживаю. Да услышит мои и молитвы других неравнодушных Господь Бог!», «Передайте им, что мы всех их бесконечно любим. Они – наша гордость, наш пример доблести, отваги и чести. Лучшие сыны нашей страны», «Мы молимся за вас всех, родные! Вся Россия в молитве сейчас! Благослови, Господь, сынов Своих! Мы с вами, мы рядом» ...

Ситуация развивалась стремительно, кольцо окружения быстро замкнулось. Уже поздним вечером того же дня, как будто из гущи развернувшихся событий, появились пронзительные стихи Дмитрия Мельникова:

Полковник был высок и сухопар.

Он говорил про фланговый удар,

прикидывал, насколько хватит сил,

оценивал возможность деблокады,

вставал, садился, вновь вставал, ходил

по комнате. «В кольцо замкнули, гады», –

он говорил с гримасой на лице,

скривившись, как от боли, а в кольце

живые люди из огня стреляли,

а мертвые, как ласточки, летали

над скалами из белого песка,

текла под ними тихая река

и сосны из тумана вырастали,

и отражались в зеркале воды,

высокие, как русские мечты.

Давай, полковник, издавай приказ,

что смерть не обезличивает нас,

что город, не доставшийся врагу,

горит, телами нашими устелен,

но мы, кто до конца остался верен

присяге – мы стоим на берегу,

где лань со львом и Бог с учениками,

и бродят в поле тучные стада,

и дети, что играют рядом с нами,

не умирают больше никогда.

И только 10 сентября 2022 г. своим эзоповым языком Минобороны России сообщило, что «для достижения заявленных целей специальной военной операции… принято решение перегруппировать российские войска, находящиеся в районах Балаклеи и Изюма для наращивания усилий на донецком направлении». Но как мы помним никакого «наращивания усилий на донецком направлении» так и не последовало, разве только что еще более усилились обстрелы Донецка и начались ракетные атаки на Белгород.

- Вы, Павел, оказались в гуще тех событий, расскажите, как в действительности все это было?

- Такие необъяснимые шаги нашего Генштаба, очевидно, были продиктованы не недостатком сил или военной необходимостью, а какими-то странными политическими играми. К Изюму уже были подтянуты резервы и мы, как я считаю, могли бы удержать линию обороны. На деле же перегруппировка вылилась в беспорядочное бегство, и я тому был очевидец и свидетель. Мы выходили последние, нас бросили, забыли и, наверное, похоронили. Изюм уже был сдан, Боровое эвакуировано, все мосты были взорваны, а мы оставались глубоко в тылу противника. Связи между подразделениями не было, стреляли друг в друга. Нас же отрезали и пытались взять в окружение поляки, их было 150 человек пехоты и два танка, крыли минометами, а у нас не было ни сил, ни вооружения, чтобы держаться или контратаковать. В итоге, скинув с себя все лишнее, мы ушли незамеченными по реке. Когда мы выбрались на линзу, там уже никого не было, но стояли новенькие танки Т-72, новые «Грады» и САУ-шки «Мста», технику попросту бросали и убегали. Пришли в Боровую, а там машины уже в колоннах, все взорвано... Выезжали на Кременную, ехали кто как мог, в перегруженных грузовиках словно скот, а за нами шли и долбили танки противника, у нас же не было тяжелого вооружения, чтобы с ними как-то бороться....

- Там на Харьковском направлении наши гвардейцы «подарили» американцам новейший Т-90 М «Прорыв», а в Киеве в те горестные для нас дни проходила выставка трофейной российской техники из-под Изюма и Балаклеи. Украинские СМИ, не скрывая злорадного торжества победителей, публиковали отчеты о российском «ленд-лизе» отмечая, что большая часть техники была брошена Российской армией в исправном состоянии, а склады боеприпасов давали возможность «два месяца стрелять без передышки». Украинская сторона заявляла о «подобранных» только под Изюмом 45 танках, 14 САУ, 32 БМП-2 и 15 БТР-82 А. Но все же не так были страшны военные потери, сколько утрата веры в несокрушимую мощь Российской армии и доверия политическому руководству страны, начавшей Специальную военную операцию против нацизма. После ухода Российской армии на «освобожденных территориях» начался нацистский террор и геноцид русского населения. В Купянске и Изюме мы бросили на произвол судьбы пророссийски настроенных мирных жителей, что же стало с ними, когда вернулись бандеровцы? Кровь стынет в жилах от рассказов тех, кто смог вырваться из рук карателей.

- Первое ПВД (пункт временной дислокации) было у нас в Александровке перед Изюмом, мы заезжали туда из Валуек всегда через Купянск. Там на перекрестках всегда стояла детвора, и мы все, что было у нас сладкое сразу же раздавали им целыми сумками. Когда Купянск сдали, туда зашли поляки и азовцы. Это конченные мрази, они малым ребятишкам, кто брал у русских солдат сладости и сухпайки, отрубали кисти рук. А сдавали их другие такие же школьники-одноклассники, у которых родители служили в ВСУ. Каратели в форме ВСУ заходили на уроки, прямо при детях совершали казни над учительницами, проявившими, по их мнению, лояльность к русским, а пацанятам отрубали кисти рук прямо на партах. В Купянске были страшные расправы, мирным людям, детворе, девчонкам в Яру за городом резали глотки и пинком сбрасывали в ямы. Это было массовое избиение мирного населения, такого не происходило здесь даже и при гитлеровской оккупации, и те из наших повидавших уже всякое парней, видя все это в расходившихся по рукам записях на смартфонах, просто ревели навзрыд.

