СКРЫВАЕМЫЕ ПРИЧИНЫ ОБЩЕИЗВЕСТНЫХ СОБЫТИЙ
Книга 2
НЕИЗВЕСТНАЯ ХОДЫНКА
Проблема с географией или Картинки Выставки
Торжество России и российского вопреки всему
Русское чудо − Пятнадцатая Всероссийская
Торжественное открытие
Достижения Империи за двенадцать лет
За что награждали в Царской России
Культурная программа Выставки и ее пресса
Высочайшее посещение выставки и народный интерес к ней
Павильон-звезда
Главная достопримечательность
Первые разгадки
Проблема с географией или Картинки Выставки
Из не полностью разъясненных в Книге 1 вопросов, перечисленных в предисловии к Книге 2, существенным остается определение места дислокации как «поля гуляний», так и того поля, где собиралась основная масса народа, ожидающая начала праздника и раздачи подарков.
По показаниям тех, кого можно было в той или иной степени считать свидетелями или участниками случившегося в ночь на 18 мая, на момент написания Книги 1 можно было примерно локализовать «поле гуляний» как часть большого Ходынского поля, расположенную против Петровского путевого дворца.
Если при этом глядеть на поле со стороны этого дворца или Петербургского шоссе, то «поле гуляний» находилось справа от места, обозначенного на приводимом плане 1895 года, как «Место выставки».
В Коронацию 1883 года на этом месте стояли павильоны XV Всероссийской промышленно-художественной выставки. За тринадцать лет, прошедших со времени этой Коронации до Коронации 1896 года павильоны были снесены, за исключением так называемого Царского павильона, сохранившегося, по счастью до наших дней.
Но расположение этих павильонов, вид самой Выставки, и время их сноса, тогда (в 2010 году) установить не удалось, за отсутствием соответствующей информации. Однако в настоящее время появились, в том числе в интернете, подробные, можно сказать, исчерпывающие сведения о Выставке 1882 года.
В 2011 году, еще до того, как эти сведения появились в открытом доступе, автору удалось ознакомиться с печатными материалами об этой выставке в книге «Технологическая сага»[1]. В ней были приведены и рисунки, позволившие значительно нагляднее представить себе «место происшествия» и его предполье.
А уже в настоящее время появилась возможность детализировать «место действия» с надлежащей точностью. Именно – уточнить реальные размеры «Места выставки», установить с большой точностью расположение «поля гуляний», равно как восстановить с определенной точностью «маршруты передвижений» свидетелей катастрофы, в первую очередь нашего главного свидетеля Владимира Гиляровского.
Совокупность полученных сведений дает нам возможность получить максимально достоверные ответы на поставленные вопросы, решив тем самым более чем столетнюю загадку Ходынки.
Итак, вначале – картинки Выставки 1882 года[2].
Торжество России и российского вопреки всему
Одной из характерных черт общественной жизни России XIX – начала XX века было проведение различных промышленных, сельскохозяйственных и кустарных выставок. Организуемые систематически, они имели свои традиции, приобретенные за годы, прошедшие после первой мануфактурной выставки 1829 года в Санкт-Петербурге.
Проведение очередной всероссийской мануфактурной выставки планировалось в 1875 году в Москве, но было перенесено на 1880, а затем на 1881 год из-за предстоящих всемирных выставок в Филадельфии (1876) и в Париже (1878), в которых Россия приняла активное участие.
Одним из главных был вопрос о выборе места проведения выставки. Масштабы предстоящего смотра требовали большого свободного пространства в центре города. Московское отделение Совета торговли и мануфактур, возглавляемое В.И. Бутовским, в 1878 году выбрало для этой цели место на окраине города, на Ходынском поле.
Основными преимуществами, определившими выбор именно этого участка, были обширность территории и удобство сообщения с ней (конно-железная дорога по Петербургскому шоссе и близость станции Смоленской железной дороги – Брестского вокзала). Организаторы выставки учли и такой психологический фактор, как соседство с Петровским парком – «любимым гульбищем московских жителей».
10 августа 1879 года Император Александр II утвердил положение о Всероссийской промышленно-художественной выставке 1881 года в Москве, первый пункт которого гласил:
«В 1881 году имеет быть в Москве пятнадцатая Всероссийская выставка, предназначаемая для произведений всех родов промышленной и художественной деятельности; сообразно этому выставка сия получает название Всероссийской промышленно-художественной выставки 1881 года».
Открытие было запланировано на 20 мая 1881 года. Выставка могла стать самым значительным событием, завершающим серию торжественных мероприятий, посвященных празднованию 25-й годовщины царствования Императора Александра II Освободителя. Она была призвана показать в всей полноте панораму весомых достижений промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры, народного образования Российской Империи за прошедшие два десятилетия осуществления программы реформ в стране.
Во всех перечисленных областях России было чем гордиться. Приведем некоторые данные из статистических отчетов тех лет, наглядно показывающих становление процветающей и динамично развивающейся Империи.
Если в 1860 году сеть железных дорого в России насчитывала всего 1,5 тыс. км, то к 1881 году она достигла 23 тыс. км.
Если в 1860 году было выплавлено 12 млн. пуд. чугуна, то уже в 1880 году этот показатель достиг 45 млн. пуд.
Объем экспорта российского зерна возрос с 56 млн. пуд. в 1860 году до 220 млн. пуд. в 1880 году.
