«Мне писать, как дышать…»

О стихотворном сборнике Натальи Поколоды «Вровень с правдой», Краснодар, 2023

0
88
Время на чтение 9 минут

 

Поначалу стихотворный сборник Натальи Поколоды в скромном мягком переплёте не привлёк моего внимания. Подумал, мало ли хороших и разных книг выпускает в свет краевое книжное издательство. Но, познакомившись с предисловием кандидата филологических наук, члена Союза писателей России Кирилла Анкудинова, в котором содержится довольно высокая оценка поэзии и эссе кубанской поэтессы, и сам убедился в несомненной правоте учёного.

Тем более, что не так уж много сегодня в России литераторов, твёрдо придерживающихся устоявшихся традиций в русской национально - поэтической школе: и в самобытном видении мира и психологии человека, и в тонкостях нашего национально - эстетического мышления, и в наборе тех образов, тем и мотивов, коими оперирует автор в отличие от немалого числа сочинителей, весьма склонных к формалистическому псевдо - новаторству, ложным экспериментам, нередко откровенно ломающих «устаревшие» традиции, игнорирующих изначальную красоту и благоухание русского поэтического слова с его нестареющими художественно – выразительными законами.

Отрадно, что Н. Поколода уверенно ориентируется в устоявшихся традициях поэтических первоистоков, берущих своё начало от золотых перьев всемирно признанных русских классиков, от широкой плеяды поэтов серебряного века и принятых от них стихотворцами-современниками романтического направления.

Верно пишет Кирилл Анкудинов: «Всё во всех книгах этого автора (их уже вышло три. – В.Ю.) проникнуто любовью. Наталья Поколода любит поэтов, художников, музыкантов, учителей. Она любит советское прошлое с бессмертным подвигом наших дедов и прадедов в годы великой войны и с пионерскими воспоминаниями, но она любит и досоветскую Родину, она любит прошлое России, её настоящее и будущее. Она искреннейшая православная христианка, она любит всё, что связано с Православием, но она любит и дохристианскую Русь с её языческими богами, и иные веры признаёт. Она любит культуру и природу, горы и равнины, дни и ночи, север и юг, землю и космос. Она бесконечно любит творчество, и она рада признаваться в этом – ей нравится творить. Она всегда влюблена в любовь…»

В этом заключении филолога акцентированно подчёркнут тот удивительно тонкий, изящный и вдохновенный идиллический пафос, который является стержнем произведений кубанской поэтессы. Собственно, её трепетные лирические откровения являют собой единую книгу всеобъемлющей, преданной и безоглядной любви к своей малой родине – кубанской станице Родниковской, где она родилась и выросла, и большой Родине – великой России. Широкий пространственный мир, простирающийся до космической безбрежности, и глубоко волнующая поэтессу родная станица с  трудолюбивыми потомками кубанских казаков – всё слилось в её восторженной душе воедино…

 

Безмолвная равнина,

Бескрайние снега…

Тебе – Россия – имя,

Святые берега

 

Наполнена духовным,

Исполнена благим.

Ты под Покровом, словно

Под светом золотым.

 

Россия – даль преданий,

Народная мольба,

Сокровищница знаний, -

Великая судьба…

 

                                              («Россия»)

 

…Будем помнить, незатухающее, не подвластное никаким испытаниям и времени чувство Родины – и Лермонтовское «Люблю Отчизну я, но странною любовью!..», и Блоковское «О, Русь моя! Жена моя!..», и Рубцовское «Россия, Русь! Храни себя, храни!..» - это лейтмотив, поднимающий русскую классику до безмерных  высот и не сравнимый с пафосом других, иноязычных литератур, ибо русской литературе, как никакой другой, свойственны органическая связь времён и народов, необычайная широта и глубина мысли и чувства, теснейшая привязанность к отчему дому и вместе с тем неудержимая устремлённость в космические дальние дали прошлого и будущего.

Всё это под пером Н. Поколоды горячо пульсирует, взволнованно дышит, трепещет, вихрем кружит вокруг образа многотерпеливого и многострадального русского человека с его необоримым великодушием, нравственной чистотой и душевным благородством. О необъятной доброте и необычайной притягательности русского человека с восхищением писал ещё великий Достоевский. Да только ли он один… Безусловно, это хорошо ведомо кубанской поэтессе.

Неукоснительно следуя художественному завету русской словесности - видеть жизнь во всём её радужном многоцветье, Н. Поколода находит тёплые. впечатляющие тона и зримые эмоционально-экспрессивные краски, пробуждающие у читателя неизъяснимое чувство нежной и преданной любви к своему Отечеству, отчему очагу. Во всю силу своего неординарного дара поэтесса воспевает славные созидательные деяния предков-казаков, их тесную сопричастность к нашим нелёгким дням. Восторженное восклицание великого Суворова - «Мы – русские! Какой восторг!..» - стало творческим кредо поэтессы.

Отсюда проистекают та предельная искренность, тот исповедальный характер, которые буквально пронзают лирику кубанской поэтессы. Поистине, кто с душой своей в ладу, тот светло и ясно думает, чувствует и мыслит.

 

Белый храм в душе

Я построю в срок

Из простых вещей,

Из земных дорог.

Из рождённых фраз,

Сокровенных слов.

То, что есть «сейчас»,

Что зовут – любовь.

Я построю в срок

Духа белый храм.

Прожила урок.

И своим словам

Придаю простор,

Честность, доброту.