- За последний год я много слышал рассказов об издевательствах над нашими военнопленными, тебе самому приходилось сталкиваться с этим?

- Расскажу только один случай. Я тому сам не был свидетель, но слышал это от моего близкого друга Андрея Граника, Царство ему Небесное. Он перешел к нам в отряд пулеметчиком из «вагнеров» после ранения. Было это при штурме Попасной, они шли накатами, их боец пробежал лишних три метра, и всушники успели его дернуть в следующий окоп, а там они отрубили ему пальцы, отрезали гениталии, и засунув их в рот, вытолкнули нашим парням на встречу - с гениталиями во рту! И это были не поляки, и не осатанелые азовцы, а родные наши «небратья».

- И что же после всего этого, вы делали с пленными вояками ВСУ?

- Мы действовали в глубоком тылу противника и в плен старались вообще не брать никого. Обнуляли на месте. В ближнем стрелковом бою мне приходилось не раз убивать противника, но в безоружных я не стрелял никогда, и если человек просил пощады и складывал оружие, таких мы отпускали, если это только было возможно, для себя же я видел в этом условие на войне не потерять в себе человека. Что же касается иностранных наемников и нацбатовских выродков, то попадись они нам, им бы точно не было пощады. Однако о случаях глумления или издевательства над пленными украинскими солдатами я даже и не слышал никогда.

- Украинская сторона воюет неправедно, ВСУшники прикрываются мирным населением, устраивают пулеметные гнезда в жилых домах, забрасывают гранатами подвалы домов в городах и селах, которые считают своими, разве так поступают со «своим» народом? Не складывается у меня в голове, как это возможно, ведь они же славяне, как и мы.

- Нет, они не такие, я их уважаю как воинов-славян, но я их ненавижу как людей. Они не русские, и не украинцы, они бесы. И началось это еще с Никиты Хрущева. Он дал амнистию бандеровцам и поставил их на руководящие должности в народном просвещении. Вся верхушка в Советской Украине была бандеровская, тогда надо было уже бить в набат. Когда мы зашли в Александровке в школьную библиотеку, мы были поражены тому, что не нашли там ни единой книги на русском языке, а школьные учебники по истории и литературе сплошь были наполнены клеветой и ненавистью к русским. Мы зашли с командиром в кабинет администрации школы и нашли там доносы. Брат на брата пишет: «я к москалям нэ имiю нi якой справы, а брат мiй там працюе уже трeтiй рiк, значит вiн ворог», школьники писали на родителей, сын на отца: «мiй батька издить працюваты у Россiю, может статься так, що вiн ворог»...

- У нашего современника Петра Казакова есть такие строки о тех, кто нам противостоит в этой войне: «В системе вражеских координат .../ ось «игрек» – это указатель в ад». Но тогда какое отношение должно быть у вас к мирным, ведь для них вы были нелюдями и орками, и далеко не многие из них могли испытывать добрые чувства к своим «освободителям»?

- Нам лояльность населения выяснять было некогда, мы знали одно, что гражданские лица это точно не наши враги, чтобы они там про нас ни думали. Расскажу один случай. Когда мы зашли в Богородичное, мы нашли там умиравшую от сердечной болезни бабушку, мы ее кормили с рук, давали лекарства и возились с ней четыре дня. На пятый день она умерла. Мы не могли ее оставить умирать одну. Она была как родная для каждого из нас. Это все равно, что моя покойная баба Сима, – при этом Павел указал на раскрашенную гуашью черно-белую фотографию на стене, – она детдомовская, ребенком всю войну проработала в блокадном Ленинграде на торфяниках, выжила, не померла. Как бы я смог свою бабушку оставить одну умирать в пустом доме? Мы закрыли нашей бабушке глаза и тихонько опустили ее в могилу под яблоней у порога ее дома...

Рассказанная Павлом история тронула меня до глубины души. Я живо представил себе обстановку темного и сырого подвала, прикованную к постели умирающую женщину и наших ребят рядом с ней. Они не могли задерживаться в Богородичном, но и уйти, бросив человека, они тоже не могли. Разрываемые войной и ненавистью, мы – один народ и наши родовые корни напоены из единой купели крещения. Об этом, кажется, пронзительные строки Лауры Цаголовой: «Мы мазаны миром одним, да вскормлены хлебом Небесным…». В беспомощной страдающей женщине каждый из наших воинов смог разглядеть черты собственной матери. Перед лицом смерти эти русские парни  старались возвратить неоплаченный долг материнской любви. Разве это история про Каина? Апостол любви писал: «дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего». «Любовь же познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3:10,16).