Трагическая гибель императора Александра II от бомбы народовольцев 1 марта 1881 года и объявленный по его кончине общероссийский траур сделали невозможным проведение выставки в намеченные сроки.
14 августа 1881 года Император Александр III назначил открытие выставки на 20 мая 1882 года. Что касается выставочной концепции, то ее можно было бы определить, как стремление показать «торжество России и российского» вопреки всем потрясениям, выпавшим на ее долю.
Русское чудо − Пятнадцатая Всероссийская
Торжественное открытие
Пятнадцатая Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 года стала самой грандиозной выставкой России с начала XIX века. На церемонии тожественного открытия ее 20 мая 1882 года в присутствии Великого Князя Владимира Александровича, министра финансов Н.Х. Бунге, директора департамента торговли и мануфактур Н.А. Ермакова и других официальных лиц митрополитом Московским и Коломенским Макарием (Булгаковым) был отслужен молебен перед иконой Иверской Божьей матери, находившейся в центре временного иконостаса.
По окончании молебна было провозглашено многолетие Государю Императору и всему царствующему дому.
Было выслушано с глубоким вниманием и произвело сильное впечатление слово, сказанное митрополитом Макарием, на текст из книги Иова: человек рождается на труд.
Торжественное открытие XV Выставки 20 мая 1882 года
Дабы и нам с вами окунуться немного в атмосферу тех дней приведем в небольшом сокращении слово преосвященного владыки:
«Трудом человек развивает, укрепляет, усовершает свои силы н способности, духовные и телесные; трудом приобретает себе все, необходимое для жизни и удовлетворения своих потребностей; трудом достигает и того, что может возвышать, украшать, облагораживать его быт, домашний и общественный.
Потому-то и дорог человеку его труд, а иногда тем дороже, чем более требует напряжения сил и преодоления препятствий. И радуется человек, видя плоды трудов своих, благословенных Богом; торжествует человек, со своими близкими и знакомыми, в сознании своих успехов, добытых честным трудом, при помощи Божией.
Такого-то рода торжество ныне у нас, и торжество не одного человека, но целого народа.
Пред нами несколько важнейших отраслей всероссийского труда, в их лучших произведениях и образцах. И мы имеем возможность близко видеть, каких успехов достигли в нашем отечестве различные виды промышленности, ремесел, художеств, практических применений науки. …
Да будет благословен Бог, дарующий нам и силы, и средства, и свою благодатную помощь для нашего преуспеяния на поприще народной промышленности и художеств.
Честь и хвала и полное сочувствие соотечественников всем вам, которые ревностно подвизаетесь на этом поприще и представили ныне на радость нам плоды трудов своих!
Да благословляет Господь и впредь ваши труды для ваших дальнейших успехов; да благословляет равно и всякий труд в нашем возлюбленном отечестве, направленный к его пользе, и да процветает оно более и более, при наших дружных усилиях и трудах на всех ступенях общественной и государственной жизни, под державою Богом дарованного нам Царственного Вождя, Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича. Аминь».
Вслед за митрополитом Макарием, обращаясь к высокому гостю краткую приветственную речь произнес генерал-губернатор Первопрестольной князь В.А. Долгоруков.
Знаменательным событием на церемонии стало первое исполнение увертюры «Россия» Антона Григорьевича Рубинштейна. Дирижировал автор.
Освещающая открытие пресса, отметила, что в увертюру вошли, как составные части, национальные мотивы племен, населяющих Россию, такие как полонез, гопак, лезгинка и другие национальные мелодии.
Окончание увертюры представляло парафраз народного гимна «Более, Царя храни», перешедший в торжественный хор, встреченный единодушными «ура» и рукоплесканиями. По требованию присутствовавших на открытии, парафраз народного гимна был повторен.
В церемонии открытия выставки участвовали: представители города Москвы, генералитет, представители министерств, консулы, экспоненты, представители московской, петербургской, провинциальной н иностранной печати, профессора университета, художники, актеры; было много дам.
Достижения Империи за двенадцать лет
Выставка представила плоды деятельности народов Российской империи за двенадцать лет, прошедших с последнего подобного смотра 1870 года в Санкт-Петербурге. Затраты только казны на ее проведения составили два миллиона рублей.
Общее количество участников-экспонентов составило 5 813 человек, а посетителей выставка собрала не менее миллиона, что для тех годов было весьма внушительной цифрой.
Громадная экспозиция разместилась в восьмидесяти павильонах, построенных на Ходынском поле на площади в 30 гектаров, и ставших своего рода городом в городе. Образцы творчества представлены были со всей великой Руси, включая самые отдаленные провинции.
Выставочным комитетом были построены центральное здание с галереями и примыкающими павильонами и еще девять главных, или, как их тогда называли, «казенных» павильонов. Среди этих построек обращали на себя внимание павильон садоводства, дополнительный павильон кустарного отдела и два павильона для выставки животных, примыкавших к зданию манежа.
К главным выставочным постройкам относился и Императорский, или Царский павильон, который не выполнял экспозиционных функций, а предназначался для «отдохновения высочайших особ» и был закрыт для посетителей.
Павильон был выполнен в русском стиле и отделан с исключительной роскошью. Здание Царского павильона, единственное из восьмидесяти построек, возведенных к выставке, как уже говорилось в Книге 1, сохранилось до наших дней.
В настоящее время, напомним, в нем располагается ресторан Паризьен. Говорят, благодаря этому оно находится в отличном состоянии.