И светлеет взор,

Воплотив мечту…

 

                                      («Белый храм в душе»)

 

Вместе с тем избранная автором проникновенная лирико-субъективная тональность умело сопрягается с публицистичностью мышления. Стихи поэтессы о Родине и о себе сочетают тесное, неразрывное единство двух начал – собственно лирическое и социально значимое. И здесь поэтесса неукоснительно следует изначальной традиции русского национального стихосложения, в котором судьба Родины, великой России и судьба отдельного человека слиты в одно прочное, неразделимое целое.

 

Великие песни

Великой Отчизны,

Московии, весей

И древней Руси…

В них звук каждый красен,

И слог каждый честен,

И знамя – язык!

И воззвах: «Пронеси

Над бездной, над страхом,

Над ордами чуждых,

Над тьмою кромешной

И русской землёй»

                                            («Великие песни великой Отчизны»)

 

                                                  

 

В стихах поэтессы нет и тени декларативной лозунговости, неких схематичных плакатных призывов, налицо открытое обращение к нашим предтечам, к священным страницам поучительной исторической памяти, без которой и сегодня не мыслима наша твёрдая вера в светлое будущее.

Не открою Америки, если скажу: в общественной поведении каждого значимого художника слова, в его вдохновенных творческих порывах, философских взглядах, этических и эстетических исканиях всё определяет его мировоззрение, тот усвоенный и воплощенный в творчестве опыт, который определяет всю его многосложную систему жизненных представлений и художественных приёмов. Ещё знаменитый датский учёный, мыслитель и богослов Кьеркегор утверждал: «Определитесь с понятиями – и вы избавите человечество от половины заблуждений».

В посвящении Валерию Фатееву Н. Поколода по достоинству оценивает нелёгкий и по-граждански ответственный труд поэта:

 

Вдохновенно влюблён поэт.

Слышит музыку звонких лет.

Улетает в окруженье рифм.

И как пульс, бьётся чёткий ритм.

Одарите поэта всласть,

Он ведь белого света часть.

Он былинка, он – страсть и мир,

Он – целительный элексир.

Он живёт красотой, игрой,

Наваждением, глубиной…

Будто дождь, орошает свет

Одинокий всегда поэт…

 

                                                         («Валерию Фатееву»)

 

 

Что же в данном контексте прежде всего свойственно поэтическому слову Н. Поколоды? Православно-христианская этика и мораль, которые, словно ясновидящий Божий перст, указуют ей верный путь, ведут к правильным ответам на нелегкие жизненные вопросы. Именно православные духовно-нравственные ценности являются ключевыми и определяющими в её творческом облике, хотя и другие верования она принимает с пониманием и глубоким почитанием.

 

Вровень с правдой стою на высоком яру!

Вровень с Духом, пылающим гулко.

Вровень с ветром сквозным – на холодном ветру! –

Долгожданная встреча – прогулка.

 

Поднебесное счастье земное поёт…

Пламенеют сердца, как тюльпаны.

Солнце яркое Правды над миром встаёт

И плывут облаков караваны…

 

                                                                       («Вровень с правдой»)

 

Речевая стилистика Н. Поколоды проста и незатейлива, ритмически строго организована, язык чистый, образный, лишён нарочито усложнённой метафорики и тяжеловесных словесных конструкций, средства художественной выразительности используются сдержанно, умеренно, не затмевая суть глубинного содержательного смысла стихов. Опять-таки, это лишний раз подтверждает её благотворную творческую учёбу у корифеев национальной поэзии, уверенное следование традиционным, давно сложившимся художественным канонам.

…Я далёк от мысли искусственно захваливать поэзию Н. Поколоды: пусть в иных её стихах порой «хромают» рифма и ритмика, пусть случаются повторы эпитетов и однотипных образов. Возможно, надо наполнить более густым, содержательным смыслом отдельные «пионерские» стихи, посвящённые золотой поре детства, юности… Однако всё это с лихвой компенсируется чистотой и благонравием авторских душевных взлётов и порывов. А отдельные «технические» издержки и недочёты вполне простительны и легко ускользают из - под внимания читателя, попадающего в волшебный мир тёплой, добросердечной, воодушевляющей поэзии.

От всей души желаю одарённой поэтессе Наталье Алексеевне Поколоде – моей уважаемой землячке – кубанке доброго пути на нелегкой поэтической ниве!

 

Владимир Юдин, профессор, доктор филологических наук

г. Тверь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Александрович Юдин
Памятная книга о казаках
Н.Д.Спицын «Казак о судьбах казачьих» (Майкоп, 2020 г.)
24.11.2024
Предсказание Сталина
Размышления о причинах актуальности наследия советского вождя
01.11.2024
Когда говорят пушки – музы не молчат…
14-й фестиваль патриотической авторской песни и поэзии «Псебай – жемчужина Кубани»
07.07.2024
Не позволяй душе лениться!..
О творчестве Маргариты Порываевой
21.06.2024
Все статьи Владимир Александрович Юдин
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Русский Иван
19.12.2024 18:30
Инопланетян придумали те, кто «убил» Бога
Новый комментарий от ОСт
19.12.2024 18:15
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от Апографъ
19.12.2024 17:44
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Виктор Фролов
19.12.2024 17:35
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Русский танкист
19.12.2024 17:30
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Фиалковский
19.12.2024 17:30
Зачем?
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.12.2024 14:59