 

В библейской истории про Каина и Авеля есть еще и третья сторона – диавол. Он внушил мысль и направил руку убийцы. В славянском переводе Библии сказано, что Каин не просто убил, он «заклал» брата своего, «потому что был от лукавого». Так в библейском повествовании показано служение Каина дьяволу и первое в истории человеческое жертвоприношение сатане. Каин, приняв мысль об убийстве брата, отдал свою душу во власть тьмы, и тем усыновился лукавому. «Никто другой, как святой Иоанн Богослов, не чувствовал и не усмотрел так полно и отчетливо, что наш мир руководится двумя началами и источниками: Богом и дьяволом. Все хорошее в человеческом мире имеет началом и источником Бога, и все плохое имеет началом и источником дьявола, – пишет Иустин (Попович), – Посредством своих злых дел Каин изменил на зло свою природу, свою совесть, свой разум. Зло сделало его сродным дьяволу, порождением зла, так что он добровольно родился душой от дьявола и стал чадом дьявола». За братоубийственным конфликтом на Украине маячит зловещая тень «человекоубийцы искони». Дьявольским соблазном русские разделились сами в себе по слову Киевского митрополита Онуфрия на Каина и Авеля, и дьяволом же ввергнуты в братоубийственную войну на взаимное истребление.

Апостол Павел предупреждал, что и сам сатана может принять «вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор. 11:14-15). Как же тогда не ошибиться, как определить, на чьей стороне правда Божья и кто в действительности мы – «дети Божии» или враги Его? «Правдой и любовью узнаются чада Божия. И «чада дьявола» познаются от неправды, ненависти, от греха и беззакония» – учит святой сербской церкви прп. Иустин (Попович). Правда и любовь – вот та евангельская мерка, по которой познаются пути человеческие, разделяются порок и праведность и узнаются чада Божии и «сыны погибели».

На войне тот предел, на котором раскрывается истина, обнажен. За что идет в бой и готов отдать свою жизнь воин? Что связано для него с понятием родная земля? Вера отцов, память предков, старики и дети или политическая химера под названием «Украина». Вот свидетельство уроженца Киева, замечательного поэта Яна Токсюра об окаянстве своего народа:

В Купель Днепра подмешан вкус полыни,

Живём в бреду, то злобясь, то скорбя.

Прости, Господь, что ложь об Украине

Мы возлюбили больше, чем Тебя.

 

Прости за то, что Твой закон нарушив,

Внесли в алтарь трезубец золотой

И поклонились, оскверняя души,

И брат нам враг, а людоед – святой.

Молебен о победе русского воинства в Петропавловке, родном селе Павла

***

От редакции РНЛ. Напоминаем боголюбивым читателям, что 12 апреля в деревне Варишпельда, расположенной в самом сердце Водлозерского парка в Пудожском районе Карелии сгорел дом семьи священника Олега Червякова, настоятеля храма прп. Диодора Юрьегорского. Отец Олег – основатель и первый директор Национального парка «Водлозерский» – вместе с супругой матушкой Натальей на протяжении многих лет возрождает духовное наследие Водлозерья, восстанавливает храмы и часовни. Подробнее о подвижнической деятельности священника Олега Червякова можно прочитать на сайте Петрозаводской епархии в материале по этой ссылке.

В день пожара батюшка находился в командировке в зоне боевых действий. «Русская народная линия» публикует его фронтовые заметки.

Отец Олег не хотел обращаться с просьбой о помощи. Только настойчивость Ю.Ю. Рассулина позволила узнать номер телефона к которому привязана банковская карта о. Олега: +7-911-426-41-02 (Олег Васильевич Ч.)

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Олег Червяков
Крест русского солдата
Записки военного священника
30.10.2024
Лепта вдовицы
Встречи на дорогах войны
28.10.2024
«Идет странник издалека...»
Встречи на дорогах войны
22.10.2024
«Славы русской вечный зов…»
Записки военного священника
17.10.2024
«Восток имя Ему»
Записки военного священника
05.09.2024
Все статьи Священник Олег Червяков
Освободительный поход Русской армии на Украину
Убийство генерал-лейтенанта Игоря Кириллова – ультиматум России
Комментарий Союза православных граждан
18.12.2024
Если России не будет – на Земле будет ад
В Москве состоялся круглый стол, посвящённый актуальности наследия русской мысли Московской Руси
18.12.2024
«Петля Анаконды сжимается»
Сирийский прецедент будет использован для принуждения России к заморозке конфликта на Украине
18.12.2024
«Опомнись, наконец, славянский брат»
Развлекательное шоу там, где с икон и фресок со скорбью взирают на происходящее Киево-Печерские святые
18.12.2024
Дизайнера Лебедева не бьют ногами в камере
Он недавно стал признанным «героем»…
18.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.12.2024 21:53
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Ил76
18.12.2024 20:40
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от prot
18.12.2024 20:23
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от ipopov
18.12.2024 20:21
Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд
Новый комментарий от Леонид Болотин
18.12.2024 20:10
О либерализме
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:48
Если России не будет – на Земле будет ад
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:36