Царский павильон-1882. На заднем плане виден главный павильон
У главного входа на выставку посетителей приветствовал мелодичный звон, издаваемый разнообразными экспонатами – колоколами, продукцией ведущих российских предприятий. Самые отдаленные провинции Российской Империи представили образцы своих местных изделий.
Экспозиция выставки была разделена на 14 групп, охватывающих 121 класс.
В группу I были включены художественные произведения (распорядитель – академик М.П. Боткин), в группу II – «научно-учебные произведения» (распорядитель –писатель Д.В. Григорович).
Группу III составили «сельскохозяйственные произведения и съестные запасы».
Группа IV охватывала экспонаты горной и соляной промышленности.
В группу V входили «изделия из волокнистых веществ».
Группу VI составили «фабричные и ремесленные изделия из металлов», а группу VII – «произведения заводской обработки».
В группу VIII были включены «ремесленные и разные изделия».
Группу IX составили «машины, аппараты и строительные материалы», а группу X – «садоводничество и огородничество».
В группе XI были «домашние животные», а в группе XII – «произведения кустарной промышленности».
Группа XIII охватывала «военный и военно-морской отделы», а XIV группа – «предметы подания помощи страждущим».
Самостоятельными отделами являлись Отдел Финляндский, отдел Царства Польского, а также павильоны Кавказа и Туркестана.
Кроме изделий промышленности, кустарного и народного творчества, на выставке были представлены работы наиболее выдающихся художников России: Брюллова, Васнецова, Верещагина, Ге, Иванова, Крамского, Куинджи, Поленова, Саврасова и многих других.
Помимо экспозиционных сооружений выставочный комплекс включал ряд зданий оригинальной архитектуры, необходимых для его нормального функционирования:
– собственный железнодорожный вокзал,
– концертный зал на 2 150 мест,
– ресторан, трактир,
– павильон администрации и экспертов,
– пожарное депо и другие вспомогательные постройки.
Общественный порядок и безопасность на выставочной территории обеспечивало специальное полицейское управление в составе 125 городовых и пожарная команда численностью 30 человек. Работали телеграфная станция и почтовое отделение.
Общий план павильонов и проекты фасадов разрабатывались при участии ректора Императорской Академии художеств А.И. Резанова. Окончательный проект и рабочие чертежи были сделаны архитекторами А.Г. Вебером и А.С. Каминским, под руководством которых осуществлялось строительство всех главных павильонов.
При подготовке смотра 1882 года к выставочным правилам был впервые приложен генеральный план выставки с указанием тематического деления экспозиции.
Схема 1. Ходынское поле с прилегающими территориями на карте Москвы 1913 года
Поскольку приведенный в Книге 1 план Ходынки 1895 года мало детализирован, а нашей задачей является сейчас максимальное уточнение географии самого Ходынского поля и мест расположения «мероприятий», связанных с ним, приведем для наглядности фрагмент плана Москвы 1913 года с указанием Места Выставки (схема 1) и с названиями улиц. По крайней мере тех, которые расположены выше Петербургского шоссе.
Заметим в скобках, что павильоны Пятнадцатой Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года стояли на участке карты, обозначенном как «Место выставок», во всяком случае и в Коронацию 1883 года. И вновь вернемся в 1882 год.
Для удобства сообщения к Выставке проложили специальные железнодорожные пути и пустили по ним поезда от шести вокзалов, так что иногородние гости, сделав пересадку и не покидая вокзала, попадали сюда прямо с поездов дальнего следования.
Ветка к Выставке шла, ответвляясь от Брестской магистрали примерно там, где на схеме 1 обозначена «Сортировочная Москва II», возможно, немного ближе к «Товарной станции». Соединительная ветка огибала Выставку параллельно дальней от шоссе стороне выставочного прямоугольника и за ним поворачивала направо, под прямым углом к шоссе. Вокзал был расположен на левой стороне прямоугольника Выставки, где к маю 1896 года возник ров-ловушка, о котором уже говорилось в Книге 1 и будет сказано еще.
На территории Выставки известная фирма «Сименс» проложила и первую в России электрическую железную дорогу с собственным вокзалом. Электрическое средство передвижения произвело фурор. Место для одного пассажира в вагончике мини-электропоезда стоило 20 коп., а все вырученные средства фирма после завершения выставки передала российскому обществу «Красного креста».
Мини-электропоезд Сименса на Выставке-1882
Компания «Сименс» уже получила известность в России своими работами по прокладке телеграфных линий, связавших Петербург и Москву, Одессу и Севастополь, – протяженностью более 9.000 км. На Выставке-1882 наградой фирме стало звание «поставщика Двора Его Императорского Величества» и право изображения императорского двуглавого орла на изделиях, изготовленных в России.
На коронации 1883 года компании «Сименс и Гальске» доверили и иллюминацию Кремля, а в коронацию 1896 года − уже не только Кремля, но и всей центральной части Первопрестольной, совместно с ее электрификацией.
Несколько забегая вперед, скажем, что при подготовке в 1914 году новой Всероссийской промышленной и художественной выставки на Ходынском поле, которая должна была превзойти размахом все предыдущие, уже планировали прокладку через всю Москву диаметрального тоннеля метрополитена!
Но грандиозным планам не суждено было сбыться. Приближался роковой август 1914 года.
Участникам Выставки-1882 также предоставлялось право «выставлять свои произведения в особых пристройках, вне выставочных зданий, но не иначе, как с особого разрешения, и с тем, чтобы эти постройки были возводимы на счет экспонента по плану, утвержденному Управлением выставкой на отведенных для сей цели участках земли».
Этот пункт правил сыграет значительную роль в стремительном развитии русской частной экспозиционной архитектуры. Подобные пункты будут включаться в правила практически всех отечественных выставок, организуемых по принципу павильонной системы.
Следует подчеркнуть, что 36 из 80 выставочных павильонов были построены частными лицами, которые всего за два года до Выставки получили на это Высочайшее разрешение. И славное русское купечество развернулось. Средств не жалели. К строительству самих зданий и оформлению витрин привлечены были лучшие архитекторы, художники и скульпторы. Сейчас бы сказали – дизайнеры.
Красота сочеталась с оригинальностью. «Общество русского рельсового производства» выставило двух огромных железных медведей, вся шерсть которых состояла из стальных игл.
Поставщик императорского двора водочный фабрикант Штритер построил свой стенд в виде триумфальных ворот, составленных из бутылок с выпускаемой продукцией в ассортименте.
Элементом экспозиции московской фабрики благовонных товаров «Брокар и Ко» был фонтан с одеколоном. И каждый желающий мог безплатно (!) воспользоваться «чарующей» жидкостью. Хоть пей, хоть купайся.
Продукция этой фирмы, основанной в 1864 году, получила известность и громкую славу не только в России, но и за границей. Даже во Францию, традиционно считавшуюся лидером парфюмерной промышленности, Брокар успешно экспортировал глицериновое мыло.
Успех фирме принесли не только высокое качество и разнообразие продукции, но и смелые рекламные акции. В 1878 году Брокар впервые в России осуществил продажу пробников духов и другой парфюмерии. Фабрика успешно экспонировала свои изделия на многих всероссийских и заграничных смотрах. За полную коллекцию косметических средств отличного качества, быстрое развитие производства и разведение собственных плантаций душистых растений фирма "Брокар и Ко" была награждена золотой медалью выставки.
Павильон известного сахарозаводчика Абрикосова внес лепту в патриотическое воспитание посетителей отлитыми из шоколада колоннами с бюстами Государя Императора.
Павильон Абрикосова
На русских выставках того времени подобные проявления верноподданнических чувств были не единичны. Главная зала павильона Абрикосова была отделана с особой роскошью в русско-византийском стиле с резными украшениями и росписью стен и потолка, с зеркалами и мраморными столиками. Говорят, этот небольшой павильон обошелся владельцу около 30 000 руб. серебром – сумма по тому времени огромная (в пересчете на 2023 год – около 70 млн руб.).
«По красивой наружности и богатству как внутренней отделки, так и выставленных предметов, это один из выдающихся павильонов выставки», – писал обозреватель этого смотра.
С двух сторон к зале примыкали специальные помещения для продажи продуктов. В задней части павильона был устроен маленький цех для показательного производства разнообразной сладкой продукции. Сама экспозиции была представлена с купеческим размахом: горы конфет, шоколада, пастилы, варенья, печенья и кондитерская новинка, заимствованная из Франции – fruits glaces. Посетителей изумляли громадные вазы, канделябры и часы из шоколада.
Не ударили в грязь лицом богатством отделки павильоны производителя вод и вин Ланина, владельца фарфоровых заводов Кузнецова.
Трехгорный московский пивоваренный завод представил разнообразные сорта пива, которые привели в восхищение истинных любителей этого напитка.
Машинный отдел. Аппараты для пивоварения и винокурения. (Группа IX)
В отзыве экспертов Выставки отмечалось, что «Завод Трехгорного товарищества должен быть поставлен на первое место между всеми московскими пивоваренными заводами по образцовому во всех деталях устройству и применению всех новейших усовершенствований в пивоваренном деле, как, например, механической солодовни», и что Трехгорный завод «ведет дело на строго научных основах». На заводе были установлены 314 бродильных чанов, два паровых двигателя, единственный в России механический солодорастительный аппарат.
По представлению экспертной комиссии Трехгорный пивоваренный завод получил высшую награду – право изображать государственный герб на своих изделиях.
Эту же высшую награду Выставки «за превосходного качества глазированные фрукты» получило и «Фабрично-заводское товарищество» патриота Абрикосова А.И. с сыновьями, привлекавшее публику возможностью дегустации своей сладкой продукции в отдельном павильоне.
В ряду победителей была и фабрика Г.М. Ландрина (Санкт-Петербург) «за конфетные изделия, в особенности за производство превосходных леденцов, известных под названием «монпансье».
Золотой медалью выставки было награждено предприятие А. Никитина из Смоленска «за превосходное высокого качества сухое варенье из фруктов и ягод, и за многолетнюю громкую известность фирмы, производство коей славится не только в России, но и за границей».
Московский провизор Г.Р. Келлер, стремясь подвигнуть отечественных фармацевтов к ликвидации засилья в стране лекарств заграничных фирм, украсил свой стенд статуями Эскулапа и Меркурия, выполненными из гипса, применяемого для медицинских повязок. Главной задачей участия Келлера в выставке было пробуждение в среде отечественных фармацевтов «стремления собственным производством вытеснить с наших рынков заграничные готовые лекарства, ввоз которых в Россию, к стыду сословия наших аптекарей, с каждым годом увеличивается».
Минуло 140 лет, а эта проблема остается еще более актуальной.
На выставке действовал монетный двор, на нем чеканили памятные медали, печатались хромолитографические портреты, ткались цветные сувенирные ленты, трудились машины для изготовления папирос и спичек.
Каждый экспонент стремился представить что-то необычное.
Так, в экспозиции Гороблагодатного горного округа московская газета отметила: «Как образец ковкости железа, выставлены три оригинальные вещи: кувшин для воды, мужская шляпа-цилиндр и мужская шляпа Анго, с бантом на боку, штампованные из цельного листа железа, без всяких спаек».
Останавливал внимание посетителей экспонат, о котором сказано: «Выставлена также гигантская (2 аршина высоты) солонка в русском стиле, высеченная из одной глыбы ископаемой соли».
Павильон общества «Изобретатель Яблочков и К°» привлекал всех желающих ежедневной демонстрацией «свечи Яблочкова» и «опытов над зажиганием и горением фонарей».
Не сдавало пока свои позиции и газовое освещение. Интересная экспозиция газовых ламп и горелок была представлена в отдельном павильоне «нефтяного газового завода «Святозар», принадлежавшего фирме «Беневский и К°».
Порадовали своими работами и другие российские изобретатели. В прессе отмечалось: «Особенно обращают на себя внимание: воздушный насос двойного действия, впервые изготовленный в России, гидравлический пресс, телефон, микрофон, поющий конденсатор, волшебные фонари, электрическая машина Гольца, разборный аппарат Румкорфа для демонстрации в школах, электродвигатели конструкции Е.С. Трындина С-вья и Труве, мультипликаторы по Румкорфу, Бетраму и др., астролябии, нивелиры и теодолиты».
Достижения нефтяной промышленности были представлены российскими компаниями и отдельными предпринимателями в группе VI «Произведения заводской обработки». Результаты деятельности нефтяной промышленности за прошедшее десятилетие впечатляли.
Добыча нефти возросла за два десятилетия в 100 раз: с 300 тыс. пуд. в 1861 году до 30 млн пуд. в 1881 году. Если за период с 1873 по 1877 годы в стране было произведено 12 млн 310 тыс. пудов керосина, то только за один 1881 год этот показатель составил 11,6 млн пудов керосина.
Главным украшением стенда Златоустовского оружейного завода, равно как замечательным примером экспозиционной находки, стал огромный государственный герб России: «…Громадный гербовый орел, сделанный из ножей, вилок, клинков, кокард и других металлических военных уборов, и за этим орлом – ваза, тоже из всевозможных клинков военного оружия».
Завод был отмечен двумя наградами: золотой медалью за высокое качество и отделку холодного оружия, ножевого товара и инструментов, и серебряной медалью – за применение мартеновской стали для выделки ружейных стволов и введение металлических ванн для закалки клинков.
Наш Златоустовский орел
Обозревателями была также особо отмечена активная работа Военного ведомства, стремившегося донести до российского общества результаты реформ 70-х гг. в армии и на флоте.
Военный отдел
Морской отдел поражал «Своей нарядностью, щеголеватостью и техническими новшествами».
Военно-морской отдел
Ярко и весомо отражали достижения и тенденции бурно развивающейся российской промышленности экспозиции ведущих предприятий – петербургских «Обуховского завода» и «Александровского механического завода», Брянского завода, московского «Трехгорного товарищества Прохоровых», «Товарищества Никольской мануфактуры, Морозова Саввы сына и К°» из Орехово-Зуево, Коломенского машиностроительного завода и ряд других, получившие высшую награду выставки – право изображать государственный герб России на своей продукции.
Машинный отдел. Молот общества Коломенского машиностроительного завода
11
Не осталось без внимания репортеров и то, что во время выставки «на Ходынском поле опыты над паровозом-самокатом, конструированным и изготовленным на Мальцевском заводе промышленного и торгового товарищества, оказались удачны. Паровоз ходил без дорог...».
Достойно были представлены на выставке высшие технические учебные заведения.
Диплом 1-го разряда получили мастерские Императорского Московского технического училища «за безукоризненное исполнение паровых двигателей и других машин».
Практический Технологический институт (Санкт-Петербург) получил диплом 1-го разряда за «чертежи и проекты студентов».
Общий вид главной галереи научно-учебного отдела
За что награждали в Царской России
Согласно традиции, на Выставке-1882 были установлены награды: почетные отзывы, денежные премии, золотые, серебряные и бронзовые медали.
В положении о выставке было сказано: «Экспонентам, удостоенным означенных наград, выдаются от департамента торговли и мануфактур дипломы в удостоверение того, что ими получены сии награды». В составе комиссий экспертов были признанные промышленники, инженеры и авторитетные ученые.
К претендентам на награды предъявлялись строгие требования.
Согласно «Положению об экспертах и наградах во Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года в Москве», в расчет принимались:
– качество и художественное исполнение изделий,
– их стоимость и продажная цена;
– размеры производства и число занятых рабочих;
– технологические характеристики производства;
– польза, приносимая предприятием местности, где оно расположено;
– «происхождение техников. мастеров и рабочих» (в том смысле, не иностранцы ли);
– «попечение об улучшении положения рабочих и об устранении опасности для их жизни и здоровья», а также
– «предоставление рабочим выгод, предохраняющих их от нищеты и безпомощности в случае болезни или утраты сил».
Любопытно все это узнать, не правда ли? По существу, оценивался не столько конкретный товар – чугунное литье, ткань или керосин, а в большей степени эффективность деятельности конкретного предпринимателя, причем в интересах Российской Империи и ее народа.
Помимо этого, выставочные награды присуждались и высококвалифицированным мастерам своего дела, «заслуживающим особого отличия за полезные услуги, ими оказываемые, или за участие в производстве замечательных предметов, представленных на выставку».
Любопытно, что для государственных предприятий была введена своя система наград: «Казенным фабрикам, заводам и учреждениям, принимавшим участие в выставке, похвальных наград не выдается. Заведения эти подлежат распределению на разряды, соответственно достоинствам представленных изделий, в удостоверение чего и выдаются им установленные дипломы».
Культурная программа Выставки и ее пресса
В ходе работы Выставки посетители получили хорошую возможность участия в разнообразной культурной программе. Здесь выступили известнейшие российские исполнители, музыкальные и хоровые коллективы.
В концертном павильоне, вместимостью 2 150 зрителей, с большим успехом проходили концерты хоровой капеллы под управлением Д.А. Славянского. А 8 августа 1882 года здесь впервые была исполнена знаменитая увертюра Петра Ильича Чайковского «1812 год», написанная «на случай освящения храма Христа Спасителя».
На Выставке выступали известнейшие исполнители и музыкальные коллективы. Серию концертов дал симфонический оркестр под управлением А.Г. Рубинштейна.
Выставка стала местом синтетического взаимодействия различных видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, садово-паркового искусства, музыки, театра, балета. Предусмотренные сценарием, они органически вплетались в выставочную структуру, оказывая значительное влияние на общее восприятие ансамбля.
По свидетельству современников, Художественный раздел Выставки потрясал воображение. Встречала посетителей картина В.В. Верещагина «Преподобный Сергий благословляет великого князя Дмитрия Донского перед походом против Мамая».
Среди 950 произведений искусства посетители особо отметили такие полотна как: «Явление Христа народу» А.А. Иванова, «Витязь на распутье» и «Алёнушка» В.М. Васнецова, «Всемирный потоп» И.К. Айвазовского. «Бурлаки на Волге» И.Е. Репина, «Неравный брак» В.В. Пукирева, «Заросший пруд» БД. Поленова, «Чаепитие в Мытищах» В.Г Перова, «Еловый лес» И.И. Шишкина, а также многие другие, принадлежащие таким художникам как – В.М. Васнецов, Н.Н. Ге, К.Е. Маковский, А.К. Саврасов, И.Н. Крамской, В.В. Верещагин.
События на московской выставке с мая по сентябрь 1882 года регулярно освещали еженедельный журнал «Колокольчик» и ежедневная газета «Всероссийская выставка», издававшаяся на средства председателя Московского отделения ИРТО А.А. Шильдбаха.
Редактором этой газеты был выдающийся химик-органик, профессор Московского государственного университета В.В. Марковников (1838-1904). В составе редакции активно работали также академик А.М. Бутлеров, профессора А.К. Крупский, П.К. Худяков, химик В.Н. Оглоблин, инженер-технолог К.И. Тумский и другие известные специалисты.
Ни одно значимое событие на Выставке не прошло мимо внимания репортеров и обозревателей этих изданий. Здесь впервые появились и нашли дальнейшее применение в газетной практике прообразы многих используемых теперь средств: пресс-релизы, интервью, анонсы и др.
На страницах газеты в обстоятельных статьях «Исторический очерк нефтяного производства в России» и «Нефтяные продукты на выставке» была дана подробная характеристика быстро растущей отрасли российской экономики и обозначены ее хорошие перспективы.
Здесь же была помещена небольшая заметка о том, что свою первую выставочную награду, бронзовую медаль за «хромолитографические народные картины», получил владелец московской литографии Иван Дмитриевич Сытин (1851-1934), ставший впоследствии крупнейшим отечественным книгоиздателем.
Высочайшее посещение выставки и народный интерес к ней
В течение трех дней, 9-11 сентября 1882 года, выставку осмотрели Император Александр III, Императрица Мария Федоровна и «остальные члены Августейшего Семейства». Император высоко оценил блестящее исполнение Высочайшего пожелания показать «торжество России и российского» вопреки всем потрясениям, выпавшим на ее долю.
Посещение Александром III и Марией Федоровной Художественно-промышленной выставки 9 сентября 1882 года
Во время Царского посещения каждый из экспонентов стремился преподнести свой наиболее примечательный подарок.
Так, известный московский ювелир П.А. Овчинников подарил императорской чете золотое блюдо и кубок, потомственный почетный гражданин М.С. Кузнецов – фарфоровый чайный сервиз, московский промышленник Густав Лист – модель сельского пожарного обоза, дворянин П.И. Воронцов – оригинальный самовар, а петербургский изобретатель Е.Н. Кобозев – крестообразную горелку.
Фирма «Трындин и Сыновья» преподнесла Наследнику Цесаревичу Николаю Романову – готовальню, а Великому Князю Сергею Александровичу – барометр, за что «была получена Высочайшая благодарность Их Императорских Величеств».
Это посещение и высокомилостивые слова Высочайшего одобрения много значили для всех, кто вложил силы и душу в организацию крупнейшего смотра российского национального культурного, технического и промышленного расцвета.
Но по-своему не менее значимым в истории Выставки-1882 было постоянное посещение ее теми, кого принято именовать «простыми людьми». Это было новое явление в истории российских выставок, и как знать, может быть в этом тоже сказывалась духовная связь Царя и народа.
Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 года стала национальным праздником, который длился более четырех месяцев. Напомним, что ее посетили свыше миллиона человек, и главное, – обозреватели отмечали изменившийся социальный состав посетителей.
Известный критик Владимир Васильевич Стасов, отметивший, что «нынешняя всероссийская выставка – одна из самых блестящих выставок, какие мне случалось видеть. Я даже думаю, что из всех русских выставок, какие только у нас до сих пор бывали, это самая капитальная и самая великолепная выставка», отметил также массовое посещение выставки «народом».
«Другое, что мне казалось великолепным и восхитительным на московской выставке, это начинающееся участие и присутствие народа. Прежде публика таких выставок состояла только из нескольких слоев общества и кончалась разве только мещанами и мелкими торговцами.
Нынче – какая разница! Пойдите по московской выставке, не только в воскресенье и праздник, когда там бывает до 30 000 народа, но даже и на неделе: вы увидите такую разнообразную, такую многосоставную массу русского люда, какой, бывало, прежде никогда там и не встретишь.
На выставку нынче ходит сам народ – мужики, бабы, солдаты, фабричные – массами, и приходят почти всегда на целый день, с узелками и провизией, с детьми, даже грудными. Это мне напомнило то, что я, бывало, прежде видал на больших выставках в Париже и Лондоне и чего не воображал увидеть у нас на своем еще веку. А вот случилось.
Время пришло – другое время, новая полоса, видно, наступает.
И народ этот не ходит уже более, как в прежние времена: немногие отдельные единицы из его среды идут тихо, молча и боязненно, почтительно уступая дорогу "барам", в немоте рассматривая ту или другую картину, останавливаясь без единого слова друг с дружкой перед тою или другою витриною, столом, группой, предметом.
Нет, нынче иначе: народ и сам ходит группами, маленькими обществами – как прежде, бывало, одни "баре" – и тут есть всегда не один, а несколько грамотных, бойко читающих по каталогу, пока все слушают (заметьте – по каталогу; когда же в прежние годы "простой народ" покупал и читал какие-то каталоги выставок?); группы оживлены, группы разговаривают громко и смело, кто смеется и радуется, кто хвалит, а кто и хулит, не обращая никакого внимания на то, ходят ли кругом них другие, и слушают или нет их разговоры, их толки и споры, их похвалы и осуждения.
Кто бы это подумал несколько месяцев назад: на московской выставке, в воскресенье или праздник, встретишь множество – знаете даже кого? – лапотников, которые приплелись из каких-то подмосковных мест и не побоялись заплатить пятиалтынный, чтобы побывать там, где быть им нынче нужно и интересно. Не историческое ли это событие у нас?»
Как-то не сочетается это наблюдение критика-демократа с теми «мнениями», что до сих пор бытуют в коммуно-либеральных кругах о вековой забитости русского человека, особенно при царизме.
Жаль вот только, что связь Царя и народа все последние десятилетия перед катастрофой 1917 года была сильно затруднена тем, что именуется в некоторых трудах «средостением», оно же – чиновно-бюрократическая прослойка. В Царской России «прослойка» имела ничтожные размеры по сравнению с современной, но вред уже приносила.
И все же в начале царствования Государя Александра Александровича верноподданнические чувства подавляющего большинства народа были несомненны. Очевиден был и подъем народной жизни, зримым свидетельством которого явилась Пятнадцатая всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 года.
Павильон-звезда
Главная достопримечательность
Столь повышенное внимание, уделенное в нашем историческом расследовании чудесам русской промышленности, науки и техники, представленным на Выставке-1882, объясняется не только желанием автора показать читателю спокойное и уверенное движение вперед Российской Империи во всех областях ее народного хозяйства. На самом деле, все сказанное о Выставке до сих пор было прелюдией к главному, весьма важному для нас обстоятельству.
Автор сознательно обошел до поры до времени вопрос о главной достопримечательности выставки 1882 года, каковой стало ее центральное здание, доминировавшее над всем комплексом.
Восемь трехнефных павильонов, соединенных между собой двумя концентрическими галереями, образовали восьмилучевую звезду диаметром почти 300 метров. С двух сторон к звезде примыкали два почти одинаковых павильона машинного и художественно-учебного отделов, каждый площадью порядка гектара. А общая площадь центрального комплекса подходила уже к шести гектарам, то есть к 60 000 кв. м.
Павильоны вместе с галереями, пересекаясь, образовали большой центральный и восемь малых дворов. Центральный круглый двор был особенно хорош.
Главный сад с павильоном для оркестра
«Эти ряды выгибающихся кругом стеклянных зданий, − описывал свои впечатления В.В. Стасов, считавший, что наша выставка не уступает любой всемирной, − в красках и золоте, с лужайками, куртинами цветов и вьющимися дорожками, с красивыми терракотовыми фонтанами, высоко бьющими в нескольких местах садика, с изящною деревянною беседкою на наклонных врозь копьях в самой середине садика – все это необыкновенно изящно, светло, радостно…».
Все три здания были собраны из однотипных трехпролетных металлических рам общей шириной более 31 метра. Все средние высокие пролеты имели верхний свет.
Металлический каркас для главного здания был изготовлен на Санкт-Петербургском металлическом заводе, а для примыкавших к нему павильонов – на заводе братьев Бромлей в Москве и Брянском машиностроительном заводе.
Этот главный павильон вошел в историю под именем «павильон-звезда». Впервые это незаурядное творение нашего архитектурно-выставочного гения автору удалось увидеть в уже не раз упомянутой «Технологической саге».
Вот, извольте взглянуть. Не правда ли, хорош?
Выставка 1882 года – фотогравюра. На первом плане павильон-звезда. Справа виден железнодорожный вокзал и поезд – паровоз и девять вагонов. На дальнем плане, слева от трубы с дымом, - второй поезд, с десятью вагонами. Слева вдали – часть Бегов
В основу композиции павильона легла функциональная идея, близкая к реализованной на Всемирной выставке в Париже в 1867 году. Предполагалось распределить всю экспозицию таким образом, чтобы посетители, проходя по концентрическим галереям, наблюдали картину производства в отдельных отраслях по всей России, а проходя по радиальным направлениям − общую картину промышленного производства одного из девяти географических районов России.
Полностью этот экспозиционный прием не был тогда осуществлен из-за организационных сложностей, но и то, что было достигнуто, производит впечатление до сих пор.
Сейчас павильон-звезда во всех видах есть и в инете. Но тогда, в 2011 году, вид этого грандиозного сооружения был для меня откровением. Немудрено, что Пятнадцатая выставка стала не только главным событием российской жизни в том далеком 1882 году, но и своего рода мировым рекордом, не превзойденном в полной мере и до сих пор.
Честно говоря, пока не пришлось заняться «Ходынкой» и ее предъисторией, я и не представлял себе, что в Москве 1882 года могли происходить мероприятия, достойные романов Жюля Верна.
Вот про Хрустальный дворец на Лондонской выставке был наслышан с детства. А в родной «дикой» России… Как-то об этом мало сообщалось.
Между тем, современники считали, что «своими архитектурными формами, сооружениями, размерами и всеми приспособлениями для ее обозрения и для удобства публики она [Выставка-1882] совершенно приблизилась ко всем бывшим всемирным выставкам и почти ни в чем им не уступала. Обширностью своего плана и всех своих построек, грандиозностью некоторых частей она вполне выражала собой государство, собравшее здесь плоды своих трудов с огромных пространств двух частей света»[3].
С отечественными авторами были согласны и зарубежные. Солидное парижское издание «Revue de Deux Mondes» в своем репортаже из Москвы сообщало: «Выставка 1882 года составляет истинное торжество для промышленной России; она служит выражением громадного прогресса во всех отраслях человеческого труда за последние двадцать лет».
А такое капитальное европейское издание, как «Brockhaus Enzyklopaedie», то есть «Энциклопедия Брокгауза», еще не начав свой выпуск в России, поставило московскую Выставку-1882 в один ряд со Всемирными выставками в Лондоне и Париже
Первые разгадки
Грандиозность главного вставочного здания произвела такое впечатление на современников, что самым популярным и покупаемым видом выставки стал ее «вид с птичьего полета», − по сути «вид павильона-звезда». Вариантов таких «видов» было много. Но наиболее точным, близким к фотографическому, стал воспроизведенный выше. А ведь и правда, красиво.
Однако кроме своей красоты «Общий вид Всероссийской выставки 1882 года» заодно высветил немало мест, остававшихся в ту пору в нашем расследовании Ходынской катастрофы темными.
Прежде всего, установление точного местонахождения бывшего вокзала и соединительной ветки железнодорожного пути дало возможность восстановить в первом приближении маршрут, которым шел «на Ходынку» наш «главный свидетель» Ходынской трагедии Владимир Алексеевич Гиляровский. От Скакового павильона, – который также отображен на этом рисунке, – «мимо Бегов, со стороны Ваганькова» ко рву перед «полем гуляний».
Напомним, что ров этот и образовался на месте частично демонтированного железнодорожного полотна соединительной ветки.
Во-вторых, поскольку общеизвестно, что павильоны Выставки-1882 были постепенно демонтированы, стало понятно местонахождение того пресловутого «поля с ямами», где и собирался уже 17 мая 1896 года народ, готовясь к Народному празднику.
Поле это и было «Местом выставок», указанном на схеме 1 данного раздела.
В-третьих, значительно более точно удается восстановить ближайшую к Москве границу прямоугольника «поля гуляний», а значит, и расположение всего «поля гуляний-1896».
Но главное открытие ждало нас впереди.
[1] Матвейчук А.А Фукс И.Г. Триумф в Первопрестольной: Всероссийская выставка 1882 г. в Москве. /Матвейчук А.А Фукс И.Г. Технологическая сага. – М.: Древлехранилище, 2009. Глава VI. С. 71-93. Автор благодарен своему другу Ивану Ивановичу Васильеву, обратившему его внимание на этот труд, и предоставившему экземпляр этой редкой книги для работы.
[2] Изложение в разделе «Картинки Выставки» ведется в основном по книге: Матвейчук А.А Фукс И.Г. Технологическая сага, а также по трудам доктора архитектуры Юрия Анатольевича Никитина: Выставочная архитектура России XIX – начала XX в. /Ю.А. Никитин. - Санкт-Петербург: Коло, 2014; его же: Архитектура выставочных комплексов России XIX – начала XXI в. – Диссертация на соискание ученой степени доктора архитектуры. - СПб, 2016 и его же статьям. Ссылки на эти труды в данном разделе не оговариваются, а цитаты не закавычиваются.
[3] Отчет о Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве. Под ред. В.П. Безобразова. В 6 т. - СПб., 1884. Т. 6. C. 6.